Рабочие программы по программе "Перспектива"
рабочая программа (4 класс)
Рабочие программы по программе "Перспектива".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочие программы по программе "Перспектива" | 424.76 КБ |
rabochie_programmy_4_kl.zip | 424.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 143
с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» Председатель МО Начальных классов _______ Е.В. Попова Протокол № ___ от «___»______2022г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______Е.Ю. Куликовская «____»_________2022г | «Принято» Педагогическим советом Протокол №___ От «__»______2022г | «Утверждено» Директор ГБОУ средней школы № 143 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга ____________ А.Е. Ким Приказ №_________от «___»_______2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для обучающихся 4 классов
Составитель:
учитель начальных классов первой квалификационной категории
Короткова Евгения Эдуардовна
Санкт-Петербург
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству для 4 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации".
- Приказа Министерства образования РФ от 17 октября 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказа Министерства образования РФ от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373».
- Закона Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83"Об образовании в Санкт-Петербурге".
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Устава ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга.
- Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга.
- Годового календарного графика ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга на 2022-2023 учебный год.
- Учебного плана ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга на 2022-2023 учебный год.
- Авторской программы: Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство для 1-4 классов начальной школы.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. – М.: Просвещение, 2014
Цели изучения курса:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям,
- героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи изучения курса:
- познакомить с таким видом пластических искусств как дизайн, закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства;
- познакомить обучающихся с сюжетной композицией бытового, исторического и батального жанров. Продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта;
- познакомить с такими народными промыслами как Городецкая роспись, народные промыслы народов Востока;
- познакомить с понятием колорит в произведениях живописи и графики;
- познакомить с одним из выдающихся музеев России (Русский музей) и некоторыми картинами и скульптурами зарубежных художников, представленных в музее.
Принципы реализации учебной программы:
- принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
- принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
- принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
- принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
- принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
- принцип ценностного подхода.
Специфика начального курса изобразительное искусство определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Воспитательный потенциал предмета усиливается включением в содержание учебного материала по отдельным темам вопросов развития духовно-нравственных основ личности обучающегося, формирования его способности сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству и миру в целом на основе общепринятых морально-этических норм.
Учебный план и образовательная программа ОУ на изучение курса изобразительного искусства в 1 – 4 классах начального общего образования отводит по 1 часу в неделю, всего 135 часов: в 1 классе – 33 часа (33 учебные недели), в 2 - 4 классах – по 34 часа 934 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса изобразительного искусства
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования:
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Обучающиеся научатся | Обучающиеся получат возможность научиться | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности.» | |||||
|
|
|
|
|
|
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?» | |||||
|
|
|
|
|
|
Раздел «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?» | |||||
|
|
|
|
|
|
Содержание программы курса изобразительного искусства
Количество часов по программе
Раздел | Название разделов | Кол – во часов по программе | Кол – во часов по рабочей программе |
1. | Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля | 8 | 8 |
2. | На дворе осень – погод восемь | 8 | 8 |
3. | Что было, видели деды; что будет, увидят внуки | 10 | 10 |
4. | Повернись к мирозданию! | 8 | 8 |
Итого | 34 | 34 |
ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин —раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
АЗБУКА ИСКУССТВА
(ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Характеристика обучающихся 4 класса.
На уроках изобразительного искусства дети работают активно, любознательно и заинтересовано. Обучающиеся активно включаются в решении проблемной ситуации на уроке (рассуждают, дискутируют). Проявляют инициативу в учебной деятельности по разнообразным вопросам. Большинство ребят стараются улучшить результаты учебной деятельности
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Контроль | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Домашнее задание | |
план | факт | |||||
1 неделя | Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно | Текущ. | Воспринимают и выражают в творческой работе свое видение окружающего мира и отношение к нему; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие народного представления о мире, запечатленного в произведениях живописи, графики, народного и декоративно-прикладного искусства | |||
2 неделя | Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень. | Текущ. | Сориентированы на эмоционально-эстетический отклик при восприятии явлений природы и произведений искусства; осознают необходимость бережного отношения к окружающему миру; имеют позитивное отношение к изобразительной деятельности | |||
3 неделя | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, план, цвет, свет. | Текущ. | Выражают в пейзаже свое отношение к образу дерева; сориентированы на проявление добрых чувств по отношению к родной природе, к своей малой родине | |||
4 неделя | Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи. | Текущ. | Эстетически воспринимают тему цветения как образа-символа в народном искусстве; понимают значение красоты природы и произведений поэтов, художников; проявляют интерес к предмету | |||
5 неделя | Птица – символ света, Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные «разживки», симметрия, ритм, единство колорита. | Текущ. | Сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи; понимают значение красоты природы и произведений народных художников; уважительно относятся к народным мастерам; проявляют интерес к предмету | |||
6 неделя | Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких «разживок». | Текущ. | Сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи, уважительное отношение к личности народного мастера – носителя традиций национальной культуры | |||
7 неделя | Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика. | Текущ. | Сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи, уважительное отношение к личности народного мастера – носителя традиций национальной культуры; имеют свое отношение к искусству городецкой росписи | |||
8 неделя | Знатна Русская земля мастерами | Текущ. | Сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие портретов художников и народных мастеров, других деятелей культуры; осознают, что главное достояние России – наличие талантливых людей; выражают в творческой работе свое отношение к изображаемому герою. | |||
9 неделя | Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет. | Текущ. | Имеют позитивное отношение к творческой деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие народных представлений о природных стихиях и отображений в искусстве одной их таких стихий – воздуха | |||
10 неделя | Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, | Текущ. | Имеют положительное отношение к творческой деятельности; сориентированы на проявление интереса к наблюдению за подвижностью жизни природы, к предмету ИЗО, на эмоционально-эстетическую отзывчивость на явления окружающего мира и искусства | |||
11 неделя | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция. | Текущ. | Сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие осенней природы, произведений живописцев, графиков, рисунки сверстников | |||
12 неделя | Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. | Текущ. | Сориентированы на уважительное отношение к своей родословной, к семье, на творческую активность в исполнении замысла «Семейный портрет» | |||
13 неделя | Двенадцать братьев друг за другом бродят… Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт. Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди .Иллюстрация | Текущ. | Имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); умеют сопереживать героям произведения и представлять себе их образы согласно описанию и приему уподобления; выражают в творческой работе свое отношение к содержанию, выбранным персонажам сказки | |||
14 неделя | Двенадцать братьев друг за другом бродят… Декоративно- сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт. Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация | Текущ. | Сопереживать героям произведения и представлять себе их образы согласно описанию и приему уподобления; проявляют творческую активность | |||
15 неделя | Новогоднее настроение. Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов. Твои новогодние Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. | Текущ. | Имеют положительное отношение к творческой деятельности; понимают причины успеха или неуспеха выполненной работы, воспринимают и понимают предложения и оценки учителя и товарищей | |||
16 неделя | Твои новогодние Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. Твои новогодние Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. | Текущ. | Проявляют интерес | |||
17 неделя | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия. | Тематич. | Сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие зимней природы и произведений живописцев, графиков, а также рисунков сверстников на зимнюю тему; эстетически восприимчивы к явлениям зимней природы, к произведениям искусства (поэзии, живописи, графики, народного искусства) и красоте окружающего мира | |||
18 неделя | Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. | Текущ. | Сориентированы на целостное восприятие природных явлений, любование и восхищение причудами зимней природы, эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения живописцев, графиков и рисунки сверстников | |||
