«Применение современных эффективных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время – залог успешного формирования функциональной грамотности у младших школьников»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Формирование функциональной грамотности важная задача современного образования. В работе представлены образовательные технологии, которые помогают выполнить эту задачу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_tema_dlya_attestatsii.docx | 686.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая тема:
«Применение эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время – залог успешного формирования функциональной грамотности у младших школьников»
Автор работы
Полева Э.В.
учитель начальных классов
МОУ «Аннинская школа»
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать ученику ситуацию успеха:
- видеть в каждом ученике уникальную личность
- помнить, что все дети талантливы
- создавать личности «ситуацию успеха», одобрения, поддержки, доброжелательности
- исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка
- помнить: «Ребенок хорош, а плох его поступок»
- знать: «В каждом ребенке живет чудо, ожидай его»
Цель:
выявление эффективных технологий педагогического сопровождения младших школьников, способствующих их успешному образованию и развитию.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник?
1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
При формировании функциональной грамотности учащихся учителям начальных классов надо помнить.
1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества.
3.Учите детей учиться.
4.Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике.
6. Надо приучать учеников думать и действовать самостоятельно.
Необходимо заложить фундамент успешного обучения и психологического развития ребенка в процессе обучения в начальной школе для щадящего перехода в среднее звено.
Для создания «ситуации успеха» на уроках и во внеурочной деятельности я изучила и применила на практике ряд технологий.
Технология «терапия позитивного слова»
Родители – активные участники педагогического процесса, положительно относящиеся к идее создания психологического благополучия своих детей.
Хорошим советником в этом вопросе для меня и родителей моих учеников стала книга Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
Известно, что слово лечит. Позитивные слова поднимают уверенность в себе, желание учиться еще лучше, не бояться общения с другими, учат уважать себя, других.
Слова «У тебя все получится», «Мы тебя очень внимательно слушаем», «Как ты интересно рассказываешь» придают ребенку смелость, помогают отвечать, не боясь сделать ошибку.
Настрой на положительный результат дают самоорганизующие оценки «Я внимателен», «Я могу», «У меня все получится»
Дети с неуверенностью отвечают у доски, стоя у парты, на сцене. Этому мешает заниженная самооценка ребенка, боязнь оступится, сказать не так. Положительная предвосхищающая оценка «Я уверена, что ты ответишь хорошо» поможет справиться с этими страхами.
В моем классе есть такие дети. Например, Маша. Девочка на «отлично» знает материал, письменно отвечает без единой ошибки. Но предпочитает отмалчиваться, каждый день на доске появляются позитивные слова на определенную букву. Маше мы весь день говорили слова на букву «Н»: нежная, наблюдательная, находчивая, незаменимая и т.д.
И они Маше очень подходили. Девочка теперь старается говорить погромче, активно поднимает руку на уроках.
С помощью Интернета и словарей я составила словарь позитивных слов. Стараюсь применять на каждом уроке целый день, а учащиеся стараются улучшить свою учебу и поведение в школе.
Словарь позитивных слов
позитивный — положительный, утвердительный; одобрительный; похвальный, действующий, сочувственный, благоприятный, лестный. Словарь русских синонимов
А – абсолютный, аккуратный, авторитетный, активный
Б – благодарный, благородный, бескорыстный, бодрый, бдительный, бесстрашный безукоризненный, безупречный, бережливый, бесподобный, бесхитростный, благовоспитанный, благоразумный
В - внимательный, великолепный, вежливый, верный, вдохновляющий, волевой, восторгающийся, вдумчивый, великодушный, виртуозный, влиятельный
веселый
Г – галантный, гармоничный, гениальный, глазастый, гостеприимный, грамотный, грациозный, гуманный
