Пропедевтика специфического нарушения письма у младших школьников с использование приемов РТВ (развитие творческого воображения)
статья по русскому языку (1 класс) на тему
Число речевых расстройств у детей и подростков с каждым годом растёт, в связи, с чем вопрос пропедевтики речевых нарушений у учащихся массовой школы принимает глобальный характер. «Способный, но почему-то ленится»,эту фразу нередко можно услышать от родителей и учителей. Но даже опытные учителя не всегда понимают, что это не лень, и не упрямство, а болезнь. А болезнь, как говорится, легче предупредить, чем вылечить. Но если в школе нет логопеда. Что делать? В данной статье, написанной учителем-логопедом, можно найти некоторые приемы, которые может использовать учитель начальных классов на уроках обучения грамоте и на уроках русского языка в конце 1 класса (период пропедевтической работы ), чтобы в дальнейшем у учащихся не возникали специфические ошибки на письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 374.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пропедевтика специфического нарушения письма у младших школьников с использование приемов РТВ (развитие творческого воображения)
Промышленный район
МБОУ «Школа №10 «Успех»
учитель начальных классов и учитель-логопед
Евсюкова Ольга Юрьевна
По данным сотрудников кафедры ЛГПИ им. Герцена, число речевых расстройств у детей и подростков с каждым годом растёт, в связи, с чем вопрос пропедевтики речевых нарушений у учащихся массовой школы принимает глобальный характер. «Способный, но почему-то ленится», «очень отвлекается и на уроках витает где-то в облаках», «не может дать ответ на простейшие вопросы». В каждом классе, в любой школе есть, наверное, хоть один ребенок, а адрес которого звучат такие фразы. [4] В способностях этих ребят никто не сомневается (среди них есть те, кто успешно учится в музыкальной или художественной школе), о «педагогической запущенности» речь тоже не идет - родители разве что не ночуют в школе и не жалеют денег на репетиторов. И, несмотря на все усилия, дети делают множество ошибок в словах, не могут пересказать прочитанное и сложить однозначные числа. Но даже опытные учителя не всегда понимают, что это не лень, и не упрямство, а болезнь. А болезнь, как говорится, легче предупредить, чем вылечить.
В последнее время проблема преодоления нарушений письменно речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы приобретает особое значение. Это связано с тем, что среди слабоуспевающих и неуспевающих учеников большой процент составляют дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развитии письменной речи. [3] Нарушение письма осложняет усвоение учебной программы, оказывает отрицательное влияние на эффективность обучения, является частой причиной резкого снижения учебной мотивации. С каждым годом категория детей, нуждающихся в специальной логопедической помощи, увеличивается. Это определяет актуальность своевременной профилактики дисграфии у учащихся первых классов (период становления письменной речи).
Дисграфия - стойкое нарушение письма, не связанное с незнанием грамматических правил, а обусловленное недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. [6]
По мнению некоторых авторов, неспособность к обучению возникает из-за нарушений в обработке информации в высших отделах головного мозга. Ученые предполагают, что мозг таких детей развивается ассиметрично – какие - то отделы созревают медленнее, а какие-то - быстрее. Повышение уровня нарушений письменной речи объясняется в том числе и улучшением качества медицинской помощи. Сегодня перинатологи научились выхаживать детей, рожденных с критически низкой массой тела (500 г). Отклонения в развитии у таких малышей встречаются на порядок чаще. [4] А так же есть предположение, что расстройство школьных навыков может возникнуть и после рождения ребенка. Все это связано с информационным хаосом, в который дети погружаются с первых лет жизни. Передовые родители начинают развивать ребенка с малых лет, перегружая зоны мозга, еще не готовые к такому объему работы. Это приводит к обратному эффекту-задержке развития важнейших психических функций. [5]
Таким образом, в настоящее время учителя начальных классов все чаще и чаще сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. И родители чаще спрашивают: «Как быть? Что делать? Я не знаю, чем помочь?», на что учителя пожимают плечами: «Правила надо учить!», «Читайте чаще вслух!», «Диктантов пишите дома побольше!» и отправляют к логопеду. Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? На сегодняшний момент практически все ставки логопеда выведены из школ. И проблемы письма чаще всего никуда не уходят: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.
