Рабочая программа учебного курса "Окружающий мир" 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа учебного курса "Окружающий мир" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учебного курса "Окружающий мир" 4 класс | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №41 г. УЛАН-УДЭ»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/_________________________ Протокол № ___от «___» _______ 20___ г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _________/Севрюкова М.А. | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ № 41 г. Улан-Удэ» ______________________________________ Приказ №______от«___» _______ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
2021 – 2022 учебный год
Учитель: | Ермолина Ольга Валерьевна | ||
Класс | 4 «В» | ||
Всего часов в год | 68 ч | ||
Всего часов в неделю | 2 ч |
г. Улан-Удэ,
2021-2022 уч. г.
Планируемые результаты изучения курса
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе являются формирование следующих умений:
Ученик научится
- определять органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья;
- пользоваться правилами охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улицах и дорогах
- объяснять что такое эволюция;
- объяснять что такое окружающий мир и как человек познает природу, общество, самого себя;
- объяснять основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
- определять состояния и свойства веществ; связи живой и неживой природы;
- объяснять значение бережного отношения к воде и живой природе;
- историю развития авто- и мототранспорта и проблемы безопасности движения;
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут обучающиеся; родного города (села);
- различать государственную символику России; государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе, транспорте);
- историю возникновения и развития дорожных знаков;
- дорожную разметку и её предназначение;
- общие требования по ПДД к водителям и велосипедистам;
- правила поведения на дороге, в пассажирском транспорте;
Ученик получит возможность научиться
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
- применять полученные знания по ПДД в отрядах Юных инспекторов движения;
- пользоваться велосипедом как транспортным средством на дорогах;
- различать предупредительные сигналы транспортных средств;
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 4м классе является формирование следующих умений:
У обучающегося будут сформированы:
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
• умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
• чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
• осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
• понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
• уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;
• осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
• самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*; • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
• этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий; 7
• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Ученик научится
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Ученик получит возможность научиться
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в
Регулятивные УУД:
Ученик научится
- Решать проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков), работать в группе, в паре, самостоятельно
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
- планировать свои действия;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Ученик получит возможность научиться
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Познавательные УУД:
Ученик научится
- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; -
- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
- ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
- моделировать экологические связи в природных сообществах.
.
Ученик получит возможность научиться
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг
Коммуникативные УУД:
Ученик научится
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
Ученик получит возможность научиться
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
Воспитательные цели и задачи изучения учебного предмета окружающий мир:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания,
- формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Земля и человечество (9 ч.)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч.)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природ каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; иск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в не пустынь, в зоне субтропиков.
Родной край - часть большой страны (15 ч.)
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природ жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производстве экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы Всемирной истории (6 ч.)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества; первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч.)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV вв.
Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.
Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX -чале XX вв.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (8 ч)
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль | ||
контр. раб. | практ. раб. | проект. Раб. | |||
1. | Земля и человечество | 9 ч. | 1 | 1 | |
2. | Природа России | 10 ч. | 1 | 3 | |
3 | Родной край – часть большой страны | 15 ч. | 1 | 1 | 1 |
4 | Страницы Всемирной истории | 6 ч. | 1 | ||
5 | Страницы истории России | 20 ч. | 1 | 1 | 1 |
6 | Современная Россия | 8 ч. | 1 | 1 |
Календарно- тематическое планирование
№ уро ка | Тема раздела, урока |
Планируемые результаты | Дата | ||||
Личностные и воспитательные | УУД метапредметные | предметные | план | факт | |||
Земля и человечество (9 ч) | |||||||
1 | Мир глазами астронома. | Оценивать жизненные ситуации | П: определять причины явлений, собы тий. Р: Принимать и сохранять учебную задачу. К: высказывать свою точку зре ния и пытаться её обосновать, приводя аргументы; | Познакомить уч-ся с нау кой, изучающей Вселен ную. Сформировать пред ставления о Вселенной, о размерах и природе Солн ца; о планете Земля, о фор ме и размерах Земли. | 4.09 | ||
2 | Планеты Солнечной системы. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражаю щееся в интересе к её природе. | П: выявление существенных признаков объектов. Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном матери-але в сотрудничестве с учителем. К: делать выводы на основе обобщённых знаний. | Познакомить с планетами Солнечной системы, сфор мировать представление о них; о смене на Земле дня и ночи, времен года. | 8.09 | ||
3 | Звёздное небо – великая книга Природы. | Осознание себя членом общества и государст ва, чувство любви к ро дной стране, выражаю щееся в интересе к её природе. | П:извлекать информацию, представлен ную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Р:учитывать выделенные учителем ориентиры дейст вия в новом учебном материале в сотру дничестве с учителем. К: высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать. | Дать представление о звёздах, учить находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе. | 11.09 | ||
4 | Мир глазами географа. | Оценивать жизненные ситуации | П: Перерабатывать полученную инфор мацию: сравнивать и группировать фак ты и явления; определять причины явле ний, событий. Р: Планировать свои дей ствия в соответствии с поставленной за дачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане. К: Учитывать раз ные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Сформировать представ ления о глобусе как моде ли Земли. Учить элемен тарным приёмам чтения плана, карты. Знать мате рики и океаны, их назва ния, расположение на глобусе и карте. | 15.09 | ||
5 | Мир глазами историка. | Осознание себя чле-ном общества и госу-дарства , чувство гордости и любви к родной стране. | Р:Планировать свои действия в соответст вии с поставленной задачей и ее реализа ции, в том числе во внутреннем плане П:Перерабатывать полученную информа цию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, со бытий. К:Задавать вопросы, высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать. | Дать представление об ок ружающем нас мире с точ ки зрения историков. Ис тория Отечества: отдель ные, наиболее важные и яркие исторические карти ны быта, труда, традиций людей в разные историче-ские времена. | 18.09 | ||
6 | Когда и где? | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражаю щееся в интересе к её культуре, истории, на родам и желание участ вовать в ее делах и событиях. | Р: Планировать свои действия в соответ ствии с поставленной задачей и ее реа лизации, в том числе во внутреннем пла не.П:Перерабатывать полученную инфо рмацию: сравнивать и группировать фа кты и явления; определять причины яв лений, событий. К: высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать. | Познакомить детей с обоз начением дат историчес ких событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летоисчисление». | 22.09 | ||
7 | Мир глазами эколога. | Осознание и приня-тие базовых общече-ловеческих ценно-стей. | Р:Планировать свои действия в соответ ствии с поставленной задачей и ее реа лизации, в том числе во внутреннем пла не сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.П:Формировать собственное мнение и позицию. К: активное исполь зование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения комму никативных и познавательных задач. | Познакомить уч-ся с пос ледствиями влияния чело века на природу, экологи ческими проблемами, ко торые необходимо решать на современном этапе. | 25.09 | ||
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. | Установка на безопас ный здоровый образ жизни.В предложен ных ситуациях, опира ясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | П:Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К:Исполь зовать речь для регуляции своего дейст вия. Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации. | Познакомить с объектами Всемирного наследия, правилами поведения в природе. | 29.09 | ||
9 | Международная Красная книга. Обобщение по разделу «Земля и человечество». | Формирование установ ки на безопасный, здо ровый образ жизни, нали чие мотивации к творчес кому труду, работе на ре зультат, бережному отно шению к материальным и духовным ценностям. | Р:Планировать свои действия в соответ ствии с поставленной задачей и ее реа лизации, в том числе во внутреннем пла не. П:Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К: Адекват но использовать речевые средства. | Познакомить с Междуна родной Красной книгой. Формировать убеждение о личной ответственности за состояние природы. | 2.10 | ||
Природа России (10 ч) | |||||||
10 | Равнины и горы России. | Осознание себя чле ном общества и госу дарства , чувство люб ви к родной стране, выражающееся в инте ресе к её природе. | Р:Принимать и сохранять учебную за дачу, учитывать выделенные учителем ориенти ры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изме нить свою точку зрения. | Сформировать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на территории России. | 6.10 | ||
11 | Моря, озёра и реки России. | Формирование основ российской граждан ской идентичности, чувства гордости за свою Родину. | Р:Принимать и сохранять учебную зада чу,учитывать выделенные учителем ори ентиры действия в новом учебном мате риале в сотрудничестве с учителем. П:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обоб щённых знаний. К:Слушать других, пыта ться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Сформировать у уч-ся представление о водоёмах, их разнообразии, использо вании человеком. | 9.10 | ||
12 | Природные зоны России. | Развитие самостоятель ности и личной ответст венности за свои поступ ки, в том числе в инфор мационной деятельнос ти, на основе представле ний о нравственных нор мах, социальной справе дливости и свободе. | Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деяте льности, поиска средств её осуществле ния. П: овладение логическими дейст виями сравнения, анализа, синтеза, обо бщения. К: определение общей цели и путей её достижения; умение договари ваться о распределении функций и ро лей в совместной деятельности. | Сформировать у уч-ся представление о природ ных зонах, дать понятие поясности. | 13.10 | ||
13 | Зона Арктических пустынь. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражаю щееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание уча ствовать в ее делах и событиях. | Р:Осознание и принятие базовых обще человеческих ценностей. П:Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры дейст вия в новом учебном материале в сотру дничестве с учителем. К:Выявление су щественных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. | Сформировать у уч-ся представление о природ ной зоне арктических пустынь; особенностями природы, значении приро ды данной зоны для чело века, её использование. | 16.10 | ||
14 | Тундра. | Формирование целост ного, социально ориен тированного взгляда на мир в его органич ном единстве и разноо бразии природы. | П:Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюст рация и др.) К:Слушать других, пытать ся принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зре ния.Р: Выявление существенных приз наков объектов, делать выводы на осно ве обобщённых знаний. | Сформировать у учащих ся представление о приро дной зоне тундры; ее геог рафическом положении, климатических условиях, растительном и животном мире, деятельности чело-века. | 20.10 | ||
15 | Леса России. | Осознание и принятие базовых общечелове ческих ценностей. | Р:Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П:Выявление су щественных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Сформировать у учащих ся представление о лес ной зоне; географическом положении зоны лесов, растительном и животном мире. | 23.10 | ||
16 | Лес и человек. | Осознание себя чле ном общества и госу дарства, чувство люб ви к родной стране, выражающееся в инте ресе к её природе. | Р: Различать способ и результат дейст вия. П:Делать выводы на основе обоб щения знаний. К:Доносить свою пози цию до других: высказывать свою точ ку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Сформировать у уx- ся пре дставление о роли леса в жи зни человека и природы; эко логических проблемах леса, возникших по вине челове ка, о бережном отношении человека к природе. | 27.10 | ||
17 | Зона степей. | Осознание и принятие базовых общечелове ческих ценностей. | Р:Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П:Выявление суще ственных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать дру гую точку зрения, быть готовым из менить свою точку зрения. | Сформировать у учащих ся представление о приро дной зоне степей; ее геог рафическом положении особенностях, животном и растительном мире, об охране природы. | 30.10 | ||
18 | Пустыни. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к род ной стране, выражающееся в интересе к её при роде, её куль туре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | Р:Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П:Добывать но вые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Сформировать у учащих ся представление о при родной зоне пустыни; географическом положе нии, её особенностях. | 10.11 | ||
