Решение математических задач как способ формирования учебной мотивации младших школьников
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Статья описывает проблемы с которыми зачастую сталкиваются учителя на уроках математики и показывает возможные пути их решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение математических задач как способ формирования учебной мотивации младших школьников

Текстовые задачи в курсе математики начальной школы занимают большое место. С одной стороны, они нужны для того, чтобы сформировать у учащихся умение решать задачи, с другой – они могут быть использованы для формирования математических понятий и их свойств, для мотивации введения новых знаний и т.п.

   Однако эффективное использование текстовых задач возможно лишь в том случае, когда учитель может  чётко определяет конкретную цель работы с каждой задачей на уроке, умеет организовать эту работу в строгом соответствии с поставленной целью.

 Положительное отношение к решению задач, направленность на самостоятельное решение трудных задач связано главным образом с наличием внутренней мотивации, хотя и широкие социальные мотивы также оказывают существенное влияние.

Положительная мотивация деятельности по решению задач подается  целенаправленному формированию. На процесс формирования мотивации оказывают влияние все стороны учебной деятельности: ее организация, содержание и структура. Однако для формирования устойчивой положительной мотивации необходимо достаточно большое время, исчисляемое по крайней мере одним или несколькими учебными годами.

 Часто работа с задачей на уроках строится однотипно и направлена главным образом на достижение практической цели: решить задачу, т. е. получить ответ на вопрос задачи.

    Включая задачу в урок, мы можем определить весьма разнообразные цели. Они либо являются конкретизацией общей обучающей цели – формирования умения решать задачи, либо вытекают из таких общих целей, как формирование какого-либо математического понятия и умения. И в зависимости от той или иной конкретной цели выбираются методические приёмы работы с задачей.

Для того, чтобы вызвать у учащихся интерес целесообразно использовать задачи- шутки:

Мотоциклист ехал в посёлок и встретил 3 легковых автомобиля и грузовик. Сколько всего машин ехало в посёлок? (один мотоциклист )

Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько км. Пробежала каждая лошадь? (30 км.)

На уроках не стоит гнаться за количеством решенных задач, так как практически все задачи в учебниках однотипны, и в каждой новой задаче дети узнавали предыдущую с обновленными числовыми данными, что не вызывало у них познавательного интереса. А решение задачи сводилось лишь к соревнованию, кто быстрее оформит запись в тетради. Намного интереснее и полезнее в одной задаче отыскать как можно больше разных способов решений. Рассмотрим пример такой задачи.

«В зале 8 рядов стульев, по 12 стульев в каждом ряду. В зал пришли ученики из двух классов, по 42 ученика в каждом. Хватит ли стульев для учеников? Если останутся незанятые стулья, то сколько?»

Использую разбор задачи от данных к вопросу, дети легко получили решение, рассуждая следующим образом: « Зная, что в зале 8 рядов по 12 стульев в каждом ряду, найдем, сколько всего стульев в зале: 12 * 8 = 96. Теперь определим, сколько стульев будет занято, т.е. узнаем, сколько учеников в двух классах. Столько же будет занято и стульев: 42 * 2 = 84. Сравним теперь число всех стульев - 96 и число стульев, которые займут ученики двух классов, - 84. 96 > 84, значит, стульев хватит. 96 - 84 = 12.

стульев останутся незанятыми».

Чтобы найти другие способы решения, мы попытались представить, как могли ученики двух классов войти в зал и в соответствии с этим дополнить условия задачи.

Рассуждая, сопоставляя, дети отыскали ещё три способа решения.

II способ:

Вначале свои места заняли ученики одного класса, а затем другого.

12 * 8 = 96

96 - 42 = 54

54 - 42 = 12

Ответ: 12 стульев останутся не занятыми.