Что же такое дисграфия, и что делать в таком случае учителю начальных классов с детьми-дисграфиками? Дисграфия проявляется в стойких, специфических, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Исследования показывают: проблема встречается у 52% учащихся вторых классов, что свидетельствует о недостаточном фонетико-фонематическом развитии, недоразвитии зрительно-моторных координаций (глаз- рука), а также об общем недоразвитии речи малыша. [4]
В чем причины дисграфии? Специфическое нарушение письма вызывает ряд нарушений:
- Недоразвитие устной речи. Ребенок плохо произносит звуки, отсутствует связная речь, грамматика, фонетика и лексика нарушены.
- Патологии, связаны с травмами при рождении или после появления малыша на свет. Часто причиной дисграфии становится истощение ЦНС.
- Нарушения в социально-психологической сфере. К примеру, когда в семье родители разговаривают на разных языках и с ребенком мало общаются, у него возникает дефицит разговорного общения.
- Наследственная предрасположенность, задержка психического развития. Травмы черепа, поражения головного мозга. Эти причины также часто провоцируют отклонение и у взрослых людей. [7]
Учителям, у которых в классе дети столкнулись со сложностями при обучении письму, следует обратить внимание на характер специфических ошибок. Несомненно, работать над коррекцией дисграфии должен специалист, но понимать, что происходит и поработать над предупреждение этих ошибок (букварный период в обучении грамоте, русский язык - конец 1 класса), обязательно нужно. Наиболее часто встречающиеся виды дисграфий (по результатам исследований кафедры логопедии ЛГПИ им. А. Герцена) это:
- акустическая дисграфия (21% учащихся 2-4 классов);
- оптическая дисграфия (11 % учащихся 2-4 классов) [4]
На этих формах хотелось бы остановиться.
Акустическая дисграфия – частичное специфическое нарушение письма, возникающего на фоне нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем). Акустическая дисграфия характеризуется:
- Заменой на письме букв, похожих по звучанию (парных твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих, некоторых гласных, в частности, лабиализованных).
- Частыми ошибками при письменном обозначении мягкости звуков.
- Пропусками некоторых букв или даже слогов, перестановкой их местами.
- Объединением при написании нескольких слов в одно.
В качестве примера можно привести такие ошибки как «тавай» вместо «давай», пропуски мягкого знака «пен», «малчик», «лубуусь». Основными задачами пропедевтики акустической формы дисграфии являются:
- развитие фонематического восприятия (умение анализировать звуковую структуру слова);
- выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов.Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у... Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Оптическая дисграфия характеризуется:
- недописыванием элементов букв (ошибочное количество элементов): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавлением лишних элементов;
- пропусками элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальным написанием букв.
Основными задачами пропедевтики оптической формы дисграфии являются:
- развитие оптико-пространственных представлений ;
- развитие зрительного анализа и синтеза. [4]
У детей с дисграфией очень часто преобладает напряжение, страх письма, страх неудач. И пропедевтические занятия с помощью элементов технологии ТРИЗ и РТВ частично снимают эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Задания по РТВ (развитие творческого воображения) разнообразны и привлекательны, поэтому вызывают положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха. Исходная позиция технологии ТРИЗ и РТВ – каждый ребёнок талантлив от Природы. Принцип работы – воспитание личности через творчество. [2] Для ребенка начальная школа – период, когда знания, полученные в дошкольный период, приходят в систему, и формируется мыслительная деятельность. Очень важно, чтобы ученики не становились на данном этапе потребителями, а сами начинали заниматься поисковой деятельностью. Преимущества технологии ТРИЗ и РТВ заключаются в том, что любое задание посильно и доступно для каждого ученика, а так же данную технологию можно использовать в любой системе обучения. Технология ТРИЗ и РТВ является инструментом для развития системного, творческого мышления, фантазии, воображения учащихся.[11]
Итак, для учителя начальных классов решением проблем акустической дисграфии является ее профилактика. А именно:
1. Развитие фонематического восприятия (способность воспринимать звуковой состав слова: сколько в слове слогов, звуков, какой звук 1-й , какой звук заканчивает слово).
2. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов с целью воспроизвести на письме в виде букв.
Это те направления работы, которые по силам учителю начальных классов. Рассмотрим использование элементов технологии ТРИЗ и РТВ по данным направлениям работы на примере таблицы. Приложение 1.
Как видно из таблицы , для пропедевтики акустической дисграфии важно, чтобы учащиеся хорошо овладели понятиями: «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный», «слог», «ударение», «слово», «предложение».
Учащиеся должны понимать разницу между:
- звуком и буквой;
- гласным и согласным;
- словом, слогом и звуком;
- мягкими и твердыми согласными;
- звонкими и глухими согласными;
- уметь делить слово на слоги,
- определять ударный слог,
- выделять позицию определенного звука (или слога) в слове.
Для пропедевтики оптической дисграфии важно, чтобы учащиеся хорошо овладели зрительно-пространственными представлениями, зрительным анализом и синтезом, поскольку именно несформированность этих умений следует рассматривать как предвестник оптической дисграфии. Чаще всего трудности возникают у тех детей, которые невнимательны, плохо ориентируются в пространстве (путают право – лево) или на листе бумаги (не понимают, где низ, где верх), у которых плохо развита мелкая моторика. Такие учащиеся с трудом справляются с пуговицами , со шнурками, не любят рисовать, неправильно держат карандаш или ручку.[8] С целью активизации воображения, развития зрительно-пространственного гнозиса, создания эмоционального отношения к символу в технологии ТРИЗ и РТВ есть упражнение «Образ буквы».
Ученикам предлагается пофантазировать, на что похожа буква, сделать букву близкой, имеющей свой характер. Для этого можно предложить такие вопросы: «Какого размера буква – большая или маленькая?» «Толстая или тонкая?» «Добрая или злая?» «Какие любит слова?» «С кем дружит?» .[11]
Приложение 2
Можно предложить детям упражнение «Назови букву», в котором они попытаются узнать букву по ее описанию, характеру и расположению в пространстве. Например,
1. Эта буква - домохозяйка, кругленькая, у нее искривленный позвоночник, поэтому она немного сутулится, смотрит все время направо. Ходит она, перекатываясь. Питается супом, сыром, сосисками. Седая, говорит со свистом, растягивая слова. Похожа на полумесяц (буква - «С»)
2. Это веселая буква имеет два больших уха на туловище, тонкую талию, головы не обнаружено, рук нет. Ходит прямо, очень гордится собой и важничает, считая себя фантастической буквой. А еще она любит фыркать. Какая это буква? (буква-«Ф») .[9]
Чаще всего у детей, допускающих дисграфические ошибки, не сформировался на начальных этапах обучения образ буквы. Ребенку необходимо объяснить, что каждая буква – это особый рисунок, имеющий сигнальный признак: буква б похожа на белку, а буква д на дятла. Таким образом, одна из задач учителя при работе над пропедевтикой оптической дисграфии - научить детей выделять эти «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки). Приложение 3.
Демонстрируя первоклашкам сходство и различие при написании букв тем самым мы формируем образ этих букв и предупреждаем неправильное расположение элементов, «зеркальность». Очень хороший результат дает лепка этих букв из пластилина «Магазин букв».
При формировании образа букв использование зрительных символов, опорных схем и представленной наглядности:
- улучшает зрительный гнозис (узнавание букв);
- обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза;
- совершенствует внимание и память; тренирует мышление;
- повышает готовность к обучению чтения и письма;
- предупреждает специфические ошибки в слове;
- развивает орфографическую зоркость;
- активизируют умственную деятельность;
- помогают сделать первый доступный и уверенный шаг на пути к усвоению письменной речи (чтения и письма)
- предупреждают смешение понятий звуков и букв.