19 | У Черного моря. | Формирование уважитель ного отношения к иному мнению. | П: Добывать новые знания: извле кать информацию. Р: использование знаково-символических средств пре дставления информации для созда ния моделей изучаемых объектов и процессов. К:готовность слушать собеседника и вести диалог. | Сформировать у учащих ся представление о суб тропической зоне Черно морского побережья Кав каза; географическом по ложении, особенностях и деятельности людей. | 13.11 | ||
Родной край – часть большой страны (13 ч.) | |||||||
20 | Наш край. Поверхность нашего края. | Осознание себя членом об щества и государства, чув ство любви к родной стра не, выражающееся в инте ресе к её природе, её куль туре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | Р:Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П:Добы вать новые знания: извлекать инфо рмацию, представленную в разных формах. К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять глав ное, отделять новое от известного. | Учить вести наблюдение в природе, сравнивать свой ства наблюдаемых объек тов, расширять знания о родном городе, селе. Пред ставление о поверхности родного края; работа с картой. | 17.11 | ||
21 | Водные богатства нашего края. | Осознание и принятие базовых общечеловечес ких ценностей. | Р:Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа ре шения. П:Добывать новые знания: из влекать информацию, представленную в разных формах. К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | Расширять представления уч-ся о водоёмах нашего края; естественных и искусственных водоёмах, о их значении и охране. | 20.11 | ||
22 | Наши подземные богатства. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Р:овладение начальными сведения ми о сущности и особенностях объ ектов, процессов и явлений дейст вительности. П: освоение способов решения проблем творческого и по искового характера. К: излагать своё мнение и аргументировать свою точ ку зрения и оценку событий. | Практическое знакомство с полезными ископаемы ми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения. | 24.11 | ||
23 | Земля – кормилица. | Формирование целостного, социально ориентирован ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Р: Учитывать установленные прави ла в планировании и контроле спо соба решения. П:Перерабатывать полученную информацию: сравни вать и группировать факты и явле ния; определять причины явлений, событий. К:Доносить свою пози цию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосно вать, приводя аргументы. | Познакомить детей с раз личными видами почв и их составом. Развивать умение наблюдать, выде лять характерные особен ности природных объек тов. | 27.11 | ||
24 | Жизнь леса. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду. | Р:овладение базовыми предметны ми и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. П:Выявление сущест венных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Адекватно использовать речевые средства. | Познакомить с разнооб разием лесных обитате лей, ярусами леса. | 1.12 | ||
25 | Жизнь луга. | Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками. | П:способность осознавать и оцени вать свои мысли и действия. К: ис пользование различных способов поиска, обработки и интерпретации информации. Р:формирование уме ния контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Дать представление о луге, как природном сообществе. | 4.12 | ||
26 | Жизнь в пресных водах. | Формирование уважитель ного отношения к иному мнению. | П:самостоятельное выделение и фо рмулирование познавательной це ли. К:контроль, коррекция дейст вий партнера. Р:определение проме жуточных целей с учетом конечно го результата. | Сформировать представле ние о жизни пресного водоёма, растительном и животном мире, о роли человека. | 8.12 | ||
27 | Экскурсия в природные сообщества родного края. | Формирование целостно го, социально ориентиро ванного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависи мости от конкретных условий. К: владение форма ми речи в соответ ствии с нормами языка. Р:сличение способа действия и его результата. | Развивать умение наблю дать за природой, познако мить с особенностями при родных сообществ края. | 11.12 | ||
28 | Наши проекты. | Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками. | П:самостоятельное определение познавательной цели. К:использова ние речевых форм для решения ко ммуникативных и познавательных задач. Р:использование различных способов по и интерпретации ин формации. | Развивать навыки работы с информацией. | 15.12 | ||
29 | Растениеводство в нашем крае. | Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и поз воляют воспитывать береж ное к нему отношение. | П: соотносить результат деятельно сти с поставленной целью, опреде лять своё знание и незнание. К:стро ить речевое высказывание в устной и письменной форме. Р:использо вать речь для регуляции своего действия. | Сформировать представ ление уч-ся об отрасли с/х, роли растений в при роде и жизни людей, бере жном отношении челове ка к растениям. | 18.12 | ||
30 | Животноводство в нашем крае. | Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и поз воляют воспитывать береж ное к нему отношение. | П: осознанное и произвольное по строение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:фор мирование умения планировать, ко нтролировать и К:Развитие навы ков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | Сформировать представ ление уч-ся об отрасли с/х. Раскрыть роль живо тных в жизни людей; бере жное отношение к живот ным. | 22.12 | ||
