Из опыта экспериментальной работы по теме: «Разработка модели школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов)»
статья на тему
Актуальность исследования вызвана глобальными проблемами, которые фокусируются на конкретном человеке, его духовном, ценностно-смысловом содержании, всей многообразной предметной деятельности, которая переводится на язык практических действий. Большое значение для полноценного развития личности имеет ее духовное, физическое и социальное благополучие.
Динамизм растущей напряженности в обществе, вызванный глубокими преобразованиями всех сфер жизни, находит свое отражение в стремительном росте социальных противоречий, что неизбежно вызывает межличностные, групповые и структурные конфликты и усиливает их влияние на правовые, организационные и мировоззренческие основы общества.
Поэтому для руководителей образовательных учреждений крайне важно иметь научно обоснованные способы воздействия на конфликтные отношения, которые отличает идея согласия, определяющая наиболее эффективный способ контролирования, регулирования и принципиального разрешения конфликтов. Опора на коллективные формы при регулировании конфликтов в образовательном учреждении - это объективное выражение важнейшей демократической идеи согласительных процедур при регулировании конфликтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zayavka_na_otkrytie_eksperimentalnoy_ploshchadki.doc | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
В Совет по инновационно-экспериментальной деятельности Красносельского района Санкт-Петербурга Адрес: 198320, Санкт-Петербург, г. Красное Село, ул. Освобождения, д.29, корп.3 телефон: 573-97-60 e-mail: spb270@mail.ru Сайт: http://schol270.ucoz.ru/ |
Заявка
Согласовано Научный руководитель ГБОУ СОШ № 270 Красносельского района Санкт-Петербурга ________________ Панова Н.В. «___» _____________ 20___ г | Утверждаю Председатель Совета инновационно-экспериментальной деятельности администрации Красносельского района Санкт-Петербурга _____________________________ «___» _______________ 20___ г |
ПРОЕКТ
опытно-экспериментальной работы по теме:
«Разработка модели школьной службы медиации
(служба регулирования конфликтов)»
Актуальность исследования вызвана глобальными проблемами, которые фокусируются на конкретном человеке, его духовном, ценностно-смысловом содержании, всей многообразной предметной деятельности, которая переводится на язык практических действий. Большое значение для полноценного развития личности имеет ее духовное, физическое и социальное благополучие.
Динамизм растущей напряженности в обществе, вызванный глубокими преобразованиями всех сфер жизни, находит свое отражение в стремительном росте социальных противоречий, что неизбежно вызывает межличностные, групповые и структурные конфликты и усиливает их влияние на правовые, организационные и мировоззренческие основы общества.
Поэтому для руководителей образовательных учреждений крайне важно иметь научно обоснованные способы воздействия на конфликтные отношения, которые отличает идея согласия, определяющая наиболее эффективный способ контролирования, регулирования и принципиального разрешения конфликтов. Опора на коллективные формы при регулировании конфликтов в образовательном учреждении - это объективное выражение важнейшей демократической идеи согласительных процедур при регулировании конфликтов.
В настоящее время при помощи различных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, осуществлять адекватную общественным вызовам профилактику разнообразных форм социальных девиаций. Это нашло отражение в ряде документов: в Концепции модернизации российского образования (2002), Национальном проекте «Образование» (2005), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации (2009), Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и др. Государственная политика в сфере образования основывается на принципе свободного развития личности и на воспитании взаимоуважения, ответственности, отразившихся в стандарте образования.
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»), который имеет ряд характеристик: осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, сотрудничать для достижения общих результатов. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, культуре, языку, вере, гражданской позиции, ценностям народов России; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; образовательного потенциала самих семей за счет развития их внутренних ресурсов социально-образовательного партнёрства, обусловленной принципами добровольности, диалогичности, взаимной ответственности и полезности.
Педагогический процесс - развивающаяся, открытая, динамическая система. Она основана на взаимодействии большого количества людей, наделенных различными представлениями, взглядами, относящихся к разным возрастным категориям. Этим обусловлена неизбежность возникновения конфликтных ситуаций. Если их нельзя избежать, значит, ими необходимо управлять, научиться их позитивно использовать, превращать в источник развития образовательной системы.