III способ

Всех учащихся рассадили так, чтобы все места в ряду были заняты, т.е. в каждом ряду было по 12 человек;

42 * 2 = 84 - места займут ученики двух классов;

84 / 12 = 7 - рядов займут ученики двух классов;

8 - 7 = 1 - ряд или 12 стульев останутся незанятыми;

Ответ: 12 стульев останутся незанятыми.

IV способ

Стулья в зале распределены поровну между классами, т.е. по 48 штук. Поэтому сначала узнаем, сколько незанятых стульев осталось у каждого класса.

12 * 8 = 96 - всего стульев в зале;

96 / 2 = 48 - стульев для каждого класса;

48 - 42 = 6 - незанятых стульев у каждого класса;

6 * 2 = 12 - всего незанятых стульев.

Ответ: 12 стульев останутся незанятыми.

Вовлекая учеников в самостоятельный поиск, я предложила детям представить, как еще можно рассадить школьников. Было очень много версий: чтобы все ряды заполнились учениками равномерно, и каждый ряд был хотя бы частично занят;

чтобы оба класса рассаживались одновременно;рассаживались порознь;

чтобы для каждого класса выделялось поровну мест в зале или поровну (по 6) в каждом ряду.Детям, у которых возникли затруднения с поиском новых способов, было предложено сделать рисунок. И дело пошло лучше.

V способ

42 / 12 = 3 (ост. 6) - 3 ряда занято, оставшихся 6 учеников посадили в 4-й ряд.

12 - 6 = 6 - учеников из другого класса тоже посадили в 4-й ряд;

42 - 6 = 36 - учеников остается посадить на другие ряды;

36 / 12 = 3 - еще 3 ряда займут ученики из другого класса;

4 + 5 = 7 - рядов занято;

8 - 7 = 1 - ряд или 12 стульев не занято.

Ответ: 12 стульев останутся незанятыми.

VI способ

42 / 12 = 3 (ост. 6) - 3 ряда занято, 6 учеников не посажено;

42 + 6 = 48 - учеников осталось посадить;

48 / 12 = 4 - ряда займут оставшиеся ученики;

4 + 3 = 7 - рядов занято;

8 - 7 = 1 - ряд или 12 стульев не занято.

Ответ: 12 стульев останутся незанятыми.

VII способ

8 / 2 = 4 - рядов для каждого класса;

12 * 4 = 48 - стульев выделили для каждого класса;

48 - 42 = 6 - стульев остается не занятыми в каждой части зала, выделили каждому классу;

6 * 2 = 12 - стульев останутся незанятыми.»

Работая с любой задачей на уроке, учитель, как правило, задает одни и те же вопросы и предлагает одни и те же задания: Что известно? Что неизвестно? Прочитайте условия. Прочитайте вопрос. Выполните модель к задаче.

Необходимо разнообразить деятельность детей при решении задач на уроке, использовать различные методические приемы: предлагать задачи с недостающими и лишними данными, сравнивать условия и их решения, составлять схемы. Все это способствует формированию и поддержанию учебной мотивации на уроках математики, поскольку дети думают, рассуждают, решая задачи, а не узнают в каждой ту, которую решали раньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации младших школьников средствами информационных технологий.

В презентации раскрываются вопросы мотивов учения  школьников, формирование мотивов учения с помощью ИТК....

Формирование учебной мотивации младших школьников

Залог успешности обучения младших школьников -наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности....

«Формирование учебной мотивации младших школьников в процессе математического развития учащихся начальной школы»

Развитие мотивационной сферы у ребенка  Основные задачи обучения ребёнка математики. Межпредметные связи....

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность использования нетрадиционных форм проведени я урока с целью повышения учебной мотивации в начальной школе....

Способы повышения учебной мотивации младшего школьника

Как замотивировать ребенка на учебу? Советы родителям....

О СПОСОБАХ, ПОВЫШАЮЩИХ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Целью первого этапа любого урока по ФГОС является этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Его результат – выработка внутренней готовности ученика к выполнению нормативных требований уче...