Организация "группы выравнивания"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Представляем работу о создании «группы выравнивания» в начальных классах МКОУ «Причулымская СШ».
Возможно словосочетание «группа выравнивания» может показаться кому-то чем-то новым или непонятным. Но, кто в своей жизни хотя бы раз сталкивался с технологией коллективного способа обучения, поймет, о чём идёт речь. Цель «группы выравнивания» – создать ситуацию для любого учащегося, в которой он будет выступать не только и не столько в роли ученика, сколько в роли учителя и незаметно для себя, отрабатывать нужные именно ему умения. Анализируя результаты работы «группы выравнивания» мы увидели, что использование элементов разновозрастного сотрудничества обеспечивает положительную динамику развития учебно-познавательных, коммуникативных, информационных и предметных компетенций учащихся.
Данная практика была успешно представлена на Краевом общественном собрании участников развития школьного обучения и на межрайонном фестивале педагогических идей «ИННОВАЦИИ. МАСТЕРСТВО. ТВОРЧЕСТВО».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/praktika_nk_beller.docx | 33.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация «группы выравнивания»
Сегодня я хочу поделиться опытом работы по организации «группы выравнивания», которая функционирует в нашей школе в этом учебном году. В школе работают две группы: одна в начальных классах и вторая в среднем звене. Я расскажу о работе «группы выравнивания» в начальных классах.
Возможно словосочетание «группа выравнивания» может показаться кому-то чем-то новым или непонятным. Но, кто в своей жизни хотя бы раз сталкивался с технологией коллективного способа обучения, поймет, о чём идет речь. Работу с элементами коллективного способа обучения мы начали на летней оздоровительной площадке, где наши воспитанники посещали занятия по интересам и учились заполнять маршрутные листы на весь день.
Основная цель каждого ученика в данной технологии: обучать других всему тому, что знаешь сам. Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех; т.е. коллектив обучает каждого своего члена.
Цель «группы выравнивания» – создать ситуацию для любого учащегося, в которой он будет выступать не только и не столько в роли ученика, сколько в роли учителя и незаметно для себя, отрабатывать нужные именно ему умения.
Организуя «группу выравнивания», мы основывались на общих моментах:
- Определили состав группы 3-4 класс и общую тему проблемного блока «Безударная гласная в корне слова».
- Провели диагностику по первой выбранной теме. Озвучили учащимся результаты диагностики и предложили ребятам объединиться для работы в группу.
- Разбили выбранную тему на микроумения и оформили табло учёта по теме.
- Деятельность учащихся в «группе выравнивания» проходит в парной работе. Проверку результата своей работы ученик может выполнить на выбор: самостоятельно или работая с учителем.
- Группа выравнивания не должна быть постоянной: в состав входят те учащиеся, кому это необходимо (первый раз учителя в классе говорили ребятам кому желательно поработать в группе, затем они стали сами проявлять интерес и записываться в группу).
- Необходимым условием работы группы является быстрая проверка выполненного задания, коррекция и диагностика. Поэтому мы создали учительскую кооперацию и распредилили обязанности в работе группы. В тот день, когда предполагается общая диагностика, мы привлекаем учителя для клубной деятельности. И ребята, которые отработали выбранные темы и закончили работу раньше других, переходят на клубную деятельность «Мир глазами художника».
Необходимым принципом проведения занятий в «группе выравнивания» - является «обучение, погружённое в общение». Такая организация освобождает учителя от коммуникативного лидерства и передаёт его ученикам, обеспечивая создание условий для максимально возможного в выделенном времени общения, так как каждый ученик, взаимодействуя с «собственным» учителем, имеет больше возможности высказаться, задать вопросы, выяснить непонятное у своего товарища. Этим же обеспечивается психологический комфорт ребенка, он может говорить, не стесняясь, не боясь ошибиться, ведь с ним работает такой же, как он сам, ученик.
Работу мы начали с октября. В первой группе было 20 человек (это все учащиеся 3-4 классов). В ходе занятий ребята выполняли диагностические работы и выходили из группы.
Во втором полугодии мы разработали модуль по теме «Имя существительное». И работа группы продолжается. Несколько человек еще продолжают работу по первой теме, остальные осваивают вторую.
При планировании работы группы мы записываем всех учащихся в табло, где за каждым закрепляется его номер. Затем составляем план в виде пошаговой деятельности. Каждый шаг – это последовательные действия с собственным выбором ученика. На каждый шаг - этап занятия мы предлагаем ученику выбрать то умение, над которым он будет работать. В течение занятия выделяем три шага и оформляем в таблицу - ориентир.
