Мастер-класс. Формирование читательской грамотности младших школьников.
статья
В работе раскрываются приемы работы по формированию читательской грамотности младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности младших школьников
в рамках требований ФГОС
Абрамова Марина Николаевна
МКОУ Никольская СОШ, Абанский район
Свой мастер – класс я хочу начать с высказывания философа Д.Дидро «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Мы с вами в большинстве работаем по Стандартам нового поколения, где отводится огромное значение умению работать с текстами. В четвертом классе четвероклассники выполняют Краевую контрольную работу по читательской грамотности, где проверяются четыре группы умений учащихся работать с информацией. Поэтому цель мастер класса:
Цель: формирование читательской грамотности через умения работать с текстом
Задачи:
- Познакомить с группами читательских умений учащихся;
- Научить различать задания, формирующие читательские умения, по группам;
- Познакомить с приемами формирования читательских умений
Что же мы понимаем под читательской грамотностью? Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Различают четыре основные группы читательских умений.
I группа- поиск информации в явном виде;
II группа –поиск информации в неявном виде (формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте, нахождение соответствий);
III группа –интерпретация и обобщение информации; (применение – создать продукт)
IV группа-оценка содержания, языка и структуры текста (критическая оценка)
Практическая работа:
Перед вами текст «Что такое снег» (раздаточный материал) На основе данного текста научимся различать задания, формирующие различные группы умений учащихся
Прочитайте текст
Задания:
1. подчеркните в тексте ответ на вопрос: что часто говорят о том, что такое снежинка? (1 гр. умений)
2. нарисуйте 3 снежинки (3 гр.умений)
3.как ты думаешь, какой это текст? Правильный ответ обведи кружочком. (4 гр. умений)
А) научный б) художественный в) научно-познавательный
4.найди соответствие – соединить линией.
Для формирования читательской грамотности применяю приемы технологии Критического мышления, остановимся на некоторых:
«Верные и неверные утверждения»: по тексту « Про ежа»
Задания группам (1.отметить верные + и неверные - утверждения до чтения текста
2. после чтения текста определить на какую группу умений срабатывает прием.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
до | |||||||
после |
«Логические цепочки» ( перепутанные логические цепочки) ( Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить на всех этапах урока)
Задание группам: Восстановить последовательность событий, - II гр, баз.ур
составить последовательность событий (Записать на какую группу умений срабатывает?) III гр.- повыш. уровень
1. стал ужинать 2. Проснулся 3. разорвал 4. пошел искать 5.идет домой 6. Наступил вечер
«Прием составления, заполнения концептуальной таблицы» Используется на всех этапах урока ( причем линий сравнения может быть одна и более, а вот категорий (объектов) не менее двух) Карточки раздаются группам
1 гр: Заполнить таблицу по сказке «Морозко» и определить формируемую группу умений
2 гр: составить таблицу по «Сказке о золотой рыбке» и определить формируемую группу умений
Прием «Составление Кластера» (схема )
Используется на всех этапах урока, развивает память, мышление, речь.
Задания группам : 1 гр. составить кластер по сказке «Красная Шапочка»,
2гр. составить кластер по теме «Существительное»
В каждой группе находится лист достижений по методике «Свидетельство», оцените работу группы по предложенным критериям
баллы критерии | Максбалл | Само оценка | оценка учителя |
1. знаю группы чит-х умений (по 1б за каждую) | 4б | ||
2.различаю задания по 4 группам умений (по 1б) | 4 б |
|
|
3.Знаю приемы формирования читательских умений | 4б |
|
|
Итого: | 9 б |
|
|
Заключение: Применяя на уроках различные приемы работы с текстом у обучающихся читательскую грамотность и все виды УУД и могу с уверенностью сказать, что мои ученики узнают новое не только от меня, но и умеют сами открывать новое, работая с текстами.
