Подбор игр и упражнений для коррекции специфических нарушений письма и чтения
методическая разработка

Тищенко Марина Валерьевна

Используя данные упражнения, виды работ и игры, и подобные упражнения и игры, приведенные в данной работе использовать систематически, то многие учащиеся справляются со своими трудностями. У школьников улучшается качество, техника чтения, растет познавательный интерес, совершенствуются учебные умения и навыки, а также, повышается самооценка и уверенность в себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подбор игр и упражнений

для коррекции специфических нарушений

письма и чтения

 

        Ведение

Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно проявляющимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний.

Общее нарушение интеллектуальной деятельности, нередко осложненное недоразвитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью. В связи с медленно развивающимися дифференцированными условными связями в области речеслухового анализатора такие дети долго не различают звуки речи, не разграничивают слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимают речь окружающих. У них отсутствует внимание к единице языка любого уровня, несформированны первоначальные языковые обобщения. Эти трудности особенно четко проявляются на первоначальном этапе обучения.

Основная часть

Письмо  - это сложный психический процесс, он состоит из  вербальных (все что касается  речи),  и невербальных  компонентов (разные виды восприятия –  зрительное, пространственное; внимание и тонкая моторика рук, слуховая и зрительная память).

Структура письма (диктант слов):

Звуковой  анализ слова -   для этой операции необходимо правильно  проговаривать во время письма все звуки речи.

Соотнесение звука  со зрительным образом буквы – нужна хорошая зрительная память.

      Перевод  зрительных схем букв в  моторную  схему  (последовательности движения руки – нужна хорошая ручная моторика.

Контроль написанного - нужна саморегуляция и самоконтроль.

Развитие моторики, в том числе и речевой, у детей с нарушением интеллекта, протекает замедленно. Слуховой, так и кинестетический контроль над речевыми движениями оказывается неточным.

ЧТЕНИЕ - это процесс смыслового восприятия и понимания письменной речи.

Психологические предпосылки  чтения:

  • сформированность зрительного пространственного восприятия
  • сформированность словесного  мышления
  • сохранность всех сторон речи
  • сформированность  регуляции и контроля
  • наличие мотива (желания читать)

Нарушение речи детей данной категории носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении. Нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

Недостаточная сформированность устной речи ведет к нарушениям письменной речи.

Использование игры в младших классах помогает в той или иной степени снизить ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к русскому языку и чтению. 

Для успешной коррекции нарушений письма и чтения можно использовать  следующие игры и упражнения.

  • Для преодоления ошибок, вызванных нарушениями фонематического восприятия:
  • повторение слогов, слов  с усложнением
  • определить одинаковый звук в ряду
  • придумать слоги с одинаковыми гласными
  • повторить ряд слогов  в обратном порядке
  • повторить только первый и последний слог ряда
  • выделить ударный слог
  • назвать первый, второй звук слога
  • сравнить слоги, найти общий звук
  • придумать слог на заданную букву
  • придумать слог, состоящий из одного гласного и двух согласных звуков
  • сравнить слоги, найти общий звук (ИНТ-ЫНТ)
  • Для преодоления ошибок, обусловленных несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
  • подобрать действие к предмету (род, число)
  • составить слова в правильном порядке
  • игра «Подружи слова»
  • составь предложения из слов
  • придумать предложения с данным предлогом
  • игра «Скажи предложение правильно»
  • как сказать короче?
  • закончи предложение (потому что, чтобы, потом, и, но)
  • найти логические ошибки в предложениях
  • работа с антонимами, синонимами, фразеологизмами
  • подобрать действие к предмету (род, число)
  • составить слова в правильном порядке
  • игра «Подружи слова»
  • составь предложения из слов
  • придумать предложения с данным предлогом
  • игра «Скажи предложение правильно»
  • как сказать короче?
  • закончи предложение(потому что, чтобы, потом, и, но)
  • найти логические ошибки в предложениях
  • работа с антонимами, синонимами, фразеологизмами
  • Для преодоление ошибок, обусловленных несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:
  • развитие пространственных и временных представлений
  • графические диктанты
  • конструирование букв
  • узнавание неправильно написанных букв; восстановление букв
  • узнавание букв (зрительно, на ощупь, по описанию)
  • выделение букв из других, слогов, слов
  • игра «Шифровальщики»

Игра «Отгадайте, кого я называю?»

Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-рё-жа, Ари-на). 

Игра «Перевёртыши»

Цель: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов. Оборудование: карточки со слогами (4 – 6) каждому играющему. Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: 

сос, на;    чай, ка; вес, на; ка, мыш; бан, ка; ла, ска,     ни, тка;ра. но; ка, кой.

Игра «Цепочка»

Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу. Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова 

(ок-но, но-ра, ра-ма).

Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления. Учитель бросает мяч детям, называет одно-, двух- и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

При работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза можно включать в материал урока игры и задания на развитие фонематического слуха, которые могут проводиться на любом этапе урока.

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове. Учитель показывает картинку и называет её. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют также.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. 

      Свяжем мы из слов цепочку, 

      Мяч не даст поставить точку. 

      Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова).

Кроме игр, на уроке, да и дома можно использовать индивидуальные карточки с заданиями, способствующими развитию фонематического анализа и синтеза:

Назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их количество.

2.  Придумать слово с 4,5 звуками.

3.  Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

4.  Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).

5.  Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

6.  Вставить пропущенные буквы в слова: 

ви..ка, ут..а, лу..а, б..нокль.

Назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их количество.

Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).

8.      Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки.

9.      Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

10.  Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па-(пар), па-(парк), па-(паром), па-(паруса).

Подобрать слово с определенным количеством звуков.

11.  Преобразовать слова: 

а) добавляя звук: рот-крот, мех-смех, осы-косы, луг-плуг; 

б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук – суп - сух — сох — сор

— сыр — сын — сон; 

в) переставляя звуки: пила-липа, палка-лапка, кукла — кулак, волос-слово.

12.  Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол),  крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира).

13.  От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова:  дом — мак — кот — топор — рука.

Игра «Чудесный сундучок»

Вырезать буквы из картона, для каждой буквы сшить мешочек из непрозрачной ткани. Все мешочки с буквами сложить в сундучок. Есть несколько вариантов этой игры:

1.  Ребенок достает мешочек с буквой, на ощупь определяет какая это буква, описывает ее (из каких элементов она состоит). Может придумать слова там, где эта буква- звук находится в начале слова, в середине или в конце.

2.  Во втором варианте в сундучке остаются буквы, из которых можно составить определенные слова. К составленному слову нужно придумать предложение.

Игра в кубик.

Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

Слово — загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т.д. например: п . . . . . . . . . . (простокваша).

14.  Составить графическую схему предложения.

15.  Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, кот-ток, сор-рос, топ-пот.

16.  Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов:  рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).

17.  Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например: «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка).

18.  Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии. 

19.  Расставить картинки под цифрами 3,4,5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. 

Например: сом, косы, мак, топор, забор.

20.  Какой звук убежал? Крот-рот, лампа-лапа, рамка-рама.

21.  Найди общий звук в словах:

 луна — стол, кино — игла, окна -дом.

Заключение

Используя данные упражнения, виды работ и игры, и подобные упражнения и игры, приведенные в данной работе использовать систематически, то многие учащиеся справляются со своими трудностями. У школьников улучшается качество, техника чтения, растет познавательный интерес, совершенствуются учебные умения и навыки, а также, повышается самооценка и уверенность в себе.

 

Литература:

1.      Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. –М.: Владос, 2001. – 336 с.

2.      Аксенова А.К. Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. 2-е изд., доп.– М.: Просвещение, 1991 г – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.

В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....

Семинар-практикум для родителей учащихся 2-х классов по теме: «Преодоление специфических нарушений письма, обусловленных несформированностью языкового анализа и синтеза».

    Письмо называют «базовым» навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение. От того, как усвоит ребёнок этот навык, зависят его успехи не только по русскому языку,...

Рабочая программа логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия.

Рабочая программа. Логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия....

Пропедевтика специфического нарушения письма у младших школьников с использование приемов РТВ (развитие творческого воображения)

Число речевых расстройств у детей и подростков  с каждым годом  растёт, в связи, с чем вопрос пропедевтики   речевых нарушений у учащихся массовой школы принимает глобальный характ...

Предупреждение и преодоление специфических нарушений письма и чтения

Материал преднозначен для ознакомления родителей с причинами возникновения ошибок на письме и методами их преодоления....