Д – добрый, душевный, доверчивый, дорогой, деловитый, добросердечный, добросовестный, доброжелательный, дальновидный, дисциплинированный, добродетельный, дружелюбный, даровитый, дееспособный, деликатный, дивный, дипломатичный, доблестный, добродушный, добропорядочный, догадливый
Е – единственный, естественный
Ж – желанный, жалостливый, жизнерадостный, жизнедеятельный, жизнелюбивый, жизнеутверждающий
З – замечательный, заботливый, зажигательный, задорный, зоркий, застенчивый, забавный, заинтересованный, закаленный, занятный, здравомыслящий
И – искренний, интересный, интеллигентный, изумительный, идеальный, изобретательный, инициативный, интеллектуальный, искусный, исполнительный
К – красивый, классный, культурный, корректный, красноречивый, кроткий
Л – любимый, ласковый, лучший, лучистый, лучезарный, ловкий, любознательный
М – мечтательный, мудрый, милосердный, мужественный, мыслящий, мягкосердечный, миролюбивый
Н – нежный, наблюдательный, находчивый, незаменимый, неподкупный, неотразимый, неповторимый, надежный, настоящий, невозмутимый, начитанный, нежный, неподдельный, непоколебимый, непреклонный
О – ответственный, отважный, обворожительный, образованный, отзывчивый, общительный, ошеломляющий, обаятельный, обходительный, объективный, обязательный, одаренный, оживленный
П – правдивый, прощающий, преданный, прекрасный, привлекательный, прелестный, превосходный, пленительный, плодотворный, покладистый
Р – радостный, родной, решительный, работоспособный, работящий, радушный, разборчивый, развитой, разлюбезный, разудалый, разумный, раскованный, рассудительный, расторопный, рациональный, реалистичный, рачительный
С – справедливый, светлый, сильный духом, смирный, сострадающий, сердечный, самоотверженный, смелый, снисходительный, сообразительный, спокойный,
симпатичный, сногсшибательный, самобытный, самостоятельный, свободомыслящий, сговорчивый, сдержанный, сердечный, серьезный, симпатичный, славный
Т – творческий, терпеливый, трудолюбивый, талантливый, тактичный, толерантный, толковый, точный, трогательный, тщательный
У – уверенный, уважительный, увлекательный, удивительный, умненький, удалой, удачливый, уживчивый, умеренный
Ф – фантастический, феноменальный
Х – хороший, хлебосольный, хозяйственный, храбрый
Ц - целеустремленный, цивилизованный
Ч – честный, чуткий, чудесный, человечный, чистоплотный, чистосердечный, чувствительный
Ш - шустрый, шутливый
Щ – щедрый, щепетильный
Э – элегантный, энергичный
Ю - юркий
Я – яркий
Технология развития критического мышления
Технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Одна из задач технологии: образовательная мотивация, т.е. повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов
Некоторые приемы я использую на уроках довольно часто.
Например.
Прием «Дерево предсказаний»
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий.
Цель:
побудить детей к открытому общению, умению выслушать мнение своего одноклассника, не бояться высказать свое
На таких уроках мы говорим друг другу слова – поощрения: «Какая у тебя интересная версия», «Верно. Так действительно может быть», «А как ты думаешь?», «Если тебе трудно выразить свою мысль, попробуй сказать ключевое слово»
Урок обучения грамоте.
«Азбука» 1 класс – Джежелей О.В.
Тема: В.А.Осеева «Мечтатель»
Цель: формировать навыки продуктивного чтения
Задачи:
Познавательные: учимся выявлять сущность поступков героев
Регулятивные: учимся высказывать свои предположения и прогнозировать поступки героев
Коммуникативные: учимся оформлять свои суждения в устной речи
Личностные: учимся высказывать свое отношение к поступкам героев
I.Стадия вызова
Работа над смысловым содержанием слова «подвиг»
- Как понимаете? Когда его совершают?
- Как? Зачем?
Возможные ответы детей учитель записывает на доске.
Подвиг – риск, опасность, спасение, помощь, на щадя себя, не задумываясь, рискуя жизнью и т.д.
Об авторе
Автор рассказа Валентина Александровна Осеева.
-Знакомы ли вы с ее рассказами?
-Послушайте обращение Валентины Осеевой к вам, ребята
(Осеева В.А. «Три сына. Рассказы.//М. «Детская литература».1975)
-Какие рассказы писала Осеева, для чего, о ком?
-Что значит «мало уметь читать, надо уметь думать»?
Работа над смысловым содержанием названия рассказа «Мечтатель»
Основной прием: чтение с остановками, вопросы различного уровня. Текст закрыт. Открывается название рассказа и портреты героев.
-Предположите, о чем будет рассказ.
- Мечтали ли вы когда-нибудь?
- О чем вы мечтаете?
- Кого можно назвать мечтателем?
