Приёмы формирования осознанного чтения
учебно-методический материал
В ходе выступления представляется педагогический опыт, в которым описаны формирования осознанного чтения на уроках литературного чтения. Слушатели знакомятся с приёмами, такими как: иллюстрирование, описание картины, сочинение, отзыв о произведении и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Архипова Светлана Владимировна
МБОУ «Средняя школа № 6», учитель начальных классов.
Описание практики
Приёмы формирования осознанного чтения
В ходе выступления представляется педагогический опыт, в которым описаны формирования осознанного чтения на уроках литературного чтения. Слушатели знакомятся с приёмами, такими как: иллюстрирование, описание картины, сочинение, отзыв о произведении и др.
В ходе выступления рекомендуются, выработанные совместно с обучающимися, критерии оценки используемых видов работ, для учащихся начальной школы. По итогам описанного опыта работы, делается вывод о том, что к каждому произведению, в зависимости от его содержания предлагаются разные критерии оценивания и на каждом уроке разрабатываются новые критерии. В заключении предлагается слушателям выполнить практическое задание по разработке критериев, для некоторых видов работ.
Современная оценочная деятельность учителя направлена на формирование контрольно-оценочной самостоятельности ребёнка, которая так важна для него не только в учёбе, но и в жизни. Система оценки представляет собой инструмент организации и управления процессом реализации требований ФГОС НОО.
Критериальное оценивание – процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующим целям и содержанию образования, способствующий формированию у учащихся умения учиться.
Цель: внедрение системы критериального оценивания учебных достижений учащихся на уроках литературного чтения, для объективного оценивания учебных достижений учащихся и определения индивидуальной траектории обучения каждого ученика.
Основные задачи:
- определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;
- определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;
- мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для достижения ожидаемых результатов обучения;
- дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;
- обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса.
В результате работы по формированию критериального оценивания на уроках литературного чтения можно выделить следующие положительные результаты:
Для учителя:
1.Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
2.Улучшить качество преподавания;
3.Улучшить качество обучения;
4.Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и особенностей;
5.Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
6.Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Для обучающихся:
1.Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности;
2.Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;
3.Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
4.Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
5. Каждый может оценивать свои достижения по тому или иному критерию, увидеть динамику собственного развития и дает возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык
Для родителей:
1.Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
2.Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
3.Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
4.Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
5.Быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Критерии оценки различных видов деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе
Авторы: учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа № 6»
Архипова Светлана Владимировна, учащиеся начальной школы
Критерии оценки описания картины
- Описание картины соответствует плану.
- При описании картины, использован приём сравнения.
- Грамматически правильно построены предложения.
- Размер описания.
Критерии оценки отзыва о произведении
- Отзыв соответствует плану.
- Раскрыта основная тема произведения.
- Грамматически правильно построены предложения, не односложные.
- При описании героев, событий использованы цитаты из текста произведения.
- Размер отзыва.
Критерии оценки описания героя
- Описание соответствует плану.
- При описании героя, использованы цитаты из текста произведения.
- Удалось точно описать характер героя, дать оценку его поступкам.
- Грамматически правильно построены предложения, не односложные.
- Размер описания.
Критерии оценки составленных вопросов
- Каждый вопрос соответствует своему виду.
- Вопрос имеет точный ответ.
- Вопрос построен грамматически правильно.
- Количество вопросов каждого вида. (2-3)
- Самостоятельность.
Критерии оценки иллюстраций
- Иллюстрация соответствует произведению или предложенному отрывку.
- Наполненность рисунка (учтены все детали обстановки, внешность героя соответствует описанию в тексте).
- Аккуратность выполнения рисунка.
- Законченность рисунка.
- Самостоятельность.
Критерии оценки синквейна
- Соответствует теме.
- Написан согласно правилам.
- Точно передаёт настроение, состояние, характер.
- Включена цитата или крылатое выражение.
Оценка "5" ставится:
- соблюдены все критерии
Оценка "4" ставится:
- не выполнен один из критериев или имеются замечания по двум критериям
Оценка "3" ставится:
- не выполнено два из критериев или имеются замечания по трём критериям
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИНДИВИдУАЛЬНЫЙ ЛИСТ
Критерии оценки пересказа Ф.И………………………………………… дата ……………………….. | ||
Показатель | Отметка | Примечания |
Автор, название | ||
Пересказ по плану | ||
Ошибки | ||
Выражения из текста | ||
Самостоятельность | ||
Оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-90198-1358005197.jpg)
Мастер-класс по теме: "Приёмы обучения осознанному чтению на уроках в начальной школе"
Некоторые приёмы работы над осознанностью чтения на уроках литературного чтения и математики в начальных классах....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-147617-1353411461.jpg)
Обобщение опыта по теме «Стратегии и приемы формирования осознанного чтения в начальной школе».
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-90198-1358005197.jpg)
Формирование осознанности чтения у младших школьников в процессе обучения литературному чтению, как одно из важных звеньев в работе с одарёнными детьми.
Выступление на МО...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/27/picture-353094-1703679747.jpg)
Формирование осознанного чтения обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы.
Одним из типов уроков чтения, направленных на развитие осознанности чтения обучающихся, являются уроки тематического обобщения. Обобщающий урок проводится в конце изучаемой темы. Подготовка к нему орг...
Задания для формирования осознанного чтения на уроках в начальной школе
Задания для формирования осознанного чтения на уроках в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-393430-1391338185.jpg)
Упражнения, направленные на формирование осознанности чтения.
Упражнения, направленные на формирование осознанности чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/12/picture-648912-1471027857.jpg)
Подходы к формированию осознанного чтения путем применения игровой технологии
Подходы к формированию осознанного чтения путем применения игровой технологии...