Методологическое обоснование разработки модели школьного инклюзивного образования
статья

Борисова Галина Николаевна

Методологическое обоснование разработки модели школьного инклюзивного образования, доклад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Разуменская  средняя общеобразовательная школа №3 Белгородского района, Белгородской области»

Выступление на РМО

Тема: «Методологическое обоснование разработки модели школьного инклюзивного образования»

Подготовила:

Борисова Галина Николаевна

учитель начальных классов

        Реформа образования, происходящая в настоящее время, предполагает  масштабную реализацию инновационных подходов к обучению и воспитанию детей.

        Одним из них является инклюзивный подход. Совместное (инклюзивное) обучение, признанное всем мировым сообществом, как наиболее гуманное и эффективное, способствующее успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

        Важным направлением развития инклюзивного образования является реализация мер по созданию в обычных образовательных организациях условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа инвалидов, их пребывания и обучения в образовательной организации. В образовательных организациях создана безбарьерная среда.

        Для организаций, реализующих инклюзивное образование, закуплено специальное оборудование для обучения детей с ОВЗ.

        Развитие инклюзивного образования для данной категории детей становится одним из главных направлений российской образовательной политики. Вместе с тем в настоящее время в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных школьных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми.

        Реализация в России инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования.

        Таким образом, гражданам гарантируется возможность посещения школьных образовательных учреждений разного вида, независимо от состояния здоровья их детей, хотя фактически дети требуют индивидуального ухода и не могут обучаться в коллективе детей.

        Инклюзивное обучение организуется для детей-инвалидов, имеющих тяжелые функциональные нарушения, требующие индивидуального сопровождения детей, как в образовательном процессе, так и в повседневной жизни. Для данной категории детей создаются специальные условия.

        Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

        Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

        Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

        Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

        В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой – относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут  выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка).

        Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы.

        Понятие «инклюзивное образование» (от франц. inclusif – включающий в себя) для нашей страны является относительно новым (вошло в обиход в конце 90-х годов). В Федеральном Законе № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2) инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

        Практика инклюзии стала возможной благодаря распространению в обществе идей и принципов нормализации.

        Инклюзивное образование является средством реализации концепции нормализации. Идеи инклюзии соответствуют задачам Национальной доктрины образования до 2025 года, где указана необходимость обеспечения доступности образования для всех категорий детей, включение специализированной коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными нуждами.

        Для облегчения процесса обучения предполагается введение системы дефектологической, психолого-педагогической помощи ребенку.

        Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, особенности, предоставляет возможность быть языковые и другие включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции. Общепринятым считается, что инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, что и обеспечивает доступ к образованию детям с особыми потребностями.

        Термин «инклюзивное образование» является более современным, отражающим новый взгляд не только на систему образования, но и на место человека в обществе. Инклюзия предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства, школьной среды к нуждам каждого ребенка, включая реформирование помещений так, чтобы образовательного  процесса, (перепланировку учебных они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, необходимые средства обучения согласно типу отклонения развития ребенка, психологическую и методическую готовность учителей, и другое).

        Применительно к феномену инклюзивного обучения выбор методологии определяется целью, задачами и характером деятельности в его рамках.

        Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников. Традиция школьного преподавания как трансляции знаний, должна стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников обучения, по совместному поиску новых знаний. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения.

        Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми. Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогике (педагогическом процессе) вообще. Существует ряд основных трудностей, с которыми встречается школа, реализующая инклюзивный процесс.

        Инклюзия предполагает включение детей со специальными образовательными потребностями в массовые учреждения, где считается важным снять все барьеры на пути к полному участию каждого ребенка в образовательном процессе.

        Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу на часть дня или полный день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.

        Однако инклюзивное образование в России пока носит экспериментальный характер и имеет ряд недостатков. Можно отметить отсутствие специальной подготовки педагогических работников, незнание основ коррекционной педагогики специальной психологии, недостаточное материально-техническое оснащение учреждений.

        Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться,

психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Это ставит серьёзные задачи не только перед психологическим сообществом образования, но и перед методическими службами, а главное, перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы. Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в категорию которых, в первую очередь, попадают учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Но самое важное чему должны научиться педагогики массовой школы – это работать с детьми с разными возможностями к обучению и учитывать это многообразие в своём педагогическом  подходе к каждому.

Список литературы

1. Денисова О.А., Леханова О.Л., Поникарова В.Н. Дополнительное профессиональное образование педагогов для инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

2. Ковалев Е.В. Инклюзивное образование. Выпуск 1 Образовательная инклюзия как закономерный этап развития системы образования / Е.В.Ковалев, М.С.Староверова –М.: Центр «Школьная книга», 2010

3. Лубовский В.И., Валявко С.М. Интеграция в системе общего образования и новые задачи психологов // Системная психология и социология. 2015 №3(15). С. 38-43.

4. Назарова Н.М. Инклюзивное обучение как социальный проект: анализ с позиций социального конструктивизма. Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования. Сборник науч. статей. – М. 2015 С. 42 53

5. Образовательный проект по разработке и внедрению модели инклюзивного образования детей с разными возможностями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта экспериментальной работы по теме: «Разработка модели школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов)»

Актуальность исследования вызвана глобальными проблемами, которые фокусируются на конкретном человеке, его духовном, ценностно-смысловом содержании, всей многообразной предметной деятельности, которая...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. Ра...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Долгое время работа с детьми c ограниченными возможностями здоровья носила интуитивный характер, что не всегда способствовало получению желаемых результатов.Школьники учатся и используют полученные зн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «Инклюзивное образование в условиях современной школы»

В данной методической разработке представлен опыт работы ребёнка с ДЦП с сохранным интеллектом....

Статья "Инклюзивное образование, как современная модель образования"

Инклюзивное образованиеВ России обучение детей с особенностями здоровья имеет более чем 200-летнюю историю. В 1806 году в городе Павловске было открыто первое училище для 12-и глухонемых детей, а в 18...