Рабочая программа по «Ритмике» для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.
рабочая программа (4 класс)

Миронова Елена Владимировна

Рабочая программа по «Ритмике» для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_ritmike_dlya_detey_s_tmnr.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по «Ритмике» для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.

   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Ритмике»  для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным образования для умственно отсталых детей.

Данная программа коррекционно-развивающей области «Ритмика» позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Направленно на коррекцию недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально - ритмической деятельности.

У детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдается резкое снижение внимания к музыкальному звучанию, недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку (остаются безучастными к звучанию и спокойной лирических мелодий, и плясок, и маршевой музыки). Детям свойственны неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных характерных песен, что связано с общим нарушением эмоционально- волевой сферы, слабостью     интереса к окружающим предметам и явлениям. У детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нарушены двигательные функции, общая и речевая моторика. Для возбудимых детей характерно двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость, а заторможенным свойственны вялость, адинамичность, бедность движений. Наиболее адекватный методом является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма.

На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательном сфер, которая достигается средствами музыкально- ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Целью: данной программы является развитие двигательной активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе восприятия музыки. 

Задачи:

  • формирование умения ориентироваться в пространстве;
  • способствование выработке необходимых музыкально-двигательных навыков;

  • развитие координационных способностей учащихся;
  • приобщение к народной культуре разных народов, формирование умения находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
  • формирование навыков выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевыми сопровождением и пением у обучающихся с умственной отсталостью.
  • развить творческих   способностей  личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

            Общая характеристика кружка «Ритмика» для детей с умственной отсталостью.

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

 Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие 3

 Коррекция отдельных сторон психической деятельности

(развитие восприятия, представлений, ощущений; двигательной памяти; внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений с времени);

развитие различных видов мышления (наглядно-образного мышления; словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

 Развитие речи (развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия).

                            Личностные и предметные результаты.

 Личностные результаты –обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в результате освоения коррекционно-развивающей области «Ритмика»:

 -включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.

-проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.

-готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение.

 Предметные результаты –обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в результате освоения коррекционно-развивающей области «Ритмика»:

 Минимальный уровень:

 -уметь слушать музыку;

-выполнять несложные движения руками и ногами по показу педагога;

-активно прихлопывать и притопывать вместе с педагогом;

-ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;

-слушать и правильно выполнять инструкцию педагога.

Достаточный уровень:

- уметь слушать музыку до конца, узнавать знавать знакомую мелодию;

-уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу;

-выполнять задания и плясовые движения по показу и по словесной и инструкции педагога;

-организованно входить в зал и выходить из зала, приветствовать педагога.

           Содержание коррекционного кружка «РИТМИКА»  

 Объем программы по коррекционному кружку «Ритмика» с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рассчитана на 9 месяцев. Всего 36 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия для обучающихся от 35до 40 минут.

  Во время занятий у обучающихся происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития личности.

 Занятия проходит в индивидуальной форме.

  Радел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве.

  1.  Правильное исходное положение рук, ног, туловища.
  2. Ходьба и бег по ориентирам.
  3. Построение и перестроение.
  4. Ориентировка в направлении движении вперед, назад, в круг, из круга.

 Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения.

 2.1. Общеразвивающие упражнения.

2.2. Упражнения на координацию движений.

2.3. Упражнения на расслабление мышц.

Раздел 3. Упражнения с детьми музыкальными инструментами.

3.1. Упражнения для кистей рук.

3.2. Отстукивание ритмических рисунков на музыкальных инструментах.

Раздел 4. Музыкальные игры.

4.1. Ритмические движения в соответствии с различным характером музыки.

4.2. Имитационные упражнения и игры (игры на подражание конкретных образов).

4.3. Музыкальные игры с предметами.

Раздел 5. Танцевальные упражнения.

5.1. Знакомство с танцевальными движениями.

         

                                       Тематическое планирование

 №

Тема:

Кол-во часов

Описание основных видов деятельности  обучающихся

  1

Упражнения на ориентировку в пространстве.

