«Формирование интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника»
план-конспект занятия (3, 4 класс)
Работа помогает формировать коммуникативные умения у детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_po_teme.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование интегративных компонентов
функциональной грамотности младшего школьника»
После проведения диагностики сформированности коммуникации как общение у младших школьников по методике М. Рожкова был выявлен средний уровень коммуникативных умений у ученика 3 класса, который характеризуется так:
2-й уровень (средний):
- младший школьник умеет слушать и слышать, участвует в коммуникативном общении по инициативе других, поддерживает диалог в конкретной деятельности;
- может бесконфликтно разрешить спорную ситуацию со сверстником.
По итогам диагностики было выяснено, что ученику нужно проявлять инициативу самому, поэтому ему предложены следующие рекомендации.
Ученик увлекается темой «Космос». Его команде перед днем Космонавтики будет предложена сюжетно-ролевая игра «Планета друзей». Ученик должен будет сам проявить инициативу: создать команду, распределить роли, продумать организацию рабочего места.
Описание игры
Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет. Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории. Дети, выполняя задания, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:
- придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.
- нарисовать выдуманную планету
- составить правила совместного проживания на планете.
- описать, какие события происходят на планете
- защитить свой проект
Еще одна сюжетно-ролевая игра «Я - журналист».
В классе выпускается газета «Буквознайка». Каждый номер на новую букву алфавита. Апрельский номер на букву «К» . Ученику будет предложено найти в классе детей, увлеченных темой «Космос», и оформить страничку «Самые интересные факты о космосе».
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития
Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что развивать коммуникативные умения и социальное поведение целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников.
В основу такой игры положен процесс ролевого общения учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал.
Работа в паре, группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в паре, в группе обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх и включаются в общую работу класса.
Задание «Графический диктант»
С первого класса дети очень любят писать графические диктанты. Все время слушали инструкцию учителя. Теперь можно предложить выполнить эту работу в паре Андрею и его однокласснику.
Цель: формировать умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру.
Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец графического диктанта на карточке, другому - лист бумаги в клетку, на котором надо изобразить рисунок под диктовку. Первый ребенок диктует, второй - действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на рисунок. После выполнения задания дети меняются ролями, изображая новый рисунок того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и изобразить один рисунок по образцу.
Материал: два листа с графическими диктантами, листы бумаги в клетку по количеству учащихся
Инструкция: «Сейчас мы будем выполнять графический диктант. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом рисунка, а другой - лист бумаги в клетку. Один будет диктовать, как рисунок, второй - выполнять его инструкции. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на рисунок нельзя. Сначала диктует один, потом вы поменяетесь ролями, диктовать будет другой.»
Задание «Совместная сортировка»
Цель: формировать умения договариваться, находить общее решение; умения аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
Описание задания: детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одному из Вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так».
Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.
Задание «Рукавички»
Цель: формировать умения согласовывать усилия в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, более всего подходит организация работы малыми группами. Такая работа менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой.
Дети учатся:
· отстаивать своё мнение;
· представлять работу группы;
· дискутировать;
· слушать внимательно друг друга;
· умение задавать вопросы;
· выслушивать другого.
Проблема развития коммуникативных умений у младших школьников очень актуальна. Уровень развития коммуникативных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и становление личности в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...
«Механизмы формирования компонентов функциональной грамотности младших школьников»
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немного ранее грамотными людьми считали тех, кто умеет писать и читать. А в нашем современном мире к понят...
Формирование компонентов функциональной грамотности младших школьников.
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. К ним можно относиться по-разному, суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. Одна из важне...
Отчет по самообразованию на тему "Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка литературного чтения"
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...
Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
Статья...
Формирование функциональной грамотности младших школьников: предметные компоненты
Формирование функциональной грамотности младших школьников: предметные компоненты. Материалы по обучению....
Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников
Презентация "Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников"...