Способы повышения учебной мотивации младшего школьника
статья (2 класс)

Аккуратова Наталья Васильевна

Предварительный просмотр:

Способы повышения учебной мотивации младшего школьника

Советы родителям

Как замотивировать ребенка на учебу?

Дети воспринимают новую информацию по-разному: одни зрительно, другие на слух. В зависимости от этого одному ученику, чтобы усвоить урок, предпочтительнее прочитать учебник, а другому выслушать объяснения учителя и дома повторить задание вслух. У одних склонности к точным наукам, другие – ярко выраженные гуманитарии, третьим учиться скучно, потому что они всё схватывают на лету, а кому-то надо больше времени и усилий, чтобы понять новый материал.

Когда трудности накапливаются, учащийся просто теряет интерес, без которого даже самый гениальный педагог не сможет передать знания в должной мере. К сожалению, программа общеобразовательной школы рассчитана на среднестатистического ученика и не учитывает этих нюансов. Давайте подумаем, как можно ненавязчиво, без давления повысить мотивацию к учёбе.

Необходимо формирование побуждения к действию.  

Как это сделать на практике?

Это означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.

1.Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.

Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется.  Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться. Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы, и тогда результат не заставит себя ждать.

2. Применять в соответствии с причиной коррекционные меры:

учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения или исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».

3. Приучение к самоконтролю 

В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы  и пр. Это про начальную школу, а по правде про первый класс. Но, если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова весь путь формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе. Иногда ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.

4. Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития,

а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» — манипуляция чистой воды).

5. Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежание таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

6. В каких семьях происходит успешная учебная мотивация?

Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

7. Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка. 

Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому очень важна адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса в том числе. Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности – попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха.

8. Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. 

Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя в зарубежных семьях платить за учебу – явление вполне нормальное, привычное и часто используемое. Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно. А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.

9. Контакт и доверие

В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый. Для ребенка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление.

10. Не ожидайте немедленных успехов

 Снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то  непременно будет взлет.

11. Очень важен навык самоконтроля в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться. 

Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

12. Вера в себя.

Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать — Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.

13. Самоанализ и самооценка

Если Ваш ребенок предполагал, что усвоил учебный материал, а оценка низкая, то нужно разобраться, что произошло на самом деле. Возможно, он действительно все понял, но перенервничал на контрольной, или, например, плохо себя чувствовал, а возможно, опять же, оценка учителя была неадекватной.

Самое главное – это научить Вашего ребенка формировать адекватную самооценку, а для этого, в первую очередь, Вы сами должны стараться оценивать его результаты, основываясь не только на оценке учителя, а исходя из его ожиданий, ощущений и его целей.

14. Подготовка к переходу в среднее звено

Очень важный период в жизни школьника — переход в среднее звено. Появляются новые предметы, учителя и обязанности, сильно возрастает нагрузка. Научитесь слушать ребенка и вникать в его проблемы. В этом возрасте он особенно нуждается в вашей помощи. Выучить все, что задают в школе, практически невозможно. Именно поэтому пропадает интерес к учебе. Научите школьника правильно планировать время и распределять нагрузку, это поможет и в дальнейшей жизни.

Надеюсь, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.

Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Запомните, маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.

Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от  Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной.



Предварительный просмотр:

Обязательные качества педагога начальных классов

   Виды деятельности учителя начальных классов включают преподавание по образовательным программам, классное руководство, организацию внеурочной деятельности и др. Это сложная многогранная работа, требующая не только компетенций, но и ряда качеств. 

   Позитив.

Педагог должен быть улыбчивым, доброжелательным, находиться в хорошем настроении. Важно создать  атмосферу любви и безопасности для младших школьников.

   Спокойствие. Важно, чтобы дети не стеснялись отвечать на вопросы учителя, не боялись выражать своё мнение. Необходимы предсказуемые и ровные реакции на поступки учеников, спокойный, но не сухой тон.

   Уважительность. Уважение к детям так же важно, как искренняя любовь.

   Умение объяснять. В обязанности учителя начальных классов входит преподавание практически всех предметов. И преподнести каждую тему нужно в мире ребёнка, чтобы он не только запомнил, но и понял суть.

   Способность увлекать. Удивить, заинтересовать детей, пробудить в них интерес к учёбе – непростая задача. От того, насколько хорошо справится с ней педагог младших классов, нередко зависят дальнейший успех школьного (и даже послешкольного) образования.

   Требовательность. Дисциплина обязательно должна сочетаться с добрым отношением. Не стоит забывать и о последовательности: если педагог что-то пообещал, то выполнит, если дал задание – то проверит.

   Успешность. Главное, что должен знать учитель начальных классов, – дети склонны к подражанию, часто неосознанному. Педагог – это пример и образец. Для учеников важно всё: ваш внешний вид, поступки, жизненная позиция. Любимым учителем дети гордятся.

Какие ошибки чаще всего допускают специалисты в работе с детьми?

Есть 10  ошибок начинающих учителей начальных классов:

   Ожидает от детей «идеальности».  Надо понять и принять что не все ученики бывают «хорошими»,  успевающими по всем предметам, спокойными и старательными.

   Переживает о своей профессиональной «не идеальности». Дети как дети, что-то забывают, где-то хитрят, как-то неправильно поступают. Вы не можете отвечать за всё. И не все действия учеников, а также их родителей, квалифицируют вас как профессионала.

   Считает, что родители должны полностью доверять учителю и выполнять все его рекомендации. Несмотря на то, что каждый родитель любит и делает (по его мнению) все для ребенка, не всегда их мнение совпадает с мнением учителя.

   Не может подобрать стиль общения.  Панибратское отношение приводит к нарушениям дисциплины, к неуважительному отношению ко взрослым. А чрезмерная строгость приводит к замыканию к замыканию детей, правоцирует страх в их глазах.

   Не умеет объяснять. Нужно уметь находить баланс при объяснении предметног материала.

   Не выполняет обещания. Следует быть требовательным не только к ученикам, но и к себе. Каждое обещание должно быть исполнено, а если нет – объясните детям объективные причины. Иначе они просто перестанут вам верить.

   Неуверен или самоуверен. Здесь также важно найти баланс между страхом ошибок и излишней уверенностью в своих силах и в правильности своих действий.

     Не этичен.  Никогда не унижайте учеников и не относитесь к ним пренебрежительно. Не обсуждайте отсутствующих детей, коллег, родителей.

   Не анализирует свою работу. Ваша работа важна для Вас. Это путь Вашего профессионализма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Повышение учебной мотивации младших школьников"

Учебная мотивация - необходимое условие успешного обучения в школе. Одна из задач, которая решается в начальной школе, создание условий для формирования положительной учебной мотивации  и дальней...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность использования нетрадиционных форм проведени я урока с целью повышения учебной мотивации в начальной школе....

Решение математических задач как способ формирования учебной мотивации младших школьников

Статья описывает проблемы с которыми зачастую сталкиваются учителя на уроках математики и показывает возможные пути их решения....

О СПОСОБАХ, ПОВЫШАЮЩИХ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Целью первого этапа любого урока по ФГОС является этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Его результат – выработка внутренней готовности ученика к выполнению нормативных требований уче...