-Перед вами портреты героев. Как вы думаете, мечтают ли они, о чем7
-Как вы думаете, что будет происходить в рассказе?
II. Стадия осмысления.
Открывается 1 часть. Читаем.
Вопросы после чтения:
-Назовите главных действующих лиц.
-Как вы их себе представляете?
-Кто думает иначе?
-Где шли дети?
-О чем мечтал Толя?
-Какой он? Почему вы так думаете?
-Кто думает иначе?
-А какой Юра?
-О чем будет рассказ?
Строим «дерево предсказаний», их обоснование (аргумент, предположения)
Открываем и читаем вторую часть.
-Кто бросился в воду?
-Как он это сделал?
-Какими словами автор передает мгновенную реакцию, быстроту действий мальчика?
- Почему Юра быстро среагировал?
-Что заставило его?
-Что может произойти с Юрой дальше?
-А Толя? Что он делает? Его реакция на отчаянные крики о помощи?
-Есть ли уверенность в счастливом конце?
-Что может произойти?
-Какие теперь варианты предположений мы можем внести на «дерево предположений»?
Меняем тему: «Как поступают мальчики?»
И т.д.
-Проверим свои предположения
Открываем и читаем третью часть
- Трудно ли пришлось Юре?
-Какой он?
-Совершил ли он подвиг?
-Думал ли он об этом?
-А что делал толя?
-Как можно объяснить его поведение?
- А теперь подумайте, как могут закончиться события?
Открываем и читаем 4 часть
- Какой Толя?
- О чем говорят его слова?
- Совершил ли он подвиг?
- Стало ли ему неловко, стыдно?
-Сможет ли он в своей жизни совершить такой героический поступок?
-Дружат ли эти мальчики?
-каким они вырастут?
III.Стадия рефлексии
-О чем заставил задуматься этот рассказ?
-Какой человек может совершить подвиг?
Возвращаемся к «дереву предсказаний»
-Что сбылось?
-Какие наши предположения не сбылись?
Дети высказывают свои впечатления о прочитанном.
Класс делится на 2-4 группы и получает задание: выразить свое отношение к главным героям (каждой группе свой герой).
Используем прием «синквейн»
Юра | Толя |
Внимательный, сосредоточенный | Мечтательный, рассеянный |
Остановился, помчался, вытащил | Суетился, кричал, бегал |
Всегда придет на помощь | Не хотим такого друга |
Герой | Трус |
IV. Д\з
Варианты:
Нарисовать 4 словесные картинки
Пересказать от первого лица, от свидетеля событий
Нарисовать главных героев, рассказать о них
Прием «Зигзаг»
Методическая ценность приема в самостоятельном изучении нового материала и взаимообучении.
Цель: каждый ученик, вне зависимости от его способностей, усваивает большой объем теоретического материала, всю работу на уроке учащиеся выполняют самостоятельно, на уроке царит сотрудничество и взаимопомощь.
Работа организуется следующим образом. Текст делится на части. Класс делится на несколько групп. В каждой группе столько детей, сколько частей в тексте. Дети в группе распределяются по номерам частей текста. Изучают свои мини-тексты. Потом собираются по номерам своих частей. Обсуждают, задают друг другу вопросы, пересказывают и, по мере готовности, возвращаются в свои группы. Теперь в своей группе рассказывают и объясняют свои части текста. Таким образом, текст выстраивается целиком и все дети готовы его пересказать и ответить на вопросы по тексту. Эту работу можно немного усложнять, добавляя другие приемы критического мышления.
Текст делится на 3-4 части и далее работа строится по методике приема «зигзаг»
«Инсерт» - метод маркировки текста по
мере его чтения.
I (interactive) Самоактивизирующая
N (noting) Разметка
S (system) В системе
E (effective) Для эффективного
R (reading) Чтения и
T (thinking) Размышления
Во время чтения текста ученики делают на полях пометки-значки, о которых договариваемся заранее, а после прочтения, дети заполняют таблицу, где пометки- значки станут заголовками граф таблицы. Туда кратко заносятся сведения из текста.
Сформулируем некоторые правила: «Как читать текст, сохраняя интерес к теме».
1.Делайте пометки.(предлагаем два варианта пометок)
Два значка: «+» и «v» или четыре значка: «+», «v», «-», «?»
«+»- новое
«v»- уже знал
«-»- думал иначе
«?»- не понял, есть вопросы
2. Ставьте значки по ходу чтения текста.
3. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше.
4. Прочтите текст еще раз, возможно количество значков увеличится.
5. Заполните таблицу «инсерт» . Количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
6. Обсудите свои записи.
Этот прием «работает» на стадии осмысления.
На уроке окружающего мира, при изучении темы «Ярослав Мудрый», дети самостоятельно работали с текстом «Книги», делая пометы на полях, использовали метод «маркировки»
Вот что у ученика получилось.
«v»-уже знал | «+»- новое | «-»- думал иначе | «?»- не понял, есть вопросы |
Писец писал гусиным пером, которое затачивал перочинным ножом; первые буквы особые: украшались узором, были красного цвета; новая мысль с красной строки | пергамент из кожи овец переплет деревянный украшали драгоценностями чернила из ржавого железа, сажи, чернильных орешков | Книги переписывались от руки (рукописные) | Каждая книга сокровище. Почему? |
Такая работа дает хорошие результаты.
Вот ещё один из приемов технологии развития критического мышления.
«Синквейн» (с французского – пятистишие)
1 строка – название стихотворения, тема – обычно существительное.
2 строка – описание темы, два прилагательных.
3 строка – действие, обычно три глагола, относящихся к теме.
4 строка – чувство, фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме.
5 строка – повторение сути, «синоним» первой строки, обычно существительное.
Обучение написанию стихотворения – синквейна проходит в несколько этапов.
- объяснение
- совместное написание
Подобные стихотворения пишут в парах, индивидуально. При написании самого первого синквейна, лексику можно подбирать и всем классом, а потом создать образец на доске.
Целью создания подобного стихотворения могут быть:
- отработка понятий.
Иго
Татарское, жестокое.
Пленит, пугает, душит.
Два века стонет Русь.
Ярмо.
Составили ученики после прохождения темы «Татаро- монгольское нашествие ».
На уроке «Окружающий мир» при изучении темы «Сердце» ученики составили синквейн.
Сердце.
Работоспособное,двухжелудочное.
Стучит, сжимается, качает.
Сердце – это важный орган.
Труженик.
- рефлексивная оценка пройденной темы
На уроке литературного чтения после изучения произведения А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» дети написали пятистишие.
Царь Додон.
Глупый, жадный.
Лежит, боится, обманывает.
Плохо иметь такого царя.
Обманщик.
Чаще всего этот прием используют на стадии рефлексии.
.
Сказки Пушкина.
Интересные, волшебные.
Читаю, думаю, удивляюсь.
Что за прелесть эти сказки!
Чудо!
Рефлексия– это то состояние, когда информацию пропускаешь через своё видение.
При рефлексии обязательно полученную информацию надо обращать в словесную, письменную форму, ибо только при этом процессе происходит гармония из хаоса мыслей, т.е. в процессе вербализации происходит осмысление новой информации. Именно на этой стадии учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.
«Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами некритическое мышление. Обдумывать вещь, размышлять, значит искать добавочных данных, новых фактов, которые разовьют мысль ».
ДЬЮИ 1909год
Ценным является знание, добытое своим трудом, то, которым можно поделиться с другими без опасения быть непонятым.
Эти синквейны дети написали после прочтения отдельных глав произведения Виктора Гюго «Козетта» на стадии рефлексии.
Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе, а также профессионального роста.
Приемы,которые способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.
Русский язык
Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.
Прием «Ошибкоопасное место»
Все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?», «Найди и исправь ошибки»
Прием «Лови ошибку»
Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.
На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами.
А вот в третьем и четвёртом классах этот приём я часто использую в викторинах, КВНах, например, в конкурсе капитанов.
А вот пример применения приёма «Лови ошибку» для создания проблемной ситуации. Например, на уроке при изучении темы «Удвоенные согласные» дети выполняют классификацию слов по типу орфограммы:
Беззаботный, коллективный, морковь, группа, Анна, аккуратный, лесной, осенний, дорога, конный, морской, улица, гнездо.
Слова «беззаботный», «осенний» и «конный» некоторыми детьми будут включены в группу удвоенные согласные в корне. Если это первый урок по теме, то возникает проблема: в каких же случаях пишутся удвоенные согласные? А если это этап первичного закрепления, то выявляются недочеты в усвоении темы.
Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа и работа над ошибками. Словарная работа ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ребята подбирают по ходу работы над словарными словами. В презентации использованы слова-ассоциации, которые подобрали дети.
Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно» - приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка
Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, урок чтения в 4 классе по рассказу М.Зощенко «Ёлка» может начаться с музыкальной композиции «Новый год» С.Лазарев (приём «Яркое пятно»). Или на уроке письма в 1 классе учитель спрашивает детей, знают ли они, что королевой букв является буква «и»? Или, например, можно начать урок закрепления знаний по теме: «Склонение имён существительных» с вопроса:
- А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к 3 склонению? (приём «Удивляй»)
- Это разноспрягаемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.
Удивить ребят (приём «Удивляй») можно, если собрать их творческие работы (рассказы, сказки, сочинения) и создать в программе Flip PDF электронную книгу и представить на уроке внеклассного чтения, например. Электронную книгу можно создавать совместно с детьми или в группах на уроках технологии и во внеклассной деятельности (Демонстрационный материал)
Используя данные можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний.
Способ «вхождения» в урок - прием "Отсроченная отгадка".
До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.
В технологии проблемного обучения "Отсроченная отгадка" рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.
«Метод кейсов»
В основе метода все та же проблемная ситуация. В чем же отличие кейс-метода от приема проблемной ситуации?
Во-первых, ситуация взята из жизни или приближенна к реальной.
Во-вторых, варианты решения проблемы предлагает учитель. Задача детей: выбрать наилучший и аргументировать свой выбор.
В-третьих, данный метод создает ситуацию успеха.
Пример фрагмента урока с использованием кейс-метода.
- Ребята, вы любите участвовать в конкурсах, а сегодня я предлагаю вам стать членами жюри конкурса сочинений «Удивительные кошки» и выбрать победителя в номинациях: «Лучший рассказчик», «Талантливый художник», «Мастер убеждения». В анализе работ вам поможет памятка «Типы текстов» и критерии оценивания творческих работ.
Прием «Проблемная ситуация»
Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.
Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чем дети не знают). Ребята получают задание:
- Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:
Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…
Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?
Учащиеся уже знакомы с понятием «омонимы». Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются «омофонами».
Приемы «Своя опора», «Ключевые слова», которые научат ребенка работать с информацией.
Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему на этапе закрепления знаний. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др. (Приложение 3)
- Предлагаю составить схему с ключевыми словами к теме «Глагол» (тема изучена, идёт закрепление знаний)
Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
В процессе обучения смысловому чтению младшие школьники должны научиться тексты:
• понимать;
• анализировать;
• сравнивать;
• видоизменять;
• генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи)
Виды смыслового чтения.
- Просмотровая (поиск конкретной информации или факта)
- Ознакомительное ( в тексте определяется главный смысл, ключевая информация)
- Изучающее (происходит поиск полной и точной информации, выделяется главное)
- Рефлексивное (самое вдумчивое, читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения)
Умения:
1 класс – ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела
2 класс – ориентироваться в учебнике: определять круг своего незнания
3 класс – ориентироваться в учебнике:
– планировать свою работу по изучению незнакомого материала
– самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала
– отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей
4 класс – ориентироваться в учебнике: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные доски, сеть Интернет).
Этапы:
- Смыслово-ориентирующий (работа с информацией)
- Содержательно-смысловой (переработка информации)
- Рефлексивно - личностный (использование информации для решения задач)
Тренинги для развития быстрого чтения Ткачёвой О.Н.
«Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов» «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» и др.
Приёмы «Чтение с остановками» и «Своя опора»
Сейчас, вам предлагается поработать в группах.
Правила работы в группе:
- перед работой нужно договориться, кто, что будет делать;
- не говорить всем сразу;
- стараться понять друг друга;
- смотреть на говорящего;
- возражая или соглашаясь с другим, обращаться лично к говорящему.
Задание 1: Прочитать рассказ-быль «Косточка» Л.Н.Толстого, составить схему к рассказу. (Приложение 2)
- - Зачем мать пересчитала сливы? Почему сказала отцу о том, что одной не хватает?
- - Как поступил отец Вани?
- - Чем мальчик выдал себя?
- – Почему Ваня заплакал?
