Мастер -класс " Формирование читательской грамотности у младшего школьника"
опыты и эксперименты
Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya_malinovskaya.docx | 58.51 КБ |
prezentatsiya_malinovskaya_na_wecompress.com_.pptx | 632.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги !
21 век… Век информационных технологий… Век, когда приходится иметь дело с огромными потоками информации. Как не потеряться человеку, а особенно ребенку, в потоке информации...
Ответ очевиден - нужно ориентироваться в этом потоке, анализировать, интерпретировать, сортировать, оценивать информацию. Это возможно только при условии овладения читательской грамотностью.
Слайд 2
Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения.
Слайд 3
Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
- Формирование навыка (техники) чтения (в основном 1-3 класс)
- Умение работать с книгой. Разносторонняя работа с текстом(4 класс)
Умение работать с текстом - основной способ развития навыков функционального чтения.
В своей деятельности я использую различные методы и приемы работы с текстом, которые способствуют формированию функционального навыка чтения ,наиболее интересными и эффективными, на мой взгляд, я и хотела бы с Вами поделиться.
Слайд 4
Первый приём, с которым хочу Вас ознакомить- «Кубик Блума»— он позволяет проверить насколько хорошо учащиеся поняли текст (т.е. осознанность чтения).
На сторонах кубика написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
Назови…
Почему…
Объясни…
Предложи…
Придумай…
Поделись…
Работа с кубиком строится следующим образом:
Мы ознакомились (прочли ) какое-либо произведение, дети по группам получают задание домой, составить вопросы к тексту ( вопросы должны начинаться со слов , которые написаны на гранях кубика).
На уроке я (или ведущий) бросает кубик, группа , чья грань выпала, задаёт вопрос классу, а ученики отвечают и если нужно аргументировать ответ, то могут использовать текст произведения.
Например, изучая "Сказку о Царе Салтане..."
Назови.
"Назовите главных героев сказки А.С. Пушкина "Сказка о Царе Салтане..". Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по тексту.
Почему
Почему так поступили старшие сёстры с младшей сестрой?
Почему Салтан сразу не поехал к Гвидону?
Объясни.
Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
- Объясни: Ты действительно думаешь, что молодой царевне с его маленьким сыном удастся спастись? Ты уверен, что они не погибнут в море?…
Предложи.
Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
"Предложи, как бы ты поступил на острове, если был бы вместо князя Гвидона.",
" Предложи свой вариант названия сказки "
Придумай
Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
" Придумай, свою версию концовки сказки."
Поделись
Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
«Поделись своими впечатлениями о сказке ( ситуации)»,
«Поделись своим мнением, почему это сказка, что реально, а что выдумка"» итд
Ответ на каждый вопрос кубика помогает мне не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока.
«Кубик Блума» можно использовать на различных уроках и на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих уроках, когда у ребят уже есть представление о сути темы.
Слайд 5
Ещё один приём, который я использую в основном на уроках окружающего мира.
Приём «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагаю ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно провожу фронтальную проверку точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего и делаем общий вывод-заключение по теме. В ходе работы с текстом дети могут фиксировать свои вопросы (если им что-то непонятно в тексте) и затем на общем обсуждении даём ответ.
Без игровой формы в начальной школе никуда, поэтому хочу поделиться приёмом , который очень нравиться моим ученикам.
. Приём «Крестики-нолики» - работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой«нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы ( которые подготовили заранее дома). В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали). Наиболее рациональным, на мой взгляд, является игровое поле в 9 или 16 клеток.
Слайд 6
В заключении хочется отметить, что для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство».
Это:
-Пробно-поисковые ситуации
-Беседы-дискуссии
-Сам задай вопрос
-Личный пример учителя
-Приём устного словесного рисования
-Словарно-стилистическая работа
-Элементы драматизации
При использовании на уроках литературного чтения указанных мною форм и методов работы, учащиеся осваивают приёмы поиска нужной информации, овладевают алгоритмами основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской компетенции, у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
Слайд 7
Закончить своё выступление хочется словами известного французского писателя философа Дени Дидро " «Люди перестают мыслить, когда перестают читать.»
Слайд 8
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
формирование навыков чтения начитанность учащихся умение работать с книгой формирование навыков читательской деятельности внеурочная деятельность проектно-исследовательская работа работа с родителями Направления формирования читательской грамотности в начальной школе:
Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой ответа. То есть ребенку предлагают не готовый ответ, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути решения этой проблемы.
Назови. Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по тексту. Например Назовите главных героев сказки А.С. Пушкина "Сказка о Царе Салтане Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например Почему так поступили старшие сёстры с младшей сестрой? Почему Салтан сразу не поехал к Гвидону ? Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы Например Ты действительно думаешь, что молодой царевне с его маленьким сыном удастся спастись? Ты уверен, что они не погибнут в море? Предложи . Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи Например Предложи, как бы ты поступил на острове, если был бы вместо князя Гвидона . Придумай . Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла Придумай, свою версию концовки сказки Например Поделись . Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. Например Поделись своими впечатлениями о сказке (ситуации) Поделись своим мнением, почему это сказка, что реально, а что выдумка
« Люди перестают мыслить, когда перестают читать ». Дени Дидро
Спасибо за внимание ! Творческих успехов !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»
Формирование читательской грамотности-актуальная проблема современного образования. На мастер-классе я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я...
Формирование читательской грамотности у младших школьников
Читательская грамотность - базовая инструментальная грамотность. Это отправная точка к любой деятельности....
Методические материалы по формированию читательской грамотности у младших школьников.
В материале отражены формы и методы работы по повышению читательской грамотности....
Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников"
В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности. Рекомендации помогут учителям начальных классов в в...
Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников".
В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности. Рекомендации помогут учителям начальных классов в выборе п...
Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»
Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образован...
Мастер-класс. Формирование читательской грамотности младших школьников.
В работе раскрываются приемы работы по формированию читательской грамотности младших школьников....