Методологическое обоснование регулирования конфликтов отражены в публикациях
А. Я. Анцупова, В. В. Базелюк, С. В. Баныкиной, Г. С. Бережной, Г. И. Козырева,
М. М. Рыбаковой, Е. В. Шишкина и других. Стратегия и тактика социально-педагогической профилактики конфликтов раскрываются в монографиях Т. Гордона, Е. Вайднера,
В. Хайтмайера, Д. Олвеуса и др. Актуальным и востребованным является рефлексивный поиск диалога между различными участниками образовательной среды в актуализации конфликтологической проблематики. В контексте идей личностно-ориентированной педагогики представляют интерес работы Н.И. Алексеева, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др., которые меняют понимание характера педагогического взаимодействия, восприятие ученика, оценку его роли в педагогическом процессе. Обновление представлений о природе и ценностях воспитания определяют факторы владения соответствующими знаниями, навыками и технологиями раннего распознавания и эффективного разрешения возникающих конфликтов. Для улучшения положения разрешения и предупреждения конфликтов могут использоваться Службы примирения, процедуры и институты, до настоящего времени используемые в незначительной степени. Модель школьной службы медиации касается возможности повышения открытости школы, как значимого института общества для разработки и выстраивания системы действий, направленных на улучшение положения апробации и внедрения технологий ценностно-гуманистического выбора и действия, позитивного ориентирования в дальнейшей жизни.
Правильно организованный процесс медиации имеет большое воспитательное значение, поскольку ориентирует позитивное поведение в разрешении конфликтных ситуаций. Организационно-педагогические условия медиации разрабатываются на основе общих принципов, создавая практику прекращения конфликтов, укрепляя авторитет самой процедуры, сделав ее понятной и доступной обществу.
В числе основных принципов и элементов медиации является дружественное отношение к ребенку; незамедлительное принятие решений в процессе возникновения конфликтов; направленность на обеспечение потребностей прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ученика, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи; приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие системы специализированных вспомогательных служб примирения.
Ключевым основанием проблемности модели школьной службы медиации является разрыв между сохраняющимися административно-функциональным стилем управления конфликтами со стороны педагогов и руководителей образовательной организации, с одной стороны, и характером современной деятельностной среды, требующей формирующего, опережающего, рефлексивно-содержательного стиля управления – с другой. Констатируется ряд противоречий:
- между потребностью общества в педагогах, обладающих педагогической компетенцией по семейному воспитанию, и недостаточной разработанностью дидактических условий обеспечения ее развития у педагогов в образовательном процессе;
- между низким уровнем толерантности и чрезвычайной неадекватностью притязаний поколения и дисфункцией семьи как основного агента социализации;
- между изменением социальной, семейной, личной ситуации улучшения качества жизни подростка и отказа от насильственного поведения путем применения специальных педагогических и воспитательных мер;
- между навыком учащихся отвечать за свои поступки и доброжелательным отношением к другому человеку, отражающим возросшие социальные ожидания, и неготовностью большинства учащихся к его реализации.
Совокупность данных противоречий определила проблему исследования, заключающуюся в необходимости разработки опытно-экспериментальных оснований процесса разработки и формирования модели школьной службы медиации регулирования конфликтов на основе партнёрского взаимодействия с субъектами открытого образовательного пространства.
Служба примирения включает медиаторов (при условии прохождения специальной подготовки по медиации), которыми могут стать:
а) обучающиеся;
б) педагогические работники образовательного учреждения;
в) родители, сотрудники общественной или государственной организации или иной взрослый (по согласованию с администрацией образовательного учреждения).
Возможно совместное ведение медиации взрослым и ребенком.
Стержневыми понятиями, раскрывающими сущность профилактики конфликтов в учебной среде являются: предохранение, предупреждение, предотвращение, предостережение, устранение и контроль. Социально-педагогическая профилактика и коррекция конфликтного поведения подростка включает в себя всестороннее психолого-педагогическое изучение личности (диагностика личностных дефицитов), выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды (диагностика среды), коррекция среды (в том числе неадекватных методов воспитания) и коррекция дисгармоничных черт личности.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса осуществляется на особом технологическом уровне с использованием новых стратегий симулятивного, рефлексивного, ситуативного обучения, обучения исследованием, ИКТ; образовательных технологий (проектных, учебно-исследовательских, технологии развития критического мышления, ведения дискуссий и др.) и технологий педагогического сопровождения обучающихся (коучинга, тьюторства, менторства, фасилитации, медиации и др.).