А в заключение проведем рефлексию мастер-класса по теме , используя прием «Синквейн»: (5-строчие)
- на первой строке помещаем одно существительное, которое раскрывает тему мастер – класса,
- на второй строке - два прилагательных
- на третьей – три глагола, раскрывающих тему мастер-класса
- на четвертой– афоризм (крылатое выражение) отношение к теме.
- на пятой - синоним к теме, показывающий отношение автора к теме
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Приложение : 1
«Синквейн»: (5-строчие)
- 1 строка - 1 существительное, которое раскрывает тему мастер – класса,
- 2 строка - два прилагательных
- 3 строка – три глагола, раскрывающих тему мастер-класса
- 4 строка– афоризм (крылатое выражение) отношение к теме.
- 5 строка - синоним к теме, показывающий отношение автора к теме
«Синквейн»: (5-строчие)
- 1 строка - 1 существительное, которое раскрывает тему мастер – класса,
- 2 строка - два прилагательных
- 3 строка – три глагола, раскрывающих тему мастер-класса
- 4 строка– афоризм (крылатое выражение) отношение к теме.
- 5 строка - синоним к теме, показывающий отношение автора к теме
«Синквейн»: (5-строчие)
- 1 строка - 1 существительное, которое раскрывает тему мастер – класса,
- 2 строка - два прилагательных
- 3 строка – три глагола, раскрывающих тему мастер-класса
- 4 строка– афоризм (крылатое выражение) отношение к теме.
- 5 строка - синоним к теме, показывающий отношение автора к теме
Приложение: 2
Что такое снег?
Часто говорят, что снежинка – замёрзшая капелька воды. Но это неверно. Такая капелька в форме непрозрачного льда называется градом. Снег же рождается иначе. Невидимые пары поднимаются высоко в небо, где царит сильный холод. Там пары превращаются в крохотные кристаллики льда. Льдинки растут, увеличиваются их лучики. Постепенно они превращаются в красивые снежинки, становятся достаточно тяжёлыми и падают вниз. В том числе и на вашу варежку. Но сколько бы вы не ловили самых разных снежинок, у каждой из них будет ровно шесть лучиков. От вашего дыхания снежинки тают и превращаются в мельчайшие капельки воды. Это доказывает, что снежинки – вода в твердом состоянии. Вы когда-нибудь задумывались, почему в морозный день снег скрипит у вас под ногами? Это ломаются хрупкие лучики миллиардов снежинок.
Что такое снег?
Часто говорят, что снежинка – замёрзшая капелька воды. Но это неверно. Такая капелька в форме непрозрачного льда называется градом. Снег же рождается иначе. Невидимые пары поднимаются высоко в небо, где царит сильный холод. Там пары превращаются в крохотные кристаллики льда. Льдинки растут, увеличиваются их лучики. Постепенно они превращаются в красивые снежинки, становятся достаточно тяжёлыми и падают вниз. В том числе и на вашу варежку. Но сколько бы вы не ловили самых разных снежинок, у каждой из них будет ровно шесть лучиков. От вашего дыхания снежинки тают и превращаются в мельчайшие капельки воды. Это доказывает, что снежинки – вода в твердом состоянии. Вы когда-нибудь задумывались, почему в морозный день снег скрипит у вас под ногами? Это ломаются хрупкие лучики миллиардов снежинок.
Что такое снег?
Часто говорят, что снежинка – замёрзшая капелька воды. Но это неверно. Такая капелька в форме непрозрачного льда называется градом. Снег же рождается иначе. Невидимые пары поднимаются высоко в небо, где царит сильный холод. Там пары превращаются в крохотные кристаллики льда. Льдинки растут, увеличиваются их лучики. Постепенно они превращаются в красивые снежинки, становятся достаточно тяжёлыми и падают вниз. В том числе и на вашу варежку. Но сколько бы вы не ловили самых разных снежинок, у каждой из них будет ровно шесть лучиков. От вашего дыхания снежинки тают и превращаются в мельчайшие капельки воды. Это доказывает, что снежинки – вода в твердом состоянии. Вы когда-нибудь задумывались, почему в морозный день снег скрипит у вас под ногами? Это ломаются хрупкие лучики миллиардов снежинок.
