Научно-исследовательский проект: «Психолого-педагогические условия адаптации и выравнивания стартовых возможностей детей 5-7 лет с проблемами зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, не посещающих ДДУ"
проект по теме

 

Педагогов всегда волновал вопрос обеспечения полноценного развития ребёнка в дошкольном возрасте, правильной подготовки его к школе.  Принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») - это тот уровень функционального и психического развития, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка. Как известно, не у всех детей 6-7 летнего возраста процесс адаптации к школьному обучению протекает безболезненно. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Уровень развития детей средней группы детского сада выше, чем уровень общего развития детей (5-7 лет, не посещавших ранее детские дошкольные учреждения) групп предшкольного образования. Успешность адаптации зависит от полноценного развития ребёнка в дошкольном возрасте, правильной и качественной подготовки его к школе.

Современная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим в первый класс, независимо от того, посещал или не посещал ребенок детский сад. Главное, что понадобится ребенку буквально с первых часов пребывания за партой, это умение слушать и слушаться, готовность принять новую ситуацию и выполнять общие правила. Ребенок должен быть любознательным и осведомленным (в соответствии со своим возрастом), должен воспринимать учебу как общественно значимую деятельность. Немаловажным фактором с первых же дней обучения является достаточная развитость рабочей руки или мелкой моторики. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыками письма.

Между тем функциональные особенности большинства детей, не посещавших детские дошкольные учреждения, такие как трудности осуществления зрительно – моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость, приводят к целому ряду школьных трудностей. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-исследовательский проект педагогической лаборатории:

«Психолого-педагогические условия адаптации  и выравнивания  стартовых  возможностей детей  5-7  лет с  проблемами зрительно-пространственного восприятия  и  зрительно-моторных координаций,

 не  посещающих  детские дошкольные  учреждения»

Научный руководитель:

учитель

МБОУ «СОШ № 32»

В.Р.Крутова

Актуальность проекта:

Педагогов всегда волновал вопрос обеспечения полноценного развития ребёнка в дошкольном возрасте, правильной подготовки его к школе.  Принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») - это тот уровень функционального и психического развития, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка. Как известно, не у всех детей 6-7 летнего возраста процесс адаптации к школьному обучению протекает безболезненно. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Уровень развития детей средней группы детского сада выше, чем уровень общего развития детей (5-7 лет, не посещавших ранее детские дошкольные учреждения) групп предшкольного образования. Успешность адаптации зависит от полноценного развития ребёнка в дошкольном возрасте, правильной и качественной подготовки его к школе.

Современная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим в первый класс, независимо от того, посещал или не посещал ребенок детский сад. Главное, что понадобится ребенку буквально с первых часов пребывания за партой, это умение слушать и слушаться, готовность принять новую ситуацию и выполнять общие правила. Ребенок должен быть любознательным и осведомленным (в соответствии со своим возрастом), должен воспринимать учебу как общественно значимую деятельность. Немаловажным фактором с первых же дней обучения является достаточная развитость рабочей руки или мелкой моторики. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыками письма.

Между тем функциональные особенности большинства детей, не посещавших детские дошкольные учреждения, такие как трудности осуществления зрительно – моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость, приводят к целому ряду школьных трудностей. Дети - не однородная группа, то есть нельзя говорить о каких-то общих для всех детей проблемах. Разными будут не только трудности, но и их проявления, сочетания, развитие в течение обучения.