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач обеспечения инновационного характера:
- модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития семьи средствами соглашения, отражающего желания обеих сторон, с помощью которых могут быть достигнуты результаты позитивного взаимодействия, необходимые в профилактике и разрешении конфликтов;
- формирование механизмов Школьной службы примирения, что дает возможность избегать прямых включений взрослых в жизнь детей. Проводниками цивилизованных способов взаимоотношений служат школьные медиаторы – специально подготовленные ученики и взрослые;
- анализ материалов проведенных опросов родителей, которые имеют достаточные психолого-педагогические представления о путях, средствах формирования у ребенка определенных личностных качеств, выявленных способностях, условиях успешной социализации умений эффективного взаимодействия в образовательной безконфликтной среде, что обеспечит востребованность образовательных услуг с участием потребителей.
Гипотеза: модель школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов) будет эффективной, если на основе социально-личностно ориентированного подхода создаются условия для целостного проявления развития и самореализации личности обучающегося как субъекта образовательного процесса.
Программа базируется на основе следующих теоретических положений:
Конфликт – естественный процесс, постоянно возникающий в жизни каждого человека. Конструктивное его разрешение возможно, если между сторонами происходит диалог, в ходе которого они высказывают друг другу свои претензии и переживания и принимают совместное решение о том, как разрешить ситуацию сейчас и не допустить её повторения потом.
Медиация – процесс, в рамках которого с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.
Восстановительная медиация – процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных ситуаций. Обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации, включая предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.
Трансформирующая медиация – процесс, восстановления контактов между участниками, находящимися в близких отношениях, учениками класса, представителями родительского комитета в вопросе правильной регуляции взаимоотношений.
Разработка модели школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов) – важнейшая составляющая в образовательной действительности, смысл которой состоит в создании системы отношений субъектной позиции семьи и проявлении активности как состояния, увеличения меры активности личности обучаемого, его индивидуальности, способной взаимодействовать и общаться с другими людьми.
Основой взаимодействия должны стать критерии эффективности опытно - экспериментального исследования:
- изменение уровня профессиональной компетентности учителей в реализации готовности к взаимодействию в ситуации примирения через положительное отношение к обучающемуся; принятие ответственности за ситуацию всеми участниками конфликта и восстановление отношений между ними;
- динамика показателей эффективности школьной службы примирения в разрешении конфликтов;
- осуществление требований изменения традиций реагирования на конфликтные ситуации, восстановление доверия, благодаря опыту взаимодействия с медиатором;
- включение учащихся и педагогов в профилактику школьной дезадаптации;
- изменение уровня владения профессиональными компетенциями в организации реагирования педагогов на конфликтные ситуации, использование имеющегося у них культурно-образовательного потенциала.
Основными механизмами развития медиации являются консолидации школьного сообщества и помощь конкретным его членам в том, чтобы лучше понимать друг друга и получать опыт позитивного выхода из конфликтной ситуации, разработка программ субъектной позиции формирования школьного самоуправления и волонтёрского движения подростками школы (планирование, организация, обеспечение, контроль)
Программа согласуется с основными направлениями инновационной деятельности ОУ субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства и может быть востребована педагогами и родителями. Создание действующей модели повышения коммуникативной грамотности расширяет спектр способов поведения в конфликтных ситуациях. Система школьной службы примирения может быть жизнеспособной только при определённой трансформации сложившихся в учреждении отношений и моделей коммуникации. Появление в школьной системе нового элемента, обладающего относительной автономией и являющегося формой самоуправления в том, что касается разрешения конфликтных ситуаций, создаёт предпосылки для формирования коммуникации, центрированной на личности (как педагога, так и обучающегося), а также для перехода от административного (осуществляемого «сверху») способа разрешения конфликтов к восстановительному способу, основанному на ответственности участников конфликта, за его возникновение и разрешение. Экспериментальная проверка модели, методик и технологий взаимодействия школьной службы медиации реализует требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе эффективного использования возможностей образовательной среды, сформированной на основе социально-образовательного партнерства с семьей.
