Игровые технологии (Б.П.Никитин)
методическая разработка
В своей работе с детьми я использую развивающие игры Б.П. Никитина. Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитина известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Эта система, органично сочетая в себе эстетическое и интеллектуальное развитие, трудовое воспитание и физическую культуру, позволяет достичь разностороннего, гармоничного развития ребенка.
Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом - творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению.
По мнению Никитиных, родителям необходимо позаботится об интеллектуальном развитии ребенка с самого раннего возраста, так как формировать новые приемы мышления в старшем возрасте значительно труднее. С помощью развивающих игр еще дошкольники учатся чтению, счету, операциям с дробями, элементам черчения, конструкторским приемам и т.п.
Педагогическая технология развивающих игр Никитиных такова, что малыши легко усваивают тот материал, который обычно трудно дается в школе. Поначалу может показаться, что занятия с детьми по системе Никитиных требуют слишком много времени. Это не так. Трудный момент - начало новой игры. Он требует от родителей особых педагогических приемов, и по этому поводу дается ряд методических советов. Позже, когда ребенок освоит новую игру, он будет заниматься самостоятельно.
Играя в развивающие игры, дети все время заняты увлекательными делами, объединены общими интересами, старшие помогают младшим, так что и у родителей высвобождается время на свои дела. Развивающие игры интересны детям разного возраста и даже взрослым.
Главное отличие — это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых к более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvivayushchih_igr_b.p._nikitina.docx | 271.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология развивающих игр Б.П. Никитина»
«Вы хотите, чтобы ваши дети
были способными и талантливыми?
Тогда помогите им
сделать первые шаги по ступенькам творчества,
но … не опаздывайте
и, помогая … думайте сами»
Б.П.Никитин
Суть методики
Методика Никитиных построена на убеждении, что у каждого ребенка уже с детства есть колоссальные способности к любой деятельности, и главное - успеть реализовать их. В противном случае способности угаснут. По мнению авторов, лучше развиты способности и навыки у малышей, которые тренировались практически с рождения.
Борис Павлович Никитин - основоположник идеи, подразумевающей, что обязанностью каждого из родителей является создание правильной развивающей среды и «опережающих» условий для детей с самого раннего возраста
Игры Никитина замечательны тем, что в них можно играть всей семьей. Возраст определяется только степенью сложности заданий. Некоторые задачи под силу деткам с одного года (и даже для совсем маленьких тоже можно придумать задания!), а с некоторыми непросто справиться даже взрослым. Тем более приятно, когда малыши, рано начавшие играть в эти игры, успешно выполняют сложные задания!
С помощью развивающих игр дошкольники учатся чтению, счету, операциям с дробями, элементам черчения они способствуют развитию сообразительности, логики, пространственного воображения и т.п.
Главное отличие — это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых к более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности
Любые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют с удовольствием, с интересом
Каждая игра — это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика
Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов (по книге Б.Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры»):
1.Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому.
Каждый успех малыша - это обоюдное достижение: и ваше, и его.
Радуйтесь ему - это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать.
2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.
И еще... удерживайтесь от обидных замечаний вроде: «Ах, ты дурачок!», «Какой ты несообразительный!» и т. п.
Не обижайте ребенка в игре.
3. Развивающие игры - игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.
4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать
задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу.
Учитесь делать ее быстрее.
5.Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале - обязательное условие.
6. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете \
уровень его развития.
Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих
возможностей. Не торопите его.
7. Если в семье не один ребенок, то каждому надо по комплекту игры, лучше всего, если будут коробки для всех играющих.
8. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узор» или «Рамки и вкладыши Монтессори».
Здесь ребенку надо различать цвета и форму. А общее правило - наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определять, когда и какую из игр «включать». Это творческая задача папе и маме.
9. Увлечения детей приходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц-два и даже больше, а потом «случайно» (показать, например, гостям или знакомому и научить его играть) пусть малыш вспомнит о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел. Старайтесь записывать успехи, сдвиги, достижения каждой из «волн» увлечения игрой.
10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными
игрушками.
Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам
предлагает поиграть.
Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.
11. Для самых маленьких (1,5-3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
12. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления.
Сильному хочется побороться, быстрому - побегать и поиграть в подвижные игры, а слабый этого не любит. «Не интересоваться игрой» ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или... взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
13. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.
14.Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, узоры, фигуры.
15. Лучше по секундомеру, но можно и по часам устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающиеся ребятишки уже с 6-7 лет могут побеждать взрослых. Надо в таком случае набраться мужества и по рыцарски честно признать свое поражение.
Трудно придумать большую награду ребенку.
Не думайте, что ваш авторитет при этом пострадает
В результате работы по данной технологии:
1. Тренируется память, что поможет во взрослой жизни ребенка.
2. Малыш учится быстро реагировать, думать, что позволит принимать правильные решения.
3. Развивается настойчивость, и ребенок научится постепенно продвигаться к цели.
4. Расширяется познание окружающего мира, развивается пространственное мышление, воображение, чувство симметрии.
5. Кубики Никитина хорошо действуют на развитие моторики детей.
6. Способствуют сплочению детского коллектива, так как если у ребенка не получается выстроить рисунок по схеме, то другие тут же спешат на помощь!
ИГРЫ Б.П. НИКИТИНА
Рамки и вкладыши Монтессори. Эта игра доступна самым маленьким. Основная задача - подобрать к данной рамке свой вкладыш. Кроме того рамки и вкладыши можно обводить, а затем и заштриховывать. Происходит развитие техники владения карандашом, умения обводить и раскрашивать, знакомство с геометрическими фигурами».
Сложи узор.
Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. С такими маленькими детишками из кубиков можно выкладывать дорожки: синие, красные, желтые. Затем ребенок учится укладывать кубики в коробку определенным цветом вверх. И только после этого малыш приступает к выполнению простых узоров.
В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.
Сначала ребенок знакомится с кубиками и совершает простые игровые действия. Затем детям предлагается составить по образцу простые рисунки «елочка», «окно», «бабочка». Ну а в дальнейшем ребята выкладывают рисунок самостоятельно, с опорой на схему. Конечный этап - ребенок должен уметь самостоятельно придумать схему рисунка
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию
«Уникуб». Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией.
«Уникуба» может увлекать детей 2—15 лет.
Задания в «Уникубе» весьма трудны и требуют больших затрат времени и сил, поэтому надо рассчитывать умственные и физические возможности ребенка.
«Сложи квадрат». Игру следует усложнять постепенно.
Знакомство с игрой можно начать с 9-10 месяцев и позже, вводим понятия "целое" и "часть".
"Кубики для всех"
Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.
Дроби. Дети постоянно сталкиваются с понятиями целое/часть в повседневной жизни, с самого рождения. многие представления о дробях С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, при этом можно сделать разноцветный кружок, сравнить их между собой.
Точечки
Игра развивает математическое мышление, обучает навыкам классификации, счета и нумерации. Точечки. На квадратные разноцветные карточки нанесены точки от нуля до десяти. Кроме того, есть карточки с цифрами. Сначала ребенку нужно раскладывать квадраты по цвету, потом по порядку: от 0 до карточки с десятью точками (или цифрами) и т.д.
«Точечки» можно показывать ребенку уже с года, он с удовольствием будет пытаться собрать их в стопочки, или засунуть в коробку, или выговорить названия цифр, которые ему постоянно повторяет мама.
Придумать новые задания.
Советы:
Когда ребенок осваивает эту игру, следует использовать все возможности для обучения счету: «Принеси еще три чайные ложки», «А сколько у тебя белых пуговичек на курточке?», «Давай сосчитаем сколько у нас ступенек на
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»
Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам для организации и проведения занятия по математике с детьми от 4 до 5 лет в...
Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»
Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...
Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»
Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...
Игровые технологии Никитина
Презентация...
Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...
Игровые технологии (Б.П. Никитин).
Игровые технологии (Б.П. Никитин)....
Консультация родителей «Игровые технологии развития способностей: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»
Игровые технологии развития способностей: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина....