Рабочая программа учебного курса "Окружающий мир" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Ольга Валерьевна Ермолина

Рабочая программа учебного курса "Окружающий мир" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №41 г. УЛАН-УДЭ»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/_________________________

Протокол № ___от «___» _______ 20___ г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________/Севрюкова М.А.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ № 41 г. Улан-Удэ»

______________________________________

Приказ №______от«___» _______ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

2021 – 2022 учебный год

Учитель:

Ермолина Ольга Валерьевна

Класс

4 «В»

Всего часов в год

68 ч

Всего часов в неделю

2 ч

г. Улан-Удэ,

2021-2022 уч. г.

Планируемые результаты изучения курса

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе являются формирование следующих умений:

Ученик научится

- определять органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья;

 - пользоваться правилами охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улицах и дорогах

- объяснять что такое  эволюция;

-  объяснять что такое окружающий мир и как человек познает природу, общество, самого себя;

 - объяснять основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

 - определять состояния и  свойства веществ; связи живой и  неживой природы;

- объяснять значение бережного отношения к воде и живой природе;  

 - историю развития авто- и мототранспорта и проблемы безопасности движения;

 название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут обучающиеся; родного города (села);

-  различать государственную символику России; государственные праздники;

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

 - основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе, транспорте);

 - историю возникновения и развития дорожных знаков;

 - дорожную разметку и её предназначение;

 - общие требования  по ПДД к водителям и велосипедистам;

- правила поведения на дороге, в пассажирском транспорте;

Ученик получит возможность научиться

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

 различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

применять полученные знания по ПДД в отрядах Юных инспекторов движения;

 - пользоваться  велосипедом как транспортным средством на дорогах;

различать предупредительные сигналы  транспортных средств;

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 4м классе является формирование следующих умений:

У обучающегося будут сформированы:

 • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

• умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

• чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

 • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;

• понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;

• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

• уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;

 • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;

• самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*; • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

 • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;

 • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий; 7

• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Ученик научится

 - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Ученик получит возможность научиться

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в

Регулятивные УУД:

Ученик научится

-  Решать проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков), работать в группе, в паре, самостоятельно

- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

 - осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;

- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

- сохранять учебную задачу в течение всего урока;

 - ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

- планировать свои действия;

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

 -контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Ученик получит возможность научиться

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

 - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Познавательные УУД:

Ученик научится

- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

 - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

-  понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-  осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

-  устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; -

 - строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

-  проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

-  ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

- моделировать экологические связи в природных сообществах.

.

Ученик получит возможность научиться

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

- Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг

Коммуникативные УУД:

Ученик научится

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Вступать в беседу на уроке и в жизни.

- включаться в диалог с учителем и сверстниками;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

Ученик получит возможность научиться

- Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

     - понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

      - интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

Воспитательные цели и задачи изучения  учебного предмета окружающий мир:

Гражданско-патриотического воспитания:

-  становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;

-  осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

-  сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

-  первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

 

Духовно-нравственного воспитания:

-  проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

-  применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

-  понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

-  использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

 Физического воспитания,

-  формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

-  соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);

-  приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

 Трудового воспитания:

-  осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

 Экологического воспитания:

-  осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Земля и человечество (9 ч.)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч.)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природ каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; иск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в не пустынь, в зоне субтропиков.

Родной край - часть большой страны (15 ч.)

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природ жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производстве экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории (6 ч.)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества; первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время.  Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

 Страницы истории Отечества (20 ч.)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV вв.

Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX -чале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (8 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль

контр.

раб.

практ.

раб.

проект.

Раб.

1.

Земля и человечество

9 ч.

1

1

2.

Природа России

10 ч.

1

3

3

Родной край – часть большой страны

15 ч.

1

1

1

4

Страницы Всемирной истории

6 ч.

1

5

Страницы истории России

20 ч.

1

1

1

6

Современная Россия

8 ч.

1

1

Календарно- тематическое планирование

уро

ка

Тема  раздела, урока

     

Планируемые     результаты

Дата

Личностные и воспитательные

УУД

метапредметные

предметные

план

факт

Земля и человечество (9 ч)

1

Мир глазами астронома.

