Формирование основ функциональной грамотности у младших школьников
статья
В материале приведены примеры заданий по развитию функциональной грамотности у обучающихся начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_funktsionalnoy_gramotnosti_u_mladshih_shkolnikov.docx | 223.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ функциональной грамотности у младших школьников
В настоящее время в образовании большое внимание уделяется формированию функциональной грамотности обучающихся. С чем это связано? По мнению специалистов, функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — является предостережением возможного социального кризиса, результатом которого могут быть низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей. Поэтому перед школой встает очень важная задача: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Не случайно словарь терминов современного педагога трактует понятие о функциональной грамотности следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре».
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из учебных предметов. И начинать его формировать нужно уже с начальных классов.
Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе. Поэтому я, изучив необходимую литературу, пробую сама составлять подобные задания.
Стараюсь уже с первого-второго класса по возможности предлагать ученикам задания, направленные на формирование функциональной грамотности. Для себя я оформляю такие задания в виде карточек (для детей карточки упрощены). Приведу несколько примеров заданий.
Пример 1.
Тематическая область: литературное чтение. | Класс: 1. | |
Старик и сова Был у старика луг с клевером. Там паслась корова. Шмели опыляли клевер, и тот хорошо рос. Корова ела сочный клевер и угощала старика вкусным молоком. Иногда гнёзда шмелей разоряли мыши. Но вредных мышей ночью ловила сова. Однажды старик прогнал сову, чтоб она не шумела по ночам. Обиделась сова и улетела. Стало на лугу много мышей и мало шмелей. Зачах клевер. Перестала корова давать молоко. Понял старик, что всё в природе связано. Стал он просить сову вернуться. | ||
Вопросы и задания.
Сова - …. - …. - …. - корова.
| Типовая задача для учащихся.
оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации. | Планируемый образовательный результат.
оценивает уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации. |
Читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, глобальные компетенции (в соответствии с возрастом). |
Пример 2.
Тематическая область: окружающий мир. | Класс: 3-4. | |
«День птиц»
1 апреля отмечается Международный день птиц. Это экологический праздник, который приурочен к началу их возвращения с мест зимовок. Цель его - сохранение разнообразия и численности птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция (соглашение) об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. Дополнительная информация: | ||
Вопросы и задания.
| Типовые задачи для учащихся.
оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации.
умения: аргументированно, четко и ясно формулировать выводы, доказательства. | Планируемый образовательный результат.
оценивает уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации.
умения: аргументированно, четко и ясно формулирует выводы, доказательства. |
Читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность. |
Пример 3.
Большой интерес у школьников вызывают задания, основанные на краеведческом материале. Наше село находится в непосредственной близости от районного центра – города Похвистнево. Несколько заданий по развитию функциональной грамотности я посвятила истории райцентра.
Пример 4.
Тематическая область: математика. | Класс: 3-4. | |
«Родина моя – Похвистнево» (задание составлено на основе краеведческого материала) Городок под названием Похвистнево С переулками и перекрёстками, Где весною дожди и осенью Ручейками звенят с подголосками. Здесь и будни мои, и праздники С чудесами, своими твореньями, И живёт городок наш маленький Столько лет, как одно мгновение. Возникновение города Похвистнево связано со строительством в конце ХIХ века железной дороги Самара-Уфа и началом движения поездов по Самаро-Златоустовской железной дороге. 8 сентября 1888 года на карте Российской империи появилась железнодорожная станция с необычным названием Похвистнево. Первый рейс пассажирского поезда сообщением Самара-Уфа состоялся 9 сентября 1888 г. Через станцию Похвистнево он проследовал вечером со скоростью 25 км/ч. В 1905 году на станции Похвистнево был построен вокзал площадью 376 кв. метров, и до наших дней это здание сохранилось в своём первоначальном виде с незначительной переделкой интерьера. В его правом крыле размещался буфет, который занимал 88 кв. метров. Центральную часть вокзала занимал зал ожидания площадью 51 кв. метр. | ||
Вопросы и задания. Пользуясь данной выше исторической информацией, реши задачи и ответь на вопросы.
| Типовые задачи для учащихся.
| Планируемый образовательный результат.
|
Читательская грамотность, математическая грамотность. |
Кроме своих заданий я активно использую в работе ресурсы Банка заданий по функциональной грамотности от Медиатеки издательства «Просвещение». Это задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISА. Банк постоянно пополняется, позволяет отработать навыки по всем видам грамотности, охватывает все основные предметы школьной программы. Эксперты разработали полнофункциональный тренажер заданий в формате PISA, в котором задания расположены в нужной последовательности, чтобы учащийся полностью мог освоить навык и закрепить его.
Зачем вообще учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей? Разумеется, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. А, кроме того, на формирование таких знаний нацелена современная российская система образования: среди ее задач – выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников, наподобие PISA или PIRLS. Участие в таких рейтингах – показатель того, что система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.
Литература.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: АКТУАЛЬНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ. Сборник методических материалов для учителей начальных классов. ЭПИЦЕНТР, Белгород 2020.
Корнилова А. Ю. Особенности формирования функциональной грамотности младших школьников по предметам гуманитарного цикла / А. Ю. Корнилова, О. Ю. Кравцова, И. М. Саматаева // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сборник трудов XXI Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 59-62.
Юрикова О. И. Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе / О. И. Юрикова // Педагогика и психология: перспективы развития: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 21-23.
Интернет-ресурсы:
https://media.prosv.ru/content/situation/80/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности у младших школьников
Долгое время основное назначение функциональной грамотности ограничивалось идеей формирования элементарных знаний и умений, ценных в основном для человека, для его адаптации к окружающему миру. По мер...
Формирование основ функциональной грамотности младших школьников
В статье раскрываются необходимость, сущность и способы формирования функциональной грамотности в начальной школе....
«Применение современных эффективных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время – залог успешного формирования функциональной грамотности у младших школьников»
Формирование функциональной грамотности важная задача современного образования. В работе представлены образовательные технологии, которые помогают выполнить эту задачу....
Статья "Формирование основ функциональной грамотности в начальной школе"
Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорост...
Формирование функциональной грамотности у младшего школьника средствами Яндекс. Учебника (из опыта работы)
В статье учитель делится своим опытом работы по формированию функциональной грамотности средствами Яндекс.Учебника и приводит примеры конкретных заданий сервиса....
Организация работы по формированию основ функциональной грамотности у младших школьников.
Материал содержит текст выступления на региональной научно- практической конференции "Обновленные ФГОС: технологии реализации", в котором представлен опыт работы по форми...
Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников через игровую деятельность
Понятие «игра» можно определить следующим образом:Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором с...