Правила по русскому языку, для обучающихся 1 - 2 класса ( класс выравнивания).
материал по русскому языку (2 класс)

Правила  составлялись в ходе изучения учебного материала по русскому языку в помощь обучающимся. У каждого ребёнка заведена папка для сбора и хранения правил. Можно использовать на уроках и при выполнении домашнего задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_po_russkomu_2_klass.docx303.66 КБ

Предварительный просмотр:



Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
В предложении слова связаны между собой по смыслу.
Например: 
Зима.
С неба летят пушистые снежинки.

      Предложение имеет грамматическую основу, которая состоит из главных членов — подлежащего и сказуемого или одного из них.
Например: 

Девочка читает книгу. Весна. Светает.











Члены предложения бывают главными и второстепенными.

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения.
 Например:

Птицы осенью улетают на юг.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащим может быть слово или даже группа слов, отвечающих на  вопрос кто? или что? Подлежащее графически подчеркивается одной чертой.

Например:
Берёза стоит у ручья. Три сестры играли в прятки.
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает предмет? Что сделает? Что будет делать?  и т.д. При разборе сказуемое подчеркивается двойной линией.

Например:
Кира ( что делает?) идёт на каток.


         Виды предложений по цели высказывания. 

    Предложения по цели высказывания бывают 
повествовательные, вопросительные и побудительные. 

 Повествовательные предложения сообщают о каком – либо событии. В конце него ставится точка.
Например:
  В саду расцвели яблони и груши. 

  Вопросительные предложения содержат вопрос, требующий ответа. В конце такого предложения ставится вопросительный знак.
Например: 
 Который час? Кто сегодня дежурный?

      Побудительные предложения побуждают собеседника к действию, содержат просьбу, совет, запрет. 
Например:
 Не шумите, пожалуйста. 
Прослушай эту мелодию.


   Предложения могут различаться не только по цели высказывания, но и по силе выраженных в них чувств, эмоций.
По интонации предложения бывают: восклицательные и невосклицательные.

  Предложения, которые произносятся с восклицательной интонацией, называются 

восклицательными. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Например:
 Какое прекрасное утро! 




















Предложения бывают распространённые и нераспространённые.


   Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов предложения.
Например:


Тихо веет осенний ветерок.

    Нераспространённое предложение состоит только из главных членов.
Например:

Дует ветер. Я рисую. Зима. Светает.















https://winx-fan.ru/wp-content/uploads/alfavit-russkij-krasivym-shriftom_66.jpg


Гласные звуки и буквы.

   Гласный звук состоит из голоса. В русском языке шесть основных гласных звуков:

[а], [о] [у], [и] [ы] [э].

Гласные звуки обозначают
  десять гласных букв:

а

о

у

ы

э

я

ё

ю

и

е


Гласные буквы
е, ё, ю, я
обозначают два звука в начале слова, после гласных, после ь,  ъ :
ясно, поёт, льёт, подъезд.

Гласный звук образует слог:
машина, улица.

Картинки по запросу русский алфавит

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/214107/58a2d917-31f2-4152-b389-e6b8dbcb483b/s1200

                       

Правила проверки безударных гласных в корне слова.


 Чтобы правильно написать безударные гласные
А, О, И, Е, Я в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Например:
Б...говая – б
ег,бегает.

Запомни!
Если безударная гласная не проверяется ударением (непроверяемая безударная гласная), то её нужно запомнить или посмотреть написание слова в орфографическом словаре.

Способы проверки безударных гласных в корне слова

Изменяю слово         Подбираю однокоренное

 Один – много             Большой - маленький       
В
олна – волны               ковёр - коврик

 Много – один              Маленький - большой
п
аруса – парус               площадка - площадь

 По вопросу:                 Назови ласково
Где?
 моря – в море         зима - зимушка

Что делал?                     Какой? – Что?
Что делает?                  зелёный - зелень
п
исал – пишет                 Что делал? – Что?
                                     пл
ясал - пляска

Звуко – буквенный разбор слова

Мороз – [ м а р о с ]


м – [м] – согл., зв., непарн., тв., парн.,
о – [а]– гласн., безуд.,
р – [р] – согл., зв., непарн., тв., парн.,
о – [о] – гласн., уд.,

з – [с]– согл., глух., парн., тв., парн.
5 б., 5 зв.

      Согласные звуки русского языка.

Парные
согласные

б

в

г

д

ж

з

п

ф

к

т

ш

с

ВСЕГДА

твёрдые

ж

ц

ш

мягкие

й

ч

щ

Звонкие

б

в

г

д

ж

з

й

л

м

н

р

глухие

п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч

щ

                          Запомни

1.Существуют парные согласные по звонкости и глухости:

Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш, З – С.

2.Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или согласная Н.

Проверочное

Проверяемое

шапочка

шапки

(нет) хлеба

хлеб

лапы

лапки

дорожный

дорожки

Парные согласные – самые опасные!
Парный в слове проверяй -  гласный рядом подставляй!

                    Имя существительное

Имя существительное – часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопрос кто? или что?

Имена существительные обозначают:
 конкретные предметы и вещи: стол, книга, дерево, костюм;
людей и животных: мальчик, птица, слон;
явления природы: иней, радуга, гроза;
события: праздник, олимпиада;
чувства людей: радость, печаль;
качества людей: правдивость, скромность;
процесс: рост, стрельба.

Существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

Одушевлённые отвечают на вопрос
кто? и обозначают людей, животных.
Например: (кто?) ученик, сорока.

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос
что?
Например: (что?) пенал, сахар, улица.

       Морфологический разбор имени            существительного 2 класс.

Схема разбора имени существительного.
1. Часть речи, на какой вопрос отвечает.
2. Собственное или нарицательное.
3.Одушевлённое или неодушевлённое.
4. Число.

Например:
Шахматы – сущ., (что?), нариц., неодуш.,
во мн.ч.
Нина – сущ., (кто?), собств., одуш., в ед.ч.

                     Текст – повествование.

  Текст-повествование – это текст, в котором рассказывается о действиях кого-либо или чего-либо. К нему можно поставить вопросы 
что произошло?  что случилось?

     Текст-повествование можно сравнить с кадрами фильма, которые следуют один за другим.

  В тексте-повествовании выделяют три части:

1. Начало
2. Основная часть
3. Заключение

    Текст можно начать одним-двумя предложениями, где мы указываем, где, с кем, когда произошли события.
Например:
Однажды летом мы с ребятами…
или
Это случилось ранней весной…

        Основная часть включает в себя начало события, развитие события, окончание события. Для основной части характерны такие слова: внезапно, вдруг, затем, потом, наконец.

     Прочитаем текст, расположим части текста в нужном порядке. Определим тип текста, тему и главную мысль, озаглавим текст.

Около дома росла маленькая яблонька. Налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.

    Это текст-повествование, потому что в нём рассказывается о яблоньке,  и к тексту можно поставить вопрос что произошло?

Тема текста:  яблонька.

Главная мысль: яблонька была спасена.

Озаглавить текст можно так: Спасение яблоньки.

      Разделим текст на смысловые законченные части. Определим  начало, основную часть и заключение.

Проверим.

Простое и сложное предложения.

   Если в предложении
одна грамматическая основа, то это простое предложение.
Основа простого предложения может состоять:
либо из двух главных членов (подлежащего и сказуемого):

Птички
 улетели в тёплые края.

либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого):

Раннее
утро. Светает.

   


Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
К именам собственным относятся:
имена, отчества, фамилии людей:
Иван Андреевич Петров;
клички животных: Пушок, Зорька, Полкан;
названия стран, городов, деревень, улиц, площадей, рек, озёр, морей, океанов, гор, названия сказок, рассказов, картин:
Россия, Москва, ул. Победы, пр. Мира, Байкал, «Затейники», «Репка».

Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные.
Например: город, петух, иней, доброта.
Нарицательные имена существительные пишутся со строчной буквы.

Имена существительные изменяются по числам. При этом изменяется форма имени существительного.
Имена существительные в
единственном числе обозначают один предмет.
Например: книга, ива.
Имена существительные
во множественном числе обозначают два или несколько предметов.
Например: книги, ивы.


                           Глагол.

   
Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы
что делает? что делают?
что делал? что делала? что делали?
что сделает? что сделают? что будут делать?
что делать? Что сделать? и т.д.

В предложении глаголы обычно выступают в роли
главного члена предложения (сказуемого).
             
сущ.    гл.
Весёлый  
чиж  сидит  на  ветке.

   Глаголы изменяются по числам. При изменении числа глагола изменяется его форма.

    Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, играет, поёт.

Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов: стучат, поют.

     Слово
не – это отрицательная частица.
Частица
не с глаголами пишется раздельно.
Это орфограмма.

Ленивая  кошка  
не  ловит  мышей.

   В заключительной части необходимо указать, чем закончилась история. Заключительная часть может состоять из одного предложения. Каждая часть текста-повествования пишется с красной строки.


                                  Это интересно

    Вы, наверное, думаете, что текст-повествование используется только для рассказов. Однако текст-повествование также может использоваться как:

1. инструкция;

2. письмо;

3. заметка;

4. сказка.

 

Начало: Около дома росла маленькая яблонька. 

Основная частьНалетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья.  Мальчик подвязал яблоньку.

Заключение: Яблонька была спасена.

Каждую часть нужно писать с красной строки.

Образец записи в тетради:
                     
                    Спасение яблоньки.
    Около дома росла маленькая яблонька.
  Налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.
  Яблонька была спасена.


      Если в предложении
две и более грамматические основы, то это сложное предложение. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой.

Например:

Началась гроза , молния ударила в старый дуб.

Молния вспыхнула красным огнём, и гром грянул сердито.

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

Была поздняя осень, но сирень ещё не пожелтела.



Выделенные слова
и, а, но – это союзы. Перед союзом в сложном предложении всегда ставится запятая.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка правил по русскому языку 3 класс

Здесь собраны правила русского языка 3 класса. В пустых линеечках мы с детьми записываем примеры при изучении нового материала. Лучше помогает усвоить учебный материал....

УМК «Планета знаний» Конспект урока русского языка в 1-м классе. Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова"

УМК «Планета знаний»Конспект урока русского языка в 1-м классе.Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова" Цель: формирование орфографической зоркости обучающихся с опорой на пра...

Тестовая работа по русскому языку в 4-ом классе классе по теме "Склонения местоимений"

В тестовой работе по русскому языку проверяются знания учащихся по теме "Склонения местоимений"...

Повторяем правила по русскому языку.( для учащихся начальных классов)

Тетрадь повторения изучаемых правил по русскому языку в начальной школе....

Основные правила по русскому языку и математике 2 класс

Правила, которые необходимо знать наизусть ученикам 2 класса....

Правила по русскому языку за курс 2 класса

Правила по русскому языку за курс 2 класса...

Правила по русскому языку, изучаемые во 2 классе

В данном материале содержатся основные правила по русскому языку, которые изучаются во 2 классе. Дети могут легко найти то или иное правило, повторить его и применить при необхадимости....