Поскольку процесс адаптации к школе в каждом случае особый, единых универсальных рекомендаций по коррекции школьных проблем нет. Однако существуют общие закономерности адаптации детей к школе. Легче  всего этот период проходит у хорошо подготовленных к школе детей. Однако есть сведения о том, что у многих детей, не посещавших ранее детские дошкольные учреждения, отмечаются в разной степени сложности трудности зрительно-пространственного восприятия, что является главной причиной трудностей формирования навыка чтения, которые характерны для значительной части детей данной категории. С нарушениями зрительно-пространственного восприятия в сочетании с дефицитом зрительно-моторных координаций  в большинстве случаев связаны трудности обучения письму, которые отмечаются у подавляющего большинства детей, не посещавших ранее детские дошкольные учреждения.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Всё это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определённый уровень психофизиологического развития ребёнка, и не только руки, как иногда считают, а прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительно- пространственному восприятию объектов. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Все сказанное выше определяет необходимость:

-более раннего выявления нарушений зрительно-пространственного восприятия в сочетании с дефицитом зрительно- моторных координаций;

-проведения специальной работы по компенсации этих особенностей функционального развития на этапе подготовки к обучению в школе.

Обоснование проекта:

Необходимость разработки данного проекта обусловлена результатами сравнительного анализа диагностических работ по определению уровня готовности к школе первоклассников, посещавших и не посещавших детские дошкольные учреждения. Диагностика готовности к школьному обучению будущих первоклассников за последние 3 года (2004-2007гг) в МОУ «СОШ №32» выявила проблему в развитии зрительно-пространственного восприятия в сочетании с дефицитом зрительно-моторных координаций.  Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не нужно выяснять умения читать, писать, считать, т.е. проверять те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе. Предлагаемые для определения готовности детей к школе задания максимально учитывают особенности и возможности первоклассников, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма. Один из показателей готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития зрительно – пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций. 

Сравнительный анализ диагностических работ

будущих первоклассников готовности к школьному обучению за последние 3 года (2008-2011гг) в МБОУ «СОШ №32»

показывают следующие нарушения (в %)

Показатели и результаты нарушений  (в %)

Категории

2008-2009

2009-2010

2010-2011

шкп

вш

шкп

вш

шкп

вш

состояние  пространственного восприятия

59%

37%

63%

41%

65%

39%

состояние  зрительного восприятия

62%

44%

67%

45%

68%

47%

состояние моторики и зрительно-моторных координации

64%

37%

67%

34%

67%

39%

умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена

41%

32%

43%

35%

46%

34%

наличие интуитивных до числовых представлений

53%

29%

56%

26%

57%

27%

овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах шести), представлениями об операциях сложения и вычитания

44%

31%

47%

35%

48%

32%

умение сравнивать два множества по числу элементов

34%

25%

37%

23%

37%

26%

развитие фонематического слуха и восприятия

43%

27%

43%

24%

45%

29%

сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом

37%

28%

39%

23%

40%

31%

примечание:

ШКП – школа кратковременного пребывания, группы кратковременного пребывания (дети, не посещающие дошкольные учреждения;

ВШ – воскресная школа (дети, посещающие дошкольные учреждения).

Как видим, проблемными являются  следующие параметры:

  • состояние пространственного восприятия;
  • состояние зрительного восприятия;
  • состояние моторики и зрительно - моторных координации;
  • уровень сформированности интуитивных топологических представлений.

Трехлетняя практика одновременной работы с детьми 5-7 лет, не посещающими детский сад (дошколятами) и учащимися начальных классов выявила следующее: дети, у которых недостаточно развито зрительно – пространственное восприятие и зрительно–моторная координация ведущей руки  чаще всего не укладываются в темп работы класса, некоторые с трудом осваивают программу первого класса.

Проблемы, возникающие при несовершенстве развития зрительно–пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций у ребенка:

  • неспособен узнавать и дифференцировать различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки;
  • неспособен классифицировать фигуры по форме, размерам и другим признакам;
  • неспособен различать расположение фигур и деталей в пространстве

       и на плоскости (над -под, перед -за, сверху -снизу, справа -слева и т. п.);

  • неспособен срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры и соотношение;
  • неспособен копировать буквы, цифры, соблюдая размеры и направление всех штрихов и элементов;
  • неспособен   находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме);
  • неспособен дорисовывать элементы, детали, части фигур по образцу.