Модули инновационной работы:
Механизмы реализации компетентностного подхода в парадигме педагогической профилактики конфликтной среды предусматривает:
- подготовку учителей для работы с трудными детьми, содействие улучшению социального самочувствия средствами школьной службы медиации;
- устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации в процессе обучения;
- тренировку и формирование просоциального поведения, которое станет социально-педагогической профилактикой, преследующей две основные цели – не допустить углубления социальной дезадаптации учащихся и расширить спектр педагогических мероприятий, способствующих снижению уровня насилия и других девиаций.
Система школьной службы медиации предусматривает:
- курсы и тренинги по конфликтологии для педагогического коллектива и школьников;
- школьные акции «Против дискриминации и насилия»;
- уроки социальной компетенции;
- организацию общественной работы родителей, способствующей формированию системы позитивных взаимодействий;
- внедрение развернутой общешкольной программы профилактики конфликтов в учебной среде;
- спортивные и туристические мероприятия «Педагогика переживания и приключений», повышающие уровень сплоченности в коллективе.
Учителя и администрация являются основными заказчиками профилактических мероприятий.
- Цель ОЭР
Выявить условия эффективности образовательной среды в разработке модели школьной службы медиации в процессе опытно-экспериментального процесса формирования субъектной позиции семьи в открытом образовательном пространстве на основе партнёрства.
II. Задачи ОЭР имеют несколько назначений.
1) Научно-исследовательские задачи ОЭР:
- проведение научных исследований по социально-значимым для системы образования Красносельского района Санкт-Петербурга проблемам;
- обучение восстановительным практикам педагогов, администрации и специалистов образовательных учреждений при регулировании конфликтов, а также обучающихся и их родителей.
2) Методические задачи ОЭР:
- методическое обеспечение процесса формирования научно-исследовательских
и профессиональных компетенций и разработка программы восстановительной
медиации с конфликтующими сторонами (школьниками, педагогами и родителями);
- подготовка методических рекомендаций по созданию «Школьной службы примирения» на базе образовательных учреждений.
3) Практические задачи ОЭР:
- организация подготовки и повышения квалификации специалистов в области школьной медиации
- создание школьных служб примирения;
- формирование целостной модели школьной службы медиации (обучение лидеров службы медиации и их участие в конкретных проектах);
- распространение инновационного опыта программы восстановительной медиации с конфликтующими сторонами средствами формирования совершенствования компетенций школьных служб примирения в ОО.
4) Воспитательные задачи ОЭР:
- формирование интереса к научно-исследовательской деятельности и мотивация педагогов в выявлении условий образовательной среды, способствующих развитию открытого образовательного пространства, организуемых в рамках программы школьной службы медиации, регулирования конфликтов;
- реализация принципа «Матрешки» – усложнение видов научно – информационного обеспечения работы по восстановительным программам системы профилактики конфликтов в учебной среде при обучении навыкам проведения примирительных программ кураторов-взрослых и детей-волонтеров ГБОУ СОШ № 270.
Принципы реализации проекта медиации:
- добровольность участия сторон в разрешении конфликтов;
- информированность сторон о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях;
- нейтральность медиатора, который поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта;
- конфиденциальность процесса медиации;
- ответственность сторон и медиатора за безопасность участников конфликта, участвующие в медиации.