    4

Выполняют правильное исходное положение по словесной инструкции педагога. Ходят и бегают с высоким подниманием колен. Перестраиваются по направлениям движений вперед, назад, в круг, из круга. Двигаются по залу в разных направлениях.

  2

Ритмико-гимнастические упражнения.

   9

Выполняют наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами (паровозик). Выполняют упражнения на движение рук в разных направлениях без предметов и с предметами (мячи, кегли, кубики). Выполняют наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку).

Выставляют правую и левую ноги поочередно вперёд, назад, в стороны, в исходное положение. Упражнения на степ платформах и мячах для фитнеса.

   3

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

    9

Различают и называют детские музыкальные инструменты (ложки, бубен, маракасы). Отстукивают простые ритмические рисунки на бубне и ложках.

Подыгрывают на детских музыкальных инструментах в такт музыке.

   4

Музыкальные игры.

    7

Различают характер музыки. Передают притопами, хлопками и другими движениями резкие акценты в музыке.

Выразительно и эмоционально передают в движениях игровые образы (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека).

Исполняют игры с пением т речевыми сопровождением.

   5

Танцевальные упражнения.

    9

Выполняют элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек- движение с платочком) по показу и по словесной инструкции педагога. Исполняют притопы одной ногой и поочередно, выставляет ноги с носка на пятку.

                                 

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.

РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета. Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой Ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.

Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание. Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед.

УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ  

ИНСТРУМЕНТАМИ

Круговые движения кистью. Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с постепенным ускорением. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно.

Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане в разных вариациях.

                                                 ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой, регистрами. Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений.  Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценировка доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

 Русские народные танцы. Пальчики и ручки. Инсценировка песни. Каравай. На горе-то калина.

                         ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ  

Повторение элементов танца по программе. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек). Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев. Импровизация сказки «Теремок», «Лиса и заяц».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Минимальный уровень

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения на уроках ритмики;
  • понятия: музыка, громко-тихо, медленно-быстро, круг, хоровод.

Учащиеся должны уметь:

  • готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
  • ходить шагом, не мешая друг другу;
  •  выполнять несложные движения руками и ногами;
  • начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.

Достаточный уровень

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения на уроках ритмики;
  • понятия: музыка, громко-тихо, медленно-быстро, хоровод, русская народная пляска.
  • элементы изученных плясовых и игровых упражнений.

Учащиеся должны уметь:

  • принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
  • организованно строиться;
  • сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
  • самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
  • соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
  •  выполнять изученные игровые и плясовые движения.

                            Список учебно – методическйо литературы.                                             

  1. Программа по ритмической пластике для детей. «Ритмическая мозаика». А.И. Буренина. Санкт-Петербург 2000г. - 217 с.
  2. Бочкарева, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии [Текст]/Н.И. Бочкарева.– Кемерово, 1998.– 63 с.
  3. Буренина ,А.И. Коммуникативные танцы – игры для детей: учебное пособие/ А.И. Буренина. – СПб.: Издательство “ Музыкальная палитра”, 2004.
  4. Колодницкий,  Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей / Г.А. Колодницкий. – М.: Гном-Пресс, 2000.

                                      Электронно-образовательные ресурсы.

1. http://fgosreestr.ru

2.  http: //fgos-ovz.herzen.spb.ru.

 3. http: //tasoteka. Ruseu.net/category/1654/4202

 4. http: // школа28.екатеренбург.рф/

 

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях школы

В статье описаны особые образовательные потребности, определяющие необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития...

«Программа по нейропсихологической коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития и РАС первого года обучения.

У детей  с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития формирование пространственных представлений очень затруднено.  Правильному построению абилитационно &nd...

"Проектная деятельность с применением арт-технологий (музыкальной терапии) в работе с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития"

Педагоги, работающие с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), часто сталкиваются с проблемой подготовки к различны...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития «Ладошки»

Цель: адаптация и социализация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в окружающей среде.Основные задачи:Преодоление негативизма при общении и установлении контакта «взрослый...

Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (слепые и слабовидящие обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР))

  Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. У слепого или слабовидящего ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не достат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...

Презентация «Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»

laquo;Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»...