Статья "Инклюзивное образование, как современная модель образования"
статья

Полева Индира Нурмагомедовна

Инклюзивное образование
В России обучение детей с особенностями здоровья имеет более чем 200-летнюю историю. В 1806 году в городе Павловске было открыто первое училище для 12-и глухонемых детей, а в 1807 году — образовательное учреждение для слепых детей. Однако только в 1990-х годах стали появляться экспериментальные программы по интеграции детей с ограниченными возможностями в учебный процесс обычных школ.
В 1994 году произошло важное событие — под эгидой ЮНЕСКО в Испании прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, на которой был введен в международный обиход термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования.
Инклюзивное образование предусматривает активное включение детей с особенностями в учебный процесс обычной школы. Важно отметить, что инклюзия также предполагает пересмотр системы образования в сторону создания комфортной обучающей среды для всех.
Международный опыт показывает, что обучение вместе со сверстниками помогает особенным детям улучшить показатели родной речи и математики, а на успеваемость учеников без инвалидности инклюзия влияет нейтрально или положительно.
Вместе со специалистами Центра лечебной педагогики «Особое детство» расскажем о том, почему инклюзивное образование важно и в каком положении оно находится в России.
Почему это важно?
В 2022 году в России проживает более 700 тыс. детей с инвалидностью. По закону, все они имеют право доступа к образованию с учетом их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей. Многие из этих ребят обучаются вместе со сверстниками благодаря развитию инклюзивного образования.
Инклюзия помогает детям интегрироваться в школьный социум, борется со стигматизацией, и в числе прочего учит нормотипичных детей коммуницировать и жить вместе с особенными детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya.docx398.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа №2 поселка Мостовского

муниципального образования Мостовский район

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9f9db2e15c10ff8d99956c2ca8cf2088_l-8474442-images-thumbs&n=13

Подготовила:

учитель начальных классов

Полева И.Н.

      За последние годы для общества и системы образования в целом особо остро выступает проблема построения активной практики социализации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством интеграции их в социокультурную среду.

    Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) новое перспективное стратегическое направление образовательной политики, в значительной степени затрагивающее основы образования.       Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивное обучение призвано обеспечить равные права в получении общего образования детей с ОВЗ с учетом их возможностей и ограничений, его реализация на практике предполагает увязывания в единой системе интересов всех участников образовательного процесса, включая детей с ОВЗ.

Согласование интересов участников инклюзивного обучения с позиции детей, педагогов, родителей, администрации общеобразовательного учреждения  является по своей сути внутренне противоречивым процессом. Возникают противоречия между желанием помочь детям и между возможностями создать все необходимые условия для развития и обучения детей. Ведь не секрет, что у нас не только школы, детские сады, но и все общественные места совершенно не приспособлены для  людей с ОВЗ.

А другое противоречие возникает между необходимостью включения «особенных детей» в массовые сады и школы для более успешной социализации и между не желанием родителей детей массовых групп и классов, обучать и воспитывать своих детей вместе с детьми с ОВЗ. Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в  группе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто  оказывается даже выше в условиях инклюзивного образования. Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе и в группе в целом. Наблюдения специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

Однако  на первый план выходят противоречия, присущие собственно инклюзивному обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно противоречия между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза.

 А что же делать родителям детей с ОВЗ?   Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.  Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же,  ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь. Многочисленными исследованиями  выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии, это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка. А при включении детей с ОВЗ в массовые классы и группы  родители этих детей испытывают такой же дискомфорт, что и их дети, ведь не всегда они могут найти поддержку, как со стороны педагогов, так и родителей «обычных» детей.

В нашем  образовательном учреждении  есть  семьи, которые имеют «особенных» детей. Часто особенные дети интеллектуально вполне могут справиться с программой. Для них сложнее научиться взаимодействовать и общаться. Для младших школьников еще нет разницы особенный перед ними сверстник или нет. Они взаимодействуют, помогают, играют, с «особенными детьми», так же как и с обычными. За время нашей работы мы убедились в том, что отношение детей к особенностям друг друга в большой степени зависит от отношения взрослых к особенностям детей. В дальнейшем в среднем звене, у «особенных детей» больше шансов на то, что их не будут обижать другие дети. А обычные дети, будут добрее, у них будет более развито чувство сострадания. Они не будут насмехаться, всегда будут готовы придти на помощь. Наряду с этим, в нашем детском саду к «особенным» детям прикреплен волонтер, или психолог. Всегда помимо воспитателя присутствует человек, готовый придти на помощь «особенному» ребенку.

 При организации и проведении праздников, развлечений, конкурсов чтецов, воспитатели групп,  включают  «особенных детей» в совместную деятельность с другими детьми и взрослыми, что положительно влияет на адаптацию и  социализацию не только детей, но и их семьи в целом. Родители  стали замечать, что их детям уделяют столько же внимания, ласки, что и всем остальным детям. А главное, что нет гиперопеке и жалости, которая порой очень негативно влияет на развитие детей с ОВЗ. Дети массовых групп перестали обращать внимание на недостатки детей с ОВЗ и принимают их такими, какие они есть, родители «обычно» развивающихся детей, нашли положительное в совместном обучении их детей и детей с ОВЗ.  А педагоги детского сада перестали бояться, что им будет не под силу, организовать непосредственно образовательную деятельность со всеми детьми, и теперь радуясь успехам своих воспитанников, они сами выросли профессионально.

Общество часто само отворачивается от семей имеющих детей с ОВЗ, взрослые пытаются отгородиться сами и отгородить своих детей от общения с  «особыми» детьми при этом  делая изгоев в обществе. И самое страшное, что такие люди не думают, как бы они сами чувствовали себя на месте родителей и детей, имеющих проблемы со здоровьем и самое печальное, что ни кто не застрахован от рождения в его семье ребенка с ОВЗ. И нам приходиться все чаще обращаться к народной мудрости, которая гласит: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

 Но при всем положительном, что несет с собой инклюзивное образование, по-прежнему существует масса проблем и противоречий.  Сама идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами педагогов, станет составной частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы это произошло. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что  воспитатели, учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Специалисты испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?" Они боятся не справиться и потерять работу, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи детей, родителей или коллег, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы.

В МБОУ СОШ № 2 имени Леонида Николаевича Плаксина обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья: с заболеваниями опорно- двигательного аппарата, органов зрения, с  синдромом Аспергера. Большое внимание мы уделяем формированию социальных контактов, развитию способностей у детей школьного возраста к совместной деятельности  со сверстниками и взрослыми. Организация совместной деятельности важна не только в процессе социализации и выстраиванию отношений между обычными детьми  и детьми с ограниченными возможностями здоровья, но и в процессе обучения, взаимообучения.  Мы используем разнообразные формы работы со школьным коллективом: школьный совет, проблемные педагогические ситуации, социальные акции, дети - волонтёры.

В преддверии празднования 70-летия Победы в нашей школе прошла акция «Голубь мира!». «Память – единственный рай, откуда нас не могут  изгнать» (Жан Поль). Теперь это будет нашей традицией - изготовление символов мира к каждому празднику Дня Победы. Пусть это станет наши детским  «Мы помним...»!

Цель акции: воспитывать у детей чувство любви к Родине, гордости за свой народ; формировать представление о героизме; расширять представление о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.

Прошло много десятков лет, как закончилась страшная война. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Но о войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям, нельзя забывать подвиг своих дедов. О войне надо рассказывать детям, начиная с дошкольного возраста. И если люди будут знать, что такое война, то будут милосердны, рассудительны и мудры, тогда и войн будет меньше. Привлекая детей, родителей, сотрудников к акции, мы старались, чтобы все глубоко прочувствовали все тяготы войны, чтобы поняли всю трагедию нашего народа, чтобы восхищались подвигами советских солдат, чтобы интересовались историей своей страны и испытывали гордость за свой народ. Голубь мира – любовь, чистота, надежда. В военное время голуби исправно несли службу в качестве связистов. Для гарнизона осажденной крепости голубь нередко оставался последней надеждой для спасения и единственным средством передать мольбу о помощи. После второй мировой войны П.Пикассо увековечил древний символ мира в своем творчестве: его белый «Голубь мира» с оливковой ветвью в клюве сделался общепризнанной эмблемой мира во всем мире.

Когда мы рассказывали детям, что  голуби были участниками ВОВ, что  они совершали военные подвиги, стремясь к созданию мира на Земле. Дети на "Школьном совете" предложили  изготовить голубей из бумаги в технике "оригами" и подарить своих голубей встретившимся на улице жителям поселка,  ветеранам, поздравляя их стихами. Стоит отметить, что дети с ограниченными возможностями здоровья принимали активное участие в обсуждении и планировании предстоящей работы.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, знание его истории и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Сейчас у нас прошли в школе такие акции: "Подари улыбку" - к празднику "День доброты", "Наша армия сильна", "Золотые руки мамы", тематическая акция "Мы вместе" -  основу составили несколько  мероприятий: тренинг для родителей  и детей "Навстречу друг другу". Создание семейных мини газет, пропагандирующих семейные традиции воспитания. И фотоколлаж "Мы такие разные", оформленный из фотографий детей, сделанных в школе. Целью этой акции было включение детей и родителей в творческий процесс, который позволит им лучше понять друг друга, узнать много нового друг о друге, стать ближе, показать позитивные, совместные приемы взаимодействия родителей и детей, основанные на партнерстве и сотрудничестве друг с другом.

Можно сделать вывод, что ребенок с ОВЗ будет взрослеть, и ему придется встречаться с разными  детьми и взрослыми, и он должен уметь общаться с ними. Уходя из школы, ребенок должен вынести отсюда не только начальные знания, но и социальные навыки общения и взаимодействия с людьми.

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Список литературы:

1. Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П.В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 7, с. 42-45.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – М.: Просвещение, 2005, – 272 с.

3. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: «Академия», 2001. – 192 с.

4. Ферапонтва О. И. Социальные аспекты инклюзивного образования детей инвалидов // Вестник Самарского Государственного университета. – 2007. № 1 – С. 165 – 172.

5. Шевчук Л. Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении // Дефектология. – 2004. – № 6. - С. 28 – 31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная среда современной системы образования – комплекс современных информационных, дидактических и методических технологий

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация системы образования.Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для ...

Мастер-класс для педагогов «Современные модели успешной социализации детей с ОВЗ (умственной отсталостью) с учетом требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»

Цель мастер-класса:Повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.Задачи:1. ...

Презентация "Модель сопровождения молодых педагогов через качество образования в современной школе "

В данном материале мною представлена идея молодого специалиста в области образования. Сформулирована актуальность темы, а также цели и задачи. Показана модель и портрет молодого педагога в современной...

"Модель сопровождения молодых педагогов через качество образования в современной школе "

В данном материале мною представлена идея молодого специалиста в области образования. Сформулирована актуальность темы, а также цели и задачи. Показана модель и портрет молодого педагога в современной...

Современные модели получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

Материал будет интересен родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, а также специалистам сопровождения образовательных организаций, обучающих  данную категортию детей....

Современные модели содержания образования: личностно ориентированное, предметное и метапредметное. Федеральные программы развития образования

Педагогическая статья. Современные модели содержания образования: личностно ориентированное, предметное и метапредметное. Федеральные программы развития образования...