Индивидуальный образовательный маршрут высокомотивированного обучающегося 2 класса
методическая разработка (2 класс)

Козлова Алина Игоревна

Цель индивидуального маршрута: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности, повышение самооценки, уверенности в себе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_dlya_odarennyh.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

,Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №58»

г. Брянска

Индивидуальный образовательный маршрут высокомотивированного

обучающегося 2 класса

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58»

Автор:

Козлова Алина Игоревна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №58

г. Брянск, 2021

Обучающийся:

Возраст ребенка: 8 лет.

Цель индивидуального маршрута: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности, повышение самооценки, уверенности в себе.

Задачи: учить ребенка нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы; развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности; воспитывать у ребенка эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

Краткая характеристика ребёнка

Девочка активна, любознательна, самостоятельна. Обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением. У девочки богатый словарный запас, она легко запоминает и с выражением читает стихи, пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки, предает содержание мультфильмов и кинофильмов. Любит и умеет рисовать, придумывает свои интересные темы, выбирает разнообразные способы изображения. Девочка с удовольствием рисует животных, хорошо изображает различные сюжеты, чётко и правильно прорисовывает человека, людей в движении. Рисунок изображает по всему листу, соблюдая пропорции. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки. Рисование помогает девочке сочинять, воображать, рассказывать, самореализовываться в творчестве.

Периодичность занятий: 5 раз в месяц

ПЛАН: сентябрь 2021г. - май 2022г.

Тема

Задачи

Сентябрь

Семицветная красавица.

Учить изображать радугу поролоновым валиком. Закрепить умение последовательно наносить на валик несколько цветов гуаши.

Красивая лужайка.

Учить рисовать цветущую лужайку комбинируя различные техники и материалы (кисть, восковые мелки, пастель).

Цветы герои сказок.

Продолжать учить смешивать цвета на палитре. Познакомить с новой техникой рисование по мятой бумаге. Развивать образное восприятие, чувство цвета.

Спелый арбуз.

Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Научить изображать натюрморт с арбузом используя технику трафарет и тычок. Развивать творческую активность.

Октябрь

Дары природных садов

Продолжать совершенствовать технику по сырому с отражением. Учить определять место предметов в натюрморте, передавать характерные особенности предметов. Развивать чувство композиции.

Берёзовый сад осенью.

Закреплять представление о пейзаже. Подготовить фон для будущего рисунка в технике «кляксография». Дать возможность самостоятельного выбора средств для изображения пейзажа (кисть, пастель, сангина, уголь).

Осенняя береза.

Закреплять умение работать в технике «рисование свечей». Учить передавать в рисунке характерные особенности березы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Узоры рябины

Учить составлять узор из рябины в круге. Закрепить приемы печатания пальцем, добиваясь четкого оттиска. Учить рисовать листья пальцами.

Ноябрь

Ветка рябины.

Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости, при использовании нетрадиционных техник. Развивать творчество, фантазию при выборе изобразительного материала

Ночной город.

Учить рисовать многоэтажный дом в технике «батик». Развивать умение передавать в рисунке архитектурное строение здания. Формирование чувства цветосочетания

Ёжик в ельнике.

Развивать умение рисовать штрихами: хвою молодой ёлочки — короткими отрывистыми, иголки ежа — неотрывными зигзагообразными в несколько рядов. Учитывать пропорцию между предметами.

Первый снег кружится…

Рисование дерева без листьев у берега замерзающего озера в технике пейзажной монотипии. Выбор приёмов и материалов для изображения снега (кисть, губка; техника «набрызг»), а также их сочетание. Развивать чувство композиции.

Декабрь

Сказочный цветочек

Экспериментирование с цветной пряжей: создание образа сказочного сверкающего цветка из обрезков ниток на бархатной бумаге. Развитие мелкой моторики рук.

Пестрые корзинки

Продолжать учить рисовать ватными палочками. Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие.

Праздник в лесу.

Развивать умение работать в технике пластилинографии Изготовление пейзажной композиции (пушистые зелёные ёлочки в зимнем наряде).

Новогодняя игрушка.

Закреплять умения работать с фольгой в технике гравирования: рисование узора на силуэте хлопушки по собственному замыслу. Развивать творческого воображения.

Январь

Фантастическое растение.

Учить передавать образ фантастического растения гуашью белого, «золотого», «серебряного» цветов, используя разные материалы (веерная и тонкая кисти, ватные палочки, губка). Развивать творческое воображение.

Жители зимнего леса.

Учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении. Закреплять навыки использования разного материала при изображении шерсти дикого животного (поролон, трубочка, вилка)

Развивать творческое воображение

Шишки на еловой ветке.

Учить передавать образ заснеженной ветки ели в технике пластилинографии. Развивать мелкой моторики рук.

Волшебные животные в Африке

Закреплять умение рисовать ладошкой, передавая характерные особенности внешнего вида животных. Развивать умение наносить вилкой штрихи и отпечатки, имитирующие шерсть животных.

