Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» для 4 класса составлена на основе авторской программы Юлия Корлюгова «Финансовая грамотность»: учебная программа.4 класс общеобразоват. орг.- М.: ВАКО, 2018 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_fin_gramotnost.docx | 41.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Крымский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 41
станицы Варениковской
муниципального образования Крымский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол №1от 29.08.2019 года
Председатель педсовета
___________ М.Т. Башлаева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
_______________________________________________
(тип программы:ориентированные на достижение результатов определённого уровня/
по конкретным видам внеурочной деятельности)
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
_______________________«Финансовая грамотность»_________________________
(наименование)
1 год
(срок реализации программы)
11 лет
(возраст обучающихся)
Составитель:
Подопригора Анастасия Викторовна
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» для 4 класса составлена на основе авторской программы Юлия Корлюгова «Финансовая грамотность»: учебная программа.4 класс общеобразоват. орг.- М.: ВАКО, 2018 г.
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие основ экономического образа мышления;
- воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
- развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания курса финансовой грамотности опирается на межпредметные связи с курсами математики, технологии, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Финансовая грамотность» в 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты.
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
У учащегося будут сформированы:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
• самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
• ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
• понимание между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;
• положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Познавательные:
Учащийся научится:
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
• производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
• владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
Учащийся получит возможность научиться:
• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:
Учащийся научится:
• определять личные цели развития финансовой грамотности;
• ставить финансовые цели;
• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
• оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
• корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
• корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей и родителей.
Учащийся получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные:
Учащийся научится:
• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права на своё мнение для каждого;
• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
•оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
Учащийся научится:
• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);
• объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
• объяснять проблемы, возникающие при обмене;
• приводить примеры товарных денег;
• объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;
• понимать, что деньги зарабатываются трудом;
• описывать виды и функции денег;
• объяснять, что такое безналичный расчет и пластиковая карта;
• производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
• называть основные источники доходов;
• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
• называть основные направления расходов семьи;
• приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
• различать планируемые и непредвиденные расходы;
• считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
• объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
• объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
• называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
• объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Учащийся получит возможность научиться:
• описывать свойства товарных денег;
Сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
•понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если…то…», «верно/неверно»);
•понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;
•осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
Содержание учебного предмета
Модуль 1. Что такое деньги и какими они бывают
Как появились деньги. История российских денег. Какими бывают деньги. Банки, банкоматы и банковские карты. Безналичные деньги и платежи. Как я умею пользоваться деньгами. Что такое валюта. Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги.
Основные понятия и знания: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, валюта.
Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье
Откуда в семье берутся деньги. Подсчитаем все доходы семьи.
Основные понятия и знания: доходы семьи; виды источников доходов семьи: заработная плата, премия, пенсия, стипендия, наследство, собственность, ценные бумаги, акции, предпринимательская деятельность, бизнес.
Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать
На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи.
Основные понятия и знания: необходимые расходы: расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг; обязательные расходы: налоги, долги, штрафы; желательные расходы.
Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
Как планировать семейный бюджет. Правила составления семейного бюджета. Учимся составлять семейный бюджет. Что узнали, чему научились.
