Адаптация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях школы
статья на тему

В статье описаны особые образовательные потребности, определяющие необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

Целью работы с обучающимися с тяжелыми нарушениями интеллекта является их социальная адаптация и максимальное приспособление к жизни в обществе, развитие жизненно необходимых навыков самообслуживания для повышения качества их жизни и жизни их родителей.

Поставленные цели достигаются путем решения основных задач:

1. Коррекция и развитие психических функций детей в процессе работы.

2. Воспитание навыка культурного поведения, коммуникабельности, умения выразить просьбу.

3. Выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно - бытового труда.

Дети с тяжелыми нарушениями интеллекта нуждаются в постоянном присмотре и уходе, часто не владеют речью. Большая часть детей имеет тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР). Обучающиеся с ТМНР требуют значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.

Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. У них нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. На начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.

Под особыми образовательными потребностями детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.

Время начала образования. Предполагается учет потребности в максимально возможном раннем начале комплексной коррекции нарушений. Основному общему образованию ребенка с тяжелыми нарушениями развития должен предшествовать период ранней помощи и дошкольного образования, что является необходимой предпосылкой оптимального образования в школьном возрасте. Выделяется пропедевтический период в образовании, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным этапами.

Содержание образования. Учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов (например, предметы: «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек»; курсы по альтернативной коммуникации, сенсорному развитию, формированию предметных действий и др.).

Создание специальных методов и средств обучения. Обеспечивается потребность в построении "обходных путей", использовании специфических методов и средств обучения, в более дифференцированном, "пошаговом" обучении (например, использование печатных изображений, предметных и графических алгоритмов, электронных средств коммуникации, внешних стимулов и т.п.)

Особая организация обучения. Учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной, временной и смысловой организации образовательной среды. Например, дети с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра изначально нуждаются в индивидуальной подготовке до реализации групповых форм образования, в особом структурировании образовательного пространства и времени, дающим им возможность поэтапно («пошагово») понимать последовательность и взаимосвязь явлений и событий окружающей среды.

Определение границ образовательного пространства предполагает учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения.

Продолжительность образования. Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит в течение 13 лет. Процесс образования может происходить как в классах с 1 дополнительного по 12 (по одному году обучения в каждом), так и в близковозрастных классах (группах) по возрастающим ступеням обучения. Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст.

Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие. Необходимо учитывать потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех окружающих его людей; потребность в совместной работе специалистов разных профессий: специальных психологов и педагогов, социальных работников, специалистов здравоохранения, а также родителей ребенка с ТМНР в процессе его образования. Кроме того, при организации образования необходимо учитывать круг контактов особого ребенка, который может включать обслуживающий персонал организации, волонтеров, родственников, друзей семьи и др.

Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях полифункциональной интерактивной среды

Проблема определения путей, методов и средств оказания комплексной психолого- педагогической помощи детям с выраженной умственной отсталостью является чрезвычайно актуальной задачей....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития «Ладошки»

Цель: адаптация и социализация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в окружающей среде.Основные задачи:Преодоление негативизма при общении и установлении контакта «взрослый...

Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (слепые и слабовидящие обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР))

  Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. У слепого или слабовидящего ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не достат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...

Презентация «Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»

laquo;Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)»...

Рабочая программа по «Ритмике» для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Рабочая программа по «Ритмике» для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития....

Использование альтернативной коммуникации при работе с обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития

В нашей стране  накоплен огромный опыт по применению средствальтернативной коммуникации, которые используются при работе с безречевыми детьми. Имеется большой  выбор  в использованиираз...