Рабочая программа по «Ритмике» для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по «Ритмике» для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ritmike_dlya_detey_s_tmnr.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по «Ритмике» для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Ритмике» для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным образования для умственно отсталых детей.
Данная программа коррекционно-развивающей области «Ритмика» позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Направленно на коррекцию недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально - ритмической деятельности.
У детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдается резкое снижение внимания к музыкальному звучанию, недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку (остаются безучастными к звучанию и спокойной лирических мелодий, и плясок, и маршевой музыки). Детям свойственны неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных характерных песен, что связано с общим нарушением эмоционально- волевой сферы, слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям. У детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нарушены двигательные функции, общая и речевая моторика. Для возбудимых детей характерно двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость, а заторможенным свойственны вялость, адинамичность, бедность движений. Наиболее адекватный методом является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательном сфер, которая достигается средствами музыкально- ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Целью: данной программы является развитие двигательной активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе восприятия музыки.
Задачи:
- формирование умения ориентироваться в пространстве;
- способствование выработке необходимых музыкально-двигательных навыков;
- развитие координационных способностей учащихся;
- приобщение к народной культуре разных народов, формирование умения находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
- формирование навыков выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевыми сопровождением и пением у обучающихся с умственной отсталостью.
- развить творческих способностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общая характеристика кружка «Ритмика» для детей с умственной отсталостью.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие 3
Коррекция отдельных сторон психической деятельности
(развитие восприятия, представлений, ощущений; двигательной памяти; внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений с времени);
развитие различных видов мышления (наглядно-образного мышления; словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие речи (развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия).
Личностные и предметные результаты.
Личностные результаты –обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в результате освоения коррекционно-развивающей области «Ритмика»:
-включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.
-проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.
-готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение.
Предметные результаты –обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в результате освоения коррекционно-развивающей области «Ритмика»:
Минимальный уровень:
-уметь слушать музыку;
-выполнять несложные движения руками и ногами по показу педагога;
-активно прихлопывать и притопывать вместе с педагогом;
-ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;
-слушать и правильно выполнять инструкцию педагога.
Достаточный уровень:
- уметь слушать музыку до конца, узнавать знавать знакомую мелодию;
-уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу;
-выполнять задания и плясовые движения по показу и по словесной и инструкции педагога;
-организованно входить в зал и выходить из зала, приветствовать педагога.
Содержание коррекционного кружка «РИТМИКА»
Объем программы по коррекционному кружку «Ритмика» с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рассчитана на 9 месяцев. Всего 36 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия для обучающихся от 35до 40 минут.
Во время занятий у обучающихся происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития личности.
Занятия проходит в индивидуальной форме.
Радел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве.
- Правильное исходное положение рук, ног, туловища.
- Ходьба и бег по ориентирам.
- Построение и перестроение.
- Ориентировка в направлении движении вперед, назад, в круг, из круга.
Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения.
2.1. Общеразвивающие упражнения.
2.2. Упражнения на координацию движений.
2.3. Упражнения на расслабление мышц.
Раздел 3. Упражнения с детьми музыкальными инструментами.
3.1. Упражнения для кистей рук.
3.2. Отстукивание ритмических рисунков на музыкальных инструментах.
Раздел 4. Музыкальные игры.
4.1. Ритмические движения в соответствии с различным характером музыки.
4.2. Имитационные упражнения и игры (игры на подражание конкретных образов).
4.3. Музыкальные игры с предметами.
Раздел 5. Танцевальные упражнения.
5.1. Знакомство с танцевальными движениями.