31 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | Принятие и освоение соци альной роли учащегося, ра звитие мотивов учебной деятельности и формирова ние личностного смысла учения. | П:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу щественных признаков. К:умение владеть диалогической речью.Р:аде кватно использовать речевые сред ства для решения различных комму никативных задач. | Контроль усвоения и владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | 24.12 | ||
32 | Презентация проектов. | Развитие самостоятельнос ти и личной ответственнос ти. | П:поиск и выделение необходимой информации. К:инициативное сот рудничество с учителем и сверст никами. Р:само и взаимооценка деятельности. | Развивать познаватель ные, интеллектуально-уче бные умения; умение по льзоваться приобретенны ми знаниями в повседнев ной практической жизни. | 25.12 | ||
Страницы всемирной истории (5 ч) | |||||||
33 | Начало истории человечества. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и жела ние участвовать в ее делах и событиях. | П:Формирование целостного, соци ально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. К:Развитие навыков сотрудничества со взрос лыми и сверстниками. Р:Формиро вание уважительного отношения к иному мнению. | Дать уч-ся представление о первобытных людях. | 12.01 | ||
34 | Мир древности: далекий и близкий. | Оценивать жизненные ситуации. | П:самостоятельное определение и формулирование цели, умение вла деть диалогической речью. К:стро ить речевое высказывание в уст ной и письменной речи. Р: прихо дить к общему решению в совмест ной деятельности. | Познакомить уч-ся с древ ним Египтом, Грецией, Римом. | 15.01 | ||
35 | Средние века: время рыцарей и замков. | В предложенных ситуаци ях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор. | П:.самостоятельное определение и формулирование цели. К:строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение владеть диалогической речью. Р:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив ных задач. | Формировать представле ние о Средневековье. | 19.01 | ||
36 | Новое время: встреча Европы и Америки. | Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. | П:классификация объектов по выде ленным признакам. К:умение с дос таточной полнотой и точностью вы ражать свои мысли. Р:оценивание качества и уровня усвоения знаний. | Познакомить уч-ся с выда ющимися людьми Нового времени, их изобретения ми, географическими от крытиями. | 22.01 | ||
37 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | Проявлять уважение к чу жому мнению, в том числе мнению сверстников. | П:.самостоятельное определение и формулирование цели. К:строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение владеть диалогической речью.Р:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив ных задач. | Познакомить уч-ся с открытиями ученых, знаменитыми людьми XX века. | 26.01 | ||
Страницы истории России (20 ч) | |||||||
38 | Жизнь древних славян. | Развитие самостоятельно сти и личной ответствен ности за свои поступки. | П:соотносить результат деятельнос ти с поставленной целью, опреде лять своё знание и незнание. К:стро ить речевое высказывание в устной и письменной форме в соответст вии с поставленной задачей. Р:испо льзовать речь для регуляции своего действия. | Представление о жизни древних славян | 29.01 | ||
39 | Во времена Древней Руси. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и жела ние участвовать в ее делах и событиях. | П: построение логической цепи рас суждений. Р: формирование уме ния планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соот ветствии с поставленной задачей. К:владение формами речи в соот ветствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. | Представление о Древней Руси, русских князьях | 2.02 | ||
40 | Страна городов. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | П:самостоятельное создание алгорит мов деятельности для решения проб лем творческого и поискового харак тера. К: инициативное сотрудничество с учителем и классом. Р:составление плана и последовательности действий. | Представление о городах X-XI века Киеве и Новгороде | 5.02 | ||
41 | Из книжной сокро-вищницы Древней Руси. | Принятие и освоение социа льной роли учащегося, разви тие мотивов учебной деятель ности и формирование лич ностного смысла учения. | П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависи мости от конкретных условий. К: владение форма ми речи в соответ ствии с нормами языка. Р:сличение способа действия и его результата. | Представление о возник новении славянской аз буки, появлении письмен ности на Руси; | 9.02 | ||
42 | Трудные времена на Русской земле. | Формирование эстети ческих потребностей, ценностей и чувств. | П:смысловое чтение, рефлексия спосо бов и условий действия. К:владение формами речи в соответствии с норма ми языка. Р: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических со бытий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памят ников истории культуры. | 12.02 | ||
43 | Русь расправляет крылья.