Проведя психолого-педагогическую диагностику детей предшкольного возраста с нарушением  зрительно–пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций и глубокий анализ диагностических работ, мы пришли к выводу, что работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Конечно, обучение письму – задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может освоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться писать. И тогда обучение письму будет облегчено.

Основная идея проекта:  предупредить проблему неподготовленности детей к школе с недостаточно развитым зрительно–пространственным восприятием и зрительно–моторной координацией, выравнивание стартовых возможностей детей, не посещающих детские дошкольные учреждения.

Цель проекта: выравнивание стартовых возможностей при поступлении в школу,  детей 5-7 лет, не посещающих детские дошкольные учреждения.

Объект исследования: процесс адаптации к школе и выравнивания стартовых возможностей детей с недостаточно развитым зрительно–пространственным восприятием и зрительно–моторной координацией не посещающих детские дошкольные учреждения.

Предмет исследования: психолого-педагогические–условия, обеспечивающие стартовые возможности детей с проблемами в зрительно–пространственных восприятий и зрительно-моторных координаций детей 5-7 лет, не посещающих детский сад.

База исследования: центр предшкольного образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа №32» района Кайеркан города Норильска. 

Гипотеза исследования: качественное  развитие зрительно–пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций детей 5-7 лет, не посещающих детский сад,   будет успешным, если в центре предшкольного образования будут:

- реализованы психолого-педагогические технологии, развивающие зрительно–пространственное восприятие и зрительно-моторные координации детей 5-7 лет, не посещавших  ранее детский сад;

-внедрены специальные тренировочные упражнения и игры для содействия развитию зрительно–пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, способствующих, не только развитию детей по данной проблеме, но и их психофизиологическому  развитию.

-осуществлена интеграция деятельности специалистов, способствующих развитию зрительно–пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций детей 5-7 лет, не посещающих детский сад,  

-созданы психолого-педагогические условия по формированию устойчивой положительной мотивации детей 5-7 лет к обучению.

-организована деятельность по повышению психолого–педагогической компетентности родителей в воспитании детей с нарушениями зрительно–пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций детей.

Задачи исследования:

  1. Создать действенный мониторинг оценки эффективности работы групп предшкольного образования  в области развития зрительно–пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций детей 5-7 лет, не посещающих детский сад.
  2. Сформировать пространственную среду для развития зрительно – пространственного восприятия и зрительно - моторных координаций детей 5-7 лет, не посещающих детский сад)
  3. Определить и систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие зрительно – пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций детей 5-7 лет.
  4. Организовать консультационную систему работы с родителями по вопросам развития зрительно – пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций детей 5-7 лет, не посещающих детский сад.
  5. Внедрить технологии, развивающие зрительно – пространственное восприятие и зрительно - моторные координации, позволяющие повысить уровень стартовых возможностей при поступлении в первый класс,  
  6. Разработать методические рекомендации для педагогов, специалистов, работающих с детьми 5-7 лет, не посещающих детский сад, и их родителей.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Нормативная база: Закон РФ «Об образовании». Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Конвенция о правах ребенка, Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., программа предшкольного образования детей         5-7 лет агентства образования Красноярского края, программа развития образования г. Норильска, Программа развития МБОУ «СОШ №32».
  • Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов, руководителей, специалистов, способных  организовать работу с детьми 5-7 лет, не посещающих детский сад, для выравнивания стартовых возможностей при поступлении в первый класс.
  • Наличие опыта работы воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей школы и города по проблеме.
  • Достаточная учебно-материальная база школы.
  • Наличие интернет - связи, возможности использовать информации различных сайтов, локальных сетей.
  • Наличие в библиотеке, методическом кабинете школы, кабинетах педагога-психолога, учителя-логопеда необходимых методических, диагностических и нормативно-правовых материалов по подготовке детей 5-7 лет, не посещающих детский сад, к обучению в первом классе.
  • Наличие пространственной среды для работы с детьми 5-7 лет, не посещающих детский сад.

Сроки эксперимента:     2012 – 2015г.

