Диагностика первоклассника учителем-дефектологом
учебно-методический материал (1 класс)

Пономарева Анна Николаевна и Великотная Ольга Васильевна

Предлагается диагностика ученика 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_uchenika_1.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика  ученика 1-го класса.

ФИО_____________________________________________________________________________

ДАТА рождения ___________________________________________________________________

Дата обследования _________________________________________________________________

  1. Раздел «Общая и мелкая моторика»

  Примерные задания:

  1. перешагивания через препятствия;
  2. пройти по дорожке, нарисованной мелом на полу;
  3. пройти по положенному на полу шнуру; и т.д.
  4. Поочерёдно сгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой руке;
  5. Упражнение «игра на рояле» ведущей рукой;
  6. Проба «кулак-ребро-ладонь» (вначале правой, затем левой рукой); и т.д.
  7. Какой рукой предпочитает работать.
  1. Раздел Общая осведомлённость

  Заполняется по следующим параметрам:

  1. знание своей фамилии__________________________________________________
  2. имени________________________________________________________________
  3. возраста______________________________________________________________
  4.  ФИО родителей_______________________________________________________
  5.  место их работы_______________________________________________________
  6.  установление родственных отношений___________________________________
  7. временные представления_______________________________________________
  8. понимание последовательности времён года________________________________
  9.  частей суток___________________________________________________________
  10.  знаний о явлениях природы______________________________________________
  11. определение сторон тела_________________________________________________
  12.  положение предметов в пространстве______________________________________
  13.  сформированность понятий, «вчера, сегодня, завтра, потом, сейчас»
  14.  определение количества событий за неделю, сутки, час, минуту)
  15. пространственные представления (ориентировка в схеме тела: прямая, зеркальная
  16.  дифференциация понятий: вправо – влево, впереди – сзади, вверху – внизу
  17.  дифференциация понятий: в – на – за; перед – между, над – под)

1Субтест–(осведомлённость)

Инструкция: Какое слово подходит?

Месяц зимы

Сентябрь    

Октябрь  

Февраль

Ноябрь  

В году

24 месяца  

3 месяца  

12месяцев  

4 месяца  

Отец старше сына

Всегда          

Часто

Никогда

Редко

У дерева всегда есть

Листья

Цветы

Плоды

Корень  

Пассажирский транспорт

Комбайн

Самосвал

Автобус

Экскаватор

Летом всегда

Светит солнце    

Тепло

Сухо

Жарко

Город России – это

Париж

Москва

Лондон

Варшава

Вода всегда

прозрачная

холодная

жидкая

белая

Сова всегда спит

ночью

утром

днем

вечером

Кто обитает в теплых краях?

медведь

олень

волк

верблюд

                                               2Субтест – (классификация)

Какое слово лишнее?

Тюльпан

лилия

слива

ромашка

Река

озеро

море

мост

Кукла

прыгалка

кирпич

мяч

Стол

ковёр

кресло

кровать

Курица

петух

орёл

гусь

Круг

треугольник

четырёхугольник

указка

Саша

Витя

Стасик

Петров

Весёлый

быстрый

грустный

вкусный

Число

деление

вычитание

сложение

Зеленый

красный

мокрый

голубой

                                     3 Субтест–(аналогии)

Надо подобрать к слову «гвоздика» такое слово, которое подходило бы также как «овощ» – к «огурцу».

Огурец – это овощ

Гвоздика

сорняк

роса

садик

цветок

земля

Огород - Морковь

Сад

забор

трубы

яблоня

колодец

скамья

Часы        - Время

Градусник

стекло

больной

кровать

врач

температура

Машина - Двигатель

Лодка

река

маяк

мотор

волна

берег

Стол - Скатерть

Пол

мебель

ковёр

пыль

доски

гвозди

Пуговица - Пальто

Ботинок

магазин

нога

шнурок

шляпа

подошва

Бежать - Стоять        

Кричать

молчать

ползать

шуметь

звать

плакать

Лес - Деревья

Библиотека

сад

двор

город

театр

книги

Цветок - Ваза

Птица

клюв

чайка

гнездо

яйцо

перья

Учитель                    

 - ученик                  

Врач

койка

больной

палата

термометр

халат

4Субтест–(обобщение)

Каким одним словом их можно назвать?

  1. Окунь, карась, лещ …….
  2. Огурец, помидор, лук …..
  3. Шкаф, стул, диван …..
  4. Июнь, июль, сентябрь …..
  5. Слон, собака, кот ……

Раздел Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)

Назначение теста: выявить уровень развития зрительного гнозиса.

Процедура и инструкции:

Подбери по образцу:  

а) цвета к названному цвету (называется 4 цвета, перед

                                     ребенком выложено 5 карточек);

б) геометрические фигуры (6-8 фигур);

в) узнай предложенные предметы (узнавание реальных

предметов, узнавание реалистических предметов);

г) узнавание контурных изображений (предлагается 5

изображений, контур выполнен черным цветом);

д) узнавание перечеркнутых изображений (5

изображений);

е) узнавание фигур Попелейтора;

ж) узнавание “зашумленных” изображений

(“зашумление” выполнено в виде точек);

з) узнавание недорисованных контурных изображений (5

образцов).

  1. Раздел  «Письмо».

Анализируются письменные работы учащихся, определяется характер ошибок.

  1. Раздел «Чтение».

Определяется характер чтения:  слогов (простых и со стечением согласных), слов: односложных, двусложных, многосложных (простых и сложных по звуко-слоговой структуре), предложений (простых нераспространенных, распространенных, сложносочиненных,  сложноподчиненных), текста.

  1. Определить понимание прочитанных слов, предложений, текста.
  2. Определить скорость чтения.
  3. Указать способ чтения (побуквенное, послоговое, словесно-фразовое чтение).

19. Раздел «Математические представления».

1.Пересчет предметов до 5-10.

2.Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев, цифрой.

3.Выделение предметов из множеств(2-5) по слову, образцу, показу.

4.Сравнение множеств (больше, меньше, равно).

5.Счетные операции:

  1. на конкретном материале – счет вслух,
  2. на конкретном материале - счет про себя,
  3. отвлеченно (без конкретного материала).

6.Решение простых задач (6 лет):

  1. на конкретном материале,
  2. отвлеченно.

Заключение: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель дефектолог                                                                      Великотная ОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Cохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках учителя-логопеда и учителя-дефектолога

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе – неотъемлемая часть педагогического процесса, а особенно коррекционной работы. Каков психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной или п...

Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".

Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха....

Рекомендации учителя-дефектолога учителям младших классов

В рекомендациях представлены направления, по которым может работать педагог, учитывая  степень нарушения или несформированности какой-либо функции  у ребёнка....

Рекомендации учителя-дефектолога родителям будущих первоклассников

Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом....

Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната

Выступление на педсовете: «Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната»....

Этапы обучения детей с ЗПР в начальной школе на основе первоначальной диагностики развития в работе учителя – дефектолога

Методические рекомендации организации обучения детей с задержкой психического развития....