- помогают усвоить:
- что между отличными двумя явлениями – звуками и буквами существуют определенные связи и зависимости;
- что звуки не совпадают с их буквенными обозначениями и могут передаваться различными буквами, и в то же время одна и та же буква может служить способом графического обозначения разных звуков;
- что многие существенные свойства (характерные качества)отдельных звуков графически передаются не одной, а несколькими буквами, помогают систематизировать фонетические и фонологические знания учащихся. [10]
А приемы технологии ТРИЗ и РТВ вызывают интерес и эмоциональный отклик у детей, помогают развивать мышление детей. Уроки, на которых используется ТРИЗ и РТВ технология, носят ярко выраженный
деятельностный характер, школьники сравнивают, проводят классификацию объектов, выбирают основания и критерии для сравнения звуковых понятий, устанавливают причинно-следственные связи в языке, строят логические цепи рассуждении. [1] Развивается устная и письменная речь, формируются умения чётко излагать свои мысли. С помощью интересных и увлекательных приемов ТРИЗ и РТВ технологии можно работать над пропедевтикой нарушений письма и чтения в начальной школе, тем самым повышая качество письма и эффективность урока русского языка как одной их главных единиц образовательного процесса в начальной школе.
Если работу учителя начальных классов по профилактики дисграфии начать с первых месяцев обучения в школе, то можно все упущенное в раннем детстве, скорректировать и дать возможность учиться каждому ребенку без ущерба для психического и физического здоровья и, что очень важно, для его полноценного общения.
Литература.
1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2001.
2. Гин А.А. ТРИЗ педагогика 2015 г.
3. Каше Г. А.: Предупреждение нарушений письма и чтения у детей // 0сновы теории и практики логопедии. М, 1968г.
4. Корнев А. Н.: Дислексия и дисграфия у детей. С-Петербург, 1995г.
5. Милостиленко Л. Г.: Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. С-Пб, 1996г.
6 .Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.: 2004г.
7. Свободина Н.Г. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи АНО логопед Плюс М., 2010
8. Филипова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб.: 2001.
9. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Как попасть в сказку. — М.: Просвещение, —Владос, 1995.
Интернет-ресурсы
11. http://textarchive.ru/c-1081420-p2.html
Приложение 1.
Приемы технологии ТРИЗ и РТВ для профилактики дисграфии у младших школьников
Форма дисграфии | Основные этапы профилактики дисграфии | Приемы технологии ТРИЗ и РТВ , способствующие овладению необходимыми навыками | На что направлены приемы ТРИЗ и РТВ технологии |
Аксутическая дисграфия | Развитие фонематического восприятия (способность воспринимать звуковой состав слова: сколько в слове слогов, звуков, какой звук 1-й , какой звук заканчивает слово) Развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова) | «Маша-растеряша» Инструкция : Маша «растеряла» все слова на звук [К], помогите их найти (можно использовать предметные картинки или названия предметов окружающего мира). «Эмпатия» (способность перевоплощения в некий образ и взгляд на мир глазами нового образа) Инструкция : кто хочет стать звуком [Ж] и рассказать нам о своей жизни, а кто хочет стать звуком [Ш] и рассказать о себе. Поделите картинки друг с другом (дифференциация звуков ж-ш в словах)) «Сенсорный ящик» (вариант) Инструкция : можно достать предметы только на звук [ Р ]. Учащиеся с помощью осязания пытаются извлечь из ящика предметы (расческу, рыбку, ручку и т.д) «Я беру тебя с собой» Инструкция : с собой в путешествие я возьму слово « гусь», какие еще я могу взять слова. Учащиеся называют слова. Педагог строит фразу так: « Город, я возьму слово «город», лавка, я не возьму это слово. Учащиеся приходят к выводу : можно «взять» только слова со звуком [ Г ] (дифференциация звуков [ Г ]- [ К ]. «Да-нетка» Педагог загадывает определенный звук, учащиеся с помощью вопросов (на которые педагог может отвечать только «да» или «нет») отгадывают этот звук: -это гласный? (нет) -это звонкий? (нет) -парный? (да) -он начинает слово «фартук»? (нет) и т. Д «Тренажер ума» Инструкция : что находится на кухне на звук [К]? (крышка, кастрюля, картошка и т.