Время 13.00 -- 13.10 | 1.Имя существи-тельное -- часть речи 1. 2. 3. 4. | 2.Одушевленные и неодушевлен-ные сущ-ные 1. 2. 3. 4. | 3.Собственные и нарицательные существительные 1. 2. 3. 4. | 4. Число имен существительных 1. 2. 3. 4. |
5. Род имен существительных 1. 2. 3. 4. | 6. Склонение имен сущ-ных 1. 2. 3. 4. | 7. Изменение сущ -ных по падежам 1. 2. 3. 4. | 8. Мягкий знак на конце сущ-ных после шипящих 1. 2. 3. 4. | |
13.10 -- 13.20 | 1.Имя существи-тельное -- часть речи 1. 2. 3. 4. | 2.Одушевленные и неодушевлен-ные сущ-ные 1. 2. 3. 4. | 3.Собственные и нарицательные существительные 1. 2. 3. 4. | 4. Число имен существительных 1. 2. 3. 4. |
5. Род имен существительных 1. 2. 3. 4. | 6. Склонение имен сущ-ных 1. 2. 3. 4. | 7. Изменение сущ -ных по падежам 1. 2. 3. 4. | 8. Мягкий знак на конце сущ-ных после шипящих 1. 2. 3. 4. | |
13.20 -- 13.30 | 1.Имя существи-тельное -- часть речи 1. 2. 3. 4. | 2.Одушевленные и неодушевлен-ные сущ-ные 1. 2. 3. 4. | 3.Собственные и нарицательные существительные 1. 2. 3. 4. | 4. Число имен существительных 1. 2. 3. 4. |
5. Род имен существительных 1. 2. 3. 4. | 6. Склонение имен сущ-ных 1. 2. 3. 4. | 7. Изменение сущ -ных по падежам 1. 2. 3. 4. | 8. Мягкий знак на конце сущ-ных после шипящих 1. 2. 3. 4. |
Каждое занятие начинается с организационного этапа, где учащиеся получают инструктаж о сегодняшней работе. На этом этапе учащиеся прогнозируют свою деятельность на занятии. Затем каждый ученик самостоятельно отмечает в «Табло учёта» умения, которые он сегодня выбрал для освоения.
Далее каждый ребёнок работает со своим «Маршрутным листом». В нём ученик выбирает способ работы над каждым умением. Затем отмеченные способы действия переносит в «Табло учёта».
При выборе нового умения учащиеся выбирают ДК для припоминания теоретического материала, если это необходимо. ДК состоит из двух частей. Первая часть содержит то, что необходимо понять учащемуся. Это может быть какое-либо определение. Вторая часть - взаимосвязанные между собой вопросы и задания, приводящие к пониманию первой части. Вопросы и задания должны быть такими, на которые ученик потенциально может ответить, и которые в комплексе помогают ему понять данный в первой части карточки фрагмент учебного материала.
Доводящая карточка №1 Имя существительное. Ф. И _____________________________________ дата ____________
|
Далее каждый работает в парах сменного состава по своему плану, используя методику взаимотренажа. Ребята получают карточку, отрабатывают ее задания с несколькими напарниками. Для данной методики на каждом столе есть «Алгоритм работы». Если ученик готов выполнить диагностику пройденного умения, он может в это же время проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу.
И так проходит работа в три шага. После каждого шага ребята отмечают в табло достигнутые результаты. Затем учащиеся сдают свои маршрутные листы и готовятся к рефлексии. Сначала каждый говорит о том, как он чувствовал себя сегодня на занятии, выражает слова благодарности тем, с кем легко было работать и т.д. Затем говорит, достиг ли он своей цели и намечает дальнейшие действия.
Анализируя результаты работы «группы выравнивания» мы увидели, что использование элементов разновозрастного сотрудничества обеспечивает положительную динамику развития учебно-познавательных, коммуникативных, информационных и предметных компетенций учащихся. Учащихся, которые справились с заданиями темы, мы переводим в учительскую кооперацию и присваиваем звание ассистента. Это большой стимул стремиться к новым знаниям. Ведь раскрытие потенциала ученика – это ключевая задача и основной результат работы современного педагога. Приоритетным является подготовка человека, который думает, умеет использовать знания в жизни, делает ориентированный выбор в жизненно важных ситуациях, принимает сложные решения, обладает навыками межличностного общения. Всему этому наши ребята учатся на занятиях в «группе выравнивания». По окончании учебного года можно будет судить о результативности и эффективности работы нашей группы.
Мы считаем, что можно распространять опыт работы «группы выравнивания», можем поделиться дидактическим и методическим материалом.
Данная практика была успешно представлена на Краевом общественном собрании участников развития школьного обучения и на межрайонном фестивале педагогических идей «ИННОВАЦИИ. МАСТЕРСТВО. ТВОРЧЕСТВО».
Диагностика предметных умений по теме «Безударная гласная в корне слова» | |||||||
Умения | Ставить ударение, находить ударные и безударные гласные | Находить корень, подбирать однокорен-ные слова | Видеть в словах орфограмму | Выбирать правильное написание, применять правило | Объяснять выбор написания | Самостоятельно находить и исправлять ошибки | |
№ | Ф И уч-ся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в школу
Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой –вхождени...
Научно-исследовательский проект: «Психолого-педагогические условия адаптации и выравнивания стартовых возможностей детей 5-7 лет с проблемами зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, не посещающих ДДУ"
Педагогов всегда волновал вопрос обеспечения полноценного развития ребёнка в дошкольном возрасте, правильной подготовки его к школе. Принято считать, что готовность ребенка к систематическ...
Закрепить технику глубокого обхвата мяча руками с быстрым его овладением в технике выравнивания баскетбольного мяча.
урок для учащихся 8 класса...
Выравнивание стартовых возможностей детей через подготовку в «Школе будущего первоклассника» и их дальнейшая адаптация в учебную деятельность
Выравнивание стартовых возможностей детей через подготовку в «Школе будущего первоклассника» и их дальнейшая адаптация в учебную деятельность...
Правила по русскому языку, для обучающихся 1 - 2 класса ( класс выравнивания).
Правила составлялись в ходе изучения учебного материала по русскому языку в помощь обучающимся. У каждого ребёнка заведена папка для сбора и хранения правил. Можно использовать на уроках и при в...
Логоритмика как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс
В статье описаны эффективные методы подготовки будущих первоклассников к обучению в школе с помощью логоритмических упражнений....