Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании детей
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Здоровьесберегающие технологии
в дополнительном образовании детей
Составитель: педагог-организатор МУ ЦДТ г. Дмитрова Румянцева Светлана Ивановна |
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» (В.А. Сухомлинский)
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым обучающиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений предполагает формирование опыта здоровьесбережения. Технологию, применительно к поставленной проблеме сохранения здоровья детей, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Здоровьесберегающая технология – это:
- условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов и др.)
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий –
- обеспечить каждому обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения;
- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Средства здоровьесберегающих технологий:
- Средства двигательной направленности
- движение;
- эмоциональные разрядки и минутки «покоя»;
- физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены;
- гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);
- лечебная физкультура; подвижные игры, массаж, самомассаж, психогимнастика, тренинги и др.
- Оздоровительные силы природы
Проведение занятий на свежем воздухе способствует:
- активизации биологических процессов,
- повышает общую работоспособность организма,
- замедляет утомление и т.д.
К средствам оздоровления также можно отнести: солнечные и воздушные ванны; водные процедуры, фитотерапию; ароматерапию, ингаляцию; витаминотерапию.
- Гигиенические факторы
- выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНом;
- личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота места занятий). Проветривание и влажная уборка помещений;
- соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна, привитие детям элементарных навыков: мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.;
- обучение элементарным приемам и навыкам оказания первой медицинской помощи;
- ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Методы здоровьесберегающих технологий
Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления.
Применяются две группы методов:
- специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления)
- общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Мы рассматриваем только общепедагогические методы, которые можем применить в своей учебно-воспитательной работе.
Что необходимо учитывать при организации и проведении занятия:
- обстановку и гигиенические условия в кабинете;
- частоту чередования различных видов учебной деятельности;
- наличие и выбор методов обучения;
- место и длительность применения ТСО (технические средства обучения);
- позы обучающихся;
- физкультминутки;
- наличие мотивации к учебе;
- психологический климат; наличие эмоциональной разрядки.
Анализ проведения занятия с позиций здоровьесбережения
Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать:
- Обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.
- Использование разных видов учебной деятельности: опрос обучающихся, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и др. Однообразность занятия способствует утомлению обучающихся. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от обучающихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут.
- Число видов преподавания (методов обучения): словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.
- Чередование видов преподавания (методов обучения). Норма – через 10-15 минут.
- Своевременность применения методов в процессе занятия, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
В конце занятия следует обратить внимание на следующее:
- Плотность занятия, т.е. количество времени, затраченного обучающимися на учебную работу.
- Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.
Задача педагога дополнительного образования – создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие обучающихся. Таким образом, для сохранения здоровья детей и подростков в учреждении дополнительного образования необходима рациональная организация занятий с обязательным применением здоровьесберегающих технологий.
Литература и интернет ресурсы
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Абрамова И.В. Бочкарёва Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - С.: СИПКРО, 2004
3. Советова Е.В. Оздоровительная технология в школе. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
4. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход// Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. С. 21 – 28.
5. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. — М.: 2002.
6. Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К. Смирнова. — М.: АПКиПРО, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...
Здоровьесберегающие образовательные технологии в системе общего и дополнительного образования детей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в системе общего и дополнительного образования детей....
«Применение технологии личностно – ориентированного обучения в дополнительном образовании детей»
Содержание, методы и приемы личностно - ориентированного обучения . Основные направления. Технологии....
«Педагогические технологии в дополнительном образовании детей»
Мой опыт реализациипедагогических технологий в развитии вокальных навыков школьников в условиях вокального кружка...
Здоровьесберегающие технологии в образовании детей младшего школьного возраста
Информация интересна для педагогов, в том числе воспитателей, работающих в начальной школе...
Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»
Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...
Здоровьесберегающие технологии в образовании детей с ОВЗ
Презентация описывает создание оптимальной здоровьесберегающей среды, способствующей успешной социализации учащихся, их оптимальной адаптации в современном мире и интеграции их в общественн...