Основные понятия и знания: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения (накопления), дефицит, долги.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающегося
Номер раздела | Название разделов | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Что такое деньги и какими они бывают | 18 | Понимать, что деньги – не цель, а средство обмена. Ставить личные цели для развития финансовой грамотности, определять свои финансовые цели, составлять простой план своих действий в соответствии с финансовой целью, проявлять познавательную и творческую инициативу в области применения финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Правильно использовать экономические термины; объяснять причины обмена, различать виды денег; объяснять, чем удобны в использовании наличные и безналичные деньги; объяснять роль банков, а также для чего нужны кредиты и вклады; считать наличные деньги; правильно считать сдачу; производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала; приводить примеры валют; решать и составлять задачи с простыми денежными расчётами. |
2 | Из чего складываются доходы в семье | 4 | Понимать безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов; понимать, что деньги зарабатываются трудом человека. Выполнять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата, оценивать правильность финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач, исправлять свои действия на основе оценки и учёта выявленных ошибок. Правильно использовать экономические термины, объяснять и сравнивать основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи, считать общую сумму доходов семьи на условных примерах. |
3 | Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать | 4 | Понимать разницу между базовыми потребностями людей и их желаниями. Составлять тексты на финансовую тему в устной и письменной формах, слушать собеседника, вести диалог и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, формулировать вопросы по теме. Правильно использовать экономические термины, приводить примеры основных направлений расходов семьи, считать общую сумму расходов семьи на условных примерах |
4 | Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | 8 | Понимать различие между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды. Владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера, выполнять пошаговый и итоговый контроль своей работы и её результата, оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности. Правильно использовать экономические термины, составлять семейный бюджет на условных примерах, сопоставлять расходы и доходы семьи и предлагать финансовые решения, решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета. |
Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности | |
план | факт | ||||
Что такое деньги и какими они бывают | |||||
Как появились деньги | 2 | Понимать, что деньги – не цель, а средство обмена. Ставить личные цели для развития финансовой грамотности, определять свои финансовые цели, составлять простой план своих действий в соответствии с финансовой целью, проявлять познавательную и творческую инициативу в области применения финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Правильно использовать экономические термины; объяснять причины обмена, различать виды денег; объяснять, чем удобны в использовании наличные и безналичные деньги; объяснять роль банков, а также для чего нужны кредиты и вклады; считать наличные деньги; правильно считать сдачу; производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала; приводить примеры валют; решать и составлять задачи с простыми денежными расчётами. | |||
История российских денег | 2 | ||||
Какими бывают деньги | 2 | ||||
Банки, банкоматы и банковские карты | 2 | ||||
Безналичные деньги и платежи | 2 | ||||
Как я умею пользоваться деньгами | 2 | ||||
Что такое валюта | 2 | ||||
Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги | 2 | ||||
Из чего складываются доходы в семье | |||||
Откуда в семье берутся деньги | 2 | Понимать безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов; понимать, что деньги зарабатываются трудом человека. Выполнять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата, оценивать правильность финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач, исправлять свои действия на основе оценки и учёта выявленных ошибок. Правильно использовать экономические термины, объяснять и сравнивать основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи, считать общую сумму доходов семьи на условных примерах. | |||
Подсчитаем все доходы семьи | 2 | ||||
Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать | |||||
На что семья тратит деньги | 2 | Понимать разницу между базовыми потребностями людей и их желаниями. Составлять тексты на финансовую тему в устной и письменной формах, слушать собеседника, вести диалог и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, формулировать вопросы по теме. Правильно использовать экономические термины, приводить примеры основных направлений расходов семьи, считать общую сумму расходов семьи на условных примерах. | |||
Подсчитаем все расходы семьи | 2 | ||||
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | |||||
Как планировать семейный бюджет | 2 | Понимать различие между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды. Владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера, выполнять пошаговый и итоговый контроль своей работы и её результата, оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности. Правильно использовать экономические термины, составлять семейный бюджет на условных примерах, сопоставлять расходы и доходы семьи и предлагать финансовые решения, решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета. | |||
Правила составления семейного бюджета | 2 | ||||
Учимся составлять семейный бюджет | 2 | ||||
Что узнали, чему научились | 2 | ||||
ИТОГО | 34 |
Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
Критерии оценивания:
A. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.
B. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.
C. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.
D. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.
E. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
F. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
G. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.
Виды работы | A | B | C | D | E | F | G | Максимальное количество баллов. |
Тест | + | 5 | ||||||
Решение задачи | + | + | 10 | |||||
Ролевая игра | + | + | + | + | 20 | |||
Доклад, сообщение | + | + | + | + | + | 25 | ||
Графическая работа | + | + | + | 15 |
Описание учебно – методического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд | ||
1 | Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразоват. орг. Ю.Н. Корлюгова. М.: ВАКО, 2018 | 1 |
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
2. Печатные пособия | ||
-словари; энциклопедии - иллюстративный наглядный материал, фотографии. | ||
3. Технические средства обучения | ||
1 | - компьютер, проектор, - фотоаппарат; - CD диски. | |
4. Интернет-источники | ||
1 | - Сайт журнала «Семейный бюджет» - http://www.7budget.ru - Уроки тётушки Совы- https://www.youtube.com/watch?v=LVI0-FuzbZA |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...