д.).Что находится в классе на звук [Г]? «Реклама» Инструкция: составьте любое объявление так, чтобы все слова начинались со звука [П] «Продам пять пушистых пум. Пишите, приходите, покупайте» | Развивает: фонематический слух, внимание, память. Развивает: фонематический слух, творческое воображение; обогащает словарь детей оценочной лексикой. Развивает: фонематический слух, творческое воображение; умение обследовать предмет с помощью различных анализаторов. Развивает фонематический слух; умение объединять объекты по общему значению признака; умение сравнивать большое количество объектов. Развивает: умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение проводить анализ; умение слушать и слышать друг друга; фонематическое восприятие. Развивает: фонематический слух, память, внимание, мышление. Развивает: фонематическое восприятие; память, внимание, творческое мышление. |
Оптическая дисграфия | «Образ буквы» Инструкция: давайте пофантазируем и придумаем, на что похожа буква…. и какой у нее характер Приложение 2. «Назови букву» Инструкция: по образу узнайте букву. Эта буква - домохозяйка, кругленькая, у нее искривленный позвоночник, поэтому она немного сутулится, смотрит все время направо. Ходит она, перекатываясь. Питается супом, сыром, сосисками. Седая, говорит со свистом, растягивая слова. Похожа на полумесяц (буква - «С») «Загадочный художник» Инструкция: вы сейчас будете загадочными художниками и нарисуете картину, которую никто никогда не рисовал (Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечой, спичкой) Приложение 3 | Активизирует зрительный гнозис; создает эмоциональное отношение к символу (образу буквы). Активизирует зрительно-пространственный гнозис; формирует навыки зрительного анализа и синтеза. Формирует графические навыки; подготавливает руку ребенка к овладению письмом: Служит «опорными» сигнальными признаками для смешиваемых по оптическому и кинетическому сходству букв. |
Приложение 2
Работа с таблицей
(Учащиеся работают с готовой таблицей или составляют самостоятельно , зная критерии; может быть парная или групповая работа)
Элемент (объект) | Признак (какого размера) | Признак (толстая-тонкая) | Признак (добрая-злая) | Какие любит слова | С кем дружит | Название буквы |
Буква ? | большая и маленькая | толстая | добрая | фокус, фея, фата | со всеми буквами |
С (вписывается после отгадывания) |
большая и маленькая | толстая | добрая | шип, школа, шахматы | со всеми буквами кроме буквы Ы |
Ш (вписывается после отгадывания) | |
маленькая | толстая | скорее добрая | белый пойду дорогой | со всеми буквами (помогает давать некоторым гласным буквам два звука) |
Й (вписывается после отгадывания) | |
большая и маленькая | худая | скорее злая (после нее мы часто делаем ошибки) | чудак пичужка калач | не дружит с буквами я и ю |
Ч (вписывается после отгадывания) |
Приложение 3.
«Опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы
U*- буква и
U- буква у
*
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческого воображения младших школьников в процессе конструктивной деятельности"
Данное обобщение опыта включает в себя информацию об условии его возникновения, его актуальность(на примере теста Е.Торренса "Неполные фигуры"),описание технологии опыта на основе дидактических игр "П...
Развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО и технологии
Развитие творческого воображения...
Развитие творческого воображения младших школьников
Выступление на методическом объединении...
Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.
В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...
Приобщение младших школьников к этнографическому наследию через развитие творческих способностей.
Данный материал и его фрагменты могут быть использованы как на уроках, так в организации внеурочной деятельности второй половины дня в общеобразовательных школах, а также в дошкольных образовате...
Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.
Развития воображения младших школьников. Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...