Групповые формы работы - способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
статья по теме
Одной из наиболее эффективных форм работы для развития коммуникативных навыков является групповая. Младшим школьникам нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_rabota._statya.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Емельянова Е.Л.
учитель начальных классов
первой категории
Групповые формы работы - способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Создание условий для формирования и развития этих качеств всё чаще рассматривается как важнейшая задача системы образования. Решить эту задачу можно, только получив возможность создавать в среде обитания ребёнка ситуаций, требующих от детей самостоятельного, осознанного выбора вида действия и уровня деятельности, ценностей и целей, мотивов и способов поведения. Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Значение коммуникативной компетенции для младшего школьного возраста велико. Она влияет на учебную успешность, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.
Одной из наиболее эффективных форм работы для развития коммуникативных навыков является групповая. Младшим школьникам нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе урока. Целью групповой работы является вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, стараются проявить активность, быть полезным в общей работе. Тем самым у них лучше формируются знания, умения и навыки. Учащиеся, объединяющиеся в группы, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Используя эту форму работы, учитель решает ряд учебных и воспитательных задач:
- возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;
- на формирование понятий, умений, навыков тратится гораздо меньше времени;
- ученики получают удовольствие от занятий;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношения между детьми;
- возрастает сплочённость класса;
- учитель получает реально осуществлять реальный подход к учащимся;
Приведу примеры групповой работы на различных уроках.
- Урок русского языка.
Тема: Единственное и множественное число имён существительных. ( на уроке пойдёт речь о неизменяемых именах существительных.) Предлагаются фрагменты урока.
этап урока | задания для учащихся | деятельность учителя | деятельность учащихся |
Изучение нового | Работа в группах На доске слова книги, ученики, ножницы, шорты, тетрадь, овощ, железо, молоко -Подумайте, почему не получается изменить форму числа некоторых имён существительных? Сравнить своё мнение с правилом в учебнике Раздать карточки с подобными именами существительными. -Попробуйте распределить подобные существительные в 2 группы. В 1 группу запишите существительные , имеющие форму только ед.ч., а во 2 группу запишите существительные, имеющие форму только мн.ч. Проверка выполненной работы всех групп, сравнительный анализ работы групп. | Наблюдает за работой в группах, помогает при необходимости . Наблюдает за работой в группах, иногда направляя на верный путь решения( есть «ловушка») | Учащиеся ведут обсуждения, выслушивают предположения одноклассников, пытаются сформулировать ответ на вопрос. Пробуют распределить слова в 2 группы. ведут обсуждение, выдвигают своё предположение, доказывают мнение.Сталкиваются с «ловушкой», пытаются с ней справиться. |
- Урок математики.
Тема: Периметр прямоугольника.
Этап урока | Задания для учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Формулир-е темы урока, постановка цели | Работа в группах. Решить примеры , ответы расставить в таблицу, чтобы получилось слово. ( таблица напечатана ниже) Далее работа и результат групп сравнивается. | Организует устную работу учащихся | Учащиеся находят значения выражений, заполняют таблицу, формулируют тему и цели урока. Работают в группах |
10-7 П | 14-8 Е | 20-8 Р | 7+7+7 И | 45-15 М | 36-30 Е |
80-15 Т | 72-60 Р | 43-40 П | 68-46 Р | 60+12 Я | 40-10 М |
76-31 О | 85+15 У | 60-7 Г | 25+20 О | 86+8 Л | 30-6 Ь |
7+8 Н | 40-19 И | 89+7 К | 74-18 А |
Ключ к ответам: 3-П 6-Е 12-Р 21-И 30-М 65-Т 72-Я 45-О 100-У 53-Г 94-Л 24-Ь 15-Н 96-К 56-А
- Урок русского языка.
Тема: Правописание имён существительных с шипящим на конце слова.
Этап урока | Задания для учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Самостоятель- ная работа | Работа в группах -У вас на столах задание. Сформулируйте его. ( идёт обсуждение в группах) Не шумит в реке … ( камыш), Не шуршит под полом … (мышь). В этот час такая … (тишь)! Только слышно « Спи, …(малыш)». Проверка | Организует работу в группах Контролирует работу групп. Выслушивает ответы детей. | Формулируют задание, сравнивают ответы. Работают с карточкой, обсуждают работу , приходят к единому мнению. Доказывают правильность своего ответа. |
В заключении отмечу, что не стоит ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут закреплены простейшие формы общения. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда. Итогом является рефлексивное оформление проделанной работы. Ученики осознают основные характеристики групповой работы: целенаправленность, распределённость, согласованность. Кроме того, коллективные формы урока делают его более интересным, живым, активизируют мыслительную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная творческая деятельность как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Авторы данной статьи, на примере опыта работы с обучающимися 1 класса, показывают необходимость формирования коммуникативных навыков...
Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника
Выступление на городском конкурсе "Учитель года."...
Мастер-класс по теме : «Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника».
Выступление на конкурсе "Учитель года"...
Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника
Участие в конкурсе "Учитель года"...
Мастер-класс "Групповые формы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В данной разработке раскрываются сикреты успешной групповой работы с первых дней обучения; примеры из своей практике....
Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Инновационный проект по теме "Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"...
Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Из опыта раьоты по теме "Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"...