Научно-исследовательский проект: «Психолого-педагогические условия адаптации и выравнивания стартовых возможностей детей 5-7 лет с проблемами зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, не посещающих ДДУ"
проект по теме
Педагогов всегда волновал вопрос обеспечения полноценного развития ребёнка в дошкольном возрасте, правильной подготовки его к школе. Принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») - это тот уровень функционального и психического развития, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка. Как известно, не у всех детей 6-7 летнего возраста процесс адаптации к школьному обучению протекает безболезненно. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Уровень развития детей средней группы детского сада выше, чем уровень общего развития детей (5-7 лет, не посещавших ранее детские дошкольные учреждения) групп предшкольного образования. Успешность адаптации зависит от полноценного развития ребёнка в дошкольном возрасте, правильной и качественной подготовки его к школе.
Современная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим в первый класс, независимо от того, посещал или не посещал ребенок детский сад. Главное, что понадобится ребенку буквально с первых часов пребывания за партой, это умение слушать и слушаться, готовность принять новую ситуацию и выполнять общие правила. Ребенок должен быть любознательным и осведомленным (в соответствии со своим возрастом), должен воспринимать учебу как общественно значимую деятельность. Немаловажным фактором с первых же дней обучения является достаточная развитость рабочей руки или мелкой моторики. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыками письма.
Между тем функциональные особенности большинства детей, не посещавших детские дошкольные учреждения, такие как трудности осуществления зрительно – моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость, приводят к целому ряду школьных трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskiy_proekt_pedagogicheskoy_laboratorii.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-исследовательский проект педагогической лаборатории:
«Психолого-педагогические условия адаптации и выравнивания стартовых возможностей детей 5-7 лет с проблемами зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций,
не посещающих детские дошкольные учреждения»
Научный руководитель:
учитель
МБОУ «СОШ № 32»
В.Р.Крутова
Актуальность проекта:
Педагогов всегда волновал вопрос обеспечения полноценного развития ребёнка в дошкольном возрасте, правильной подготовки его к школе. Принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») - это тот уровень функционального и психического развития, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка. Как известно, не у всех детей 6-7 летнего возраста процесс адаптации к школьному обучению протекает безболезненно. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Уровень развития детей средней группы детского сада выше, чем уровень общего развития детей (5-7 лет, не посещавших ранее детские дошкольные учреждения) групп предшкольного образования. Успешность адаптации зависит от полноценного развития ребёнка в дошкольном возрасте, правильной и качественной подготовки его к школе.
Современная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим в первый класс, независимо от того, посещал или не посещал ребенок детский сад. Главное, что понадобится ребенку буквально с первых часов пребывания за партой, это умение слушать и слушаться, готовность принять новую ситуацию и выполнять общие правила. Ребенок должен быть любознательным и осведомленным (в соответствии со своим возрастом), должен воспринимать учебу как общественно значимую деятельность. Немаловажным фактором с первых же дней обучения является достаточная развитость рабочей руки или мелкой моторики. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыками письма.
Между тем функциональные особенности большинства детей, не посещавших детские дошкольные учреждения, такие как трудности осуществления зрительно – моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость, приводят к целому ряду школьных трудностей. Дети - не однородная группа, то есть нельзя говорить о каких-то общих для всех детей проблемах. Разными будут не только трудности, но и их проявления, сочетания, развитие в течение обучения.
Поскольку процесс адаптации к школе в каждом случае особый, единых универсальных рекомендаций по коррекции школьных проблем нет. Однако существуют общие закономерности адаптации детей к школе. Легче всего этот период проходит у хорошо подготовленных к школе детей. Однако есть сведения о том, что у многих детей, не посещавших ранее детские дошкольные учреждения, отмечаются в разной степени сложности трудности зрительно-пространственного восприятия, что является главной причиной трудностей формирования навыка чтения, которые характерны для значительной части детей данной категории. С нарушениями зрительно-пространственного восприятия в сочетании с дефицитом зрительно-моторных координаций в большинстве случаев связаны трудности обучения письму, которые отмечаются у подавляющего большинства детей, не посещавших ранее детские дошкольные учреждения.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Всё это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определённый уровень психофизиологического развития ребёнка, и не только руки, как иногда считают, а прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительно- пространственному восприятию объектов. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Все сказанное выше определяет необходимость:
-более раннего выявления нарушений зрительно-пространственного восприятия в сочетании с дефицитом зрительно- моторных координаций;
-проведения специальной работы по компенсации этих особенностей функционального развития на этапе подготовки к обучению в школе.
Обоснование проекта:
Необходимость разработки данного проекта обусловлена результатами сравнительного анализа диагностических работ по определению уровня готовности к школе первоклассников, посещавших и не посещавших детские дошкольные учреждения. Диагностика готовности к школьному обучению будущих первоклассников за последние 3 года (2004-2007гг) в МОУ «СОШ №32» выявила проблему в развитии зрительно-пространственного восприятия в сочетании с дефицитом зрительно-моторных координаций. Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не нужно выяснять умения читать, писать, считать, т.е. проверять те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе. Предлагаемые для определения готовности детей к школе задания максимально учитывают особенности и возможности первоклассников, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма. Один из показателей готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития зрительно – пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций.
Сравнительный анализ диагностических работ
будущих первоклассников готовности к школьному обучению за последние 3 года (2008-2011гг) в МБОУ «СОШ №32»
показывают следующие нарушения (в %)
Показатели и результаты нарушений (в %) | ||||||
Категории | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | |||
шкп | вш | шкп | вш | шкп | вш | |
состояние пространственного восприятия | 59% | 37% | 63% | 41% | 65% | 39% |
состояние зрительного восприятия | 62% | 44% | 67% | 45% | 68% | 47% |
состояние моторики и зрительно-моторных координации | 64% | 37% | 67% | 34% | 67% | 39% |
умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена | 41% | 32% | 43% | 35% | 46% | 34% |
наличие интуитивных до числовых представлений | 53% | 29% | 56% | 26% | 57% | 27% |
овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах шести), представлениями об операциях сложения и вычитания | 44% | 31% | 47% | 35% | 48% | 32% |
умение сравнивать два множества по числу элементов | 34% | 25% | 37% | 23% | 37% | 26% |
развитие фонематического слуха и восприятия | 43% | 27% | 43% | 24% | 45% | 29% |
сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом | 37% | 28% | 39% | 23% | 40% | 31% |
примечание:
ШКП – школа кратковременного пребывания, группы кратковременного пребывания (дети, не посещающие дошкольные учреждения;
ВШ – воскресная школа (дети, посещающие дошкольные учреждения).
Как видим, проблемными являются следующие параметры:
- состояние пространственного восприятия;
- состояние зрительного восприятия;
- состояние моторики и зрительно - моторных координации;
- уровень сформированности интуитивных топологических представлений.
Трехлетняя практика одновременной работы с детьми 5-7 лет, не посещающими детский сад (дошколятами) и учащимися начальных классов выявила следующее: дети, у которых недостаточно развито зрительно – пространственное восприятие и зрительно–моторная координация ведущей руки чаще всего не укладываются в темп работы класса, некоторые с трудом осваивают программу первого класса.
Проблемы, возникающие при несовершенстве развития зрительно–пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций у ребенка:
- неспособен узнавать и дифференцировать различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки;
- неспособен классифицировать фигуры по форме, размерам и другим признакам;
- неспособен различать расположение фигур и деталей в пространстве
и на плоскости (над -под, перед -за, сверху -снизу, справа -слева и т. п.);
- неспособен срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры и соотношение;
- неспособен копировать буквы, цифры, соблюдая размеры и направление всех штрихов и элементов;
- неспособен находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме);
- неспособен дорисовывать элементы, детали, части фигур по образцу.
Проведя психолого-педагогическую диагностику детей предшкольного возраста с нарушением зрительно–пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций и глубокий анализ диагностических работ, мы пришли к выводу, что работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Конечно, обучение письму – задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может освоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться писать. И тогда обучение письму будет облегчено.
Основная идея проекта: предупредить проблему неподготовленности детей к школе с недостаточно развитым зрительно–пространственным восприятием и зрительно–моторной координацией, выравнивание стартовых возможностей детей, не посещающих детские дошкольные учреждения.
Цель проекта: выравнивание стартовых возможностей при поступлении в школу, детей 5-7 лет, не посещающих детские дошкольные учреждения.
Объект исследования: процесс адаптации к школе и выравнивания стартовых возможностей детей с недостаточно развитым зрительно–пространственным восприятием и зрительно–моторной координацией не посещающих детские дошкольные учреждения.
Предмет исследования: психолого-педагогические–условия, обеспечивающие стартовые возможности детей с проблемами в зрительно–пространственных восприятий и зрительно-моторных координаций детей 5-7 лет, не посещающих детский сад.
База исследования: центр предшкольного образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа №32» района Кайеркан города Норильска.
Гипотеза исследования: качественное развитие зрительно–пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций детей 5-7 лет, не посещающих детский сад, будет успешным, если в центре предшкольного образования будут:
- реализованы психолого-педагогические технологии, развивающие зрительно–пространственное восприятие и зрительно-моторные координации детей 5-7 лет, не посещавших ранее детский сад;
-внедрены специальные тренировочные упражнения и игры для содействия развитию зрительно–пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, способствующих, не только развитию детей по данной проблеме, но и их психофизиологическому развитию.