19 неделя | Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция. | Текущ. | Сориентированы на наблюдение и восприятие форм старинных и современных предметов в жизни, в произведениях народного и профессионального искусства; бережно относятся к реликвиям (общенациональным и семейным) | |||
20 неделя | Декоративный натюрморт: | Текущ. | Сориентированы на наблюдение и восприятие форм старинных и современных предметов в жизни, в произведениях народного и профессионального искусства | |||
21 неделя | Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. | Текущ. | Сориентированы на уважение к русским воинам, проявление гражданственного и патриотического самосознания, бережное отношение к памятникам воинской славы | |||
22 неделя | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит. | Текущ. | Сориентированы на уважение к русским воинам, проявление гражданственного и патриотического самосознания, бережное отношение | |||
23 неделя | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика. | Текущ. | Эмоционально воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства, чувствуют своеобразие связей декоративных орнаментальных мотивов с предметным окружением и силами природы | |||
24 неделя | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. | Текущ. | Воспринимают народную лубочную картинку, понимают ее широкое значение в народной жизни; выражают в творческой работе отношение к сюжету средствами художественного образного языка народного декоративно-прикладного искусства | |||
25 неделя | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. | Текущ. | Воспринимают народную лубочную картинку, понимают ее широкое значение в народной жизни | |||
26 неделя | Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно. Повернись к мирозданью. Проект экологического плаката в технике коллажа. | Текущ. | Имеют положительное отношение к творческой деятельности; эстетически воспринимают окружающую природу, понимают необходимость бережного отношения к природе | |||
27 неделя | Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно. Повернись к мирозданью. Проект экологического плаката в технике коллажа. | Текущ. | Имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); эстетически воспринимают окружающую природу, понимают необходимость бережного отношения к природе | |||
28 неделя | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. | Текущ. | Сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие весенней природы и произведений живописцев, графиков, народных мастеров; имеют положительное отношение к изобразительной деятельности | |||
29 неделя | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. | Текущ. | Сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие весенней природы и произведений живописцев, графиков, народных мастеров | |||
30 неделя | Всенародный праздник – День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества. «Медаль | Текущ. | Проявляют патриотические чувства, чувства гордости за подвиги нашего народа; воспринимают эти идеи в произведениях искусства; сориентированы на историческую преемственность | |||
31 неделя | Всенародный праздник – День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества. «Медаль за бой, | Текущ. | Сориентированы на глубокое уважение к правительственным наградам героев Великой Отечественной войны; проявляют чувство гордости за свою страну | |||
32 неделя | Орнаментальный образ | Текущ. | Сориентированы на эстетическое восприятие особенностей орнаментального искусства стран Востока; с уважением относятся к искусству народов мира | |||
33 неделя | Повторение материала курса 4 класса. | Текущ. | Уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в рисунок | |||
34 неделя | Повторение материала курса 4 класса. | Текущ. |
Перечень учебно-методических средств обучения
и материально технического обеспечения:
УМК учителя
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник для общеобразоват.учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. – М.: Просвещение, 2014
УМК ученика
УМК ученика:Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник для общеобразоват.учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. – М.: Просвещение, 2014
Интернет-ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per-spektiva/info.aspx?ob_no=12371
- Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1 september.ru
- Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru
- Мультипортал. – Режим доступа: www.km.ru/education
Технические средства обучения:
- Мультимедийный проектор.
Лист экспертизы рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство»
учителя Гарцевич Елены Николаевны
№ | Название авторской программы на основе, которой составлена рабочая программа учителя (ей) | Процент соответствия рабочей программы учителя авторской | Примечание (причина отличия) |
1. | Изобразительное искусство | 100% |
Краткая аннотация рабочей программы:
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемым результатам начального общего образования. Авторы: Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова. На изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится 1 час в неделю (34часа в год).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предназначена для работы в 4 классе по предмету «Изобразительное искусство» по УМК «Перспектива».
№ | Наименование | Соответствие требованиям | |
Соответствует | Не соответствует | ||
1 | Оформление рабочей программы соответствует положению ОУ о рабочих программах | + | |
2 | Соблюдение требований ФГОС. | + | |
3 | Рабочая программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся | + | |
4 | Перечень УМК соответствует федеральному перечню рекомендованных и (или) утвержденных | + | |
5 | Рабочая программа составлена в соответствие с образовательной программой ОУ | + |
Рекомендовано/ не рекомендовано (указать причину) к использованию в образовательной деятельности в 2022 -2023 учебном году.
«___»_____________________2022 г
_________________________________/Попова Е.В../
Подпись Ф.И.О эксперта
Лист экспертизы рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство»
учителя Сергиенко Светланы Евгеньевны
№ | Название авторской программы на основе, которой составлена рабочая программа учителя (ей) | Процент соответствия рабочей программы учителя авторской | Примечание (причина отличия) |
1. | Изобразительное искусство | 100% |
Краткая аннотация рабочей программы:
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемым результатам начального общего образования. Авторы: Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова. На изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предназначена для работы в 4 классе по предмету «Изобразительное искусство» по УМК «Перспектива».
№ | Наименование | Соответствие требованиям | |
Соответствует | Не соответствует | ||
1 | Оформление рабочей программы соответствует положению ОУ о рабочих программах | + | |
2 | Соблюдение требований ФГОС. | + | |
3 | Рабочая программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся | + | |
4 | Перечень УМК соответствует федеральному перечню рекомендованных и (или) утвержденных | + | |
5 | Рабочая программа составлена в соответствие с образовательной программой ОУ | + |
Рекомендовано/ не рекомендовано (указать причину) к использованию в образовательной деятельности в 2022 -2023 учебном году.
«___»_____________________2022 г
_________________________________/Попова Е.В../
Подпись Ф.И.О эксперта
Лист экспертизы рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство»
учителя Куликовой Юлии Игоревны
№ | Название авторской программы на основе, которой составлена рабочая программа учителя (ей) | Процент соответствия рабочей программы учителя авторской | Примечание (причина отличия) |
1. | Изобразительное искусство | 100% |
Краткая аннотация рабочей программы:
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемым результатам начального общего образования. Авторы: Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова. На изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предназначена для работы в 4 классе по предмету «Изобразительное искусство» по УМК «Перспектива».
№ | Наименование | Соответствие требованиям | |
Соответствует | Не соответствует | ||
1 | Оформление рабочей программы соответствует положению ОУ о рабочих программах | + | |
2 | Соблюдение требований ФГОС. | + | |
3 | Рабочая программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся | + | |
4 | Перечень УМК соответствует федеральному перечню рекомендованных и (или) утвержденных | + | |
5 | Рабочая программа составлена в соответствие с образовательной программой ОУ | + |
Рекомендовано/ не рекомендовано (указать причину) к использованию в образовательной деятельности в 2022 -2023 учебном году.
«___»_____________________2022 г
_________________________________/Попова Е.В../
Подпись Ф.И.О эксперта
Лист экспертизы рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство»
учителя Коротковой Евгении Эдуардовны
№ | Название авторской программы на основе, которой составлена рабочая программа учителя (ей) | Процент соответствия рабочей программы учителя авторской | Примечание (причина отличия) |
1. | Изобразительное искусство | 100% |
Краткая аннотация рабочей программы:
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемым результатам начального общего образования. Авторы: Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова. На изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предназначена для работы в 4 классе по предмету «Изобразительное искусство» по УМК «Перспектива».
№ | Наименование | Соответствие требованиям | |
Соответствует | Не соответствует | ||
1 | Оформление рабочей программы соответствует положению ОУ о рабочих программах | + | |
2 | Соблюдение требований ФГОС. | + | |
3 | Рабочая программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся | + | |
4 | Перечень УМК соответствует федеральному перечню рекомендованных и (или) утвержденных | + | |
5 | Рабочая программа составлена в соответствие с образовательной программой ОУ | + |
Рекомендовано/ не рекомендовано (указать причину) к использованию в образовательной деятельности в 2022 -2023 учебном году.
«___»_____________________2022 г
_________________________________/Попова Е.В../
Подпись Ф.И.О эксперта
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 143
с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» Председатель МО Начальных классов _______ Е.В. Попова Протокол № ___ от «___»______2022г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______Е.Ю. Куликовская «____»_________2022г | «Принято» Педагогическим советом Протокол №___ От «__»______2022г | «Утверждено» Директор ГБОУ средней школы № 143 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга ____________ А.Е. Ким Приказ №_________от «___»_______2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для обучающихся 4 классов
Составитель:
учитель начальных классов первой квалификационной категории
Короткова Евгения Эдуардовна
Санкт-Петербург
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству для 4 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации".
- Приказа Министерства образования РФ от 17 октября 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказа Министерства образования РФ от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373».
- Закона Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83"Об образовании в Санкт-Петербурге".
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Устава ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга.
- Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга.
- Годового календарного графика ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга на 2022-2023 учебный год.
- Учебного плана ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга на 2022-2023 учебный год.
- Авторской программы: Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство для 1-4 классов начальной школы.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. – М.: Просвещение, 2014
Цели изучения курса:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям,
- героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи изучения курса:
- познакомить с таким видом пластических искусств как дизайн, закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства;
- познакомить обучающихся с сюжетной композицией бытового, исторического и батального жанров. Продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта;
- познакомить с такими народными промыслами как Городецкая роспись, народные промыслы народов Востока;
- познакомить с понятием колорит в произведениях живописи и графики;
- познакомить с одним из выдающихся музеев России (Русский музей) и некоторыми картинами и скульптурами зарубежных художников, представленных в музее.
Принципы реализации учебной программы:
- принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
- принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
- принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
- принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
- принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
- принцип ценностного подхода.
Специфика начального курса изобразительное искусство определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Воспитательный потенциал предмета усиливается включением в содержание учебного материала по отдельным темам вопросов развития духовно-нравственных основ личности обучающегося, формирования его способности сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству и миру в целом на основе общепринятых морально-этических норм.
Учебный план и образовательная программа ОУ на изучение курса изобразительного искусства в 1 – 4 классах начального общего образования отводит по 1 часу в неделю, всего 135 часов: в 1 классе – 33 часа (33 учебные недели), в 2 - 4 классах – по 34 часа 934 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса изобразительного искусства
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования:
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Обучающиеся научатся | Обучающиеся получат возможность научиться | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности.» | |||||
|
|
|
|
|
|
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?» | |||||
|
|
|
|
|
|
Раздел «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?» | |||||
|
|
|
|
|
|
Содержание программы курса изобразительного искусства
Количество часов по программе
Раздел | Название разделов | Кол – во часов по программе | Кол – во часов по рабочей программе |
1. | Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля | 8 | 8 |
2. | На дворе осень – погод восемь | 8 | 8 |
3. | Что было, видели деды; что будет, увидят внуки | 10 | 10 |
4. | Повернись к мирозданию! | 8 | 8 |
Итого | 34 | 34 |
ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин —раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
АЗБУКА ИСКУССТВА
(ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Характеристика обучающихся 4 класса.
На уроках изобразительного искусства дети работают активно, любознательно и заинтересовано. Обучающиеся активно включаются в решении проблемной ситуации на уроке (рассуждают, дискутируют). Проявляют инициативу в учебной деятельности по разнообразным вопросам. Большинство ребят стараются улучшить результаты учебной деятельности
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Контроль | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Домашнее задание | |
план | факт | |||||
1 неделя | Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно | Текущ. | Воспринимают и выражают в творческой работе свое видение окружающего мира и отношение к нему; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие народного представления о мире, запечатленного в произведениях живописи, графики, народного и декоративно-прикладного искусства | |||
2 неделя | Древо жизни – символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень. | Текущ. | Сориентированы на эмоционально-эстетический отклик при восприятии явлений природы и произведений искусства; осознают необходимость бережного отношения к окружающему миру; имеют позитивное отношение к изобразительной деятельности | |||
3 неделя | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, план, цвет, свет. | Текущ. | Выражают в пейзаже свое отношение к образу дерева; сориентированы на проявление добрых чувств по отношению к родной природе, к своей малой родине | |||
4 неделя | Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи. | Текущ. | Эстетически воспринимают тему цветения как образа-символа в народном искусстве; понимают значение красоты природы и произведений поэтов, художников; проявляют интерес к предмету | |||
5 неделя | Птица – символ света, Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные «разживки», симметрия, ритм, единство колорита. | Текущ. | Сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи; понимают значение красоты природы и произведений народных художников; уважительно относятся к народным мастерам; проявляют интерес к предмету | |||
6 неделя | Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких «разживок». | Текущ. | Сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи, уважительное отношение к личности народного мастера – носителя традиций национальной культуры | |||
7 неделя | Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика. | Текущ. | Сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи, уважительное отношение к личности народного мастера – носителя традиций национальной культуры; имеют свое отношение к искусству городецкой росписи | |||
8 неделя | Знатна Русская земля мастерами | Текущ. | Сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие портретов художников и народных мастеров, других деятелей культуры; осознают, что главное достояние России – наличие талантливых людей; выражают в творческой работе свое отношение к изображаемому герою. | |||
9 неделя | Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет. | Текущ. | Имеют позитивное отношение к творческой деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие народных представлений о природных стихиях и отображений в искусстве одной их таких стихий – воздуха | |||
10 неделя | Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, | Текущ. | Имеют положительное отношение к творческой деятельности; сориентированы на проявление интереса к наблюдению за подвижностью жизни природы, к предмету ИЗО, на эмоционально-эстетическую отзывчивость на явления окружающего мира и искусства | |||
11 неделя | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция. | Текущ. | Сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие осенней природы, произведений живописцев, графиков, рисунки сверстников | |||
12 неделя | Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. | Текущ. | Сориентированы на уважительное отношение к своей родословной, к семье, на творческую активность в исполнении замысла «Семейный портрет» | |||
13 неделя | Двенадцать братьев друг за другом бродят… Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт. Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди .Иллюстрация | Текущ. | Имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); умеют сопереживать героям произведения и представлять себе их образы согласно описанию и приему уподобления; выражают в творческой работе свое отношение к содержанию, выбранным персонажам сказки | |||
14 неделя | Двенадцать братьев друг за другом бродят… Декоративно- сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт. Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация | Текущ. | Сопереживать героям произведения и представлять себе их образы согласно описанию и приему уподобления; проявляют творческую активность | |||
15 неделя | Новогоднее настроение. Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов. Твои новогодние Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. | Текущ. | Имеют положительное отношение к творческой деятельности; понимают причины успеха или неуспеха выполненной работы, воспринимают и понимают предложения и оценки учителя и товарищей | |||
16 неделя | Твои новогодние Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. Твои новогодние Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. | Текущ. | Проявляют интерес | |||
17 неделя | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия. | Тематич. | Сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие зимней природы и произведений живописцев, графиков, а также рисунков сверстников на зимнюю тему; эстетически восприимчивы к явлениям зимней природы, к произведениям искусства (поэзии, живописи, графики, народного искусства) и красоте окружающего мира | |||
18 неделя | Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. | Текущ. | Сориентированы на целостное восприятие природных явлений, любование и восхищение причудами зимней природы, эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения живописцев, графиков и рисунки сверстников | |||
19 неделя | Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция. | Текущ. | Сориентированы на наблюдение и восприятие форм старинных и современных предметов в жизни, в произведениях народного и профессионального искусства; бережно относятся к реликвиям (общенациональным и семейным) | |||
20 неделя | Декоративный натюрморт: | Текущ. | Сориентированы на наблюдение и восприятие форм старинных и современных предметов в жизни, в произведениях народного и профессионального искусства | |||
21 неделя | Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. | Текущ. | Сориентированы на уважение к русским воинам, проявление гражданственного и патриотического самосознания, бережное отношение к памятникам воинской славы | |||
22 неделя | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит. | Текущ. | Сориентированы на уважение к русским воинам, проявление гражданственного и патриотического самосознания, бережное отношение | |||
23 неделя | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика. | Текущ. | Эмоционально воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства, чувствуют своеобразие связей декоративных орнаментальных мотивов с предметным окружением и силами природы | |||
24 неделя | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. | Текущ. | Воспринимают народную лубочную картинку, понимают ее широкое значение в народной жизни; выражают в творческой работе отношение к сюжету средствами художественного образного языка народного декоративно-прикладного искусства | |||
25 неделя | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. | Текущ. | Воспринимают народную лубочную картинку, понимают ее широкое значение в народной жизни | |||
26 неделя | Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно. Повернись к мирозданью. Проект экологического плаката в технике коллажа. | Текущ. | Имеют положительное отношение к творческой деятельности; эстетически воспринимают окружающую природу, понимают необходимость бережного отношения к природе | |||
27 неделя | Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно. Повернись к мирозданью. Проект экологического плаката в технике коллажа. | Текущ. | Имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); эстетически воспринимают окружающую природу, понимают необходимость бережного отношения к природе | |||
28 неделя | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. | Текущ. | Сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие весенней природы и произведений живописцев, графиков, народных мастеров; имеют положительное отношение к изобразительной деятельности | |||
29 неделя | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. | Текущ. | Сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие весенней природы и произведений живописцев, графиков, народных мастеров | |||
30 неделя | Всенародный праздник – День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества. «Медаль | Текущ. | Проявляют патриотические чувства, чувства гордости за подвиги нашего народа; воспринимают эти идеи в произведениях искусства; сориентированы на историческую преемственность | |||
31 неделя | Всенародный праздник – День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества. «Медаль за бой, | Текущ. | Сориентированы на глубокое уважение к правительственным наградам героев Великой Отечественной войны; проявляют чувство гордости за свою страну | |||
32 неделя | Орнаментальный образ | Текущ. | Сориентированы на эстетическое восприятие особенностей орнаментального искусства стран Востока; с уважением относятся к искусству народов мира | |||
33 неделя | Повторение материала курса 4 класса. | Текущ. | Уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в рисунок | |||
34 неделя | Повторение материала курса 4 класса. | Текущ. |
Перечень учебно-методических средств обучения
и материально технического обеспечения:
УМК учителя
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник для общеобразоват.учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. – М.: Просвещение, 2014
УМК ученика
УМК ученика:Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник для общеобразоват.учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. – М.: Просвещение, 2014
Интернет-ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http:// www.prosv.ru/umk/per-spektiva/info.aspx?ob_no=12371
- Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1 september.ru
- Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru
- Мультипортал. – Режим доступа: www.km.ru/education
Технические средства обучения:
- Мультимедийный проектор.
Лист экспертизы рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство»
учителя Гарцевич Елены Николаевны
№ | Название авторской программы на основе, которой составлена рабочая программа учителя (ей) | Процент соответствия рабочей программы учителя авторской | Примечание (причина отличия) |
1. | Изобразительное искусство | 100% |
Краткая аннотация рабочей программы:
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемым результатам начального общего образования. Авторы: Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова. На изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится 1 час в неделю (34часа в год).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предназначена для работы в 4 классе по предмету «Изобразительное искусство» по УМК «Перспектива».
№ | Наименование | Соответствие требованиям | |
Соответствует | Не соответствует | ||
1 | Оформление рабочей программы соответствует положению ОУ о рабочих программах | + | |
2 | Соблюдение требований ФГОС. | + | |
3 | Рабочая программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся | + | |
4 | Перечень УМК соответствует федеральному перечню рекомендованных и (или) утвержденных | + | |
5 | Рабочая программа составлена в соответствие с образовательной программой ОУ | + |
Рекомендовано/ не рекомендовано (указать причину) к использованию в образовательной деятельности в 2022 -2023 учебном году.
«___»_____________________2022 г
_________________________________/Попова Е.В../
Подпись Ф.И.О эксперта
Лист экспертизы рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство»
учителя Сергиенко Светланы Евгеньевны
№ | Название авторской программы на основе, которой составлена рабочая программа учителя (ей) | Процент соответствия рабочей программы учителя авторской | Примечание (причина отличия) |
1. | Изобразительное искусство | 100% |
Краткая аннотация рабочей программы:
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемым результатам начального общего образования. Авторы: Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова. На изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предназначена для работы в 4 классе по предмету «Изобразительное искусство» по УМК «Перспектива».
№ | Наименование | Соответствие требованиям | |
Соответствует | Не соответствует | ||
1 | Оформление рабочей программы соответствует положению ОУ о рабочих программах | + | |
2 | Соблюдение требований ФГОС. | + | |
3 | Рабочая программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся | + | |
4 | Перечень УМК соответствует федеральному перечню рекомендованных и (или) утвержденных | + | |
5 | Рабочая программа составлена в соответствие с образовательной программой ОУ | + |
Рекомендовано/ не рекомендовано (указать причину) к использованию в образовательной деятельности в 2022 -2023 учебном году.
«___»_____________________2022 г
_________________________________/Попова Е.В../
Подпись Ф.И.О эксперта
Лист экспертизы рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство»
учителя Куликовой Юлии Игоревны
№ | Название авторской программы на основе, которой составлена рабочая программа учителя (ей) | Процент соответствия рабочей программы учителя авторской | Примечание (причина отличия) |
1. | Изобразительное искусство | 100% |
Краткая аннотация рабочей программы:
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемым результатам начального общего образования. Авторы: Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова. На изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предназначена для работы в 4 классе по предмету «Изобразительное искусство» по УМК «Перспектива».
№ | Наименование | Соответствие требованиям | |
Соответствует | Не соответствует | ||
1 | Оформление рабочей программы соответствует положению ОУ о рабочих программах | + | |
2 | Соблюдение требований ФГОС. | + | |
3 | Рабочая программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся | + | |
4 | Перечень УМК соответствует федеральному перечню рекомендованных и (или) утвержденных | + | |
5 | Рабочая программа составлена в соответствие с образовательной программой ОУ | + |
Рекомендовано/ не рекомендовано (указать причину) к использованию в образовательной деятельности в 2022 -2023 учебном году.
«___»_____________________2022 г
_________________________________/Попова Е.В../
Подпись Ф.И.О эксперта
Лист экспертизы рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство»
учителя Коротковой Евгении Эдуардовны
№ | Название авторской программы на основе, которой составлена рабочая программа учителя (ей) | Процент соответствия рабочей программы учителя авторской | Примечание (причина отличия) |
1. | Изобразительное искусство | 100% |
Краткая аннотация рабочей программы:
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемым результатам начального общего образования. Авторы: Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова. На изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предназначена для работы в 4 классе по предмету «Изобразительное искусство» по УМК «Перспектива».
№ | Наименование | Соответствие требованиям | |
Соответствует | Не соответствует | ||
1 | Оформление рабочей программы соответствует положению ОУ о рабочих программах | + | |
2 | Соблюдение требований ФГОС. | + | |
3 | Рабочая программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся | + | |
4 | Перечень УМК соответствует федеральному перечню рекомендованных и (или) утвержденных | + | |
5 | Рабочая программа составлена в соответствие с образовательной программой ОУ | + |
Рекомендовано/ не рекомендовано (указать причину) к использованию в образовательной деятельности в 2022 -2023 учебном году.
«___»_____________________2022 г
_________________________________/Попова Е.В../
Подпись Ф.И.О эксперта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...