Приложение: 3
Про ежа
Был в лесу старый пень. Тут в дупле ёж сделал маленькую берлогу. Ёж натаскал травы. Стало тепло и мягко. Днём ёж спал, а вечером выходил на охоту.
Вот наступил вечер. Ёж проснулся и пошёл искать пищу. Не нашёл ничего и идёт домой. Вдруг ёж увидел змею. Ёж бросился на неё. Змея зашипела и бросилась на ежа. Ёж не боится змей. Ёж разорвал змею и стал ужинать.
Ежи не только загрызают ядовитых змей, но и уничтожают вредных насекомых, крыс и мышей.
Про ежа
Был в лесу старый пень. Тут в дупле ёж сделал маленькую берлогу. Ёж натаскал травы. Стало тепло и мягко. Днём ёж спал, а вечером выходил на охоту.
Вот наступил вечер. Ёж проснулся и пошёл искать пищу. Не нашёл ничего и идёт домой. Вдруг ёж увидел змею. Ёж бросился на неё. Змея зашипела и бросилась на ежа. Ёж не боится змей. Ёж разорвал змею и стал ужинать.
Ежи не только загрызают ядовитых змей, но и уничтожают вредных насекомых, крыс и мышей.
Про ежа
Был в лесу старый пень. Тут в дупле ёж сделал маленькую берлогу. Ёж натаскал травы. Стало тепло и мягко. Днём ёж спал, а вечером выходил на охоту.
Вот наступил вечер. Ёж проснулся и пошёл искать пищу. Не нашёл ничего и идёт домой. Вдруг ёж увидел змею. Ёж бросился на неё. Змея зашипела и бросилась на ежа. Ёж не боится змей. Ёж разорвал змею и стал ужинать.
Ежи не только загрызают ядовитых змей, но и уничтожают вредных насекомых, крыс и мышей.
Про ежа
Был в лесу старый пень. Тут в дупле ёж сделал маленькую берлогу. Ёж натаскал травы. Стало тепло и мягко. Днём ёж спал, а вечером выходил на охоту.
Вот наступил вечер. Ёж проснулся и пошёл искать пищу. Не нашёл ничего и идёт домой. Вдруг ёж увидел змею. Ёж бросился на неё. Змея зашипела и бросилась на ежа. Ёж не боится змей. Ёж разорвал змею и стал ужинать.
Ежи не только загрызают ядовитых змей, но и уничтожают вредных насекомых, крыс и мышей.
Про ежа
Был в лесу старый пень. Тут в дупле ёж сделал маленькую берлогу. Ёж натаскал травы. Стало тепло и мягко. Днём ёж спал, а вечером выходил на охоту.
Вот наступил вечер. Ёж проснулся и пошёл искать пищу. Не нашёл ничего и идёт домой. Вдруг ёж увидел змею. Ёж бросился на неё. Змея зашипела и бросилась на ежа. Ёж не боится змей. Ёж разорвал змею и стал ужинать.
Ежи не только загрызают ядовитых змей, но и уничтожают вредных насекомых, крыс и мышей.
