АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития «Ладошки»
план-конспект
Цель: адаптация и социализация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в окружающей среде.
Основные задачи:
- Преодоление негативизма при общении и установлении контакта «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок».
- Реконструкция полноценного общения с ближайшим окружением, формирование социальных навыков.
- Снижение сенсорного и эмоционального дискомфорта в процессе взаимодействия.
- Развитие тактильного восприятия, чувствительности.
- Формирование эмоциональной сферы, социальных эмоций и эмоционального реагирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 144.77 КБ |
![]() | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: Социально – психолого - педагогическое обеспечение социализации и организации поведения обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) в специально созданной социальной среде. Формирование первого социального опыта посредством сенсомоторного и социально-коммуникативного развития, основанного на доступной игровой деятельности.
К урс коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ТМНР, основан на методе синтеза нескольких видов восприятия (зрительное, слуховое, осязательное (тактильное)
Цель: Адаптация и социализация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в окружающей среде. Основные задачи : 1 .Преодолевать негативизм в общении и установлении контакта «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок». 2.Содействовать полноценному общению с ближайшим окружением, формирование социальных навыков. 3.Развивать тактильное восприятие, чувствительности, снижение сенсорного и эмоционального дискомфорта в процессе взаимодействия. 4.Коррекция эмоциональной сферы, формировать эмоциональное реагирование.
Новизна программы: В качестве методической основы программы «Ладошки» адаптированы авторские игры и упражнения и технология Постоевой Л.Д., Лукиной Г.А. « Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет».
В едущие принципы специальной педагогики и психологии: 1).Уважение к ребенку и результатам его деятельности; 2). Оздоровительная направленность – укрепление психологического здоровья в процессе развития и обучения, адекватность нагрузок и требований, предъявляемых к ребенку в процессе игровой деятельности; 3). Систематичность и последовательность– предполагает непрерывность процесса; 4 ). Постепенность; 5). Доступность и индивидуализация– учитывает индивидуальные особенности детей. 6 ). Цикличность – предполагает повторения и последовательность.
Методы и техники: а) изотерапия ; б) игротерапия ; в) просмотр видеосюжета или развивающего мультфильма; г) рассматривание рисунков; д) релаксационная терапия.
Структура занятия состоит из нескольких частей: Часть 1. Вводная . Часть 2. Основная или рабочая. Часть 3. Завершающая . Участники реализации программы : ребенок, родители, педагог-психолог.
Психологические диагностические методы . 1.Скрининговая диагностика. 2. П ассивное и активное наблюдение. Диагностический материал : индивидуальная диагностическая карта, которая включает ведущие диагностические критерии способствующие выявлению возникающих трудностей (сенсорное развитие, речь и коммуникация, предпосылки к учебной деятельности, эмоционально-волевое развитие).
Предполагаемые результаты 1.С помощью взрослого устанавливать эмоциональный и тактильный контакт. 2.Умение различать и отзываться на свое имя. 3. Желание поддерживать совместное игровое взаимодействие с взрослыми и сверстниками. 4. Адекватно реагировать на просьбы взрослых, принимать их помощь. 5. Овладение речевым общением на элементарном уровне. 6.Снижение импульсивно-протестных реакций в поведении.
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение
Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа города Усть-Илимска»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с тяжелыми
множественными нарушениями развития
«Ладошки»
Автор-составитель педагог-психолог
Селищева Татьяна Викторовна
Высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Проблема оказания адресной коррекционной психолого-педагогической помощи обучающимся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР) является наиболее актуальной в коррекционном направлении, т.к до недавнего времени дети со сложной структурой дефекта считались «не подлежащими обучению», даже в специально организованных коррекционно-образовательных условиях, соответственно, были лишены не только элементов обучения, но и социального опыта.
Основой социальной адаптации и интеграции детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в общество является социально-психолого-педагогическое обеспечение их социализации и организация поведения в специально созданной социальной среде. Формирование первого социального опыта посредством сенсомоторного и социально-коммуникативного развития, основанного на доступной игровой деятельности.
Одним из важных звеньев в системе психологической помощи обучающимся с ТМНР является психологическая коррекция. Однако, реализуя на практике психокоррекционные методы, в практической деятельности психолог нередко сталкивается с большими трудностями в связи с недостаточно разработанными методологическими аспектами и механизмами воздействия при многообразных вариантах нарушений физического и психического развития у детей и подростков.
Таким образом, для успешного осуществления психологической помощи обучающимся с ТМНР необходима совокупность основных актуальных ключевых подходов в коррекционно-развивающем сопровождении, включающих в себя эффективную и качественную стратегию и тактику психолого-педагогической помощи обучающимся с ТМНР, направленных на создание максимально комфортных условий, апробацию и реализацию программы психологической направленности с многообразными психокоррекционными игровыми методами, способами и средствами.
Поэтому в программе «Ладошки» представлен курс коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ТМНР начиная с 7 - летнего возраста, положен метод синтеза нескольких видов восприятия (зрительное, слуховое, осязательное (тактильное) т.е содержание игр и упражнений направлено в процессе занятия на взаимодействие с различными материалами, что создает и открывает для ребенка окружающую среду с разным сторон.
Цель: адаптация и социализация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в окружающей среде.
Основные задачи:
- Преодоление негативизма при общении и установлении контакта «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок».
- Реконструкция полноценного общения с ближайшим окружением, формирование социальных навыков.
- Снижение сенсорного и эмоционального дискомфорта в процессе взаимодействия.
- Развитие тактильного восприятия, чувствительности.
- Формирование эмоциональной сферы, социальных эмоций и эмоционального реагирования.
Новизна программы:
В качестве методической основы программы «Ладошки» адаптированы авторские игры и упражнения и технология Постоевой Л.Д., Лукиной Г.А. «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет».
В процессе разработке программы «Ладошки» учитывались ведущие принципы специальной педагогики и психологии:
1).Уважение к ребенку и результатам его деятельности;
2).Оздоровительная направленность – укрепление здоровья в процессе развития и обучения, адекватность нагрузок и требований, предъявляемых к ребенку в процессе игровой деятельности;
3).Систематичность и последовательность – предполагает непрерывность процесса;
4).Постепенность;
5).Доступность и индивидуализация – учитывает индивидуальные особенности детей.
6).Цикличность – предполагает повторения и последовательность.
Методы и техники:
а) изотерапия;
б) игротерапия;
в) просмотр видеосюжета или развивающего мультфильма;
г) рассматривание рисунков;
д) релаксационная терапия.
Структура занятия состоит из нескольких частей:
Часть 1. Вводная.
Основная цель - настроить ребенка на совместную работу с психологом и родителем посредством установления контакта. При этом использовать эмоционально-тактильное и вербальное приветствие.
Часть 2. Основная или рабочая.
Включает арттерапевтический метод изотерапия и терапию с помощью движений, т.к у большинства детей с ТМНР отмечаются моторная неловкость, скованность или двигательные и эмоционально-аффективные стереотипии, специфически выраженные привычки, ритуалы, требующие применения методов коррекционного воздействия (замещения, прерывания, переключения, трансформация и подкрепления).
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего коррекционно-развивающего занятия.
Часть 3. Завершающая.
Основная цель - создание у ребенка положительных эмоций от совместной работы на занятии и взаимодействия с взрослыми.
Участники реализации программы: ребенок, родители, педагог-психолог.
Занятия желательно проводиться в присутствии родителей для улучшения взаимодействия в детско-родительских отношениях и повторения, закрепления полученного опыта в домашних условиях.
Форма проведения: индивидуально, малая подгруппа.
Период проведения и продолжительность занятия: 2 раза в неделю по 20-25 мин.
Психологические диагностические методы.