Оценивать жизненные ситуации

П: определять причины явлений, собы тий. Р: Принимать и сохранять учебную задачу. К: высказывать свою точку зре ния и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

Познакомить уч-ся с нау кой, изучающей Вселен ную. Сформировать пред ставления о Вселенной, о размерах и природе  Солн ца; о планете Земля, о фор ме и размерах Земли.

4.09

2

Планеты Солнечной системы.

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражаю щееся в интересе к её  природе.

П: выявление существенных признаков объектов. Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном матери-але в сотрудничестве с учителем. К: делать выводы на основе обобщённых знаний.

Познакомить с планетами Солнечной системы, сфор мировать  представление о них; о смене на Земле дня и ночи, времен года.

8.09

3

Звёздное небо – великая книга Природы.

Осознание себя членом общества и  государст ва, чувство любви к ро дной стране, выражаю щееся в интересе к её  природе.

П:извлекать информацию, представлен ную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Р:учитывать выделенные учителем ориентиры дейст вия в новом учебном материале в сотру дничестве с учителем. К: высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать.

Дать представление о звёздах, учить  находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе.

11.09

4

Мир глазами географа.

Оценивать жизненные ситуации

П: Перерабатывать полученную инфор мацию: сравнивать и группировать фак ты и явления; определять причины явле ний, событий. Р: Планировать свои дей ствия в соответствии с поставленной за дачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане. К: Учитывать раз

ные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Сформировать представ ления о глобусе как моде ли Земли. Учить элемен тарным приёмам чтения плана, карты. Знать мате рики и океаны, их назва ния, расположение на глобусе и карте.

15.09

5

Мир глазами историка.

Осознание себя чле-ном общества и госу-дарства , чувство гордости и любви к родной стране.

Р:Планировать свои действия в соответст вии с поставленной задачей и ее реализа ции, в том числе во внутреннем плане

П:Перерабатывать полученную информа цию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, со бытий. К:Задавать вопросы, высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать.

 Дать представление об ок ружающем нас мире с точ ки зрения историков. Ис тория Отечества: отдель ные, наиболее важные и яркие исторические карти ны быта, труда, традиций людей в разные историче-ские времена.

18.09

6

Когда и где?

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражаю щееся в интересе к её  культуре, истории, на родам и желание участ вовать в ее делах и событиях.

Р: Планировать свои действия в соответ ствии с поставленной задачей и ее реа лизации, в том числе во внутреннем пла не.П:Перерабатывать полученную инфо рмацию: сравнивать и группировать фа кты и явления; определять причины яв лений, событий. К: высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать.

Познакомить детей с обоз начением дат историчес ких событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летоисчисление».

22.09

7

Мир глазами эколога.

Осознание  и приня-тие базовых общече-ловеческих ценно-стей.

Р:Планировать свои действия в соответ ствии с поставленной задачей и ее реа лизации, в том числе во внутреннем пла не сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.П:Формировать собственное мнение и позицию. К:  активное исполь зование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения комму никативных и познавательных задач.

Познакомить уч-ся с пос ледствиями влияния чело века на природу, экологи ческими проблемами, ко торые необходимо решать на современном этапе.

25.09

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

Установка на безопас ный здоровый образ жизни.В предложен ных ситуациях, опира ясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

П:Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К:Исполь

зовать речь для регуляции своего дейст вия. Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации.

Познакомить с объектами Всемирного наследия, правилами поведения в природе.

29.09

9

Международная Красная книга. Обобщение по разделу «Земля и человечество».

Формирование установ ки на безопасный, здо ровый образ жизни, нали чие мотивации к творчес кому труду, работе на ре зультат, бережному отно шению к материальным и духовным ценностям.

Р:Планировать свои действия в соответ ствии с поставленной задачей и ее реа лизации, в том числе во внутреннем пла не. П:Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К: Адекват но использовать речевые средства.

Познакомить с Междуна родной Красной книгой. Формировать убеждение о личной ответственности за состояние природы.

2.10

Природа России (10 ч)

10

Равнины и горы России.

Осознание себя чле ном общества и госу дарства , чувство люб ви к родной стране, выражающееся в инте ресе к её  природе.

Р:Принимать и сохранять учебную за дачу, учитывать выделенные учителем ориенти ры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изме нить свою точку зрения.        

Сформировать  представление о равнинах и горах; познакомить с  равнинами и горами на территории России.

