Приемы читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Гавришко Елена Владимировна

 «Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

 

Особенности   формирования читательской грамотности:

1. Формирование навыка чтения. Оно строится на

-умении правильно прочитывать слова;

-понимать смысл текста;

-выразительно читать;

2. Овладение техникой чтения.

3.Формирование читательских интересов.

В своей презентации я представила некоторые приемы по формированию читательской грамотности:

- Чтение с остановками

-"Ночь! День!"

- Составление кластера

"Горячий стул"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon priemy_chitatelskoy_gramotnosti_na_urokah_lit.cht_.ppt1.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе Гавришко Елена Владимировна

Слайд 2

Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский

Слайд 3

Читательская грамотность – Базовый навык функциональной грамотности. - способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 4

Особенности формирования читательской грамотности: Формирование навыка чтения. Оно строится на: -умении правильно прочитывать слова; -понимать смысл текста; -выразительно читать; 2. Овладение техникой чтения. 3.Формирование читательских интересов.

Слайд 5

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Слайд 6

3 группы умений: Группа 1 Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Слайд 7

3 группы умений: Группа 2 Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Слайд 8

3 группы умений: Группа 3 Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

Слайд 9

Прием «Чтение с остановками». Основная цель данного приёма - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка. В период формирования умений и навыков чтения такое структурно организованное чтение по цепочке методически оправдано. Обучающиеся ожидающие своей очереди чтения, вынуждены следить за читающим вслух. Формируется умение внутреннего чтения - чтения про себя. Приемы формирования ЧГ:

Слайд 10

Приём «Ночь! День» Учащимся дается установка: - Внимательно пробегите глазами текст. По моей команде «Ночь!» дети закрывают глаза, учитель читает текст вслух. По команде «День!» дети открывают глаза, находят место в тексте, где учитель остановился при чтении, и продолжают читать дальше.

Слайд 11

Прием «Составление кластера» Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.

Слайд 12

Взаимоотношение главных героев в сказке Поведение старика и старухи Ответ рыбки и окружающей природы Как относится к героям А.С. Пушкин

Слайд 13

Это прием для проверки понимания прочитанного текста. В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого-то из учеников. Затем ученики задают вопросы по тексту, на которые ученик, сидящий, должен будет давать развернутые ответы. Не должно быть таких вопросов, на которые требуется ответ «да» или «нет». Затем подсчитывается; на сколько вопросов ученик ответил, верно ли он ответил.

Слайд 15

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе...

Исследовательская работа на тему "Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе"

Читательская компетенция –это система умений, отражающих приоритет понятия текстанад его воспроизведением.(учебно-методическом комплекте «Школа России»)...

"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах"

Что такое читательская грамотность? На этот вопрос можно найти ответ в данной презентации....

Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.

В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....

Мастер – класс.Тема: «Приемы развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе».

Цель: познакомить с опытом моей работы, направленной  на формирование  функциональной грамотности у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения. Задачи:- создать...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...