Программа ОЭР
Этап работы | Задачи этапа | Основное содержание работы | Планируемый результат | Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу | Сроки | |
Подготовительный (2014-2015 уч.г.) | Формирование целостной модели школьной службы медиации, субъектной позиции, необходимой для успешной жизнедеятельности на основе систематизации представлений о конфликтах и совокупность (субъектных, деятельностных, организационных, психологических) условий , направленных на полноценное осуществление образовательной функции по отношению к ребёнку, конструктивные способы социализации, способы, конструктивного взаимодействия | Создание школьной службы примирения. Обучение творческой группы педагогов-экспериментаторов и учащихся восстановительной медиации в школьной службе примирения, выработка системы координации, с школьным центром, Подбор методик диагностики деятельности школьной службы примирения, Корпоративное обучение педагогов по проблемам позитивного выхода из конфликтной ситуации (разработка и реализация программ партнёрского взаимодействия; создание и мобилизация ресурсов соруководства; совместной ответственности; работа экспертных групп служба регулирования конфликтов системы субъектной позиции; переговоры; дебаты; слушания),. тренинг коммуникативной грамотности и эффективной ком- муникации. | Деятельность школьной службы медиации, являющимся компонентом педагогической системы ОУ в ходе инновационной деятельности на основе развития компетентностного подхода в условиях открытого образовательного пространства. Подготовка медиаторов. Прохождение тренингового курса по освоению основных навыков медиации. Использование опыта регулирования конфликтов на курсах, семинарах, конференциях. | Справка, аналитический отчет КО. Модель школьной службы медиации. Использование диагностических методик для оценки мотивоционной , эмоциональной и когнитивной сферы социальных навыков, особенностей межличностного взаимодействия | Май 2015 | |
Экспериментальный (2015-2016 уч.г) | Освоение практик регулировании конфликтов педагогами, администрацией и специалистами образовательных учреждений. Комплексное сопровождение деятельности всех субъектов образования в формировании единства представлений по проблемам ребенка. Анализ динамики показателей системы факторов, влияющих на формирование профилактических функций образовательной организации в раннем выявлении неблагополучных, конфликтных несовершеннолетних, проблемных семей, в оказании им своевременной педагогической, психологической, социальной помощи | Разработать программы восстановительной медиации с конфликтующими сторонами (школьниками, педагогами и родителями). Разработать методику примирительных программ изучения социальных проблем, провоцирующие конфликтные ситуации. Организация программ реабилитации обучения просоциальным навыкам взаимодействия с людьми, неагрессивному поведению. Проведение мониторинга эффективности школьной службы примирения, организация мероприятий по профилактике девиантного и деликвентного поведения. Проведение транслирующих конструктивных способов социализации, а также помогающих мастер-классов для родителей обучения навыкам проведения примирительных программ кураторов-взрослых и детей-волонтеров ГБОУ СОШ № 270. Разработка программ по профилактике конфликтов в образовательной среде, коммуникативных техник, способствующих развитию открытого образовательного пространства. Проведение цикла мероприятий по подпрограмме: «Динамика взаимодействия семьи и образовательного учреждения» | Комплекс информационно- тренинговых занятий с детьми в рамках восстановительных технологий. Развитие навыков примирительных алгоритмов кураторов-взрослых и детей-волонтеров ГБОУ СОШ № 270. Повышение эффективности процесса общения через организацию научно-практических семинаров, конференций; научных, методических и учебных публикаций о системе регулирования конфликтов; использование возможностей интерактивного оборудования в процессе взаимодействия | Справка, видеоотчеты, Общественные слушания на родительской конференции Статистический учет результатов Школьной службы медиации, за счет восстановления способности понимания ситуации, проблем, намерений, целей, норм и установок, позволяет не только снять негативные представления у сторон относительно друг друга, но и способствует восстановлению доверия между людьми – ключевого элемента социального капитала | Май 2016 | |
Обобщающий (2016-2017 уч.г.) | Распространение инновационного опыта программы восстановительной медиации с конфликтующими сторонами средствами школьных служб примирения в ОО. Создание. сетевого взаимодействия образовательной среды как способа распространения инновационного опыта ГБОУ СОШ № 270 Красносельского района Санкт-Петербурга среди педагогических работников на курсах, семинарах, конференциях в едином образовательном пространстве социума как основы качества развития конфликтологических компетенций обучающихся, педагогов и родителей | Выработка и трансляция методических рекомендаций по созданию модели школьной службы медиации. Проведение вебинаров по проблемам коммуникативных техник в работе посредника восстановительной медиации на основе социально-образовательного партнерства, разработки программы действий по совершенствованию и оптимизации условий развития личностных компетенций учащихся. социально-педагогической профилактике девиантного и деликвентного поведения. систематизация разработки программ субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства с учетом внутренних и внешних условий личностных компетенций ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его реализация. | Рефлексия практических результатов деятельности всех участников проекта. Публикации, аналитический отчет. Материалы на электронных носителях, подготовленные к промежуточным и итоговой внешней экспертизе ОЭР | Видеоотчет, систематизация критериев профессиональной компетентности конструктивные способы социализации Становление системы со- циально-педагогической работы, оптимизация механизмов в профилактической деятельности при регулировании конфликтов. | Май 2017 |
Анализ и оценка реальных достижений педагогов и учащихся в ходе инновационной деятельности
- Снижение уровня конфликтности в образовательной среде ГБОУ СОШ № 270.