6.10

11

Моря, озёра и реки России.

Формирование основ российской граждан ской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Р:Принимать и сохранять учебную зада чу,учитывать выделенные учителем ори ентиры действия в новом учебном мате риале в сотрудничестве с учителем. П:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обоб щённых знаний. К:Слушать других, пыта ться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.        

Сформировать у уч-ся  представление о водоёмах, их разнообразии, использо вании человеком.

9.10

12

Природные зоны России.

Развитие самостоятель ности и личной ответст венности за свои поступ ки, в том числе в инфор мационной деятельнос ти, на основе представле ний о нравственных нор мах, социальной справе дливости и свободе.

Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деяте льности, поиска средств её осуществле ния. П:  овладение логическими дейст виями сравнения, анализа, синтеза, обо бщения. К: определение общей цели и путей её достижения; умение договари ваться о распределении функций и ро лей в совместной деятельности.

Сформировать у уч-ся  представление о природ ных зонах, дать понятие поясности.

13.10

13

Зона Арктических пустынь.

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражаю щееся в интересе к её  природе, её  культуре , народам и желание уча ствовать в ее делах и событиях.

Р:Осознание  и принятие базовых обще человеческих ценностей. П:Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры дейст вия в новом учебном материале в сотру дничестве с учителем. К:Выявление су щественных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний.

Сформировать у уч-ся   представление о природ ной зоне арктических пустынь; особенностями природы, значении приро ды данной зоны для чело века, её использование.

16.10

14

Тундра.

Формирование целост ного, социально ориен тированного взгляда на мир в его органич ном единстве и разноо бразии природы.

П:Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюст рация и др.) К:Слушать других, пытать ся принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зре ния.Р: Выявление существенных приз наков объектов, делать выводы на осно ве обобщённых знаний.

Сформировать у учащих ся  представление о приро дной зоне тундры; ее геог рафическом положении, климатических  условиях, растительном и животном мире, деятельности чело-века.

20.10

15

Леса России.

Осознание  и принятие базовых общечелове ческих ценностей.

Р:Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П:Выявление су щественных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.        

Сформировать у учащих ся  представление о лес ной зоне; географическом положении зоны лесов, растительном и животном мире.

23.10

16

Лес и человек.

Осознание себя чле ном общества и госу дарства, чувство люб ви к родной стране, выражающееся в инте ресе к её  природе.

Р: Различать способ и результат дейст вия. П:Делать выводы на основе обоб щения знаний. К:Доносить свою пози цию до других: высказывать свою точ ку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Сформировать у уx- ся  пре дставление о роли леса в жи зни человека и природы; эко логических  проблемах леса, возникших по вине челове ка,  о бережном отношении человека к природе.

27.10

17

Зона степей.

Осознание  и принятие базовых общечелове ческих ценностей.

Р:Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П:Выявление суще ственных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать дру гую точку зрения, быть готовым из менить свою точку зрения.

Сформировать у учащих ся  представление о приро дной зоне степей; ее геог рафическом положении особенностях, животном  и растительном мире, об охране природы.

30.10

18

Пустыни.

Осознание себя членом общества и государства,  чувство любви к род ной стране, выражающееся в интересе к её  при роде, её  куль туре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Р:Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П:Добывать но вые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Сформировать у учащих ся  представление о при родной зоне пустыни; географическом положе нии, её особенностях.

10.11

19

У Черного моря.

Формирование уважитель ного отношения к иному мнению.

П: Добывать новые знания: извле кать информацию. Р: использование знаково-символических средств пре дставления информации для созда ния моделей изучаемых объектов и процессов. К:готовность слушать собеседника и вести диалог.

Сформировать у учащих ся  представление о суб тропической зоне Черно морского побережья Кав каза; географическом по ложении, особенностях и деятельности людей.

13.11

Родной край – часть большой страны (13 ч.)

20

Наш край. Поверхность нашего края.

Осознание себя членом об щества и государства, чув ство любви к родной стра не, выражающееся в инте ресе к её  природе, её  куль туре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Р:Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П:Добы вать новые знания: извлекать инфо рмацию, представленную в разных формах. К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять глав ное, отделять новое от известного.

Учить вести наблюдение в природе, сравнивать свой ства наблюдаемых объек тов, расширять знания о родном городе, селе. Пред ставление о поверхности родного края; работа с картой.

17.11

21

Водные богатства нашего края.

Осознание  и принятие базовых общечеловечес ких ценностей.

Р:Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа ре шения. П:Добывать новые знания: из влекать информацию, представленную в разных формах. К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

Расширять представления уч-ся о водоёмах нашего края; естественных и искусственных водоёмах, о их значении и охране.

20.11

22

Наши подземные богатства.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Р:овладение начальными сведения ми о сущности и особенностях объ ектов, процессов и явлений дейст вительности.  П:  освоение способов решения проблем творческого и по искового характера. К: излагать своё мнение и аргументировать свою точ ку зрения и оценку событий.

Практическое знакомство с полезными ископаемы ми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения.

24.11

23

Земля – кормилица.

Формирование целостного, социально ориентирован ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Р: Учитывать установленные прави ла в планировании и контроле спо соба решения. П:Перерабатывать полученную информацию: сравни вать и группировать факты и явле ния; определять причины явлений, событий. К:Доносить свою пози цию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосно вать, приводя аргументы.

Познакомить детей с раз

личными видами почв и их составом. Развивать умение наблюдать, выде лять характерные особен ности природных объек тов.

27.11

24

Жизнь леса.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.

Р:овладение базовыми предметны ми и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. П:Выявление сущест венных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Адекватно использовать речевые средства.

Познакомить  с разнооб разием лесных обитате лей, ярусами леса.

1.12

25

Жизнь луга.

Развитие  навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками.                

П:способность осознавать и оцени вать свои мысли и действия. К: ис пользование различных способов поиска, обработки и интерпретации информации. Р:формирование уме ния контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.        

Дать представление о луге, как природном сообществе.

4.12

26

Жизнь в пресных водах.

Формирование уважитель ного отношения к иному мнению.

П:самостоятельное выделение и фо рмулирование познавательной це ли. К:контроль, коррекция дейст вий партнера. Р:определение проме жуточных целей с учетом конечно го результата.

Сформировать представле ние о жизни пресного водоёма, растительном и животном мире, о роли человека.

8.12

27

Экскурсия в природные сообщества родного края.

Формирование целостно го, социально ориентиро ванного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависи мости от конкретных условий. К: владение форма ми речи в соответ ствии с нормами языка. Р:сличение способа действия и его результата.

Развивать  умение наблю дать за природой, познако мить с особенностями при родных сообществ края.

11.12

28

Наши проекты.

Развитие  навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками.

П:самостоятельное определение познавательной цели. К:использова ние речевых форм для решения ко ммуникативных и познавательных задач. Р:использование различных способов по и интерпретации ин формации.

Развивать навыки работы с информацией.

15.12

29

Растениеводство в нашем крае.

Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и поз воляют воспитывать береж ное к нему отношение.

П: соотносить результат деятельно сти с поставленной целью, опреде лять своё знание и незнание. К:стро ить речевое высказывание в устной и письменной форме. Р:использо вать речь для регуляции своего действия.

 Сформировать  представ ление уч-ся об отрасли с/х, роли растений в при роде и жизни людей, бере жном отношении челове ка к растениям.

18.12

30

Животноводство в нашем крае.

Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и поз воляют воспитывать береж ное к нему отношение.

П: осознанное и произвольное по строение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:фор мирование умения планировать, ко нтролировать и К:Развитие  навы ков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.                

Сформировать  представ ление уч-ся об отрасли с/х. Раскрыть  роль живо тных в жизни людей; бере жное отношение к живот  ным.

22.12

31

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

Принятие и освоение соци альной роли учащегося, ра звитие мотивов учебной деятельности и формирова ние личностного смысла учения.        

П:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу щественных признаков. К:умение владеть диалогической речью.Р:аде кватно использовать речевые сред ства для решения различных комму никативных задач.

Контроль усвоения и владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

24.12

32

Презентация проектов.

Развитие самостоятельнос ти и личной ответственнос ти.

П:поиск и выделение необходимой информации. К:инициативное сот

рудничество с учителем и сверст никами. Р:само и взаимооценка деятельности.        

Развивать познаватель ные, интеллектуально-уче бные умения; умение по льзоваться приобретенны ми знаниями в повседнев ной практической жизни.

25.12

Страницы всемирной истории (5 ч)

33

Начало истории человечества.

Осознание себя членом общества и государства,

чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам и жела ние участвовать в ее делах и событиях.

П:Формирование целостного, соци ально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. К:Развитие  навыков сотрудничества со взрос лыми и сверстниками. Р:Формиро вание уважительного отношения к иному мнению.

Дать уч-ся представление о первобытных людях.

12.01

34

Мир древности: далекий и близкий.

Оценивать жизненные ситуации.

П:самостоятельное определение и формулирование цели, умение вла деть диалогической речью. К:стро ить речевое высказывание в уст ной и  письменной речи. Р: прихо дить к общему решению в совмест ной деятельности.

Познакомить уч-ся с древ ним Египтом, Грецией, Римом.

15.01

35

Средние века: время рыцарей и замков.

В предложенных ситуаци ях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор.

П:.самостоятельное определение и формулирование цели. К:строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение владеть диалогической речью. Р:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив ных задач.

Формировать представле ние о Средневековье.

19.01

36

Новое время: встреча Европы и Америки.

Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

П:классификация объектов по выде ленным признакам. К:умение с  дос таточной полнотой и точностью вы ражать свои мысли. Р:оценивание качества и уровня усвоения знаний.

Познакомить уч-ся с выда ющимися людьми Нового времени, их изобретения ми, географическими от крытиями.

22.01

37

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Проявлять уважение к чу жому мнению, в том числе мнению сверстников.

П:.самостоятельное определение и формулирование цели. К:строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение владеть диалогической речью.Р:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив ных задач.

Познакомить уч-ся с открытиями ученых, знаменитыми людьми XX века.

26.01

Страницы истории России (20 ч)

38

Жизнь древних славян.

Развитие самостоятельно сти и личной ответствен ности за свои поступки.

П:соотносить результат деятельнос ти с поставленной целью, опреде лять своё знание и незнание. К:стро ить речевое высказывание в устной и письменной форме в соответст вии с поставленной задачей. Р:испо льзовать речь для регуляции своего действия.

Представление о жизни древних славян

29.01

39

Во времена Древней Руси.

Осознание себя членом общества и государства,

 чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам и жела ние участвовать в ее делах и событиях.

П: построение логической цепи рас суждений. Р: формирование уме ния планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соот ветствии с поставленной задачей. К:владение формами речи в соот ветствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Представление о Древней Руси, русских князьях

2.02

40

Страна городов.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

П:самостоятельное создание алгорит мов деятельности для решения проб лем творческого  и поискового харак тера. К: инициативное сотрудничество с учителем и классом. Р:составление плана и последовательности действий.

Представление о городах X-XI  века Киеве и Новгороде

5.02

41

Из книжной сокро-вищницы Древней Руси.

Принятие и освоение социа льной роли учащегося, разви тие мотивов учебной деятель ности и формирование лич ностного смысла учения.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависи мости от конкретных условий. К: владение форма ми речи в соответ ствии с нормами языка. Р:сличение способа действия и его результата.

Представление о возник новении славянской аз буки, появлении письмен ности на Руси;

9.02

42

Трудные времена на Русской земле.        

Формирование эстети ческих потребностей, ценностей и чувств.

П:смысловое чтение, рефлексия спосо бов и условий действия. К:владение формами речи в соответствии с норма ми языка. Р: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических со бытий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памят ников истории культуры.

12.02

43

Русь расправляет крылья.

        

Проявлять уважение к чу жому мнению, в том числе мнению сверстников.

П:подведение под понятие, анализ, сравнение, синтез. К: построение и применение  высказываний  для решения постав ленной  задачи. Р:взаимооценка деятельности.

Сформировать представ ления уч-ся о возрожде нии Руси.

16.02

44

Куликовская битва.

Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Р:Перерабатывать полученную ин формацию: сравнивать и группиро вать факты ; определять причины, событий. К:Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. П:Прояв лять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.                

Сформировать представ ления уч-ся о подвигах защитников Руси.

19.02

45

Иван Третий.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравствен ной отзывчивости.

П:моделирование.К: построение ре чевых высказываний в соответст вии с поставленной задачей. Р:самооценка деятельности.

Сформировать представле ния уч-ся о Москве времен Ивана III, сравнить ее со вре менем правления Ивана Ка литы и Дмитрия Донского.

24.02

46

Мастера печатных дел.

Формирование установки к работе на результат, бере жному отношению к мате риальным и духовным ценностям

Р:Проявлять познавательную ини циативу в учебном сотрудничестве. П:Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объек те.  К: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .

Сформировать представле ния уч-ся о появлении первой печатной книги н а Руси, книгопечатанья.

26.02

47

Патриоты России.

Осознание своей граждан ской идентичности, чувст ва патриотизма, уважение к культурному наследию  России.

П:выдвижение гипотез и их обосно вание. К:признавать возможность существования раз личных точек зрения и права каждого иметь свою. Р: умение работать в материа льной и ин формационной среде.

Сформировать представле ния уч-ся о патриотизме.

2.03

48

Петр Великий.

Развитие самостоятельно сти, самооценки.

Р:Самостоятельно учитывать выде ленные учителем ориентиры дейст вия в новом учебном материале        

П:Перерабатывать полученную ин формацию: сравнивать и группиро вать факты ; определять причины, событий.К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять глав ное, отделять новое от известного.

Сформировать представ ления уч-ся о времени правления Петра I , его реформах.

5.03

49

Михаил Васильевич Ломоносов.

Развитие этических чувств, понимания и сопе реживания чувствам дру гих людей.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:контроль, коррекция дейст вий партнера. Р:определение после довательности промежуточных це лей с учетом конечного результата.

Сформировать представ ления уч-ся о жизни и деятельности М.В. Ломо носова.

10.03

50

Екатерина Великая.

Принятие и освоение соци альной роли учащегося.

П:поиск и выделение необходимой информации. К:умение с достаточ ной полнотой выражать свои мыс ли. Р:постановка учеб ной задачи.

Сформировать представ ления уч-ся о жизни в Рос сии во времена правления Екатерины Великой.

12.03

51

Отечественная война 1812 года.

Оценивать жизненные си туации (поступки людей) с точки зрения общеприня тых норм и ценностей: учи ться отделять поступки от самого человека.

П:выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависи мости от конкретных условий. К:сотрудничество с классом. Р:сли чение способа действия и его резу льтата с данным эталоном.

Сформировать представле ния уч-ся о войне 1812 го да.

13.03

52

Страницы истории XIX века.

Основы гражданской иден тичности личности в фор ме осознания «Я» как граж данина России, чувства со причастности, гордости за свою Родину, народ и исто рию.

П:осознанное и произвольное пос троение речевого высказывания в устной и письменной форме. К:вла дение монологической и диалоги ческой речью. Р:составление плана и последовательности действий.

Сформировать представ ления уч-ся о жизни в XIX веке, о технических изобретениях того време ни.

16.03

53

Россия вступает в XX век.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей прави ла поведения (основы общече ловеческих нравственных ценностей).

П:самоопределение к деятельности. К:построение логической цепи рас суждений. Р:постановка учебной задачи.

Сформировать представле ния уч-ся о важнейших событиях в России в нача ле XX века.

19.03

54

Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

П:структуирование знаний. К:уме ние с достаточной полнотой выра жать свои мысли. Р:оценивание ка чества и уровня усвоения материала.

Сформировать представле ния уч-ся о жизни страны в 20-30-е годы.

2.04

55

Великая Отечественная война и Великая Победа.

Формирование чувства гор дости за свою Родину, рос сийский народ и историю России.

Р:Адекватно воспринимать предло жения и оценку учителей, товари щей, родителей и других людей. П:Строить сообщения в устной и письменной форме        К:Делать выво ды на основе обобщённых знаний.  

Сформировать представле ния уч-ся о Великой Отечественной войне.

6.04

56

Великая Отечественная война и Великая Победа. Курская дуга.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и исто рию России.

П:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависи мости от конкретных условий. К:владение формами речи  в соот ветствии с нормами языка. Р:поста новка учебной задачи.

Сформировать представле ния уч-ся о Великой Отечественной войне, ее героях, о битве на Курской дуге.

9.04

57

Страна, открывшая путь в космос. Наши проекты.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Р:Проявлять познавательную ини циативу в учебном сотрудничестве. П:Находить необходимую информа цию, как в учебнике, так и в слова рях и энциклопедиях. К:Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Сформировать представле ния уч-ся о жизни страны в послевоенное время.

13.04

Современная Россия (9+2ч)

58

Основной закон России и права человека.

