Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании детей
учебно-методический материал

Здоровьесберегающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zzt.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Здоровьесберегающие технологии

 в дополнительном образовании детей

                                

        

 Составитель: педагог-организатор   МУ ЦДТ г. Дмитрова

Румянцева Светлана Ивановна

«Забота о здоровье  – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» (В.А. Сухомлинский)

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым обучающиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений предполагает формирование опыта здоровьесбережения. Технологию, применительно к поставленной проблеме сохранения здоровья детей, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающая технология – это:

  • условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов и др.)

Цель  здоровьесберегающих образовательных технологий –

-  обеспечить каждому обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения;

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Средства   здоровьесберегающих  технологий:

  • Средства двигательной направленности

-  движение;

- эмоциональные разрядки и минутки «покоя»;

- физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены;

- гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);

- лечебная физкультура; подвижные игры, массаж, самомассаж, психогимнастика, тренинги и др.

  • Оздоровительные силы природы

Проведение занятий на свежем воздухе способствует:

-  активизации биологических процессов,

-  повышает общую работоспособность организма,

-  замедляет утомление и т.д.

К средствам  оздоровления  также можно отнести: солнечные и воздушные ванны;  водные процедуры, фитотерапию;  ароматерапию, ингаляцию;  витаминотерапию.

  • Гигиенические факторы

- выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНом;

- личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота места занятий). Проветривание и влажная уборка помещений;

- соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна, привитие детям элементарных навыков: мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.;

- обучение элементарным приемам и навыкам оказания первой медицинской помощи;

- ограничение  предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Методы  здоровьесберегающих  технологий

 Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления.

Применяются две группы методов: 

- специфические (характерные только для   процесса педагогики оздоровления)

- общепедагогические (применяемые во  всех случаях обучения и воспитания).

Мы рассматриваем только общепедагогические методы, которые можем применить  в своей учебно-воспитательной работе.

Что необходимо учитывать при организации и проведении занятия:

  • обстановку и гигиенические условия в кабинете;
  • частоту чередования различных видов учебной деятельности;
  • наличие и выбор методов обучения;
  • место и длительность применения ТСО (технические средства обучения);
  • позы обучающихся;
  • физкультминутки;
  • наличие мотивации к учебе;
  • психологический климат; наличие эмоциональной разрядки.

Анализ проведения занятия с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать:

  1. Обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.
  2. Использование разных видов учебной деятельности: опрос обучающихся, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и др. Однообразность занятия способствует утомлению обучающихся. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от обучающихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут.
  4. Число видов преподавания (методов обучения): словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.
  5. Чередование видов преподавания (методов обучения). Норма – через 10-15 минут.
  6. Своевременность применения методов в процессе занятия, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.

В конце занятия следует обратить внимание на следующее:

  1. Плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного обучающимися на учебную работу.
  2. Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.

Задача педагога дополнительного образования – создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие обучающихся. Таким образом, для сохранения здоровья детей и подростков в учреждении дополнительного образования необходима рациональная организация занятий с обязательным применением здоровьесберегающих технологий.

Литература и интернет ресурсы

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2. Абрамова И.В. Бочкарёва Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - С.: СИПКРО, 2004

3. Советова Е.В. Оздоровительная технология в школе. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

4. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход// Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. С. 21 – 28.

5. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. — М.: 2002.

6. Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К. Смирнова. — М.: АПКиПРО, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

Здоровьесберегающие образовательные технологии в системе общего и дополнительного образования детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в системе общего и дополнительного образования детей....

«Применение технологии личностно – ориентированного обучения в дополнительном образовании детей»

Содержание, методы и приемы личностно - ориентированного  обучения . Основные направления. Технологии....

«Педагогические технологии в дополнительном образовании детей»

Мой опыт реализациипедагогических технологий в развитии вокальных навыков школьников в условиях вокального кружка...

Здоровьесберегающие технологии в образовании детей младшего школьного возраста

Информация интересна для педагогов, в том числе воспитателей, работающих в начальной школе...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...

Здоровьесберегающие технологии в образовании детей с ОВЗ

Презентация описывает создание оптимальной здоровьесберегающей среды, способствующей успешной социализации учащихся, их оптимальной адаптации в современном мире и интеграции их  в общественн...