Тематическое планирование
№ | Тема: | Кол-во часов | Описание основных видов деятельности обучающихся |
1 | Упражнения на ориентировку в пространстве. | 4 | Выполняют правильное исходное положение по словесной инструкции педагога. Ходят и бегают с высоким подниманием колен. Перестраиваются по направлениям движений вперед, назад, в круг, из круга. Двигаются по залу в разных направлениях. |
2 | Ритмико-гимнастические упражнения. | 9 | Выполняют наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами (паровозик). Выполняют упражнения на движение рук в разных направлениях без предметов и с предметами (мячи, кегли, кубики). Выполняют наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Выставляют правую и левую ноги поочередно вперёд, назад, в стороны, в исходное положение. Упражнения на степ платформах и мячах для фитнеса. |
3 | Упражнения с детскими музыкальными инструментами. | 9 | Различают и называют детские музыкальные инструменты (ложки, бубен, маракасы). Отстукивают простые ритмические рисунки на бубне и ложках. Подыгрывают на детских музыкальных инструментах в такт музыке. |
4 | Музыкальные игры. | 7 | Различают характер музыки. Передают притопами, хлопками и другими движениями резкие акценты в музыке. Выразительно и эмоционально передают в движениях игровые образы (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека). Исполняют игры с пением т речевыми сопровождением. |
5 | Танцевальные упражнения. | 9 | Выполняют элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек- движение с платочком) по показу и по словесной инструкции педагога. Исполняют притопы одной ногой и поочередно, выставляет ноги с носка на пятку. |
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета. Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой Ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.
Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание. Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед.
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ
ИНСТРУМЕНТАМИ
Круговые движения кистью. Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с постепенным ускорением. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно.
Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане в разных вариациях.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой, регистрами. Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценировка доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
Русские народные танцы. Пальчики и ручки. Инсценировка песни. Каравай. На горе-то калина.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Повторение элементов танца по программе. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек). Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев. Импровизация сказки «Теремок», «Лиса и заяц».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Минимальный уровень
Учащиеся должны знать:
- правила поведения на уроках ритмики;
- понятия: музыка, громко-тихо, медленно-быстро, круг, хоровод.
Учащиеся должны уметь:
- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
- ходить шагом, не мешая друг другу;
- выполнять несложные движения руками и ногами;
- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Достаточный уровень
Учащиеся должны знать:
- правила поведения на уроках ритмики;
- понятия: музыка, громко-тихо, медленно-быстро, хоровод, русская народная пляска.
- элементы изученных плясовых и игровых упражнений.
Учащиеся должны уметь:
- принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
- организованно строиться;
- сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
- самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
- соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
- выполнять изученные игровые и плясовые движения.
Список учебно – методическйо литературы.
- Программа по ритмической пластике для детей. «Ритмическая мозаика». А.И. Буренина. Санкт-Петербург 2000г. - 217 с.
- Бочкарева, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии [Текст]/Н.И. Бочкарева.– Кемерово, 1998.– 63 с.
- Буренина ,А.И. Коммуникативные танцы – игры для детей: учебное пособие/ А.И. Буренина. – СПб.: Издательство “ Музыкальная палитра”, 2004.
- Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей / Г.А. Колодницкий. – М.: Гном-Пресс, 2000.
Электронно-образовательные ресурсы.
1. http://fgosreestr.ru
2. http: //fgos-ovz.herzen.spb.ru.
3. http: //tasoteka. Ruseu.net/category/1654/4202
4. http: // школа28.екатеренбург.рф/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях школы
В статье описаны особые образовательные потребности, определяющие необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития...
«Программа по нейропсихологической коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития и РАС первого года обучения.
У детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития формирование пространственных представлений очень затруднено. Правильному построению абилитационно &nd...
"Проектная деятельность с применением арт-технологий (музыкальной терапии) в работе с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития"
Педагоги, работающие с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), часто сталкиваются с проблемой подготовки к различны...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития «Ладошки»
Цель: адаптация и социализация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в окружающей среде.Основные задачи:Преодоление негативизма при общении и установлении контакта «взрослый...
Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (слепые и слабовидящие обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР))
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. У слепого или слабовидящего ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не достат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...
Презентация «Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»
laquo;Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»...