Нестандартные формы урока как средство повышения качества образования
статья
В докладе представлен опыт использования разных нетрадиционных форм уроков, способствующих повышению качества образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Боровская Н.М.,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №17»
Нестандартные формы урока
как средство повышения качества образования
Нетрадиционный урок (нестандартный) – это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения.
"Великая цель образования –
это не знания, а действия"
Герберт Спенсер
Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность.
Именно поэтому учителя постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того, чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нестандартные уроки – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
Такие уроки являются важным средством обучения, так как повышают интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителя разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребности ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.
Проведение таких уроков свидетельствует о попытках учителя выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается положительная сторона нестандартных уроков. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения. По своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Таким урокам необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
Цель нетрадиционных (нестандартных) уроков: отработка новых методов, приёмов, форм и средств обучения по реализации основного закона педагогики – закона активности обучения.
Виды нетрадиционных уроков
1. Урок - деловая игра, ролевая игра.
2. Урок - конференция, пресс- конференция
3. Урок- соревнование, состязание, урок-хоккей
4. Урок - КВН
5. Урок взаимообучения учащихся
6. Уроки творчества
8. Урок – творческий отчет (учащихся)
9. Урок – конкурс
10. Интегрированный урок
11. Межпредметный урок
12. Межвозрастной урок
13. Урок – консультация
14. Урок – аукцион
15. Урок - парадокс
16. Урок – экскурсия, заочная экскурсия
17. Урок – путешествие
18. Урок «Что? Где? Когда?»
19. Урок – зачет
20. Урок – литературная гостиная
21. Урок – музыкальный салон
22. Урок в картинной галерее, в музее, в театре, на вернисаже и т. д.
23. Урок на производстве, в поле, в лесу, у реки
25. Урок «Спрашивай – отвечаем» и т. д.
26. Конкурсные уроки
27. Урок – семинарское занятие
28. Урок – бой (предметный)
29. Урок – практикум
30. Урок – смотр знаний
31. Урок – инсценировка
32. Урок обмена опытом учащихся по рациональной организации учебной деятельности
33. Урок – общение
34. Урок – творческая игра.
Признаки нетрадиционного урока
1. Изменение временных рамок, (Нерегламентированный урок)
2. Место проведения урока – не только кабинет в школе, это может быть цех завода, фабрики, музей, лес, поле и т. д. Даже кабинет можно «превратить» в лес, корабль, поезд и т. д. нестандартной расстановкой парт или дополнительным оформлением.
3. Использование внепрограммного материала, углублённое проблемное рассмотрение взятой на урок темы.
4. Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством учащихся и учителя.
5. Возможность привлечения для организации и обеспечения необходимого содержания людей разных профессий.
6. Подключение эмоциональной сферы школьников. Создание ситуаций успеха для каждого ученика с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.
7. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке. Самооценка учащихся, самокоррекция, взаимокоррекция деятельности.
8. При подготовке к уроку использовать приём создания и организации работы инициативных групп, групп «специалистов» (из числа учащихся, занимающихся разработкой конкретных вопросов в соответствии со своими интересами.
9. В начале каждого полугодия вместе с учащимися наметить конкретные темы для нетрадиционных уроков, чётко сформулировать цели и задачи для каждого урока, определить инициативную группу для подготовки и проведения урока.
10. В подготовительный период учителю (с помощью учащихся – «специалистов») осуществлять помогающий контроль за деятельностью групп, быть консультантами по разным вопросам, проводить групповые и индивидуальные консультации, собеседования с учащимися.
11. Не отвергать даже кажущиеся невероятными формы нестандартного урока, виды деятельности на уроке, предложенные учащимися.
12. Больше творчества! Творчества, направленного не на идею развлечения на уроке, а на идею познания в наиболее приятной и лёгкой форме.
Трудоёмкая подготовительная работа и её длительность не позволяют часто прибегать к этим формам обучения. Основной формой организации учебно–воспитательного процесса остаётся урок традиционный, в который необходимо вносить элементы нестандартных уроков, приёмы, обеспечивающие высокую результативность деятельности учащихся.
Обращение к нетрадиционным урокам предполагает наличие у учителя педагогической профессиональной грамотности, способность к творческой деятельности, а также – знание учителем законов возрастной психологии. В противном случае нетрадиционные уроки могут стать самоцелью, никому не нужным формотворчеством. К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Приведём конкретные примеры.
Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений. А урок-прогулка может проходить, наоборот, не на улице, а в помещении, в виде виртуальной экскурсии.
Видеоурок. Использование видеофильма помогает развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала. Особенно интересно проходят те уроки, где видеофрагменты готовят сами учащиеся.
Урок-путешествие проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока является остановка на пути следования. Инструктором (гидом, экскурсоводом, водителем транспорта и т. п.) урока может быть учитель или подготовленный ученик. Учащимся предлагается маршрутный лист (или карта, по которому они выполняют определенные задания для достижения намеченной цели. Остановки учитель планирует заранее. Например, во время путешествия по теме "Город на Неве" учащиеся совершают остановки, чтобы познакомиться с достопримечательностями города. Во время путешествия учащиеся выполняют путевые заметки, зарисовки, заполняют маршрутный лист. По окончании путешествия составляют отчет об "увиденных" достопримечательностях. (Слайды с уроками)
- Урок с приглашением родителя
- Азбука безопасности пешехода
- Экскурсия в музей природы на выставку «Флора и фауна оз. Байкал»
- Урок окружающего мира, тема «Общество» (учимся взаимодействовать в обществе)
- Научная лаборатория (опыты и знакомство с микроскопом)
- Библиотечный урок
В заключении следует сказать, что использование нестандартных уроков или их элементов в процессе преподавания доступно каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей, заставило бы их задуматься о необходимости изучения данной темы, о взаимосвязи предметного материала с окружающим миром, понять свое место в этом мире. Именно нетрадиционные уроки служат для повышения мотивации и интереса к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность урока как средство повышения качества образования в контексте ФГОС НОО
Эффективность урока как средство повышения качества образования в контексте ФГОС НОО...
Доклад педагогического заседания на тему: "Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования"
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действие внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности....
«Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников»
Моё выступление «Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников", оно направлено на то,что игра и игровые технологии з...
Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках как средство повышения качества образования
как организовать самостоятельную работу на уроке...
Мастер-класс "Использование метода «Перевёрнутый урок» как средство повышения качества образования"
Цель: создать условия для распространения опыта учителя-мастера по использованию метода «Перевёрнутый урок» как средство повышения качества образования Задачи:- организация пространст...
"Современный урок как средство повышения качества образования.Методика проведениясовременного урока"
Сообщение о б этапах проведения урока по ФГОС, теоретические вопросы....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ВИДОВ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ВИДОВ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО...