"Современный урок как средство повышения качества образования.Методика проведениясовременного урока"
учебно-методический материал (2 класс)
Сообщение о б этапах проведения урока по ФГОС, теоретические вопросы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете 28.12.2020
Богданова Е.В.
Современный урок как средство повышения качества образования.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе.
Основной формой организации образовательного процесса в школе остаётся урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Но ,какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться.
Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это:
урок с использованием техники (интерактивная доска, компьютер, диапроектор);
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
урок, содержащий разные виды деятельности;
урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
урок, воспитывающий думающего ученика – интеллектуала.
Современный урок – это урок-познание, урок-открытие, урок-деятельность, урок, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения, таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообслуживание, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Создание мотивации, обучение школьников целеполаганию, погружение их в проблемную ситуацию, применение разнообразных способов рефлексии, предъявление
разноуровневого домашнего задания – все это активизирует учебно – познавательную деятельность обучающихся и направлено на достижение новых образовательных результатов.
1) Мотивация
Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.
По мнению психологов, учебная мотивация – это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).
Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»
Главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Что способствует ощущению самостоятельности? Проблемное изложение материала,
коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность обучающихся.
Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли».
От постановки проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению детей самостоятельно ставить вопросы к тексту – и естественно-научному, и историческому, и художественному.
Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!»)
Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз «Вы должны, вам следует, вы обязаны …» и больше «Вы можете, у вас есть такие -то варианты, да, вы это верно подметили», тем выше будет познавательный интерес детей, их активность и проявление инициативы, т.е. чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности, тем лучше.
Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»
Для того, чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться.
Успех – понятие индивидуальное, и оно у каждого свое.
Обучая детей планировать свою деятельность, и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, что бы они успешно справлялись с ними и ощущали себя компетентными.
2) Обучение целеполаганию.
Первым требованием к метапредметным результатам в ФГОС НОО названо
«овладение умением принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности» , в
ФГОС ООО – «умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности».
На этапе целеполагания урока учитель формирует эти регулятивные УУД поэтапно от простого к сложному:
1) Обучающийся учится принимать цель в готовом виде и сохранять ее.
2) Обучающийся учится определять цель с помощью учителя.
3) Обучающийся учится определять цель самостоятельно.
4) Обучающийся учится обнаруживать проблему и определять соответствующую ей цель.
Таким образом, при переходе на ФГОС ООО функция постановки цели урока постепенно передается от учителя к ученикам. Это связано с тем, что без понимания цели школьники остаются пассивными участниками образовательного процесса. Но умение учащихся ставить цели самостоятельно или с помощью учителя важны не только на этапе целеполагания урока, но при организации самостоятельной деятельности.
3) Создание проблемной ситуации
Проблемой является вопрос, задание, ситуация, способ решения которых ученику заранее не известен, но ученик обладает исходными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск этого способа. Вопрос, на который ученик заранее знает ответ или знаком с способом его нахождения, проблемой не является. Не является проблемой и излишне сложный вопрос, по поводу которого у ученика нет средств решения.
Проблемы делятся на четыре группы:
- проблемы, решение которых порождает новое знание;
- проблемы, результатом решения которых может выступать новое умение;
- проблемы, порождающие опыт творчества;
- проблемы, следствием решения которых станет ценностно-эмоциональное отношение.
4) Рефлексия
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и еѐ результатов.
Одним из условий создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
Рефлексия бывает индивидуальной и групповой.
Индивидуальная- это формирование самооценки (беседа с
ребенком по результатам самооценки:
«За что ты можешь оценить свою работу, почему выбран тот или иной уровень?»
Групповая предполагает акцентирование внимания на значимости деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал …»,
«Какую помощь в работе оказал …?»)
Рефлексия на уроке – совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Классификация рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
5) Разноуровневое домашнее задание.
Домашняя работа заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности и является одним из важных средств подготовки учащихся к активному самообразованию.
Конструирование учителем домашнего задания должно проводиться в соответствии со следующими принципами:
Принцип соответствия:
Соответствие содержания домашнего задания целям (планируемым рузультатам) урока, а также изучаемому материалу.
Принцип главного звена:
Фиксирование в задании наиболее важного, значимого для достижения планируемого результата учебного материала.
Принцип доступности:
Соответствие возрастным особенностям школьников, соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки учащихся.
Принцип продуктивности :
Выражается не только в направленности на создание внешних образовательных продуктов, но и на внутренние образовательные приращения, развитие личностных качеств.
Принцип вариативности :
Позволяет организовать выбор учащимися домашнего задания в соответствии с интересами и индивидуальными способностями и возможностями.
Принцип интеграции:
Направлен на осуществление межпредметных связей при изучении определенной темы.