Приложение: 4
Верные и неверные утверждения. По тексту «Про ежа»
Отметить верные утверждения +, неверные -
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
до чтения | |||||||
после чтения |
Верные и неверные утверждения. По тексту «Про ежа»
Отметить верные утверждения +, неверные -
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
до чтения | |||||||
после чтения |
Верные и неверные утверждения. По тексту «Про ежа»
Отметить верные утверждения +, неверные -
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
до чтения | |||||||
после чтения |
Верные и неверные утверждения. По тексту «Про ежа»
Отметить верные утверждения +, неверные -
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
до чтения | |||||||
после чтения |
Приложение: 5
Восстановить последовательность событий (начало указано- 1) стал ужинать проснулся разорвал пошел искать идет домой наступил вечер | Восстановить последовательность событий (начало указано- 1) стал ужинать проснулся разорвал пошел искать идет домой наступил вечер |
Восстановить последовательность событий (начало указано- 1) стал ужинать проснулся разорвал пошел искать идет домой наступил вечер | Восстановить последовательность событий (начало указано- 1) стал ужинать проснулся разорвал пошел искать идет домой наступил вечер |
Восстановить последовательность событий (начало указано- 1) стал ужинать проснулся разорвал пошел искать идет домой наступил вечер | Восстановить последовательность событий (начало указано- 1) стал ужинать проснулся разорвал пошел искать идет домой наступил вечер |
Приложение : 6
Группы читательских умений.
I группа- поиск информации в явном виде;
- найти конкретные сведения:
- значение слова, фразы;
- определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде
- определить время и место действия рассказа
II группа –поиск информации в неявном виде (формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте, нахождение соответствий);
- Установить связь между событиями;
- Понимать какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте;
- Выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов;
III группа –интерпретация и обобщение информации; (применение – создать продукт)
- распознавать общую идею или тему текста;
- описывать отношения между героями;
- сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;
- понимать настроение и общий тон рассказа;
- находить практическое применение информации из текста;
- создание нового продукта.
IV группа-оценка содержания, языка и структуры текста (критическая оценка)
- оценивать правдоподобность описанных событий;
- описывать какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;
- оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;
- определять отношение автора к основной теме текста.
- Определить жанр произведения;
- Определить тип текста
Приложение 7
К тексту «Что такое снег?»
3.как ты думаешь, какой это текст? Правильный ответ обведи кружочком. (4 гр. умений)
А) научный б) художественный в) научно-познавательный
4.найди соответствие – соединить линией.
К тексту «Что такое снег?»
3.как ты думаешь, какой это текст? Правильный ответ обведи кружочком. (4 гр. умений)
А) научный б) художественный в) научно-познавательный
4.найди соответствие – соединить линией.
Приложение 8
СВИДЕТЕЛЬСТВО (лист оценивания)
баллы критерии | Максбалл | Само оценка | оценка учителя |
1. знаю группы чит-х умений (по 1б за каждую) | 4б | ||
2.различаю задания по 4 группам умений (по 1б) | 4 б |
|
|
3.Знаю приемы формирования читательских умений | 1б |
|
|
Итого: | 9 б |
|
|
СВИДЕТЕЛЬСТВО (лист оценивания)
баллы критерии | Максбалл | Само оценка | оценка учителя |
1. знаю группы чит-х умений (по 1б за каждую) | 4б | ||
2.различаю задания по 4 группам умений (по 1б) | 4 б |
|
|
3.Знаю приемы формирования читательских умений | 1б |
|
|
Итого: | 9 б |
|
|
СВИДЕТЕЛЬСТВО (лист оценивания)
баллы критерии | Максбалл | Само оценка | оценка учителя |
1. знаю группы чит-х умений (по 1б за каждую) | 4б | ||
2.различаю задания по 4 группам умений (по 1б) | 4 б |
|
|
3.Знаю приемы формирования читательских умений | 1б |
|
|
Итого: | 9 б |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»
Формирование читательской грамотности-актуальная проблема современного образования. На мастер-классе я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я...
Презентация "Формирование читательской грамотности младших школьников"
Презентация содержит материал, помогающий учителю начальных классов работать по теме "Формирование читательской грамотности младших школьников"....
Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника
Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....
Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника
Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....
Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»
Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образован...
Мастер -класс" Средства формирования функциональной грамотности младших школьников"
Автор на мастер-классе раскрывает практические приемы формирования функциональной грамотности, вызывает коллег на диалог по обмену мнениями о возможности использования приемов примен...
Презентация к статье. Мастер класс по формированию читательской грамотности младших школьников.
В работе представлены приемы формирования ЧГ....