- Создание благоприятной психологической среды в образовательной организации.
- Сформированность у обучающихся адекватных моделей поведения в конфликтных ситуациях.
- Формирование методических и организационных мероприятий по созданию модели социально-психологической профилактики девиантного и деликвентного поведения подростков средствами восстановительной медиации для трансляции и внедрения в другие образовательные организации.
Мониторинг социальной успешности выпускников
- сформировать у педагогов представление о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;
- сформировать навыки применения восстановительных технологий в практике педагогической деятельности;
- разработать образовательные ресурсы и методическое сопровождение их использования через единую информационную среду.
4. SWOT – АНАЛИЗ
Фактор, влияющий на развитие ОУ | Оценка актуального состояния фактора, исходя из внутреннего потенциала ОУ | Оценка перспектив фактора, исходя из внешнего окружения ОУ | ||||
Сильная сторона фактора | Слабая сторона фактора | Возможности | Риски | |||
Социально- экономическое окружение ОУ | Высокий социальный авторитет ГБОУ СОШ № 270 Красносельского района Санкт-Петербурга среди родителей, осуществляющей в полной мере воспитательные и развивающие задачи; ясные стратегические направления в управлении; стабильный коллектив педагогических работников; высокая квалификация педагогов, широкие профессиональные и личностные интересы; мобильность и креативность в выполнении функциональных сфер деятельности; наличие инновационных процессов и создание возможности в их реализации | Недостаточно реальное представление социума и семьи о задачах ГБОУ СОШ № 270 Красносельского района Санкт-Петербурга | Оптимизация организационно-педагогических условий, способствующих созданию пространства субъектной активности семьи на разных уровнях (внутрисемейном, межсемейном, семейно-педагогическом и социально-педагогическом),уровне, формирование её субъектной позиции, характеризуя форму взаимоотношений, в которой присутствует диалог, равноправие, согласованность и добровольность участия в совместной деятельности, взаимная заинтересованность сторон в конструктивном разрешении конфликтов. | Большое количество семей, имеющих слабое представление о потребности совместного решения проблем конфликтных взаимоотношенийребенка в образовательной среде средствами медиации. Утрата интереса части педагогического коллектива в изучении коммуникативных проблем социального партнёрства в в связи с переходом от патернализма к партнёрству качественного образования | ||
2. Образовательные услуги | Социально-образовательное партнёрство становится самостоятельным феноменом открытого, полисубъектного образовательного пространства на современном этапе его развития в освоении социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни. Управление качеством образования, в т.ч. через механизмы общественного контроля; наличие авторских разработок с учетом личностного потенциала; компетентность педагогического коллектива в организации партнёрского взаимодействия с семьёй в реализации модели службы школьной медиации. | Ограниченность, нелинейное взаимодействие, когда необходимо выявление ресурсов учащихся на самостоятельное разрешение конфликтных ситуаций Изменение деятельностной характеристики субъектности, в решении моральных проблем на основе формирования нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам проявляющейся во взаимодействии с ОУ, которая в дальнейшем может снизиться при более глубокой работе на уровне внутрисемейной активности. | Возможность сформировать у педагогов представление о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов; сформировать навыки применения восстано- вительных технологий в практике педагогической деятельности в открытом образовательном пространстве на основе ответственного и рефлексивного отношения к собственным ценностям и потребностям в ситуации развития ребёнка; разработка комплекса требований навыков учащихся отвечать за свои поступки и доброжелательным отношением к другому человеку от простых видов социального взаимодействия – к более сложным | Фрагментарность влияния социального заказа на современные семьи: отсутствие ценностных ориентаций семей и их ресурсный уровень (включающий образовательный потенциал, субъектную позицию, социально-экономические условия социального обеспечения и т.д.).