| Проявлять уважение к чу жому мнению, в том числе мнению сверстников. | П:подведение под понятие, анализ, сравнение, синтез. К: построение и применение высказываний для решения постав ленной задачи. Р:взаимооценка деятельности. | Сформировать представ ления уч-ся о возрожде нии Руси. | 16.02 | ||
44 | Куликовская битва. | Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. | Р:Перерабатывать полученную ин формацию: сравнивать и группиро вать факты ; определять причины, событий. К:Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. П:Прояв лять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Сформировать представ ления уч-ся о подвигах защитников Руси. | 19.02 | ||
45 | Иван Третий. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравствен ной отзывчивости. | П:моделирование.К: построение ре чевых высказываний в соответст вии с поставленной задачей. Р:самооценка деятельности. | Сформировать представле ния уч-ся о Москве времен Ивана III, сравнить ее со вре менем правления Ивана Ка литы и Дмитрия Донского. | 24.02 | ||
46 | Мастера печатных дел. | Формирование установки к работе на результат, бере жному отношению к мате риальным и духовным ценностям | Р:Проявлять познавательную ини циативу в учебном сотрудничестве. П:Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объек те. К: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи . | Сформировать представле ния уч-ся о появлении первой печатной книги н а Руси, книгопечатанья. | 26.02 | ||
47 | Патриоты России. | Осознание своей граждан ской идентичности, чувст ва патриотизма, уважение к культурному наследию России. | П:выдвижение гипотез и их обосно вание. К:признавать возможность существования раз личных точек зрения и права каждого иметь свою. Р: умение работать в материа льной и ин формационной среде. | Сформировать представле ния уч-ся о патриотизме. | 2.03 | ||
48 | Петр Великий. | Развитие самостоятельно сти, самооценки. | Р:Самостоятельно учитывать выде ленные учителем ориентиры дейст вия в новом учебном материале П:Перерабатывать полученную ин формацию: сравнивать и группиро вать факты ; определять причины, событий.К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять глав ное, отделять новое от известного. | Сформировать представ ления уч-ся о времени правления Петра I , его реформах. | 5.03 | ||
49 | Михаил Васильевич Ломоносов. | Развитие этических чувств, понимания и сопе реживания чувствам дру гих людей. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:контроль, коррекция дейст вий партнера. Р:определение после довательности промежуточных це лей с учетом конечного результата. | Сформировать представ ления уч-ся о жизни и деятельности М.В. Ломо носова. | 10.03 | ||
50 | Екатерина Великая. | Принятие и освоение соци альной роли учащегося. | П:поиск и выделение необходимой информации. К:умение с достаточ ной полнотой выражать свои мыс ли. Р:постановка учеб ной задачи. | Сформировать представ ления уч-ся о жизни в Рос сии во времена правления Екатерины Великой. | 12.03 | ||
51 | Отечественная война 1812 года. | Оценивать жизненные си туации (поступки людей) с точки зрения общеприня тых норм и ценностей: учи ться отделять поступки от самого человека. | П:выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависи мости от конкретных условий. К:сотрудничество с классом. Р:сли чение способа действия и его резу льтата с данным эталоном. | Сформировать представле ния уч-ся о войне 1812 го да. | 13.03 | ||
52 | Страницы истории XIX века. | Основы гражданской иден тичности личности в фор ме осознания «Я» как граж данина России, чувства со причастности, гордости за свою Родину, народ и исто рию. | П:осознанное и произвольное пос троение речевого высказывания в устной и письменной форме. К:вла дение монологической и диалоги ческой речью. Р:составление плана и последовательности действий. | Сформировать представ ления уч-ся о жизни в XIX веке, о технических изобретениях того време ни. | 16.03 | ||
53 | Россия вступает в XX век. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей прави ла поведения (основы общече ловеческих нравственных ценностей). | П:самоопределение к деятельности. К:построение логической цепи рас суждений. Р:постановка учебной задачи. | Сформировать представле ния уч-ся о важнейших событиях в России в нача ле XX века. | 19.03 | ||
54 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | П:структуирование знаний. К:уме ние с достаточной полнотой выра жать свои мысли. Р:оценивание ка чества и уровня усвоения материала. | Сформировать представле ния уч-ся о жизни страны в 20-30-е годы. | 2.04 | ||
55 | Великая Отечественная война и Великая Победа. | Формирование чувства гор дости за свою Родину, рос сийский народ и историю России. | Р:Адекватно воспринимать предло жения и оценку учителей, товари щей, родителей и других людей. П:Строить сообщения в устной и письменной форме К:Делать выво ды на основе обобщённых знаний. | Сформировать представле ния уч-ся о Великой Отечественной войне. | 6.04 | ||
56 | Великая Отечественная война и Великая Победа. Курская дуга. | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и исто рию России. | П:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависи мости от конкретных условий. К:владение формами речи в соот ветствии с нормами языка. Р:поста новка учебной задачи. | Сформировать представле ния уч-ся о Великой Отечественной войне, ее героях, о битве на Курской дуге. | 9.04 | ||
57 | Страна, открывшая путь в космос. Наши проекты. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Р:Проявлять познавательную ини циативу в учебном сотрудничестве. П:Находить необходимую информа цию, как в учебнике, так и в слова рях и энциклопедиях. К:Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. | Сформировать представле ния уч-ся о жизни страны в послевоенное время. | 13.04 | ||
