Организация работы по формированию основ функциональной грамотности у младших школьников.
статья (3 класс)
Материал содержит текст выступления на региональной научно- практической конференции "Обновленные ФГОС: технологии реализации", в котором представлен опыт работы по формированию функциональной грамотности в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение из опыта работы по формированию функциональной грамотности в начальной школе. | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по формированию основ функциональной грамотности у младших школьников.
Образование – то, что остается после того,
когда забывается все, чему учили.
А. Эйнштейн
В обновлённых ФГОС НОО закреплено обеспечение возможности формирования функциональной грамотности обучающихся.
Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.
Основные направления формирования функциональной грамотности:
1.Математическая грамотность;
2.Читательская грамотность;
3.Естественнонаучная грамотность;
4.Финансовая грамотность
6.Глобальные компетенции;
6.Креативное мышление.
В начальной школе реализуются данные направления через работу учителя в рамках учебного процесса и во внеурочной деятельности. Поэтому у меня возникла потребность в рамках внеурочной деятельности организовать кружок по формированию функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем». Занятия проводятся с использованием Тренажера М.В. Буряк, С.А. Шейкиной.
Рассмотрим примеры организации работы по формированию основ функциональной грамотности у младших школьников.
Математическая грамотность – это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Одним из примеров по формированию математической грамотности на уроках математики в 3 классе могут быть задачи, например:
«От Москвы до Ставрополя поезд идет 28 ч, а самолет тратит в 14 раз меньше времени, чем поезд. Сколько часов экономит самолет для пассажира?»
После разбора условия задачи, детям задается вопрос «Что значит, сколько часов экономит самолет?». Экономия – это выгода. Значит, в задаче нужно узнать, на каком виде транспорта выгоднее добираться пассажиру. Как по - другому можно задать вопрос? – «На сколько меньше часов затратит пассажир при перелете на самолете?» Можно обсудить с детьми, на чем еще может сэкономить пассажир, выбирая способ передвижения. Например, на стоимости билета на разных видах транспорта.
Подобные задачи есть в учебнике, учитель должен увидеть в них связь с реальной жизнью.
Примером из Тренажера может быть задача на планирование семейного бюджета, которое начинается с подсчета доходов и определения обязательных расходов.
Следующим направлением является читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Важной составляющей формирования читательской грамотности, на мой взгляд, являются уроки русского языка по обучения связной письменной речи в начальной школе.
Еще до введения понятия функциональной грамотности я начала использовать в своей работе методику обучения связной письменной речи Щеголевой Галины Сергеевны. Эта методика остается современна и востребована и с введением обновленных ФГОС, так как закладывает основу работы с текстом при самостоятельном написании сочинений и изложений на второй ступени обучения.
Помимо предметных задач уроков развития речи по данной методике, создание письменных текстов, у детей формируется навык соблюдения социальных норм и правил, не исключая основ экологической культуры и ориентации в нравственном содержании поступков людей.
Пример из Тренажера: после знакомства с текстом про свечи детям предлагается заполнить кластер, записав виды свечей по назначению.
Следующее направление развития функциональной грамотности - естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно - научными идеями. Прежде всего, естественнонаучная грамотность в начальной школе формируется на уроках окружающего мира. Например, при изучении темы «Наше питание» в 3 классе ребятам предлагается изучить упаковки от различных продуктов, чтобы узнать, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в разных продуктах, и заполнить таблицу. Анализируем данные таблицы, выбирая продукты, в которых содержится большее количество тех или иных питательных веществ.
Продолжаем рассмотрение темы во внеурочной деятельности на занятии «Полезный кальций». Изучаем информацию о суточной потребности кальция в разном возрасте. Заполняем таблицу, анализируем и приходим к выводу о возрастных потребностях кальция у человека.
В каждой школе проводятся тренировочные эвакуации, инструктажи на случай возникновения ЧС, в том числе по пожарной безопасности. У ребят возник вопрос: «Зачем при эвакуации необходимо закрывать окна и двери?». Объяснить это мы смогли на практическом занятии при проведении опыта со свечой: накрыли зажженную свечу банкой, пламя погасло.
Читаем в Тренажере вывод: «Это происходит потому, что попавший в банку кислород выгорает, а значит, процесс горения заканчивается, так как он возможен только при наличии кислорода».
Таким образом, дети понимают, что при пожарной тревоге закрывают окна и двери в помещении во избежание распространения огня.
Следующее направление - финансовая грамотность – она включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков …. Материал по этой теме можно найти в учебниках по математике и окружающему миру при знакомстве с монетами, решении задач о покупке товаров, изучая раздел «Чему учит экономика?».
Недавно у ребят возникла необходимость пользоваться безналичной формой расчета пластиковой картой системы Глолайм при покупке буфетной продукции в школе. На практике дети вырабатывают навык обращения с этим видом расчета, а именно: обращаться с картой, рассчитывать сумму покупки, остаток, рационально использовать денежные средства.
Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Формирование глобальной компетентности начинается в начальной школе и проходит через урочную и внеурочную деятельность. Например, через участие в конкурсах и мероприятиях:
- акция «Письма солдатам»;
- «Дорожный калейдоскоп»;
- классный час «Конвенция по правам ребенка»;
- конкурс проектов «Мы - будущее России!: проект «Волшебные крышечки»;
- конкурсы «Мы в ответе за тех, кого приручили» и «Сын России»;
- Урок «Я – россиянин» ко Дню народного единства и многие другие.
Креативное мышление — это создание необычных и хороших решений исходной проблемы. По версии PISA, креативное мышление - это способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Это направление раскрывается через участие класса в олимпиадах, творческих конкурсах и проектах, выступлениях класса. Также, дети готовят творческие подарки к календарным праздникам.
В своем выступлении я упомянула об использовании опыта передовых педагогов, учебников, дополнительной литературы, а также обязательно использую для подготовки электронные ресурсы интерактивной образовательной онлайн – платформа Учи.ру». Еще в 1 классе ребята зарегистрированы на этой платформе.
Активно использую раздел «Мои задания», «Олимпиады», «Литературный кружок».
В разделе Портфолио доступны сертификаты и дипломы по результатам участия детей в олимпиадах, образовательных марафонах.
Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности у младших школьников
Долгое время основное назначение функциональной грамотности ограничивалось идеей формирования элементарных знаний и умений, ценных в основном для человека, для его адаптации к окружающему миру. По мер...
«Опыт работы по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности с применением дистанционных технологий»
Статья посвящена вопросу обучения правилам этикета как средства по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности. Данный материал заинтересует учител...
Формирование основ функциональной грамотности младших школьников
В статье раскрываются необходимость, сущность и способы формирования функциональной грамотности в начальной школе....
Формирование основ функциональной грамотности у младших школьников
В материале приведены примеры заданий по развитию функциональной грамотности у обучающихся начальных классов...
Статья "Формирование основ функциональной грамотности в начальной школе"
Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорост...
Формирование функциональной грамотности у младшего школьника средствами Яндекс. Учебника (из опыта работы)
В статье учитель делится своим опытом работы по формированию функциональной грамотности средствами Яндекс.Учебника и приводит примеры конкретных заданий сервиса....
Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников через игровую деятельность
Понятие «игра» можно определить следующим образом:Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором с...