| ||
3.Условия оказания образовательных услуг в ОУ | Высокий уровень квалификации кадрового состава ГБОУ СОШ № 270 Красносельского района; широкое использование изучения субъектной позиции семьи, которая включает систему показателей и методов диагностики потенциала семьи; сотрудничество с образовательными организациями-партнерами города | Стагнация личностного развития педагогического коллектива | Дифференциация семей по осуществлению ими социального заказа в открытом образовательном пространстве в разрешении конфликтных ситуаций. Организационно-педагогические условия успешной медиации в практике прекращения конфликтов, авторитет процедуры, на семью, чьи установки и ценности, совпадают с социальным заказом, сделав ее понятной и доступной и осуществляются, благодаря достаточному потенциалу семьи и общества; расширение возможностей применения современных технологий для построения личностно-ориентированной среды школы | Отсутствие финансирования для развития сетевого сотрудничества ОУ и семьи, осуществления проектов в более широком образовательном пространстве (учреждений дополнительного образования, социально-культурных учреждений, решающих те или иные образовательные задачи) | ||
4. Качество образования | Высокий уровень качества знаний в ГБОУ СОШ № 270 , стабильно положительные показатели по уровню воспитанности | Недостаточное освоение педагогами научно обоснованных способов воздействия на конфликтные отношения, которые отличает идея согласия, определяющая наиболее эффективный способ контролирования, регулирования педагогических технологий в разрешении конфликтов средствами социально-образовательного партнёрства средства повышения личностных компетенций педагогов во взаимодействии с семьей | Расширение работы социально-образовательного партнёрства способов воздействия на конфликтные отношения включает в себя: уровни партнёрского взаимодействия с семьёй, создание системы эффективного взаимодействия, условия успешной социализации умений эффективного взаимодействия в образовательной бесконфликтной среде | Динамика формирования субъектной позиции семьи происходит неравномерно - партнёрство между семьями, имеющими разный уровень субъектности обусловленной принципами добровольности, диалогичности, взаимной ответственности и полезности. Инновационное сопротивление части работников ГБОУ | ||
5. Маркетинг | Мобильность сайта школы; широкая трансляция опыта на уровне района и города; публикации в методических изданиях и СМИ | Отсутствие постоянного мониторинга эффективности маркетинга | Использование современных механизмов формирования эффективного маркетинга; повышение уровня креативности, творческого подхода к решению актуальных задач развития личностных компетентностей; участие социальных партнеров в оценке качества компетенций | Увеличение количества публикаций в районных СМИ, публикующих статьи о работе школы с семьей | ||
6. Финансовое обеспечение | Оптимизация финансовой деятельности в условиях самофинансирования; финансирование из бюджетных средств и внебюджетных поступлений от социальных партнёров | Отсутствие разработанной нормативной базы ГБОУ во взаимодействии с семьей | Дополнительное привлечение внебюджетных средств за счёт развития системы реализации дополнительных образовательных услуг, организация эффективного финансового менеджмента в ГБОУ СОШ № 270 Красносельского района Санкт-Петербурга | Недостаточное бюджетное финансирование для проведения мероприятий социально-педагогической профилактики и коррекции конфликтного поведения подростка. Отсутствие средств на издание научно0методических разработок по теме ОЭР |
Формы представления результатов:
- сайты ОУ;
- публикации в научно-педагогической печати;
- конференции, семинары;
- экспертиза образовательных и исследовательских проектов;
- представление опыта достижений обучающихся и педагогов на конференциях, конкурсах, фестивалях образовательного потенциала семьи и её субъектной позиции;
- результаты развития образовательного потенциала семьи по ценностному и деятельностному компонентам; определение целевых подходов (педагогический, финансово-экономический, филантропический, социальный) и типов отношений ОУ к социально-образовательному взаимодействию с семьей.
V. Конечный продукт(ы) ОЭР:
Планируемые результаты деятельности экспериментальная площадки ОУ:
- Модель школьной службы медиации. Методические материалы для организации деятельности образовательного учреждения в соответствии с предложенной моделью.
- Аналитическая справка о результатах инновационной деятельности по форме, утвержденной распоряжением КО.
- Сборник статей и методических материалов, содержащий теоретическое обоснование модели развития в школе социального партнерства педагогического коллектива и службы медиации.
- Серия научно-практических семинаров и итоговая конференция для педагогического сообщества района с публичной презентацией достижений школы по теме ОЭР с предоставлением педагогических технологий.
- Аналитические материалы, подтверждающие положительный социальный эффект экспериментальной работы.
- Методики мониторинга уровня развития коммуникативной культуры педагогов, описание их инновационных разработок.
- Материалы, представленные на курсах повышения квалификации ИМЦ, АППО, семинарах, конференциях, выставках, организуемых в рамках программы развития
Система формирования субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства и методические рекомендации по ее реализации.