Перед тем, как приступить к проведению коррекционно-развивающих занятий, необходимо провести скрининговую диагностику, которая предусматривает пассивное и активное наблюдение. В процессе ее проведения выявляются наиболее выраженные нарушения в эмоционально-поведенческой сфере и социальной адаптации ребенка, связанные с социально-медико-психологическими факторами, вызывающие дезорганизацию в деятельности и развитии ребенка.
Диагностический материал: индивидуальная диагностическая карта, которая включает ведущие диагностические критерии способствующие выявлению возникающих трудностей (сенсорное развитие, речь и коммуникация, предпосылки к учебной деятельности, эмоционально-волевое развитие).
Предполагаемые результаты
1.С помощью взрослого устанавливать эмоциональный и тактильный контакт.
2.Умение различать и отзываться на свое имя.
3. Желание поддерживать совместное игровое взаимодействие с взрослыми и сверстниками.
4. Адекватно реагировать на просьбы взрослых, принимать их помощь.
5. Овладение речевым общением на элементарном уровне.
6.Снижение импульсивно-протестных реакций в поведении.
Список используемой литературы
1. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. – СПб.: Амфора, 2009. – 156 с.
2. Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / И.Г. Вечканова. – СПб.: Питер, 2006. – 168 с.
3. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. А.В. Рязановой, Д.В. Ермолаева. – М.: Теревинф, 2011. – 80 с.
4. Рязанова А.В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2014. - №3. С. 38-43.
Календарно-тематический план адаптированной программы «Ладошки»
№ | Тема | Содержание | Период проведения | Кол-во часов | |||
1. | Занятие «Дельфин» | Приветствие. Упражнение «Капелька» Изотерапия «Дельфин» Видеосюжет «Дельфины тренируются» Прощание «Отдохнули, поиграли» | 1 неделя октября | 2 | |||
2. | Занятие «Осьминоги» | Приветствие. (см. Занятие 1) Упражнение «Морской аквариум» Изотерапия «Дружный осьминог» Упражнение «Игра с волной» Просмотр м\ф «Веселый осьминог» Прощание «Отдохнули, поиграли» | 2 неделя октября | 2 | |||
3. | Занятие «Божья коровка» | Приветствие. (см. Занятие 1) Упражнение «Божья коровка» Изотерапия ««Божья коровка» Упражнение «Божьи коровки, бабочки, кузнечики» Игра «Слушай свое имя» Прощание | 3 неделя октября | 2 | |||
4. | Занятие «Гусеница» | Приветствие. (см. Занятие 1) Просмотр развивающего м\ф «Гусеница и бабочка» Упражнение «Гусеница» Изотерапия «Гусеница» Упражнение «Гусеница» Игра «Большая гусеница» Прощание «Отдохнули, поиграли» | 4 неделя ноября | 2 | |||
5. | Занятие «Бабочка» | Приветствие. (см. Занятие 1) Видеосюжет «Мир бабочек» Упражнение «Бабочка» Изотерапия «Бабочка» Упражнение «Гусеница превращается в бабочку» Игра «Большая гусеница» «Отдохнули, поиграли» | 5 неделя ноября | 2 | |||
6. | Занятие «Медвежонок» | Приветствие. (см. Занятие 1) Упражнение «Медвежонок мечтает» Изотерапия «Медвежонок» Упражнение «Расскажи и покажи» Игра «Добрый медвежонок» Видео релаксация «Мишутка» Прощание «Отдохнули, поиграли» | 1,2 неделя декабря | 2 | |||
7. | Занятие «Котенок» | Приветствие. (см. Занятие 1) Упражнение «Котенок» Изотерапия «Кошка» Упражнение «Зарядка для котят» Просмотр м\ф «Котенок и веселый гараж» Игра «Ласковая мама» Прощание «Отдохнули, поиграли» | 3 неделя декабря | 2 | |||
8. | Занятие «Птичка» | Приветствие. (см. Занятие 1) Упражнение «Полет» Изотерапия «Птичка» Упражнение «Перелет» Видео познавательный сюжет «Про птиц» Прощание «Отдохнули, поиграли» | 4 неделя декабря | 2 | |||
9. | Занятие «Петушок» | Приветствие. (см. Занятие 1) Упражнение «На птичьем дворе» Изотерапия «Петушок» Упражнение «Петух» Игра «Ласковая мама» Просмотр м\ф «Петя петушок» «Отдохнули, поиграли» | 2 неделя января | 2 | |||