-осуществлена интеграция деятельности специалистов, способствующих развитию зрительно–пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций детей 5-7 лет, не посещающих детский сад,
-созданы психолого-педагогические условия по формированию устойчивой положительной мотивации детей 5-7 лет к обучению.
-организована деятельность по повышению психолого–педагогической компетентности родителей в воспитании детей с нарушениями зрительно–пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций детей.
Задачи исследования:
- Создать действенный мониторинг оценки эффективности работы групп предшкольного образования в области развития зрительно–пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций детей 5-7 лет, не посещающих детский сад.
- Сформировать пространственную среду для развития зрительно – пространственного восприятия и зрительно - моторных координаций детей 5-7 лет, не посещающих детский сад)
- Определить и систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие зрительно – пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций детей 5-7 лет.
- Организовать консультационную систему работы с родителями по вопросам развития зрительно – пространственного восприятия и зрительно- моторных координаций детей 5-7 лет, не посещающих детский сад.
- Внедрить технологии, развивающие зрительно – пространственное восприятие и зрительно - моторные координации, позволяющие повысить уровень стартовых возможностей при поступлении в первый класс,
- Разработать методические рекомендации для педагогов, специалистов, работающих с детьми 5-7 лет, не посещающих детский сад, и их родителей.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Нормативная база: Закон РФ «Об образовании». Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Конвенция о правах ребенка, Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., программа предшкольного образования детей 5-7 лет агентства образования Красноярского края, программа развития образования г. Норильска, Программа развития МБОУ «СОШ №32».
- Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов, руководителей, специалистов, способных организовать работу с детьми 5-7 лет, не посещающих детский сад, для выравнивания стартовых возможностей при поступлении в первый класс.
- Наличие опыта работы воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей школы и города по проблеме.
- Достаточная учебно-материальная база школы.
- Наличие интернет - связи, возможности использовать информации различных сайтов, локальных сетей.
- Наличие в библиотеке, методическом кабинете школы, кабинетах педагога-психолога, учителя-логопеда необходимых методических, диагностических и нормативно-правовых материалов по подготовке детей 5-7 лет, не посещающих детский сад, к обучению в первом классе.
- Наличие пространственной среды для работы с детьми 5-7 лет, не посещающих детский сад.
Сроки эксперимента: 2012 – 2015г.
Методы опытно-экспериментальной работы:
Наблюдение, мониторинг, анкетирование, беседы, эксперимент, проектная деятельность, обобщение, систематизация и другие.
Ожидаемый результат реализации данного проекта способствует:
1. Развитию умения организовать свою деятельность.
2. Развитию зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации.
3. Развитию речи.
4. Развитию внимания и памяти, наглядно-образного мышления (общему психофизическому развитию).
5. Снижению уровня тревожности будущих первоклассников.
6. Формированию положительной мотивации к учению.
7. Выравниванию стартовых возможностей детей, не посещающих детские дошкольные учреждения.
Этапы реализации проекта:
Этапы | Сроки | Мероприятия |
1-й этап: подготовительный | Январь- март 2012г |
|
2-й этап: организационный | Апрель-декабрь 2012г. |
|
3-й этап: практический | Январь 2013г ноябрь 2014г |
|
4-й этап: обобщающий | Декабрь 2014г. |
|
5-й этап: Внедрен ческий | Январь-май 2015г. |
|
Краткая характеристика разработчика проекта:
Крутова Венера Ринатовна, научный руководитель проекта, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №32» , вторая квалификационная категория.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа на тему "Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста"
Научно-исследовательская работа на тему "Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста".Стимульный материал отправлю по электронной почте, так как не могу по т...
«Психолого-педагогическая помощь в адаптации первоклассников к обучению в школе и воспитание толерантности»
Формирование новой образовательной среды в условиях полиэтнической школы...
Разработка психолого-педагогического занятия по адаптации первоклассников.
Начало обучения в школе – очень напряжённый период для детей, пришедших в первый класс, потому что школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыду...
Психолого-педагогические основы процесса адаптации ребенка к школе.
Данная статья поможет педагогам и родителям понять физилогические особенности детей младшего школьного возраста и лучше адаптироваться к школе....
Справка по итогам психолого-педагогического определения уровня адаптации и выявления «группы риска» среди первоклассников, провидении мониторинга профессионально-общественного мнения относительно
Адаптация ребёнка к школе – довольно длительный процесс. Не день , не неделя требуются для того чтоб маленький ученик освоился по- настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологиче...
Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе
Первые дни ребенка в школе сопряжены с более или менее продолжительной адаптацией. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, т.к. резко изменяется образ жизни, увеличиваются и качест...
Доклад "Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе".
Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе....