МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «Инклюзивное образование в условиях современной школы»
методическая разработка

Булатова Тамара Александровна

В данной методической разработке представлен опыт работы ребёнка с ДЦП с сохранным интеллектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл представление опыта работы22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Муниципальное казенное учреждение «Управление образованием»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 им. Ж. И. Алфёрова г. Туринска

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:

 «Инклюзивное образование в условиях современной школы»

                                Исполнитель:  

                                учитель нач.  кл.                                              

                                 Булатова Т. А.

                                 I кв. кат.

                                                                   

                                                               

Туринск

2019 г.

                                   «Инвалида от обычного человека

                                                                     отделяет лишь мгновение»

сатирик Михаил Жванецкий.

   

  Не всякая болезнь излечима, а, следовательно, много среди нас людей, которые нуждаются в чьей-то поддержке со стороны.

«Когда у тебя чего-то нет, ты об этом помнишь всегда, а когда у кого-то другого нет, то, почему-то, забываешь...». Так говорили персонажи из доброго детского мультфильма про «38 попугаев». К сожалению, в мультфильмах точно и по – детски наивно отражаются жестокие реалии настоящей жизни.

Каждый человек достоин счастливой, полной впечатлений жизни.

Главная проблема  «особого» ребёнка заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, а иногда и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями.

«Если закрыта одна дверь, то всегда открыта другая» гласит народная мудрость. Наверно, именно по этой причине люди с ограниченными возможностями смотрят на мир другими глазами, умудряясь сквозь боль оставаться добрыми, жизнерадостными и веселыми, умеют видеть прекрасное и жить полной жизнью.

Отрадно заметить, что наблюдается постепенное изменение отношений к людям с нарушениями физического и умственного развития. Сегодня стратегическим направлением становится включение детей с особыми нуждами в общий поток, инклюзия. Гарантии прав людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, а также федеральных законах РФ и типовых положениях.

Инклюзивное образование -(фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование — это постепенный, детальный и очень бережный процесс включения ребенка с ограниченными возможностями в общую образовательную среду, которые учитывают индивидуальные особенности, и опирается на сильные стороны ребенка.

Я хочу вам рассказать о своем опыте работы с ребёнком с особыми потребностями. Его зовут Бедренко Кирилл, с которым нам довелось работать 3 года.   С чего же всё начиналось?

Впервые мы познакомились с Кириллом и его семьей в 2014 году. Тогда Кирилл поступил в 1 «в» класс. У  мальчика был диагноз   ДЦП с сохранным интеллектом. В сентябре мы посетили семью и реально увидели всю картину. Нам был представлен лежачий ребёнок, который не только ходить, но самостоятельно сидеть не мог. Кисти руки были как будто окостеневшими. Поворачивать их он не мог, держал в одном положении (как ползал). Моторика была совершенно не развита. Выйдя из дома Кирилла мы с Натальей Александровной Гуженок молча смотрели друг на друга и у обеих билась только одна мысль – как и чему мы его научим? Так началась каждодневная и кропотливая работа.

Сложность возникли сразу и в письме и в чтении и в других предметах тоже, так как руки были нерабочие. Он не мог ими двигать. Речь была неразвитой, имелись дефекты речи.

     Одной из основных трудностей, с которыми мы  столкнулись в своей работе при обучении    Кирилла   -  овладение им  навыком письма. Как показывает теория и практика, в основе нарушений письма лежат разнообразные механизмы, среди которых значительное место занимают нарушения устной речи, а также моторных функций.

    Недостаточность моторного развития Кирилла  отрицательно сказывалась на овладении им процессом письма.  Не буду вам рассказывать о физиологических особенностях двигательных нарушений письма у детей с ДЦП, о них и так очень много написано в медицинской и педагогической литературе, я хочу  поделиться тем, как  мы пытались справиться с этими проблемами и всё же научить Кирилла писать. Конечно, здесь необходим индивидуальный подход, поскольку специальной  методики обучения письму ребёнка с ДЦП нет. В некоторых случаях просто имел смысл заниматься письмом, даже не думая о результате.

При обучении Кирилла письму вначале нам пришлось создать ребёнку комфортное рабочее место, подобрав кресло. Для приобретения кресла мы обратились с письмом о добровольном пожертвовании к Панаеву К.В., который нам в помощи не отказал и кресло было доставлено. Всё это было необходимо, потому, что Кирилл не мог держать таз в правильном положении,  а удобная поза имеет для ребёнка с ДЦП огромное значение, ведь при неудобной и неправильной позе дети  реагируют быстро развивающимися деформациями опорно-двигательного аппарата. Для укрепления опорно-двигательного аппарата при помощи волонтёров приобрели велотренажёр, а затем, для массажа икроножных мышц и кистей и пальцев рук  приобрели  массажёр  «Алмаг». Для помощи в развитии мелкой моторики нами был приглашен педагог дополнительного образования Кобяшева Л.А., которая на протяжении трёх лет занималась с Кириллом лепкой и рисованием.

    Следующим этапом является подбор ручки или карандаша. Начинаем мы и с простого мягкого карандаша, затем перешли к ручкам. Для этого мы  посоветовали  приобретать ручки «Stabilo», которые имеют на пастах специальных шарик, позволяющий писать под любым наклоном. Эта ручка не царапает бумагу  и пишет на любой поверхности. Пришлось так же выбирать тетради. Это были тетради в крупную клетку и прописи с широкой разлиновкой.

Чтобы научить правильно держать ручку и карандаш, мы отыскивали различные гимнастики для рук и пальцев. Рекомендовали родителям развивать мелкую моторику пальчиков путем сортировки семян фасоли, гороха, бобов.    Мы не требовали от Кирилла обязательно держать ручку тремя пальцами, как это делают обычные дети. Пусть он держит её так, как ему удобно, но чтобы ручка не выскальзывала из рук и не напрягала мышцы. Ведь для того, чтобы писать надо не только вести линию, но и вовремя ее прерывать. Оторвать руку от поверхности ему часто  было  не просто. Но благодаря усердию и тренировкам мы успешно овладели этим.  В конечном итоге он довольно неплохо научился писать под диктовку слова и предложения и списывать тексты, писать цифры. На это ушёл целый год.

Сложности возникли и с чтением, поскольку у Кирилла было плохое зрение и  крайне бедный словарный запас. И это было очевидным, так как Кирилл не посещал детского сада, его неформальное общение со сверстниками  практически отсутствовало. Непросто  было привить ему нормы общения, без которых невозможно воспитание и обучение. Проблему  речевого и интеллектуального развития детей невозможно рассматривать в отрыве от процесса социализации, особенно если речь идет о детях, испытывающих значительные трудности в общении. Это формируется в совместной деятельности.  Поэтому мы определили три направления в работе, способствующие развитию   навыков речевого развития и общения:  

  1.   голосовое общение - формирование диалогической речи, умение вести разговор, договориться. Оно включает в себя игры: подвижные (с учетом двигательных нарушений), сюжетно-ролевые.
  2.  речедвигательное общение.   Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание. Поэтому в работе с Кириллом мы использовали стихи, к тексту которых можно подобрать движения, мимические упражнения.   Включение в работу слухового, зрительного и двигательного анализатора помогает детям эмоционально говорить. Принимая во внимание тот факт, что основными механизмами становления личности в раннем возрасте являются подражание и идентификация, благодаря которым происходит овладение и присвоение ребенком норм и правил ролевого и социального поведения.
  3.  слуховое общение. Мы  используем игры направленные на развитие слухового внимания, умение   слушать взрослого, сверстника.

 И в процессе кропотливого труда  самого Кирилла, педагогов и родителей  удалось научиться читать, считать, писать, решать задачи и выражения. А самое главное, что этот мальчик научился улыбаться, радовался встрече с нами и мы были рады видеть его. Например, на уроках физической культуры, выполнялись упражнения из положения, лёжа и сидя. А на переменах ходили, сначала держа Кирилла, а затем, просто придерживая за руку от окна и до двери со словами «Я дошёл»!    На уроках технологии приходилось учить выстригать или резать, держа руку с ножницы в своей руке.

Хочется так же отметить, что весь первый год уроки проводились дозировано: 10 минут сидя, 10 минут лёжа и последние 10 минут сидя, поскольку спина не выдерживала нагрузку.

А чтобы как то   привлечь внимание других учреждений (ЦДОД Спектр) мы  стали ежегодно приглашать к Новогоднему празднику Деда Мороза и Снегурочку, поздравляли сами Кирилла с началом учебного года, с днем рождения.

К разрешению детских проблем привлекали родителей. Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Влияние семьи на развитие личности ребенка огромно. Тесный контакт   учителя  с родителями позволяет правильно оказать действенную помощь родителям. Мы помогаем им правильно понимать и оценивать возможности ребёнка, обучаем тому, как следует заниматься с ним. С этой целью проводим индивидуальные консультации, родительские собрания, открытые занятия.

Таким образом, всестороннее изучение ребёнка, оценка их реальных возможностей, координация в работе педагогов и специалистов учреждения, тесная связь с семьей дают возможность педагогу оказать социальную помощь ребёнку: помочь ему наладить общение со сверстниками, создать положительный эмоциональный настрой – как важный фактор успешной социализации ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

        В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация инклюзивной образовательной среды в условиях образовательной школы"

Данная разработка поможет учителям начальной школы организовать работу с детьми в инклюзивном классе....

Методическая разработка урока по дополнительному образованию в условиях малого бассейна

План-конспект урока по плаванию (Гидрореабилитации). Группы начальной подготовки. Цель:1.     Содействовать приобретению двигательного опыта детей по плаванию, повышению уровн...

Методическая Разработка -деятельность педагога дополнитеольного образования в условиях обновления образования

Педагог дополнительного образования в условиях модернизации образованияВ концепции модернизации российского образования (на период до 2010 года) в качестве существенного изменения в образовании выдвиг...

Инклюзивное образование в условиях современной школы

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.Инклюзивное (вклю...

Презентация. "Инклюзивное образование в условиях современной школы"

Презентация к статье "Инклюзивное образование в условиях современной школы"...

Инклюзивное образование в условиях современной школы.

Инклюзивное образование в условиях современной школы«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и уст...