Использование карточек ПЭКС при работе тьютора.
методическая разработка
Один из методов альтернативной коммуникации — система PECS.
Это система коммуникации с помощью обмена карточками.
- Чтобы наладить общение с ребенком, который не умеет говорить (при аутизме и др.нарушениях).
- Ребенок научится выражать свои просьбы, желания, комментировать происходящее.
- Ребенок станет спокойнее и увереннее, так как окружающие будут его понимать и считаться с его мнением.
- Большая экономия времени для родителей, не нужно самим подбирать картинки.
- Можно распечатать любое количество экземпляров и сделать сразу несколько книг для PECS.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_material_o_sisteme_peks._kartochki_dlya_detey_s_ovzras.docx | 149.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Карточки PECS»
Для чего оно нужно?
Один из методов альтернативной коммуникации — система PECS.
Это система коммуникации с помощью обмена карточками.
- Чтобы наладить общение с ребенком, который не умеет говорить (при аутизме и др.нарушениях).
- Ребенок научится выражать свои просьбы, желания, комментировать происходящее.
- Ребенок станет спокойнее и увереннее, так как окружающие будут его понимать и считаться с его мнением.
- Большая экономия времени для родителей, не нужно самим подбирать картинки.
- Можно распечатать любое количество экземпляров и сделать сразу несколько книг для PECS.
- Если какие-то карточки потерялись или вышли из строя, можно быстро сделать новые, чтобы ребенок не огорчался.
Каждый человек должен иметь возможность выражать свои мысли и желания. Обычно для этого мы пользуемся речью. Но что делать, если у ребенка речь отсутствует или совсем плохая? Он растет, развивается, но долгожданная речь не появляется. Такое очень часто встречается у детей с аутизмом. Ребенок не может выразить свои желания, обратиться с просьбой, и из-за этого его не понимают окружающие. В результате, ребенок не получает то, что он хочет и что ему нужно. Он начинает нервничать, злиться, плакать, впадает в истерику, демонстрирует другое нежелательное поведение. Чем старше становится ребенок, тем больше у него появляется потребностей и желаний, которые не могут быть реализованы из-за того, что он не может сообщить о них окружающим людям. Только представьте себе, что у вас пропал голос, и вы никак больше не можете обратиться за помощью к кому-то. Конечно, вас одолеет отчаяние. Примерно то же самое чувствует ребенок, который не умеет говорить и который не владеет другим способом коммуникации. Одним из таких альтернативных методов коммуникации являются карточки PECS. Эта система была разработана для детей с аутизмом еще в 1985 году специалистами Лори Фрост и Энди Бонди. В настоящее время карточки PECS используются не только для детей с аутизмом, но и для детей с другими нарушениями развития. Это не просто карточки, на которые ребенок показывает. С помощью карточек PECS ребенок учится инициировать общение. Первое, чему учится ребенок — подойти к партнеру и дать ему карточку с изображением предмета в обмен на этот предмет. То есть нужно не просто показать на карточку, а отдать ее! Таким образом, ребенок не просто сообщает, что он хочет, а учится общаться, обращаться с просьбой к другому человеку. Существует мнение, что введение карточек PECS тормозит развитие у ребенка речи. Это миф. Согласно исследованиям, более 2/3 детей начинают самостоятельно разговаривать при использовании карточек PECS и еще 20% используют речь и карточки PECS одновременно.
Наладьте общение с ребенком и узнайте о нем много нового!
Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?
Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.
Карточки ПЕКС - это альтернативный способ коммуникации, способ, который даёт возможность выразить Вашему ребенку свои желания и потребности, а Вам донести до него Ваши слова и их значения. С карточками ПЕКС налаживается понимание речи у ребёнка, а благодаря этому он начинает понимать значение ваших слов, ваших просьб и ваших намерений.
Работу с карточками нужно вводить с дефектологом или другим коррекционным педагогом, который наблюдая за ребенком, определит его навыки и умения.
На первом этапе, как правило, педагоги советуют вводить первыми две карточки ПЕКС – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой.
Освоение этих двух карточек значительно облегчит жизнь родителям и ребенку.
Важно! Если ребенок может произнести слово «нет» и «да» или показать жестом, карточки использовать не нужно.
Второй этап ввода карточек ПЕКС — мотивационные предметы и действия ребенка.
Например: картинка с конфеткой. Нужно показать ребенку эту картинку и спросить: «Хочешь?», если да, то организовать обмен и озвучить название карточки. Во время передачи конфеты, карточку следует забрать и обязательно похвалить. Далее ребенка следует ознакомить с другими обозначениями мотивационных предметов. Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы. Например: малыш любит кататься на качели. Нужно показать подходящую картинку, сказать «кататься», покатать ребенка и еще раз показать картинку.
Важно! Как только ребенок пытается назвать желаемый предмет словом, карточку следует убрать из альбома.
Третьим этапом обучения ПЕКС будет набор карточек, которые точно обозначают события — расписание. Расписание включает в себя несколько карточек определенной тематики, расположенные друг за другом в определенном порядке. Это может быть расписание дня, похода в магазин, уборки, сборов в магазин, приема пищи и т.д. Этот этап вводится при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит картинки с их значением.
Пример: «расписание дня». Для ввода этих карточек нужно подготовить планшет (картонная или пластиковая основа), на котором будут выстроены в ряд картинки или фото с изображением тех повседневных занятий, которыми нужно заняться ребенку в течение дня.
Карточки следует распределить таким образом, чтобы занятия по программе были расположены сразу перед любимыми занятиями ребенка, такими как просмотр мультиков, прогулкой и т.д. Таким образом, ребенок будет понимать, что перед прогулкой ему нужно учиться.
Расписание можно использовать для развития ребенка в учебных целях. Взяв альбом или планшет нужно спросить: «Что у нас сейчас? А что будет потом? ». В конце дня, когда все события из расписания дня закончились, нужно собрать карточки и пообщаться с ребёнком: «Что было в начале дня?», «Что было после занятий?», «Что ты делал после просмотра мультфильма?» и т.д.
Расписание нужно не только для обучения, а и для того, чтобы убрать у ребенка чувство тревоги. Часто встречается, что у детей с РАС возникает тревога, если нарушается привычный для них режим дня и ребенок не понимает, что будет происходить дальше.
Например, случай из жизни семьи: когда семья собиралась в машине куда-то ехать, то девочка с аутизмом начинала капризничать и плакать. Она думала, что ее сейчас повезут к врачу, т.к. однажды такое было, а дети с РАС склонны запоминать негативные случаи. На самом же деле семья собиралась поехать в магазин или в парк. То есть, если бы девочка знала, что сев в автомобиль она поедет на прогулку, а не к врачу — она конечно бы не плакала.
Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться.
Как сделать карточки PECS своими руками.
Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку.
Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word. После распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые продаются в магазине для шитья.
Заговорит когда-нибудь ребенок, если привыкнет так общаться?
Мечта каждого родителя – это чтобы всё-таки ребёнок смог словами выразить все свои потребности и общаться развернутыми и полными предложениями. Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение!
Отзывы родителей использовавших ПЕКС говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.
Для взаимодействия, общения, коммуницирования – называйте как вам угодно, неговорящим детям необходимы карточки ПЭКС. Научить неговорящего ребенка выражать свои желания очень важно. Выражение своих желаний есть первый шаг к взаимодействию.
Грамотное применение педагогами карточек поможет ребенку не только в школе, но и в семье. Не все родители подкованы новыми знаниями и ждут предложений от школы. Активные и неравнодушные педагоги могут помочь семьям неговорящих детей, научив и приучив детей и родителей к новому способу взаимодействия, пониманию.
Мой опыт по применению таких карточек не велик, но я видела как педагоги творят с ними чудеса. Данный опыт очень вдохновляет. Пробуйте и достигайте результатов, уважаемые коллеги и родители!
Вот так выглядят карточки в блоке. Разрезаем и ламинируем их. Готово к применению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ
Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ...
Отчет о работе тьютора Егорова Г.В. сентябрь-ноябрь 2015
Отчет о работе тьютора Егорова Г.В. сентябрь-ноябрь 2015...
План работы тьютора
Пояснительная записка.Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов (4-й год обучения).Организационная форма проведения – тренинги.Подготовка младших школьников к сознательному стремлению с...
План работы тьютора
План работы тьюторапо сопровождениюна 2016-2017 учебный год...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ТЬЮТОРА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАС
Здоровьесберегающие технологии - это комплекс мероприятий, создающий максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного физич...
Образец анализа работы тьютора по итогам учебного года
Профессия тьютор предполагает осуществление наставничества и сопровождение учащихся с целью разработки и реализации индивидуальной образовательной программы. В процессе работы тьютор может проводить к...
Использование альтернативной коммуникации PECS в работе тьютора
Статья позволяет кратко ознакомиться с системой альтернативной коммуникации PECS, ее идеями и фазами, а также с тем, как необходимо выстраивать образовательный процесс в соответствии со всеми этими по...