Мастер- класс "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Тришина Оксана Павловна

Для формирования читательской грамотности младших школьников на  уроках можно  использовать различные приёмы. Они  помогают детям улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной деятельности и творческой активности. Мастер-класс проведён  на одном конкретном произведении  Михаила Михайловича Зощенко «Ёлка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

       Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я, Тришина О.П., учитель начальных классов,  работаю в МАОУ «СОШ №46» г. Улан-Удэ.

       О функциональной грамотности говорят сегодня всё больше и больше, и это логично. Мир с каждым годом становится более наполненный информацией и детей нужно учить ориентироваться во всём. Для начальной школы очень важно сформировать читательскую грамотность, так как она лежит в основе формирования всех остальных видах грамотности. Если раньше показатель успешности ученика начальной школы по литературному чтению  была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими показателями, как качество чтения и его осмысленность. В нашем веке, где господствует телевидение, компьютеры, смартфоны, дети теряют интерес к чтению. Научить их правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге, одна из главных задач начального обучения.

     Для того, чтобы формировать читательскую грамотность младших школьников на своих уроках, я использую различные приёмы. Они также помогают детям улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной деятельности и творческой активности. Этими приёмами хочу сегодня поделиться с вами на одном конкретном произведении  Михаила Михайловича Зощенко «Ёлка».

Ход мастер-класса

  1. Организационный момент.

Посмотрите на доску и произнесите слово (ЗДРАВСТВУЙТЕ).

Давайте пожелаем друг другу что-то хорошее на каждую букву слова

З

Д

Р

А

В

С  

Т  

В  

У

Й

Т

Е

здоровья

добра

радости

аккуратности

вежливости

старания

трудолюбия

воспитанности

уважения

интереса

терпения

единства

    Молодцы. Я думаю, чтобы мастер-класс прошел интересно, мы должны быть едины. Всем хочу пожелать здоровья, добра, радости.

Выберите, пожалуйста, каждый себе цвет. Так мы с вами сможем разделиться на 3 команды.

 (1 команда «Красные», 2 команда «Зелёные», 3 команда «Жёлтые»).

Перед тем, как познакомится с новым произведением, давайте проведем речевую разминку и выполним проверку домашнего задания.

II. Речевая разминка 

1. Развитие внимания

пснегйтсёлкаунш (снег, ёлка)

цтаморозчшдястужавы (мороз, стужа)

а) Найдите среди буквенного текста слова, назовите их.

б) Найти общее понятие для этих слов.(зима)  Какое лишнее?(ёлка)  Почему? (явления природы, ёлка предмет)

2. Артикуляционная гимнастика.

У каждой команды на столе лежит конверт № 1. В нем  скороговорка, даю вам 3 минуты. Поработать с ней, научиться быстро и чётко ее проговаривать.

Скороговорки

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

Сыплет снегопад с неба снег.

У елки иголки колки.

– После такой разминки мы должны читать и говорить как? (Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно)

III.  Подготовка к первичному восприятию 

-   Сегодня мы с вами продолжим знакомство с новым произведением из раздела "Страна далекого детства".

- Сформулируйте цель урока. Помните, что мы впервые встречаемся с  произведением.

(предполагаемый ответ: познакомиться с произведением, сделать анализ и определить главную мысль)

- Какие действия помогут нам достичь цели? Что мы должны сделать?

 Составим вместе алгоритм действий (на доске):

1. Познакомиться с  биографией автора.

2. Провести словарную работу.

3. Познакомиться с произведением.

4. Проанализировать произведение.

5. Понять основную мысль.

 - Обратите внимание на название раздела. («Поговорим о самом главном»)  Как вы думаете, о чем таком самом главном автор хочет с нами поговорить? (ответы учеников) 

- С каким же писателем мы сегодня познакомимся? Чтобы ответить на этот вопрос каждой команде  нужно собрать палз.  Для этого возьмите  конверт №2 

- Знаком ли вам автор, встречались с произведениями данного автора? ( Да, Зощенко Михаил Михайлович  «Золотые слова», «Великие путешественники»)

Давайте послушаем об этом удивительном писателе. Во время знакомство с биографией М. Зощенко,   я попрошу  запомнить лист опроса, который есть у каждой команды. Напротив каждого верного  утверждения вы должны поставить +, напротив неверного –.