- - Прочитайте то место в рассказе, которое вызвало у вас эмоциональный отклик.
- - Какие эмоции и чувства вы испытали?
Задание 2: Обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в рассказе.
Соблазн___________1
Стыд______________4
Проступок_________2
Отцовский урок____3
Задание 3: Какие признаки доказывают, что мы прочитали рассказ?
Задание 4: Вспомните другие поучительные рассказы. Оцените свою работу в группах.
Рассмотренные приемы и методы меняют отношение учеников к предмету и создают среду, способствующую формированию их учебных и социальных компетенций. Однако,знание приемов педагогической техники учителем не будет иметь должного эффекта, если приемы не будут использоваться в системе.
Формирование функциональной грамотности в начальной школе на уроках технологии
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (прежде всего осмысленно читать) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание не только на уроках литературного чтения, но и на уроках технологии.
Фрагмент урока.
Учитель. Рассмотрите работы, которые вы видите на экране. В какой технике выполнены эти работы? Слайд №1 презентации: на экран проецируются различные виды аппликаций.
Ученик. Эти работы выполнены в технике «аппликация»
Ребята, кто из вас знает, что такое аппликация?
Задание
Учитель. У вас на партах лежит текст «Аппликация». Прочитайте его внимательно.
Аппликация в переводе с латинского языка означает «прикладывание». Это очень древний вид искусства, интересный вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу, то есть фон. При этом основой может служить картон, дерево или плотная бумага. Аппликация относится к декоративно- прикладному искусству.
Учитель. Проверим понимание прочитанного текста. Переверните листочек с текстом. А сейчас мы поиграем в игру «Да», «Нет». Вы видите таблицу, где в первом столбце высказывания, а во втором и третьем столбце слова «Да», «Нет». Если вы с высказыванием согласны, то ставите галочку в столбце с ответом «да», если не согласны-в столбце со словом «нет» (умение работать с разными видами информации)
Аппликация-это прикладывание | Да | Нет |
Это современный вид искусства | ||
Основа аппликации - это фон | ||
Аппликации можно делать из кусочков ткани, кожи, бумаги | ||
Основой аппликации может быть тонкая бумага |
Учитель. (Взаимопроверка) Поменяйтесь листочками. Проверьте работу. Я вам буду называть правильные ответы, а вы ставьте «+», если ответ верный.
Задача уроков технологии в том, чтобы научить учащегося смотреть на мир под другим углом, дать понять, что он способен сориентироваться в ситуации и найти выход из нее самостоятельно, приобрести новые знания, правильно поставить цель и разработать план действий.
Фрагменты урока для создания условий по формированию функциональной грамотности:
- умение планировать, работать по плану
Задание
Учитель. На столе лежит конверт с цветными полосками, на которых написан план ваших действий по изготовлению аппликации. Попробуйте разложить эти полоски в нужной последовательности (работа в парах).
Выбрать подходящий фон (цвет картона) |
Нарисовать ствол берёзы на белой бумаге |
Оборвать лишнюю бумагу по контурным линиям |
Нарисовать на белой стороне зелёной бумаги листья и оборвать лишнюю бумагу по контуру |
Разложить аппликацию на основе |
Приклеить все части |
Нарисовать маркером ветви и почки берёзы |
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (исследования)
Задание на исследование
Учитель. Возьмите небольшой кусочек цветной бумаги и разорвите её в разных направлениях (вдоль и поперёк). Что получилось? (Обрывание делается небольшими отрезками. Если рвать бумагу по волокну, край будет более гладкий, если поперёк – более «стихийный», с белым ореолом.)
– У вас на столах лежат: ткань, фольга, картон. Попробуйте выполнить данный приём на этих материалах.
– Сделайте вывод.
– Какие особенности в изготовлении этой аппликации вы отметили? (Необходимо оставить белую полосу при обрывании бумаги.)
– Как этого добиться? Как нужно располагать пальцы, чтобы обрывание шло по нарисованной линии? (При обрывании по заранее нарисованному контуру пальцы должны располагаться вплотную к контуру с двух сторон.)
Формирование интегративных компонентов
функциональной грамотности младшего школьника
После проведения диагностики сформированности коммуникации как общение у младших школьников по методике М. Рожкова был выявлен средний уровень коммуникативных умений у ученика 3 класса, который характеризуется так:
2-й уровень (средний):
- младший школьник умеет слушать и слышать, участвует в коммуникативном общении по инициативе других, поддерживает диалог в конкретной деятельности;
- может бесконфликтно разрешить спорную ситуацию со сверстником.
По итогам диагностики было выяснено, что ученику нужно проявлять инициативу самому, поэтому ему предложены следующие рекомендации.
Ученик увлекается темой «Космос». Его команде перед днем Космонавтики будет предложена сюжетно-ролевая игра «Планета друзей». Ученик должен будет сам проявить инициативу: создать команду, распределить роли, продумать организацию рабочего места.
Описание игры
Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет. Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории. Дети, выполняя задания, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:
- придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.
- нарисовать выдуманную планету
- составить правила совместного проживания на планете.
- описать, какие события происходят на планете
- защитить свой проект
Еще одна сюжетно-ролевая игра «Я - журналист».
В классе выпускается газета «Буквознайка». Каждый номер на новую букву алфавита. Апрельский номер на букву «К» . Ученику будет предложено найти в классе детей, увлеченных темой «Космос», и оформить страничку «Самые интересные факты о космосе».
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития
Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что развивать коммуникативные умения и социальное поведение целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников.
В основу такой игры положен процесс ролевого общения учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал.
Работа в паре, группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в паре, в группе обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх и включаются в общую работу класса.
Задание «Графический диктант»
С первого класса дети очень любят писать графические диктанты. Все время слушали инструкцию учителя. Теперь можно предложить выполнить эту работу в паре Андрею и его однокласснику.
Цель: формировать умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру.
Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец графического диктанта на карточке, другому - лист бумаги в клетку, на котором надо изобразить рисунок под диктовку. Первый ребенок диктует, второй - действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на рисунок. После выполнения задания дети меняются ролями, изображая новый рисунок того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и изобразить один рисунок по образцу.
Материал: два листа с графическими диктантами, листы бумаги в клетку по количеству учащихся
Инструкция: «Сейчас мы будем выполнять графический диктант. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом рисунка, а другой - лист бумаги в клетку. Один будет диктовать, как рисунок, второй - выполнять его инструкции. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на рисунок нельзя. Сначала диктует один, потом вы поменяетесь ролями, диктовать будет другой.»
Задание «Совместная сортировка»
Цель: формировать умения договариваться, находить общее решение; умения аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
Описание задания: детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одному из Вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так».
Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.
Задание «Рукавички»
Цель: формировать умения согласовывать усилия в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, более всего подходит организация работы малыми группами. Такая работа менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой.
Дети учатся:
· отстаивать своё мнение;
· представлять работу группы;
· дискутировать;
· слушать внимательно друг друга;
· умение задавать вопросы;
· выслушивать другого.
Проблема развития коммуникативных умений у младших школьников очень актуальна. Уровень развития коммуникативных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и становление личности в целом
«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»
В.А. Сухомлинский
Список использованной литературы
О.З. Никитина. Влияние психофизиологических особенностей младшего школьника на успешность обучения: презентация
Ю.Б. Гиппенрейтер .Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, 2007
С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
И.В. Муштавинская. Технология развития критического мышления.- СПб.:ИРО «Смена»,2004, стр.37 – 40
С.Ехансон. Среди пеньков и шишек.– СПб.: «Союз художников», 1998
http://infourok.ru/prezentaciya-dlya-provedeniya-masterklassa
Статьи интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»
«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...
статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»
«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...
Статья "Применения эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС"
Статья рассказывает о технологиях критического мышления "зигзаг", "инсерт", "дерево предсказаний". Каждая технология рассматривается на конкретном материале урока....
Применение эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать учащимся ситуацию успеха:видеть в каждом ученике уникальную личность;помнить, что все дети талантливы;создавать "ситуацию успеха&qu...
«Применение эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время – залог успешного формирования функциональной грамотности у младших школьников»
В данной работе представлено описание моего педагогического опыта, раскрыты некоторые аспекты повышения эффективности уроков математики русского языка и окружающего мира, представлены методы фор...
Развитие функциональной грамотности у младших школьников на уроках математики и во внеурочное время
Развитие функциональной грамотности младших школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. Инновации в обучении математики связаны с актуализацией математической грамотности как с...