Подходы к формированию осознанного чтения путем применения игровой технологии
статья
Подходы к формированию осознанного чтения путем применения игровой технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подходы к формированию осознанного чтения путем применения игровой технологии. | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подходы к формированию осознанного чтения путем применения игровой технологии.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
В.А. Сухомлинский
Изменения социально-экономических условий, развитие научно-технического прогресса, влекут за собой изменения в коммуникативной, учебной деятельности детей, вызывают трудности в их социализации, в умении осознанно воспринимать и оценивать печатный материал, отсюда и возникают сложности восприятия учебного материала.
Современный мир, в котором мы живем, динамичен, интересен. Он дает много возможности для реализации себя. У нас есть интернет, мобильный телефон, нам доступен весь мир, любая тема. Но, еще в совсем недалеком прошлом, чтобы узнать о чем - то новом, получить информацию об интересующей нас теме, мы должны обратиться к книге. Тогда наша страна считалась самой читающей в мире, сегодня, к сожалению, она сдала эти позиции. При помощи книги мы путешествовали во времени, исследовали мир. Сегодня же, обо всем об этом, мы можем узнать в один клик: оказаться на другом конце света, получить любую информацию об интересующей нас теме, связаться с любым человеком по видеосвязи в любой точки земного шара! Но, к сожалению, имея такие возможности, младший школьник использует ИКТ технологии для развлечения. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.Родители «бьют» тревогу, что детей трудно заставить читать.Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования.Младшие школьники не могут обработать информацию, полученную из текста: плохо определяют смысл прочитанного, нечетко отделяют главную и второстепенную информацию, испытывают трудности при обработке текста. Данных трудностей можно избежать, если целенаправленно усилить работу над текстом, как источником информации и изменить стиль преподавания в школе.Перед современным учителем стоит задача – вернуть ребенка к книге, осознанному чтению книги и научить воспринимать информацию.
Младший школьный возраст – это уникальный этап развития ребенка. Начало обучения в школе приводит к фундаментальным изменением социального положения ребенка. Наблюдая младшего школьника (практически еще дошкольника), замечаешь, что помимо недоразвития связной речи, скудного словарного запаса, неумения выражать свои мысли, у детей этого возраста существует и другая проблема – неумение понять, обработать и проанализировать прочитанную информацию. Осознанность чтения – это, прежде всего, понимание текста, а процесс понимания сложен, так как в этот процесс должна быть включена работа памяти, восприятия, внимания, мышления, воображения, эмоций и других психических особенностей ребенка.
В процессе осознанного чтения формируются следующие умения:
- Понимать текст;
- Анализировать;
- Сравнивать;
- Видоизменять;
- Генерировать.
Виды смыслового чтения:
- Просмотровое;
- Ознакомительное;
- Изучающее;
- Рефлексивное.
Работа по развитию осознанного, смыслового чтения младшего школьника многогранна и одним из приоритетных направлений формирования данной работы является применение игровых технологий, так как в процессе игры у учащихся проявляются индивидуальные способности, они подходят к процессу игры творчески, тем самым быстрее достигается задача каждого учителя – увлечь детей чтением.
В игре, по мнению психологов, ребенок развивает свои способности, строит модели окружающего мира. Именно в игре происходит активная деятельность воображения, реальные представления сочетаются с выдумкой и фантазией.
Игровые технологии являются одной из форм обучения, которые позволяют сделать интересной и увлекательной работу учащихся на творческо-поисковом уровне и осуществить шаги по изучению русского языка, литературного чтения, математики и других предметов. Одной из положительных сторон игры является применение полученных знаний в новой ситуации.
Актуальность игры становится очевидной, так как современные школьники перенасыщены информацией, которая подается в ярком виде и не требует осмысления или дополнительной работы. У многих детей формируется клиповое мышление.Ребенок легко воспринимает информацию, которая лежит на поверхности, но для долгого рассматривания и анализирования сюжета нет ни времени, ни желания, так как поток информации слишком велик. Исходя из выше перечисленного, главной задачей учителя является развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. И одной из форм, развивающей эти умения, является игра. Обучая детей посредством игры, учитель учит детей не так, как ему удобно дать материал, а так, как детям удобнее его усвоить.
Начальная школа – это первая ступенька в формировании дальнейшего учебного процесса обучающегося. Именно в начальной школе ребенком усваиваются простейшие понятия, которые с возрастом постепенно усложняются. Стандартное изложение предмета в начальной школе приводит к тому, что ребята теряют интерес к обучению, пропадает учебная мотивация. Современным детям неинтересно изучать теорию, поэтому с помощью игровых технологий в начальной школе можно сделать уроки яркими и запоминающимися.