Развитие самостоятельнос ти и личной ответственнос ти за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравствен ных нормах.

Р:Проявлять познавательную ини

циативу в учебном сотрудничестве

П:Отбирать необходимые для реше ния учебной задачи источники ин формации. К:Оформлять свои мыс ли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Дать представление о госу дарственном устройстве нашей страны, об основ ных документах, защища ющих права человека.

16.04

59

Мы - граждане России.

Формирование целостно го, социально ориентиро ванного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

П:самостоятельное выделение и фо рмулирование познавательной це ли, анализ, сравнение, классифика ция объектов по выделенным приз накам. К:инициативное сотрудни чество с учителем и классом. Р:постановка учебной задачи.

Формировать представле ние о том, что значит быть гражданином, о гла ве государства, Федераль ном собрании и их работе.

20.04

60

Славные символы России.

Формирование уважитель ного отношения к иному мнению, истории и культу ре других народов.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, уме ние выражать свои мысли в соответ ствии с поставленной задачей. Р:оценивание качества и уровня усвоения материала.

Формировать представле ние о государственных символах России.

23.04

61

Такие разные праздники.

Формирование эстетичес ких потребностей, ценнос тей и чувств.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависи мости от конкретных условий. К:владение монологической и диа логической формами речи в соот ветствии с поставленной задачей. Р: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Сформировать представле ние о праздника в России,  их различиях и особеннос тях.

27.04

62

Путешествие по России,  по Дальнему Востоку и Сибири.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

П: осознанное и произвольное пост роение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:фор мирование умения планировать, ко нтролировать и оценивать учебные действия. К: контроль и оценка действий  партнера.

Дать представление, на сколько наша страна велика, познакомить с народами, населяющими Россию, их обычаями.

30.04

63

По северу европейской части России.

Осознание своей этничес кой и национальной прина длежности.

П:самостоятельное определение по знавательной цели. К:использова ние речевых форм для решения ком муникативных и познавательных задач. Р:использование различных способов поиска (в справочных ис точниках), сбора, обработки, анали за, организации, передачи и интер претации информации.

Познакомить с городами европейской части Рос сии, их народами, обра зом жизни.

7.05

64

Драгоценное ожерелье старинных русских городов.

Формирование ценностей многонационального российского общества

П: осознанное и произвольное постро ение речевого высказывания в устной и письменной форме.  Р:активное испо льзование знаково-символических средств представления информации. К:использование  речевых средств для решения коммуникативных и познава тельных задач.

Познакомить с достопри мечательностями старин ных русских городов.

14.05

65

Резерв. 

Проверим себя и оценим свои достижения за второе  полугодие.

Принятие и освоение соци альной роли учащегося, ра звитие мотивов учебной деятельности и формирова ние личностного смысла учения.

П: самостоятельное выделение и формулирование цели, К: овладе ние способностью принимать и со хранять цели и задачи учебной де ятельности, поиска средств её осу ществления. Р: оценивание качест ва и уровня усвоения материала.

Проверить знания по изученным разделам.

18.05

66

Презентация проектов.

Принятие и освоение соци альной роли учащегося, ра звитие мотивов учебной деятельности и формиро вание личностного смысла учения.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходи мой информации. К: инициативное сотрудничество  с учителем и свер стниками. Р: составление плана и последовательности действий.

Формировать  умение самостоятельно работать, отстаивать свою точку зрения.

21.05

67

Резерв. 

Обобщающая игра «Крестики – нолики».

Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

П:самоопределение к деятельности. К:построение логической цепи рас суждений. Р:постановка учебной задачи.

Проверить знания уч-ся по разделам « Современная Россия», «Страницы исто рии России», «Страницы всемирной истории».

25.05

68

Резерв.

Обобщающий урок–игра. КВН.

Развитие умения не созда вать конфликтов и нахо дить выходы из спорных ситуаций.

П:анализ объектов с целью выделе ния их признаков. К:сотрудничест во со сверстниками .Р: самооценка деятельности.

Обобщение  и повторение знаний по разделам «Сов ременная Россия», «Стра ницы истории России».

28.05

Учебно-методическое пособие

1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс: учебник.  с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2018 г.

2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2018 г.

3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс. Тесты: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2018 г.

4. Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель для начальной школы / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2016 г.

5. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс: науч. дневник / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 2 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...