Консультация родителей «Игровые технологии развития способностей: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»
консультация

Игровые технологии развития способностей: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologiii.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровые технологии развития способностей: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет играть. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина - это особенные по своей эффективности пособия, которые помогают сформировать все важные умения, особенно математические и логические. Для занятий с этими пособиями характерен ряд признаков, которые их объединяет:

• к ребенку применяется индивидуальный подход, с учетом его личностного развития;

• в обучении применяется комплексный подход;

• все задачи решаются посредством игры, где присутствует общий сюжет и действует принцип постепенности, от простого к сложному;

• в игре взрослый играет наравне с ребенком;

• взрослый не подсказывает, а побуждает ребенка самому найти решение.

Одним из наиболее популярных и действенных пособий являются блоки Дьеныша. Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш (1916- 2014) был настолько влюблен в свою науку, что задал себе вопрос, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан посвятил исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выяснил – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки.

Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша). Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие). К набору с блоками прилагается инструкция, которая знакомит с методикой Дьенеша и играми достаточно подробно.

Выполняя задания с блоками, дети развивают и тренируют свое логическое мышление, стимулируют познавательные процессы и воображение. Важно также то, что ребенок выполняет эти задачи в уме и одновременно идет предметное действие: выкладывание фигур по определенным правилам, воспроизведение рисунка и др. Такие игры им очень пригодятся во время занятий математикой, и бесспорно влияют на их интеллектуальное развитие .

Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования, предлагаемые бельгийским учителем начальной школы Джорджом Кюизинером (1891-1976). Он разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Палочки Кюизенера — это набор из 116 разноцветных палочек разного размера, который позволяет ребенку "через руки" понять состав числа, освоить понятие числовой последовательности.

В ходе игры дети усваивают такие понятия: между, длиннее, шире, одна из, неодинаковы, одинаковые, увеличить на, каждый и т.д. Суть пособия в том, что определенному числу соответствует палочка определенной длины и цвета. Т.е. ребенок может увидеть величину числа и представить его как что-то материальное.

На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Педагогическая методика семьи Никитиных известна во многих странах. Борис Павлович и Елена Алексеевна благодаря своим теориям смогли пробудить настоящую революцию в педагогике советских времен. Они стали первыми учеными, которые начали говорить о том, что детям необходимо ранее развитие. Свою методику Никитины опробовали на собственных детях, которых было семеро. Игры Никитина получили широкое признание, как эффективные пособия действительно серьезно развивающие интеллект ребенка. Это уникальные игры, дающие удивительную возможность развития свободной и творческой личности ребенка.

Методика Никитина замечательна тем, что некоторые задачи под силу деткам с одного года, а с некоторыми непросто справиться даже взрослым. Кроме того, в этих играх заложен огромный потенциал в развитии творческих способностей детей. Ведь из предложенного набора деталей можно придумать самостоятельно бесконечно много игр. Например, игра "Сложи узор" состоит из набора в 16 кубиков, грани которых раскрашены в разные цвета, и направлена на формирование элементарных математических навыков. Б.П. Никитин рекомендует начинать играть в нее с полутора лет.

В начале рассматриваем кубики вместе с ребёнком, обращаем внимание малыша на то, в какие цвета они раскрашены. Вот и первые игры с кубиками: учим и закрепляем цвета; считаем кубики - учим понятие количества, формируем начальные навыки счета. Затем показываем, как из кубиков строить дорожки: первоначально одного цвета. Когда ребенок сможет уверенно справляться с этой задачей, предложите ему составлять разноцветные дорожки.

После освоения этих этапов можно приступать непосредственно к составлению узоров из кубиков. Играя, ребенок научится понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, создавать новые комбинации из имеющихся элементов. Суть всех игр Никитина - формирование у ребенка творческого склада ума, развитие способности создавать что-то новое, решать незнакомые задачи.

Дорастая каждый раз самостоятельно до своего "потолка" ребенок поднимает его все выше и выше. Решение каждой задачи представлено в виде рисунка, узора, сооружения. Это позволяет наглядно сопоставит "задание" с "решением". Самые знаменитые игры Никитина: Сложи узор, Кубики для всех, Уникуб, Сообразилка, Уголки, Кирпичики, Цветняшка, Сложи квадрат.

Система работы по развитию мышления с использованием логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, кубиков Никитина способствует более успешному развитию у детей основных приёмов логического мышления, математических способностей и качества усвоения программного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».

Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников  через использование логических фигур и блоков Дь...

ЗАНЯТИЕ П0 ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЧЁТНЫХ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА.

Представленное занятие поможет воспитателям и родитеелям в работе по формированию элементарных математических представлений. Игры и упражнения способствуют развитию у детей комбинаторных способностей,...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся 1-х классов «Шахматы» (шахматно - задачная технология развития способности действовать “в уме” И.Г.Сухина)

Программа «Шахматы» является  адаптированной,  составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И...

Консультация "Применение игровых технологий"

Ценность игровой технологии в том, что она конкретизируетсовременные подходы к оценке достижений воспитанников, создаётусловия для индивидуальных и дифференцированных заданий....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша на тему: «В гости в деревню Простоквашино»

Цель занятия: -Закрепление умения «читать» схемы, кодирование и декодирование информации по признакам, через игру с блоками Дьенеша «Раздели поровну», сравнение множеств, получ...

Презентация «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста"

Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способств...