Игровая технология в начальной школе направлена, прежде всего, на повышение интереса учащихся к основным предметам: математики, русского языка, литературного чтения, на повышение учебной мотивации.
Игровая технология в начальной школе по ФГОС решает следующие задачи:
- Развить способность самостоятельного мышления.
- Умение самостоятельно решать простейшие задачи без посторонней помощи.
- Добиться полного усвоения материала по предмету.
Весь перечень игр, который используется в процессе обучения, разделяются на несколько групп:
1. Обучающие.
2. Развивающие.
3. Репродуктивные.
4. Диагностические.
Каждый вид ставит перед конкретную задачу:
- В процессе обучающей игры ребенок узнает информацию, которой ранее не обладал.
- Развивающие игры на выявление новых способностей и навыков у ребенка.
- Репродуктивные игры помогают закрепить ранее изученный материал.На уроках с применением данной технологии у учителя есть возможность выяснить, где у обучающихся есть пробелы, а какой материал усвоен полностью.
Независимо от каждого вида, игра должна иметь четкую структуру и включать в себя роли, которые берут на себя играющие.
В структуру игры как деятельности личности входят следующие этапы:
- Целеполагания;
- Планирования;
- Реализации цели;
- Анализа результатов.
В структуру игры как процесса входят:
- Роли, взятые на себя играющими;
- Игровые действия как средства реализации этих ролей;
- Игровое употребление предметов.
В начальной школе для успешности учебного процесса используют два основных метода: ролевые игры на уроке и соревнования. Соревновательный эффект в игре в большей степени мотивирует учащихся к обучению, так как каждый из них стремится получить знания, чтобы стать победителем.
Применение игровых технологий на уроках в начальной школе для достижения результатов в обучении должен носить системно-деятельностный подход, чередуя традиционное обучение с игровым.
Урок литературного чтения в начальной школе играет большое значение в решении задач обучения и воспитания. Но, так как у современных учащихся отсутствует мотивация и интерес к чтению, современный педагог может включить в уроки игровые технологии для повышения интереса обучающихся к данному предмету.
Проанализировав педагогическую и методическую литературы, мы пришли к выводу, что в учебниках недостаточное количество игровых технологий, которые бы помогли вызвать интерес учащихся к литературному чтению. Учитывая все это, современному учителю необходимо применять игровые технологии на уроках литературного чтения, такие как: «Разыграй с друзьями сценку, как в театре», «Прочитай веселый диалог в лицах», «Придумай небылицу. Нарисуй, как ты себе ее представляешь», «Литературная викторина», «Игра - импровизация» и т.д.
На уроках математики, чтобы обучающиеся максимально точно и полно понимали смысл и содержание решаемых текстовых задач, учащиеся должны уметь анализировать текст и подбирать конкретное решение для данной задачи.Для достижения этих задач учащимся можно предложить такие игры, как: «Найди ошибку», «Веселое путешествие», «Вспомним сказку» и т.д.
Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках русского языка дает возможность младшим школьникам с интересом включаться в работу, думать, сравнивать, анализировать свою деятельность и делать логические выводы.При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению русского языка, прослеживаются межпредметные связи. На уроках русского языка можно предложить следующие игры: «Круги на воде», «Синквейн», «Восстанови текст», «Почтальон», «Шифровальщики», «Разведчики» и т.д.
Систематическое использование данных упражнений на уроках в начальной школе будет способствовать формированию навыка смыслового чтения в начальной школе.
Таким образом, продуманная игровая деятельность дает возможность младшему школьнику более качественно и мотивированно относится к своему обучению.В связи с этим возникает актуальность использования игровых технологий в современной школе.
Папян Э.Э
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. Педагогика. – 2009. - № 4.
2. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод.
3. Заенко С.Ф. Игра и ученье. – М.: Владос, 2010. – 154с.
4. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, из-во «Флинта», 1998. – 192с.
5. Омокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва. Изд. «Аркти», 1999. – 361с
6. Хуторской А.В. Системно-деятельстный подход в обучении – онова ФГОС. – М: Эйдос, 2012.
https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
https://schoolguide.ru/index.php/progs/21vek-2011.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения с применением игровой технологии.
Тип урока: закрепление. Тема урока "Согласные звуки и буквы Б б. На уроке учащиеся знакомятся с понятием "Родственные слова", закрепляют знания о согласных звуках и буквах Б б. Урок способствует разви...
«Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
Итоговый практико-значимый проект "Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"...
Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельност...
Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
Принципы реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе ………………Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе...
Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе».
Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Одно из выступлений на семинаре "Системно-деятельностный подход в н...
Формирование функциональной грамотности младших школьников путем применения игровых технологий
Статья исследует влияние игровых технологий на формирование функциональной грамотности у младших школьников. В работе рассматриваются методы, применяемые в образовательном процессе, и их эффективность...