      Листы опроса:

  1. Зощенко родился в семье художника. +
  2. Миша учился хорошо.  -
  3. Михаил Михайлович стал Георгиевским кавалером. +
  4. У писателя было мало профессий. –
  5. Отправившись в Алма-Ату, он взял с собой свои сочинения. +
  6. Начал писать в 8 лет. +

Биография: 

       Михаил Зощенко родился  в Петербурге в семье художника. В 8 лет Мишу отвели в гимназию. Учился неважно, а на выпускном экзамене получил единицу, хотя уже тогда писал стихи и мечтал о карьере литератора. В университете отучился недолго, потому что семье нечем было оплачивать учебу.

     Зощенко добровольцем ушел на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером. Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется По возвращению зарабатывал разными профессиями: сапожника,  плотника, актера, милиционера, их было не менее 15.

     Поступив в группу противопожарной обороны, писателя принудительно эвакуировали в Алма-Ату, позволив взять с собой багаж не тяжелее 12 килограммов. Зощенко взял тетради со своими сочинениями. Их вес – 8 килограммов. Остальные четыре – личные вещи. В самые трудные для себя годы юморист пишет рассказы для детей. Самое лучшее из всего написанного Зощенко для детей - это рассказы о собственном детстве писателя - «Леля и Минька».

IV. Угадывание названия рассказа

Мы с вами познакомились с биографией автора. Но мы не знаем название нашего рассказа. Возьмите конверт № 3      и выполните задание.  У каждой команды своё задание

1 команда – разгадать ребус

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u188173/t1517508415ac.jpg

(ёлка)

2  команда-  Название рассказа вы прочтёте по первым буквам слов. Нужно отгадать для этого 4 загадки.

  1. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (ёжик)
  2. Длинное хвостище, рыжее волосище, сама хитрище. (лиса)
  3. Мягкие лапки, а в лапках царапки. (котёнок, кошка)
  4. Треугольником плавник,

Океаны бороздит.

Пасть от злости распахнула,

Рыба- хищница_____________ ( акула)

Ёжик, лиса, кошка, акула

3   команда  Узнать по описанию.

Расшифруй головоломку.

Каждой букве поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

М

  Н

Ъ

 О

 Т

Ж

К

П

Р

В

2

У

Х

Л

Ю

А

Ь

С

Э

Ф

Й

3

Д

Е

Ы

Г

Б

Я

Ц

И

Ё

Ш

( 9,3)   ( 3, 2)   ( 7, 1)  ( 5, 2)       ответ: ______________________

- Давайте назовем хором. Правильно! Молодцы!     (на слайде «Ёлка»)

Каждой команде раздаю ёлку на А 4.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u188173/t1517508415ag.png

V. Прогнозирование.

-Какие ассоциации, чувства и эмоции у вас возникают , когда вы видите или слышите «Ёлка»? (напишите на коробках, справой стороны от ёлки)  Новый год, праздник, подарки, веселье, гости.

-Открываем учебники на стр. 49

Приём «Дерево предсказаний» ( метод антиципации)

Метод «Иллюстрация»

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике и попробуйте спрогнозировать о чём будет произведение?

- К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?(рассказ)

- Кто, по - вашему, будет главным героем?(дети- мальчик и девочка)

- Где и в какое время может происходить действие?( зимой, дома)

«Опорные слова». На основании опорных слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ, а затем сравнить их с прочитанным.  (каждая команда составляет свой сюжетный рассказ)

Игрушки, ёлка, дети, мама, кукла, конфеты, яблоко.

-Давайте посмотрим, об этом ли рассказ, правильно мы сделали свои предположения?

VI. Первичное восприятие.

Начинает читать учитель, продолжают хорошо читающие дети. Останавливаемся на незнакомых словах.

VII. Словарно-лексическая работа 

-Что такое пастилка?

  • Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара.  

-Как вы думаете, это какие яблочки?

  • Крымские яблочки – яблочки, привезенные из Крыма.

  • Длинновязая (на слайде 3 варианта: высокая, с длинной шеей, нескладная).

Если нам нужно узнать лексическое значение слова, куда обращаемся? (к словарю Владимира Ивановича Даля). Запомните, книга – это наш верный друг. Открываю и зачитываю …

 Длинновязая - раньше значение этого слова трактовалось как "человек с длинной шеей". Нескладная и очень высокая. Если углубиться в историю возникновения данного слова, то мы узнаем, что существительное "вязы" обозначало слово "шея". И ещё под обозначением "долгий" скрыто значение "длинный". На сегодняшний день длинновязыми чаще всего называют высоких людей.

То есть все варианты верные.

- Что значит церемониться? 

  • Церемониться – проявлять излишнюю мягкость, стеснение. Лёля проявляет стеснение? (Нет)

  • Золотушный ребенок – какой? 4 варианта: золотой, послушный, больной ребенок, рыжий.