Методы опытно-экспериментальной работы:

Наблюдение, мониторинг, анкетирование, беседы, эксперимент, проектная деятельность, обобщение, систематизация и другие.

Ожидаемый результат реализации данного проекта способствует:

1. Развитию умения организовать свою деятельность.

2. Развитию зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации. 

3. Развитию речи.

4. Развитию внимания и памяти, наглядно-образного мышления (общему психофизическому развитию).

5. Снижению уровня тревожности будущих первоклассников.
6. Формированию положительной мотивации к учению.

7. Выравниванию стартовых возможностей детей, не посещающих детские дошкольные учреждения.

Этапы реализации проекта:

Этапы

Сроки

Мероприятия

1-й этап:

подготовительный

Январь- март

2012г

  1. Создание творческой группы, участвующей в эксперименте.
  2. Изучение нормативно-правовых документов, методической литературы.
  3. Изучение опыта работы по данному вопросу других дошкольных образовательных учреждений, соотношение его с собственными возможностями.
  4. Разработка локальных актов, регламентирующих ход эксперимента.
  5. Организация прохождения учителями курсов повышения квалификации по работе с детьми 5-? лет, не посещающих детский сад.

2-й этап:

организационный

Апрель-декабрь

2012г.

  1. Укомплектование групп предшкольного образования на базе МОУ «СОШ №32».
  2. Выбор диагностического инструментария.
  3. Комплексная диагностика детей 5-7 лет, не посещающих детский сад.
  4. Анализ готовности будущих первоклассников к школьному обучению.
  5. Информирование родителей.
  6. Создание условий для развития детей.

3-й этап:

практический

Январь

2013г

ноябрь

2014г

  1. Подбор и систематизация комплекса разнообразных диагностик, игр и упражнений, направленных на развитие зрительно– пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций детей 5-7 лет.
  2. Создание условий для развития зрительно–пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций детей 5-7 лет, не посещающих детский сад.
  3. Создание действенного мониторинга оценки эффективности работы групп предшкольного образования  в области развития зрительно – пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций детей 5-7 лет, не посещающих детский сад.
  4. Создание программы по проблеме.
  5. Разработка методических рекомендаций по проблеме для педагогов и родителей.

4-й этап: 

обобщающий

Декабрь 2014г.

  1. Обобщение опыта по проблеме.
  2. Оформление результатов эксперимента
  3. Проведение семинаров-практикумов, педагогических советов по теме эксперимента.

5-й этап:

Внедрен

ческий

Январь-май

2015г.

  1. Публикации наработок в научно-методических журналах.
  2. Определение перспектив востребованности данного опыта.
  3. Внедрение и распространение передового опыта в школах НПР. 

Краткая характеристика разработчика проекта:

Крутова Венера Ринатовна, научный руководитель проекта, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №32» , вторая  квалификационная категория.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа на тему "Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста"

Научно-исследовательская работа на тему "Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста".Стимульный материал отправлю по электронной почте, так как не могу по т...

«Психолого-педагогическая помощь в адаптации первоклассников к обучению в школе и воспитание толерантности»

Формирование новой образовательной среды в условиях полиэтнической школы...

Разработка психолого-педагогического занятия по адаптации первоклассников.

Начало обучения в школе – очень напряжённый период для детей, пришедших в первый класс, потому что школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыду...

Психолого-педагогические основы процесса адаптации ребенка к школе.

Данная статья поможет педагогам и родителям  понять физилогические особенности детей младшего школьного возраста и лучше адаптироваться к школе....

Справка по итогам психолого-педагогического определения уровня адаптации и выявления «группы риска» среди первоклассников, провидении мониторинга профессионально-общественного мнения относительно

Адаптация ребёнка к школе – довольно длительный процесс. Не день , не неделя требуются для того чтоб маленький ученик освоился по- настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологиче...

Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе

Первые дни ребенка в школе сопряжены с более или менее продолжительной адаптацией. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, т.к. резко изменяется образ жизни, увеличиваются и качест...

Доклад "Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе".

Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе....