Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
статья (1 класс) по теме
Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete..docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете.
Тема: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Рассмотрим, каково значение коммуникативных УУД ученика в образовательном процессе?
Во-первых, они влияют на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже.
Во-вторых, от коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе.
В-третьих, коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Следовательно, развитие коммуникативных универсальных учебных действий ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание.
Видами коммуникативных действий являются (слайд 1)
инициативное сотрудничество;
планирование учебного сотрудничества;
взаимодействие;
управление коммуникацией.
Инициативное сотрудничество в себя включает (слайд 2)
-Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества(слайд 3)
- Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие включает в себя (слайд 4 )
- Умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- строить понятные для партнера высказывания;
- строить монологичное высказывание;
- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.
Управление коммуникацией(слайд 5)
-Умение определять общую цель и пути ее достижения;
-осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиция ми партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Основу формирования коммуникативных УУД составляет опыт человеческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Это проектная деятельность, экскурсии, спортивные мероприятия, викторины, конкурсы и т.д (Просмотр слайдов)
Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Работа в парах и группах постоянно присутствует на наших уроках, т.к этого требуют стандарты второго поколения, а также предусмотрены программой «Планета знаний». Групповая работа, помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения. Групповая работа - это один из лучших способов, дающий возможность детям строить отношения на основе толерантности.
Предлагаю просмотреть фрагмент урока и ещё раз вспомнить, каковы особенности работы в группах. Урок по окружающему миру «Весна – природа пробуждается».
На уроке используется технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную деятельность учащихся по её разрешению. На этапе актуализации знаний, дети выясняют тему урока по весеннему отрывку из клипа «Весна». Далее перед детьми ставится проблемный вопрос: «Как неживая природа, влияет на живую природу весной?» Дети не сразу могут ответить на этот вопрос. Поэтому приходим к единому мнению, что ответить на него сможем только после того, как выясним и ещё раз вспомним сезонные изменения в природе и выявим взаимосвязь.
Для этого на этапе Изучение нового материала. Дети работают в группах. У каждой группы своё задание. (просмотр клипа)
Итак, мы увидели работу в группах, всего конечно на показать, т.к время ограничено.
На этапе первичного закрепления использовались монологические и диалогические формы развития речи, использовались задания, которые позволяют начать обучение способам применения, задание частично-поискового и творческого характера.
На этапе подведения итогов урока ученики уча ствуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каж дый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.
На мой взгляд использование проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы обеспечивает развитие коммуникативной деятельности- т.к. дети учатся ставить и решать задачи, посредством диалога. В результате этого появляются:
- значительные возможности для повышения качества знаний обучающихся;
- возможность выдвигать гипотезы по собственной инициативе, упражняясь в творческом поиске;
- развитие коммуникативных действий.
Коммуникативные навыки развиваются и средствами ИКТ. В классе накоплен электронный учебный материал по каждому предмету. И самое главное, что в классе есть интерактивная доска, для меня и моих учеников это большое подспорье.
Для развития всех видов УУД огромное значение имеет учебно-методический комплект. Технология деятельностного подхода, разработанная в УМК «Планета знаний», предполагает развитие УУД, в том числе и коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативная деятельность учащегося начальной школы – новообразование субъекта учебной деятельности, формирующееся в процессе обучения в начальной школе, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать задачи, составляющие сущность обучения в младших классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"
Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...
Механизм формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования.
Стандарты второго поколения. Методические рекомендации с презентацией....
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе
В данной статье рассматривается актуальность формирования коммутикативных УУД , приведён конспект урока русского языка...
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».
В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первого класса.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать, вступать в диалог; участвовать...