Опыт работы школы по теме: «Формирование школьной службы медиации на основе социально-образовательного партнерства» за последние 3 года
Содержание | Результат |
Расширенный Педагогический совет с участием инспекторов ОДН и начальника 9 отдела полиции Красносельского района Санкт-Петербурга. | Выступление начальника 9 отдела полиции и специалистов школы с обобщением опыта работы в данном направлении. |
Тренинги, проводимые в период летней оздоровительной компании в школьном оздоровительном лагере «Белый медведь» психологической службой, направленные на приобретение навыков партнерского общения у обучающихся 4-ых классов. | Проведение тренингов с обучающимися. |
01.01.2012г. – сформирована группа волонтеров из обучающихся 9 «А» класса, привлекаемая к работе по разрешению конфликтов между обучающимися. | Разрешение конфликтов между обучающимися. |
Март 2013 года - родительская конференция «Роль семьи в сохранении психического и физического здоровья детей и подростков» с анализом работы школы по формированию у учащихся коммуникативной компетентности. | Выступление специалистов службы сопровождения ГБОУ СОШ № 270 Красносельского района Санкт-Петербурга с обобщением опыта по формированию у обучающихся коммуникативной компетентности. |
Однодневная экскурсия в Москву по программе «Толерантность как средство профилактики межнациональных конфликтов». | Участие обучающихся в программе экскурсии «Толерантность как средство профилактики межнациональных конфликтов». |
Использование педагогами школы технологии «дебатов» в урочной деятельности как основы уважительного отношения к противоположному мнению. | Обучение обучающихся технологии «дебатов». |
VI. Ресурсное обеспечение:
1. Кадровый состав, готовый к исследовательской и научно-методической деятельности:
Панова Н.В. - научный руководитель экспериментальной работы «Разработка модели школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов)»; кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики семьи СПб АППО, автор 195 научных публикаций, 4 монографий, 22 научно-методических пособий по проблемам личностно-профессионального развития педагогов и школьников, практический психолог высшей категории с опытом работы более 22 лет, методист высшей категории, автор-разработчик модели школьной службы медиации, являющейся компонентом педагогической системы ОУ, разработчик оригинальных методик диагностики педагогического коллектива в формировании коммуникативной компетентности в разрешении конфликтных ситуаций, сопровождения развития субъектной позиции педагога и семьи на основе социально-образовательного партнерства.
Журавлева Елена Викторовна – директор ОУ, в экспериментальной работе осуществляет руководство по коучингу кадров, координацию и руководство проектом «Разработка модели школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов)».
Кийски Татьяна Владимировна – заместитель директора по УР, куратор экспериментальной деятельности ОУ по теме «Разработка модели школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов)».
Скуратовская Ольга Николаевна – заведующий экспериментальной площадкой, координатор экспериментальной деятельности «Разработка модели школьной службы медиации (служба регулирования конфликтов)».
Директор ГБОУ СОШ № 270 Красносельского района Санкт-Петербурга
Е.В. Журавлева____________________
М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьная служба медиации (план работы на 2017-2018 учебный год)
План работы службы школьной медиацииМКОУ «Петропавловская адаптивная школа-интернат»на 2017-2018 учебный год№ п/пНаименование мероприятияВремяпроведениясентябрь1Заседание членов служ...
Программа развития Школьной службы медиации на 2017-2020 г.г.
Программа развития школьной службы медиации на 2017-2020 г.г....
Школьная служба медиации
В этом разделе можно найти и воспользоваться материалами и документами Школьной службы медиации...
КОЛЛЕКТИВНО ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО «ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ»
Я решила разработать КТД на тему «Школьная служба медиации». Для того чтобы познакомить детей с работой школьной службы медиации и развить интерес к такому виду деятельности. В общих ...
Плакат "Школьная служба медиации"
Плакат "Школьная служба медиации" в виде рисунка...
Служба медиации в образовательном пространстве школы
Структурно-функциональное взаимодействие службы медиации в образовательном пространстве школы...
Школьная служба медиации. Что это такое?
Медиация существует так же давно, как существуют конфликты. Для разрешения конфликтов прибегали как к переговорам между конфликтующими сторонами, так и к медиации, которую можно назвать особым видом п...