10. | Занятие «Роза» | Приветствие. (см. Занятие 1) Упражнение «Волшебные цветы» Изотерапия «Цветы» Упражнение «Аромат розы» Видео релаксация «Как расцветает роза» Игра «Добрые слова» Прощание «Отдохнули, поиграли» | 3 неделя января | 2 | |||
11. | Занятие «Ветка рябины» | Приветствие. (см. Занятие 1) Упражнение «Чудесное дерево» Изотерапия «Рябина» Упражнение «Воздушные волны» Просмотр видеосюжета «Зимняя рябина» Игра «Слушай свое имя» Прощание «Отдохнули, поиграли» | 4 неделя января | 2 | |||
12 | Занятие «Совушка» | Приветствие. (см. Занятие 1) Просмотр м\ф «Мудрая Сова» Упражнение «Прогулка» Изотерапия «Сова» Упражнение «Филин» Игра «Ласковая мама» Прощание «Отдохнули, поиграли» | 5 неделя января 1 неделя февраля | 2 | |||
13 | Занятие «Лягушка» | Приветствие. (см. Занятие 1) Просмотр м\ф «Лягушка и её друзья» Упражнение «Лягушонок» Рисование «Милая лягушка» Упражнение «Лягушата» Прощание «Отдохнули, поиграли» | 3 неделя февраля | 2 | |||
14 | Занятие «Павлин» | Приветствие. (см. Занятие 1) Видеосюжет «Павлин на прогулке» Упражнение «Перышко» Изотерапия «Чудесный павлин» Упражнение «Павлин» Прощание «Отдохнули, поиграли» | 4 неделя февраля | 2 | |||
15 | Занятие «Одуванчики» | Приветствие. (см. Занятие 1) Просмотр видеосюжета «Одуванчик распускается» Упражнение «Замечательные цветы» Изотерапия «Одуванчик» Игра «Одуванчик» Игра «Добрые слова» Прощание «Отдохнули, поиграли» | 5 неделя февраля 1 неделя марта | 2 | |||
16 | Занятие «Грибы» | Приветствие. (см. Занятие 1) Видеосюжет «Грибы на поляне» Упражнение «Примирение с другом» Изотерапия «Гриб» Упражнение «Грибы» Игра «Добрый медвежонок» «Отдохнули, поиграли» | 2,3 неделя марта | 2 | |||
Всего: 32 часа. | 3 неделя января |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/30/picture-474468-1409398756.jpg)
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития первого коррекционного класса на дому
Хочу поделиться своей разработкой. Программа с тематическим планированием....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/21/picture-15637-1492746598.jpg)
Алгоритм составления СИПР для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (1 класс)
В СОШ № 1 г.Белоярский в 2016-2017 учебном году обучаются по специальным индивидуальным программам развития двое учащихся первого класса. Вашему вниманию хочу предложить алгоритм составления СИПР для ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/01/picture-176153-1667324672.jpg)
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/26/picture-927735-1495820397.jpg)
Авторская специальная индивидуальная программа развития обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) 1 класс
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯПРОГРАММА РАЗВИТИЯобучающегося с интеллектуальными нарушениями(вариант 2)1 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/25/picture-1475862-1698220260.jpg)
Доклад на тему: «Внедрение экскурсий в природу как средства развития у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) умения наблюдать»
Доклад«Внедрение экскурсий в природу как средства развития у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множествен...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/26/picture-927735-1495820397.jpg)
Авторская специальная индивидуальная программа развития обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) 2 класса
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) 2 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/03/picture-1531700-1725387836.jpg)
Рабочая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (Вариант 2)
Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2. Програм...