Подбор игр и упражнений для коррекции специфических нарушений письма и чтения
методическая разработка
Используя данные упражнения, виды работ и игры, и подобные упражнения и игры, приведенные в данной работе использовать систематически, то многие учащиеся справляются со своими трудностями. У школьников улучшается качество, техника чтения, растет познавательный интерес, совершенствуются учебные умения и навыки, а также, повышается самооценка и уверенность в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podbor_igr_i_uprazhneniy_dlya_korrektsii_spetsificheskih_narusheniy_pisma_i_chteniya.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подбор игр и упражнений
для коррекции специфических нарушений
письма и чтения
Ведение
Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно проявляющимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний.
Общее нарушение интеллектуальной деятельности, нередко осложненное недоразвитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью. В связи с медленно развивающимися дифференцированными условными связями в области речеслухового анализатора такие дети долго не различают звуки речи, не разграничивают слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимают речь окружающих. У них отсутствует внимание к единице языка любого уровня, несформированны первоначальные языковые обобщения. Эти трудности особенно четко проявляются на первоначальном этапе обучения.
Основная часть
Письмо - это сложный психический процесс, он состоит из вербальных (все что касается речи), и невербальных компонентов (разные виды восприятия – зрительное, пространственное; внимание и тонкая моторика рук, слуховая и зрительная память).
Структура письма (диктант слов):
Звуковой анализ слова - для этой операции необходимо правильно проговаривать во время письма все звуки речи.
Соотнесение звука со зрительным образом буквы – нужна хорошая зрительная память.
Перевод зрительных схем букв в моторную схему (последовательности движения руки – нужна хорошая ручная моторика.
Контроль написанного - нужна саморегуляция и самоконтроль.
Развитие моторики, в том числе и речевой, у детей с нарушением интеллекта, протекает замедленно. Слуховой, так и кинестетический контроль над речевыми движениями оказывается неточным.
ЧТЕНИЕ - это процесс смыслового восприятия и понимания письменной речи.
Психологические предпосылки чтения:
- сформированность зрительного пространственного восприятия
- сформированность словесного мышления
- сохранность всех сторон речи
- сформированность регуляции и контроля
- наличие мотива (желания читать)
Нарушение речи детей данной категории носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении. Нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.
Недостаточная сформированность устной речи ведет к нарушениям письменной речи.
Использование игры в младших классах помогает в той или иной степени снизить ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к русскому языку и чтению.
Для успешной коррекции нарушений письма и чтения можно использовать следующие игры и упражнения.
- Для преодоления ошибок, вызванных нарушениями фонематического восприятия:
- повторение слогов, слов с усложнением
- определить одинаковый звук в ряду
- придумать слоги с одинаковыми гласными
- повторить ряд слогов в обратном порядке
- повторить только первый и последний слог ряда
- выделить ударный слог
- назвать первый, второй звук слога
- сравнить слоги, найти общий звук
- придумать слог на заданную букву
- придумать слог, состоящий из одного гласного и двух согласных звуков
- сравнить слоги, найти общий звук (ИНТ-ЫНТ)
- Для преодоления ошибок, обусловленных несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
- подобрать действие к предмету (род, число)
- составить слова в правильном порядке
- игра «Подружи слова»
- составь предложения из слов
- придумать предложения с данным предлогом
- игра «Скажи предложение правильно»
- как сказать короче?
- закончи предложение (потому что, чтобы, потом, и, но)
- найти логические ошибки в предложениях
- работа с антонимами, синонимами, фразеологизмами
- подобрать действие к предмету (род, число)
- составить слова в правильном порядке
- игра «Подружи слова»
- составь предложения из слов
- придумать предложения с данным предлогом
- игра «Скажи предложение правильно»
- как сказать короче?
- закончи предложение(потому что, чтобы, потом, и, но)
- найти логические ошибки в предложениях
- работа с антонимами, синонимами, фразеологизмами
- Для преодоление ошибок, обусловленных несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:
- развитие пространственных и временных представлений
- графические диктанты
- конструирование букв
- узнавание неправильно написанных букв; восстановление букв
- узнавание букв (зрительно, на ощупь, по описанию)
- выделение букв из других, слогов, слов
- игра «Шифровальщики»
Игра «Отгадайте, кого я называю?»
Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-рё-жа, Ари-на).
Игра «Перевёртыши»
Цель: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов. Оборудование: карточки со слогами (4 – 6) каждому играющему. Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое:
сос, на; чай, ка; вес, на; ка, мыш; бан, ка; ла, ска, ни, тка;ра. но; ка, кой.
Игра «Цепочка»
Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу. Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова
(ок-но, но-ра, ра-ма).
Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления. Учитель бросает мяч детям, называет одно-, двух- и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.
При работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза можно включать в материал урока игры и задания на развитие фонематического слуха, которые могут проводиться на любом этапе урока.
Игра «У кого хороший слух?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове. Учитель показывает картинку и называет её. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют также.
Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово называй»
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку.
• Свяжем мы из слов цепочку,
• Мяч не даст поставить точку.
• Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова).
Кроме игр, на уроке, да и дома можно использовать индивидуальные карточки с заданиями, способствующими развитию фонематического анализа и синтеза:
Назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их количество.
2. Придумать слово с 4,5 звуками.
3. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
4. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).
5. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
6. Вставить пропущенные буквы в слова:
ви..ка, ут..а, лу..а, б..нокль.
Назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их количество.
Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).
8. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки.
9. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
10. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па-(пар), па-(парк), па-(паром), па-(паруса).
Подобрать слово с определенным количеством звуков.
11. Преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот-крот, мех-смех, осы-косы, луг-плуг;
б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук – суп - сух — сох — сор
— сыр — сын — сон;
в) переставляя звуки: пила-липа, палка-лапка, кукла — кулак, волос-слово.
12. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира).
13. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом — мак — кот — топор — рука.
Игра «Чудесный сундучок»
Вырезать буквы из картона, для каждой буквы сшить мешочек из непрозрачной ткани. Все мешочки с буквами сложить в сундучок. Есть несколько вариантов этой игры:
1. Ребенок достает мешочек с буквой, на ощупь определяет какая это буква, описывает ее (из каких элементов она состоит). Может придумать слова там, где эта буква- звук находится в начале слова, в середине или в конце.
2. Во втором варианте в сундучке остаются буквы, из которых можно составить определенные слова. К составленному слову нужно придумать предложение.
Игра в кубик.
Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
Слово — загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т.д. например: п . . . . . . . . . . (простокваша).
14. Составить графическую схему предложения.
15. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, кот-ток, сор-рос, топ-пот.
16. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).
17. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например: «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка).
18. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.
19. Расставить картинки под цифрами 3,4,5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются.
Например: сом, косы, мак, топор, забор.
20. Какой звук убежал? Крот-рот, лампа-лапа, рамка-рама.
21. Найди общий звук в словах:
луна — стол, кино — игла, окна -дом.
Заключение
Используя данные упражнения, виды работ и игры, и подобные упражнения и игры, приведенные в данной работе использовать систематически, то многие учащиеся справляются со своими трудностями. У школьников улучшается качество, техника чтения, растет познавательный интерес, совершенствуются учебные умения и навыки, а также, повышается самооценка и уверенность в себе.
Литература:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. –М.: Владос, 2001. – 336 с.
2. Аксенова А.К. Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. 2-е изд., доп.– М.: Просвещение, 1991 г – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.
В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....
Семинар-практикум для родителей учащихся 2-х классов по теме: «Преодоление специфических нарушений письма, обусловленных несформированностью языкового анализа и синтеза».
Письмо называют «базовым» навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение. От того, как усвоит ребёнок этот навык, зависят его успехи не только по русскому языку,...
Рабочая программа логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия.
Рабочая программа. Логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия....
Пропедевтика специфического нарушения письма у младших школьников с использование приемов РТВ (развитие творческого воображения)
Число речевых расстройств у детей и подростков с каждым годом растёт, в связи, с чем вопрос пропедевтики речевых нарушений у учащихся массовой школы принимает глобальный характ...
Консультации для родителей: "Предупреждение дисграфии как специфического нарушения письма".
Консультации для родителей....
Предупреждение и коррекция специфических ошибок письма и чтения у младших школьников
Обобщение педагогического опыта...
Предупреждение и преодоление специфических нарушений письма и чтения
Материал преднозначен для ознакомления родителей с причинами возникновения ошибок на письме и методами их преодоления....