Посмотрим в словарь В.И. Даля:

Золотушный ребенок -  больной ребенок, страдающий золотухой.

VIII. Вторичное восприятие текста.

– Понравился ли вам рассказ, если да, то чем?

— Оправдалось ли наши предположения?

А) Чтение с пометами “Инсерт”. (приём работы, позволяющий научить детей относиться внимательно к той информации, которую они получают. Осмысливать её, самостоятельно добывать знания и выстраивать причинно-следственные связи).

- Возьмите в руки простой карандаш и поразмышляйте над текстом 2-3 минуты. (Можно на полях в учебнике поставить знаки).

+ ЗНАЛ

- НЕ ЗНАЛ

! ИНТЕРЕСНО

^ УДИВИЛО

- Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями.

– Где и когда происходят события? (В семье Зощенко, в канун праздника Нового года)

- Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)

– Кто главные герои рассказа? (Лёля и Минька).

Б) Приём «Кластер»  Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки.

Давайте охарактеризуем Лёлю и Миньку, для этого составим таблицу . У каждой группы на столах лежат таблицы для заполнения.

В) Коррекция текста.  Прием «Испорченный план»

- Давайте представим, что части текста перепутались. Ваша задача, восстановить последовательность рассказа.

  • Детство.
  • Мама обнаружила испорченные подарки.
  • Очень красивая ёлка.
  • Фарфоровая ручка.
  • Заводной паровозик.
  • Ссора взрослых
  • Мама раздает подарки.        
  • В этот момент пришли гости.
  • Поедание сладостей с ёлки.
  • Мама вошла в комнату.
  • Папа  потушил свечи.                             Проверьте свою работу по образцу (образец на слайде).

В) Приём «Кубик Блума»

Кубик «Блума»  верчу,

Разобраться я хочу

- Какие традиции в праздновании Нового года были в семье Лели и Миньки?

– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?

– Почему  рассказ создаёт грустное настроение?

«Доброе дело». Помогите Лёле и Миньке исправить ситуацию. Предложите, что можно изменить в рассказе, чтобы праздник состоялся.

1.        Вместе с мамой наряжать ёлку

2.        Попросить пастилку

3.        Не заходить без разрешения в комнату

4.        Признаться маме раньше

5.        Извиниться перед гостями

- Как можно оценить их поступок? Как вы думаете, что их подтолкнуло к таким действиям? Какой вывод можно сделать? (Предполагаемый ответ: они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и  зависть.)

- Какое решение принял папа? Правильно ли он поступил?

- Извлёк ли урок  Минька? Как ему удалось стать добрым?

В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения? Найдите в тексте.

         (И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого  

         яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора

          говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)

       - Как вы понимаете эти слова?( грубость и агрессивное поведение приводят к ссоре. Людей, поступивших таким образом, как Минька и Лёля, ждёт одиночество.)

Чему учит этот рассказ?

        (Никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки. Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать о последствиях  поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, извиниться. Постараться не доводить ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводят к одиночеству.)

- Давайте еще раз вспомним весь урок, подумаем и назовём какие чувства и эмоции вызывает у вас сейчас произведение? (Пишут на коробках  с левой стороны елки.)

Стыд, одиночество, ссора, поступок, честность.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u188173/t1517508415ag.png

Работа с пословицами

В конверте №4   у вас карточки, которые помогут вам составить пословицы. Составьте их и найдите те, которые подходят к нашему рассказу?

1.  Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены...

2.Не будет скуки, когда заняты руки.

3. На чужой каравай рот не разевай.

- Объясните почему? Как вы их понимаете.

- Чтобы праздники  всегда были радостными и веселыми, я вам предлагаю украсить нашу ёлку шариками.  Напишите свои пожелания, на которые вас подтолкнули герои рассказа «Ёлка». (быть честным, не врать, говорить правду, совершать поступки, быть дружными, уметь прощать, быть единым целым, уметь признавать свою неправоту…)

                                                          https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u188173/t1517508415ag.png                          https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u188173/t1517508415ai.jpghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u188173/t1517508415ah.jpghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u188173/t1517508415aj.png

         Благодарю Вас за участие. Надеюсь, моё выступление было интересным. Хочу закончить выступление  такими словами:

Пусть школьная жизнь будет чудесной,

Давайте учить детей интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...

статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС».

laquo;Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».К. Д. УшинскийПроблема:- дети имеют низкую скорость чтения;- зачастую они не по...

Развитие читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения.

Развитие читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....

Курсовая работа на тему: "Методика проведения нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения"

Цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы описать методические подходы к проведению нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса ...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Выступление на педсовете по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС"...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких рез...