Дидактические функции домашней самостоятельной работы учащихся:
закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроке;
расширение и углубление учебного материала, изученного в классе;
выполнение пропедевтических заданий для изучения новой темы на уроке;
развитие способов организации самостоятельной учебной деятельности школьников: работа с различными информационными материалами, чтение, создание продуктов деятельности;
личностное развитие учащихся при выполнении заданий, выходящих за рамки программного материала.
В соответствии с принципами и функциями учитель должен предоставить обучающимся возможность выбора домашнего задания.
В Примерной основной образовательной программе ООО представлены
планируемые результаты в форме «ученик научится» и «ученик получит возможность
научиться». Блок «ученик научится» включает в себя задания базового и повышенного
(высокого) уровней , которые будут соответственно оцениваться баллами «3» (базовый
уровень) и «4», «5» (повышенный и высокий уровень). Задания блока «ученик получит
возможность научиться» могут быть оценены текущей отметкой «4» или «5» по желанию
ученика или результаты его деятельности могут быть размещены в портфолио.
Следует различать понятия «уровень оценивания» и «уровень сложности заданий»
В соответствии с Примерной основной образовательной программой ООО:
Уровень оценивания
Уровень сложности заданий выделяют:
- низкий уровень достижений «1»;
- пониженный уровень достижений «2»;
- базовый уровень достижений «3»;
- повышенный уровень достижений «4»;
- высокий уровень достижений «5»
- базовый уровень (оценивается «3»);
- повышенный (оценивается «4» и »5»).
- задания для особо одаренных подростков с повышенным интересом к изучаемому предмету – блок «ученик получит
возможность научиться»
Для того, чтобы ученик мог правильно выбрать задание в соответствии со своими возможностями, учителю необходимо познакомить учащихся с критериями оценивания
(самооценки ) заданий. Со временем учащиеся смогут разрабатывать критерии оценки задания совместно с учителем и самостоятельно.
Время “готовых” уроков постепенно отходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя.
Отношение учителя к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете 28.12.2020
Богданова Е.В.
Современный урок как средство повышения качества образования.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе.
Основной формой организации образовательного процесса в школе остаётся урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Но ,какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться.
Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это:
урок с использованием техники (интерактивная доска, компьютер, диапроектор);
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
урок, содержащий разные виды деятельности;
урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
урок, воспитывающий думающего ученика – интеллектуала.
Современный урок – это урок-познание, урок-открытие, урок-деятельность, урок, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения, таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообслуживание, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Создание мотивации, обучение школьников целеполаганию, погружение их в проблемную ситуацию, применение разнообразных способов рефлексии, предъявление
разноуровневого домашнего задания – все это активизирует учебно – познавательную деятельность обучающихся и направлено на достижение новых образовательных результатов.
1) Мотивация
Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.
По мнению психологов, учебная мотивация – это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).
Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»
Главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Что способствует ощущению самостоятельности? Проблемное изложение материала,
коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность обучающихся.
Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли».
От постановки проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению детей самостоятельно ставить вопросы к тексту – и естественно-научному, и историческому, и художественному.
Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!»)
Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз «Вы должны, вам следует, вы обязаны …» и больше «Вы можете, у вас есть такие -то варианты, да, вы это верно подметили», тем выше будет познавательный интерес детей, их активность и проявление инициативы, т.е. чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности, тем лучше.
Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»
Для того, чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться.
Успех – понятие индивидуальное, и оно у каждого свое.
Обучая детей планировать свою деятельность, и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, что бы они успешно справлялись с ними и ощущали себя компетентными.
2) Обучение целеполаганию.
Первым требованием к метапредметным результатам в ФГОС НОО названо
«овладение умением принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности» , в
ФГОС ООО – «умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности».
На этапе целеполагания урока учитель формирует эти регулятивные УУД поэтапно от простого к сложному:
1) Обучающийся учится принимать цель в готовом виде и сохранять ее.
2) Обучающийся учится определять цель с помощью учителя.
3) Обучающийся учится определять цель самостоятельно.
4) Обучающийся учится обнаруживать проблему и определять соответствующую ей цель.
Таким образом, при переходе на ФГОС ООО функция постановки цели урока постепенно передается от учителя к ученикам. Это связано с тем, что без понимания цели школьники остаются пассивными участниками образовательного процесса. Но умение учащихся ставить цели самостоятельно или с помощью учителя важны не только на этапе целеполагания урока, но при организации самостоятельной деятельности.
3) Создание проблемной ситуации
Проблемой является вопрос, задание, ситуация, способ решения которых ученику заранее не известен, но ученик обладает исходными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск этого способа. Вопрос, на который ученик заранее знает ответ или знаком с способом его нахождения, проблемой не является. Не является проблемой и излишне сложный вопрос, по поводу которого у ученика нет средств решения.
Проблемы делятся на четыре группы:
- проблемы, решение которых порождает новое знание;
- проблемы, результатом решения которых может выступать новое умение;
- проблемы, порождающие опыт творчества;
- проблемы, следствием решения которых станет ценностно-эмоциональное отношение.
4) Рефлексия
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и еѐ результатов.
Одним из условий создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
Рефлексия бывает индивидуальной и групповой.
Индивидуальная- это формирование самооценки (беседа с
ребенком по результатам самооценки:
«За что ты можешь оценить свою работу, почему выбран тот или иной уровень?»
Групповая предполагает акцентирование внимания на значимости деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал …»,
«Какую помощь в работе оказал …?»)
Рефлексия на уроке – совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Классификация рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
5) Разноуровневое домашнее задание.
Домашняя работа заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности и является одним из важных средств подготовки учащихся к активному самообразованию.
Конструирование учителем домашнего задания должно проводиться в соответствии со следующими принципами:
Принцип соответствия:
Соответствие содержания домашнего задания целям (планируемым рузультатам) урока, а также изучаемому материалу.
Принцип главного звена:
Фиксирование в задании наиболее важного, значимого для достижения планируемого результата учебного материала.
Принцип доступности:
Соответствие возрастным особенностям школьников, соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки учащихся.
Принцип продуктивности :
Выражается не только в направленности на создание внешних образовательных продуктов, но и на внутренние образовательные приращения, развитие личностных качеств.
Принцип вариативности :
Позволяет организовать выбор учащимися домашнего задания в соответствии с интересами и индивидуальными способностями и возможностями.
Принцип интеграции:
Направлен на осуществление межпредметных связей при изучении определенной темы.
Дидактические функции домашней самостоятельной работы учащихся:
закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроке;
расширение и углубление учебного материала, изученного в классе;
выполнение пропедевтических заданий для изучения новой темы на уроке;
развитие способов организации самостоятельной учебной деятельности школьников: работа с различными информационными материалами, чтение, создание продуктов деятельности;
личностное развитие учащихся при выполнении заданий, выходящих за рамки программного материала.
В соответствии с принципами и функциями учитель должен предоставить обучающимся возможность выбора домашнего задания.
В Примерной основной образовательной программе ООО представлены
планируемые результаты в форме «ученик научится» и «ученик получит возможность
научиться». Блок «ученик научится» включает в себя задания базового и повышенного
(высокого) уровней , которые будут соответственно оцениваться баллами «3» (базовый
уровень) и «4», «5» (повышенный и высокий уровень). Задания блока «ученик получит
возможность научиться» могут быть оценены текущей отметкой «4» или «5» по желанию
ученика или результаты его деятельности могут быть размещены в портфолио.
Следует различать понятия «уровень оценивания» и «уровень сложности заданий»
В соответствии с Примерной основной образовательной программой ООО:
Уровень оценивания
Уровень сложности заданий выделяют:
- низкий уровень достижений «1»;
- пониженный уровень достижений «2»;
- базовый уровень достижений «3»;
- повышенный уровень достижений «4»;
- высокий уровень достижений «5»
- базовый уровень (оценивается «3»);
- повышенный (оценивается «4» и »5»).
- задания для особо одаренных подростков с повышенным интересом к изучаемому предмету – блок «ученик получит
возможность научиться»
Для того, чтобы ученик мог правильно выбрать задание в соответствии со своими возможностями, учителю необходимо познакомить учащихся с критериями оценивания
(самооценки ) заданий. Со временем учащиеся смогут разрабатывать критерии оценки задания совместно с учителем и самостоятельно.
Время “готовых” уроков постепенно отходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя.
Отношение учителя к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему Создание положительной мотивации на уроках как средство повышения качества знаний в начальной школе.
Доклад на тему "Создание положительных мотиваций на уровах как средство повышения качества знаний в начальной школе"...
Виды контроля на уроке как средство повышения качества урока.
Методические разработки....
Эффективность урока как средство повышения качества образования в контексте ФГОС НОО
Эффективность урока как средство повышения качества образования в контексте ФГОС НОО...
Доклад педагогического заседания на тему: "Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования"
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действие внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности....
Использование современных педтехнологий как средство повышения качества образования школьников.
Использование современных педтехнологий как средство повышения качества образования школьников. Во всех странах мира педагоги занимаются поиском путей повышения обучения в совр...
«Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников»
Моё выступление «Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников", оно направлено на то,что игра и игровые технологии з...
Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках как средство повышения качества образования
как организовать самостоятельную работу на уроке...