Формирование функциональной грамотности у младшего школьника средствами Яндекс. Учебника (из опыта работы)
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В статье учитель делится своим опытом работы по формированию функциональной грамотности средствами Яндекс.Учебника и приводит примеры конкретных заданий сервиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_marushinoy.docx | 358.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности у младшего школьника
средствами Яндекс. Учебника (из опыта работы)
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня.
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться
и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Понятие «функциональная грамотность» был создан ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда функциональная грамотность включала в себя умение читать и писать, используемое в повседневной жизни. С тех пор этот термин изменялся и дополнялся новыми компонентами.
Педагог и член-корреспондент РАО Наталья Виноградова в своей книге пишет: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию»[1]
Сегодня выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- коммуникативная грамотность (прежде всего это свободное владение всеми видами речевой деятельности)
- информационная грамотность (умение осуществлять поиск информации в любых источниках)
- деятельностная грамотность (способность ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где перед педагогом сегодня стоит очень важная задача: развивать умение каждого ребенка мыслить, опираясь на следующие логические приёмы – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Задача колоссальная, но как достичь её решения? Думающий учитель сегодня понимает, что развивать функциональную грамотность в школе нужно на протяжении всего обучения. Важно не «натаскивать» учеников на новый тип заданий, а учить работать с информацией в непривычной ситуации и применять знания для достижения цели.
Уже третий год в своей ежедневной работе я использую сервис Яндекс.Учебник, методисты которого, ориентируясь на международные исследования PIRLS, TIMSS, PISA, создали подборку заданий для развития читательской и математической грамотности учеников 1–5-х классов.
В прошлом учебном году для развития функциональной грамотности школьников на портале выбрали тему космоса. Сложность заданий здесь увеличивается не только за счет структуры текстов, но и за счет их содержания. От простых тем для детей 7–9 лет: животные в космосе, жизнь космонавтов, мы переходим к более сложным, требующим навыков абстрактного мышления: космические аппараты, Луна, космический мусор. Для удобства каждое задание содержит методические комментарии с подробным описанием умений, на которые направлено данное задание.
В 2020-2021учебном году я обучала первоклассников. Вот пример задания для формирования читательской грамотности в первом классе. В тексте нужно найти информацию и соотнести ее с рисунком. Само по себе это достаточно сложное умение. Но за счет того, что материал и уровень сложности текста подходит ученикам этого возраста, задание по силам первоклассникам.
Читательская грамотность включает в себя умение понимать и использовать прочитанное, соотносить информацию со своим опытом и знаниями, интерпретировать ее. Из опыта собственной педагогической деятельности могу сказать, что работу с заданиями Яндекс.Учебника стоит начинать с небольшого количества карточек. Не стоит забывать, что внимательное чтение требует от первоклашек больших усилий. Педагогу важно отслеживать движение и трудности, с которыми сталкиваются ученики. Если детям трудно, лучше выдать более простые карточки из этого класса. А если ученики справляются хорошо, не стоит спешить и забегать вперёд.
Ниже представлен пример задания на формирование математической грамотности для первого класса. Учащиеся получают опыт применения математики для решения проблемы. Заполняя пропуски в предложениях, дети учатся решать поставленную задачу по указанному плану, выполняют необходимые вычисления и дополняют вывод.
Очень важно настроить ребят на то, что задания интересные, но непростые, и их цель – научиться применять математику в необычных ситуациях. Опыт показывает, что дети обычно ошибаются в двух случаях: не могут подобрать способ решения или делают ошибку в вычислениях. В первом случае рекомендую выдавать детям более простые задания этой подборки. Если путь решения проблемы был выбран верно, но допущена ошибка в вычислениях, стоит повторить с учениками соответствующие правила. Для этого можно выдать из библиотеки Яндекс.Учебника карточки с более традиционными заданиями из основного раздела библиотеки.
Подводя итог сказанному, хочется отметить, что сервис Яндекс.Учебник отлично подходит для формирования функциональной грамотности у младших школьников. Важно только использовать его материалы систематически, а не от случая к случаю.
Регулярно в мире проходит оценивание функциональной грамотности школьников с помощью таких тестов, как PIRLS, TIMSS, PISA. Традиционно Россия находится в середине рейтинга PISA: 30-37 место из 74. Причины таких показателей – оторванность школьных заданий о реальности и недостаточное количество материалов для подготовки.
Разработать материалы для международного тестирования непросто – она должны соответствовать ряду критериев. Например, информация должна быть новой для школьников, но не привязанной к содержанию других предметов. Сами задания должны проектировать жизненную ситуацию и быть доступными для детского восприятия.
Радует, что методисты Яндекс.Учебника, на мой взгляд, прекрасно справляются с этой задачей и создают интересный продукт для успешного формирования функциональной грамотности у школьников. Рекомендую всем педагогам использовать портал в свой ежедневной работе!
[1] Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. – М. : Российский учебник, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение на платформе Яндекс Учебник. Из опыта работы.
В данной статье рассказывается как можно использовать онлайн платформу Яндекс Учебник при дистанционном обучении....
Формирование функциональной грамотности у младших школьников
Долгое время основное назначение функциональной грамотности ограничивалось идеей формирования элементарных знаний и умений, ценных в основном для человека, для его адаптации к окружающему миру. По мер...
«Применение современных эффективных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время – залог успешного формирования функциональной грамотности у младших школьников»
Формирование функциональной грамотности важная задача современного образования. В работе представлены образовательные технологии, которые помогают выполнить эту задачу....
«Применение эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время – залог успешного формирования функциональной грамотности у младших школьников»
В данной работе представлено описание моего педагогического опыта, раскрыты некоторые аспекты повышения эффективности уроков математики русского языка и окружающего мира, представлены методы фор...
Презентация "Использование PISA-пообных заданий на уроках математики для формирования функциональной грамотности у младших школьников
В презентации представлены конкретные задания, которые можно использовать на уроках математики в 3 - 4 классах для формирования или контроля сформированности математической грамотности....
Выступление на педагогическом совете "Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах (из опыта работы)"
Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершен...
Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах (из опыта работы)
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Функциональная грамотность младш...