Современная Россия (9+2ч) | |||||||
58 | Основной закон России и права человека. | Развитие самостоятельнос ти и личной ответственнос ти за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравствен ных нормах. | Р:Проявлять познавательную ини циативу в учебном сотрудничестве П:Отбирать необходимые для реше ния учебной задачи источники ин формации. К:Оформлять свои мыс ли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. | Дать представление о госу дарственном устройстве нашей страны, об основ ных документах, защища ющих права человека. | 16.04 | ||
59 | Мы - граждане России. | Формирование целостно го, социально ориентиро ванного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | П:самостоятельное выделение и фо рмулирование познавательной це ли, анализ, сравнение, классифика ция объектов по выделенным приз накам. К:инициативное сотрудни чество с учителем и классом. Р:постановка учебной задачи. | Формировать представле ние о том, что значит быть гражданином, о гла ве государства, Федераль ном собрании и их работе. | 20.04 | ||
60 | Славные символы России. | Формирование уважитель ного отношения к иному мнению, истории и культу ре других народов. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, уме ние выражать свои мысли в соответ ствии с поставленной задачей. Р:оценивание качества и уровня усвоения материала. | Формировать представле ние о государственных символах России. | 23.04 | ||
61 | Такие разные праздники. | Формирование эстетичес ких потребностей, ценнос тей и чувств. | П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависи мости от конкретных условий. К:владение монологической и диа логической формами речи в соот ветствии с поставленной задачей. Р: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. | Сформировать представле ние о праздника в России, их различиях и особеннос тях. | 27.04 | ||
62 | Путешествие по России, по Дальнему Востоку и Сибири. | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | П: осознанное и произвольное пост роение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:фор мирование умения планировать, ко нтролировать и оценивать учебные действия. К: контроль и оценка действий партнера. | Дать представление, на сколько наша страна велика, познакомить с народами, населяющими Россию, их обычаями. | 30.04 | ||
63 | По северу европейской части России. | Осознание своей этничес кой и национальной прина длежности. | П:самостоятельное определение по знавательной цели. К:использова ние речевых форм для решения ком муникативных и познавательных задач. Р:использование различных способов поиска (в справочных ис точниках), сбора, обработки, анали за, организации, передачи и интер претации информации. | Познакомить с городами европейской части Рос сии, их народами, обра зом жизни. | 7.05 | ||
64 | Драгоценное ожерелье старинных русских городов. | Формирование ценностей многонационального российского общества | П: осознанное и произвольное постро ение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:активное испо льзование знаково-символических средств представления информации. К:использование речевых средств для решения коммуникативных и познава тельных задач. | Познакомить с достопри мечательностями старин ных русских городов. | 14.05 | ||
65 | Резерв. Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. | Принятие и освоение соци альной роли учащегося, ра звитие мотивов учебной деятельности и формирова ние личностного смысла учения. | П: самостоятельное выделение и формулирование цели, К: овладе ние способностью принимать и со хранять цели и задачи учебной де ятельности, поиска средств её осу ществления. Р: оценивание качест ва и уровня усвоения материала. | Проверить знания по изученным разделам. | 18.05 | ||
66 | Презентация проектов. | Принятие и освоение соци альной роли учащегося, ра звитие мотивов учебной деятельности и формиро вание личностного смысла учения. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходи мой информации. К: инициативное сотрудничество с учителем и свер стниками. Р: составление плана и последовательности действий. | Формировать умение самостоятельно работать, отстаивать свою точку зрения. | 21.05 | ||
67 | Резерв. Обобщающая игра «Крестики – нолики». | Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. | П:самоопределение к деятельности. К:построение логической цепи рас суждений. Р:постановка учебной задачи. | Проверить знания уч-ся по разделам « Современная Россия», «Страницы исто рии России», «Страницы всемирной истории». | 25.05 | ||
68 | Резерв. Обобщающий урок–игра. КВН. | Развитие умения не созда вать конфликтов и нахо дить выходы из спорных ситуаций. | П:анализ объектов с целью выделе ния их признаков. К:сотрудничест во со сверстниками .Р: самооценка деятельности. | Обобщение и повторение знаний по разделам «Сов ременная Россия», «Стра ницы истории России». | 28.05 |
Учебно-методическое пособие
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс: учебник. с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2018 г.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2018 г.
3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс. Тесты: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2018 г.
4. Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель для начальной школы / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2016 г.
5. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс: науч. дневник / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)
Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...
Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 2 класса (развивающая система Занкова)
Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...