Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках как средство повышения качества образования
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Булатова Надежда Николаевна

как организовать самостоятельную работу на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_samost.deyatelnosti.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

« Организация  самостоятельной  деятельности  обучающихся  на  уроках  как  эффективное  средство  повышения  качества  знаний.»

Самостоятельная работа-это одно из важнейших условий саморегуляции  личности, ее творческих возможностей, это главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоятельная работа вызывает  у некоторых обучающихся серьезные затруднения,потому что требует умственного и эмоционального напряжения, порождает много вопросов и ошибок, сомнений и переживаний.

   Но одним из самых доступных путей повышения эффективности урока и активизации учащихся на уроке я считаю что  является продуманная самостоятельная учебная работа. Именно в процессе личной самостоятельной учебной деятельности ученик приобретает прочные знания. Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается с возрастом школьников. Речь идёт о том, что применение самостоятельной работы должно идти в ногу с процессом естественного развития учащихся. Известно, что для учеников начальных классов характерны повышенная восприимчивость, готовность усвоить всё, чему их учат.

Считается, что в начальных классах доля самостоятельной работы должна составлять не менее 20% учебного времени

 Замечено, что при выполнении самостоятельной работы, особенно  много затруднений возникает у учащихся  начальной школы, поэтому начинать эту работу надо с первого класса. Ребенок, в первый раз переступивший порог школы, не может ещё самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах ещё планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

 Я  попробую  осветить вопросы  правильной  организации  самостоятельной работы на уроках,  т. к.  считаю, что она  служит  эффективным средством формирования личности школьников, дисциплинирует, рождает  веру в себя, в свои силы и возможности.

Самостоятельная работа- это такая познавательная  учебная деятельность, когда последовательность мышления  ученика,  его умственные  и  практические  операции и    действия зависят и определяются самим учеником. Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учащегося. Сколько бы ни старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Настоящий учитель не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся. Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.

 Самостоятельные работы  занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Школьник на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.

Организация самостоятельной работы школьников немыслима в таком объёме, если нет соответствующих условий. Условия для этого может и должен создать учитель.

Руководство учителя самостоятельными работами заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Это возможно в том случае, если учитель хорошо понимает уровень развития учащихся класса, знает индивидуальные особенности детей и умеет выбирать посильное и интересное задание для самостоятельной работы. В условиях начального обучения, когда дети находятся под постоянной опекой и контролем учителя, самостоятельное выполнение заданий развивает инициативность, гибкость и критичность мышления. Однако в младшем школьном возрасте инициативность и самостоятельность мышления возможна тогда, когда дети умеют правильно строить последовательность операций мышления на основе указаний учителя или учебника.

Требования к организации самостоятельной работы на уроке

Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь:

1.Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

2.Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.

3.Минимум шаблонности, т. к. основная ее задача - развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

4. Содержание и ход самостоятельной работы у учащихся должен вызвать интерес. 
5. Самостоятельная работа должна обеспечивать развитие познавательных способностей учащихся.

Все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию. В заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть развитие самостоятельности ученика.

Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования.

Наблюдения за организацией самостоятельной работы показывают, как будто все есть: и опыты проводятся, и задачи решаются, и учебник на уроках используется – дети вроде работают, а по существу, если вникнуть основательно, все это чисто внешнее. Все действия носят поверхностный характер: работы выполняются строго по образцу, ученики работают пассивно, в полсилы, новую тему учитель порой успевает скороговоркой объяснить, кое-как спросить, недостаточно времени на диспуты, эксперименты. Конечно, приходится считаться с таким фактом, как неспособность многих учеников работать самостоятельно, стремление их получить все в готовом виде без труда и усилий. Но нельзя оправдывать и пассивность учителей, смирение со сложившимся положением дел.

Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:

1.По методу самостоятельной работы учащихся:

  • наблюдение;
  • упражнение;
  • работа с текстом учебника.

2.По звеньям учебного процесса:

  • задания на восприятие с целью изучения нового материала;
  • задания на применение знаний и формирование умений;
  • задания на закрепление и повторение учебного материала;
  • задания на обобщение учебного материала.

3.По характеру познавательной деятельности: 

  • воспроизводящий по образцу;
  • реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;
  • эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;
  • творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.

4.По характеру руководства:

  • подробные инструкции;
  • краткие инструкции.

5.По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:

  • индивидуальные;
  • фронтальные;
  • групповые;
  • парные.

Выбор формы работы зависит от цели,сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для  всех, оно дается  всей группе, и  каждый  выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной самостоятельной работы, должны быть подготовлены специальные дидактические пособия, которые должны содержать задания разной трудности.

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

1.Работа с книгой (рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками).

2.Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения).

3.Решение задач и выполнение практических работ.

4.Различные проверочные  самостоятельные работы (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы).

5.Доклады и рефераты.

6.Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и экскурсиях.

7.Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

8.Техническое моделирование и конструирование.

Планируя самостоятельную работу необходимо:

1.Предусматривать ее место в структуре урока.

2.Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала.

3.Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы.

4.Определить форму заданий.

5.Установить оптимальную длительность работы.

6.Подбирать соответствующий дидактический материал.

7.Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

Итак: самостоятельная работа – это средство обучения, которое формирует у обучающихся движение от незнания к знанию, от низшего уровня мыслительной деятельности к высшему.

Обучение надо строить так, чтобы ребёнку хотелось работать успешнее, вносить что-то новое, своё. Надо, чтобы ученик стремился работать без навязчивого руководства, вызывать у него собственные мысли, помогать принимать собственные решения. Действенное средство активизации учения школьников – самостоятельная работа на всех этапах овладения ими знаниями и способами деятельности. Но развивать самостоятельность на любом материале нельзя. Также нельзя этого сделать, если ребёнок не овладел приёмами и методами самостоятельной умственной деятельности. Самостоятельную работу учащихся организует учитель, где ребёнок должен сам выбрать способ действий, выявить главное и существенное и проявить большую степень активности, чтобы добиться намеченной цели, применить имеющийся у него запас знаний и навыков и выбрать приёмы выполнения этих заданий.

Каковы же задачи применения самостоятельных работ на уроке? 
Широкое применение самостоятельных работ на уроках позволяет успешно решить следующие задачи:

  1. Развить у учащихся познавательные способности (наблюдательность, пытливость), логическое мышление, творческую активность в добывании и применении знаний.
  2. Научить детей самостоятельно трудиться, т.е. привить им культуру умственного и физического труда.
  3.  Повысить сознательность и прочность усвоения знаний школьниками.
  4.  Выработать у них умения и навыки, в том числе умения самостоятельно приобретать новые знания из различных источников.
  5.  Научить учащихся пользоваться приобретёнными знаниями, умениями и навыками в жизни.

И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках, как эффективное средство повышения качества знаний"

В работе содержатся основные задачи самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, классификация самостоятельной деятельности по разным напрвлениям. Примеры организации самостоятельной деятел...

Эффективность урока как средство повышения качества образования в контексте ФГОС НОО

Эффективность урока как средство повышения качества образования в контексте ФГОС НОО...

Доклад педагогического заседания на тему: "Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования"

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действие внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности....

«Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников»

Моё выступление «Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников", оно направлено на то,что игра  и игровые технологии з...

Мастер-класс "Использование метода «Перевёрнутый урок» как средство повышения качества образования"

Цель: создать условия для распространения опыта учителя-мастера по использованию метода «Перевёрнутый урок» как средство повышения качества образования Задачи:- организация пространст...

"Современный урок как средство повышения качества образования.Методика проведениясовременного урока"

Сообщение о б этапах проведения урока по ФГОС, теоретические вопросы....

Нестандартные формы урока как средство повышения качества образования

В докладе представлен опыт использования разных нетрадиционных форм уроков, способствующих повышению качества образования...