Февраль

«Дремлет лес под снежным одеялом…»

Закреплять навыки рисования в технике «граттаж» . Развивать умение выстраивать композицию пейзажа, передавать колорит вечернего зимнего леса.

Жар-птица.

Закреплять навыки работы с фольгой: украшение перьев Жар-птицы в технике гравирования.

В голубом море, в белой пене..

Воспитывать интерес к книге и книжной графике. Поощрять самостоятельный выбор материалов для придания образу моря большей выразительности (губка, зубная щетка).

Цирковое представление

Учить рисовать фигуру человека в одежде. Свободный выбор материалов для печатания (катушки из-под ниток, пробки, пластиковые колпачки...). Создание выразительной композиции клоуна-жонглёра.

Март

Портрет моей мамы

Дать детям знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Учить отображать особенности внешности (цвет волос, глаз, причёска). Развивать навыки рисования восковыми мелками, пастелью.

Шляпы из кружева

Познакомить с искусством ажурного вязания и плетения. Учить передавать в рисунке особенности ажурного узора, сочетая плотные его части с лёгкой воздушной сеткой. Развивать навыки рисования фломастерами, гелевыми ручками.

Белые голубки

Совершенствовать навыки рисования в технике – печать по трафарету. Развивать чувство цвета и композиции.

Новые подснежники

Учить рисовать подснежники восковыми мелками и пастелью, обращая внимание на склонённую головку цветка. Развивать цветовосприятие.

Апрель

Пушистая верба

Упражнять в рисовании «по-сырому», развивать технический приём работы с гуашью путём вливания цвета в цвет. Передача выразительного образа веточки вербы с мохнатыми почками.

Далёкий космос.

Учить создавать коллаж. Подготовка фона для будущей композиции в технике кляксографии.

Далёкий космос (продолжение).

Учить рисовать с помощью пузырчатой пленки, самостоятельно выбирать изобразительные средства (акварель, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры). Развивать творческие способности и фантазию в изображении разных планет.

Царство морского короля.

Продолжать учить рисовать в технике цветной «граттаж». Упражнять в передаче формы и пластики обитателей моря.

Развивать фантазию, творческую инициативу.

Май

Весенний настрой.

Продолжать учить рисовать пейзаж, передавая строение деревьев, создавать многоплановую композицию. Совершенствовать умение пользоваться различными материалами для создания выразительного образа цветущего сада (восковые мелки, пастель, поролон).

Праздничный салют.

Совершенствовать навык рисования в технике «батик». Учить передавать в рисунке строения городской улицы и выразительного образа салюта в вечернем небе.

Одуванчики спрятались в зелёной травке

Закреплять навыки рисования штрихами полусухой жёсткой кистью: прямыми — при рисовании жёлтой головки цветка, и короткими вертикальными («выбивание») - при изображении пушистой белой головки одуванчика.

Жилище для гномика.

Учить самостоятельно придумывать и изображать волшебный дом, при помощи разных техник рисования.

Развивать воображение, фантазию.

Результаты индивидуальной работы: результативное участие в конкурсах различных уровней; тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.

Рекомендации родителям: рекомендовать родителям дополнительные занятия в изостудии, в школе искусств; посещение выставок, художественной галереи.

Диагностика и критерии результативности развития художественных способностей ребенка

На первом этапе используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной

«Неоконченный рисунок»

Цель: Определение уровня развития творческих способностей.

Материалы: лист бумаги с изображением 12-ти кружков, не касающихся друг друга (расположены в 3 ряда по 4 кружка); лист бумаги, с неоконченным рисунком собаки, повторяющийся 12 раз; простые карандаши.

Ребенку предлагалось: в первой серии: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы; во второй серии последовательно дорисовать образ собаки, так, чтобы каждый раз это была разная собака.

Оценка результатов:

0-4 балла–очень низкий результат;

5-9 баллов – низкий;

10-14 баллов – средний;

14-18 – высокий;

19-24 – очень высокий.

Подсчитывается, сколько кружков ребенок превратил в новые образы, сколько нарисовал разных собак. Результаты, полученные за 2 серии, суммируются.

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности. При этом:

– ребенок быстро осваивает специфику деятельности и очень успешно ее выполняет;

– он использует или даже изобретает новые способы деятельности для решения поставленной задачи;

– стиль деятельности обычно отличается индивидуальностью, что выражается в элементах уникальности продукта деятельности;

– обучаемость может быть как быстрой и легкой, так и замедленной, но с последующим резким изменением структуры знаний и умений;

– для таких детей характерна избирательная чувствительность к определенным сторонам действительности или к определенным формам собственной активности с переживанием чувства удовольствия от этого и проявлением упорства и трудолюбия;

– познавательная потребность проявляется в любознательности и готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности, ставить трудные цели, в стремлении к совершенству.

Значительным потенциалом в плане выявления и развития одаренных детей обладают учебные программы, реализация которых предусматривается учебным планом школы. При обучении одаренных детей можно выделить три взаимосвязанные проблемы:

1. Развитие личности одарённых детей – это изменение в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах ребёнка. Учебная деятельность способствует развитию субъектности ребёнка, способности быть автором, умения ставить и достигать цели. При грамотной организации учебного процесса возникает ситуация, когда обучающиеся относятся к своим способностям как к ресурсам, стремятся максимально их использовать и выйти за их пределы. Развитие личности всегда связано с появлением психических новообразований. Этот процесс происходит через адаптацию и освоение социокультурных норм, через развитие умения учиться.

2. Содержание образования – культурологический подход к определению содержания образования определяет его через понятие культуры. Содержание образования включает систему знаний, умений и навыков, а также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, к другому, к труду. Содержание образования является основой для развития ценностей и смыслов обучающегося, основой для развития его нравственной позиции и духовности, поэтому углубленного и интенсивно раннего освоения той или иной предметной области недостаточно, необходим учет культурологической составляющей образованности.

3. Индивидуальные занятия как наиболее эффективная форма занятий. Индивидуализация в полной мере может быть обеспечена в процессе научно-исследовательской деятельности. Впрочем, нельзя недооценивать роль совместной творческой деятельности обучающихся, так как от сформированности коммуникативных умений во многом зависит их дальнейшая социальная адаптация.

В процессе реализации учебных программ в аспектах работы с одаренными детьми выделяется несколько стратегий:

а) Стратегия ускорения обучения.

Специалисты в области образования сходятся в том, что в каком-либо виде ускорение должно входить в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием. Они единодушны в том, что ускорение является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным детям.

Основными требованиями при включении обучающихся в процесс освоения учебных программ, выстраиваемый с использованием стратегии ускорения, являются следующие:

- обучающиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той предметной области, где будет использоваться ускорение;

- обучающиеся должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

- необходимо согласие родителей, но не обязательно их участие.

Признано, что ускорение – наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам.

Способы ускорения:

1. Индивидуализация обучения для одаренных учеников;

2. Занятия в другом, более старшем классе (по 1–2 предметам);

3. «Перепрыгивание» через класс;

4. Профильные классы;

5. Радикальное ускорение – обучение школьников по вузовским программам.

б) Стратегия обогащения обучения.

 Стратегия обогащения включает несколько направлений:

- расширение кругозора;

- освоение знаний об окружающем мире;

- самопознание;

- углубление в предметы;

- освоение метазнаний (знаний о знаниях).

Реализация стратегии обогащения в практике обучения:

1. Идея укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (В. В. Давыдов).

2. Проблемное обучение (А. М. Матюшкин).

3. Использование опорных схем, сигналов (В. Ф. Шаталов).

4. Использование укрупненных дидактических единиц (П. М. Эрдниев).

5. Личностно-ориентированное обучение (И. А. Якиманская).

6. Каникулярные формы и программы:

а) для расширения кругозора (экскурсии, театры, музеи);

б) различные виды деятельности – познание себя и своих интересов;

в) погружение в изучение предметов.

Для реализации задач выявления и развития одаренности у обучающихся в ходе учебного процесса в общеобразовательном учреждении могут быть рекомендованы следующие направления:

1. Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей:

- социально-психологическое изучение учащихся школы;

- отбор одаренных детей;

- психологическое обследование одаренных учащихся;

- психофизиологическое и медицинское обследование ОУ;

- психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит их воспитание и обучение;

- беседы с родителями обучающихся;

- стимулирование притока одаренных детей из близлежащих дошкольных образовательных учреждений.

2. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей:

- создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одаренных детей;

- организация и проведение психолого-педагогического консультирования обучающихся, педагогов, родителей;

- разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из одаренных детей;

- оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети»;

- организация психолого-педагогического семинара для учителей;

- организация системы тренингов, способствующих творческому росту учителей и одаренных детей;

- организация мониторинга развития одаренных детей.

3. Организация работы с одаренными детьми в рамках учебного процесса:

- выбор педагогов для работы с одаренными детьми;

- формирование учебных групп из одаренных детей (с разной целевой направленностью);

- выбор стратегии обучения для каждого из одаренных детей (обогащение, ускорение, экстернат, др.);

- разработка программ индивидуальной работы с одаренными детьми;

- разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам;

- предоставление одаренным детям свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защит творческих работ.

4Организация работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности.

Предпрофильная и профильная подготовка предполагает разработку предметно-внеклассных комплексов. Каждый комплекс соответствует конкретной предметной области. Он может включать:

- организацию кружковой работы;

- организацию спецкурсов по выбору;

- создание научного общества, ученических научных конференций;

- организацию олимпиад по учебным предметам;

- организацию проектной деятельности;

- организацию погружения в предметы по профилям (в каникулярное время);

- организацию группы «Ассистент учителя»;

- создание клубов по интересам;

- организацию предметных выставок;

- организацию вечеров и праздников;

- организацию лекционных обществ;

- создание школьного театра;

- создание спортивного центра;

- организацию конкурсов, викторин, интеллектуальных игр;

- образовательные туристические поездки;

- организацию предметных декад, дней профиля;

- проведение летних профильных практик.

 5. Материально-техническое и информационное обеспечение:

- обеспечение нормальной наполняемости классов;

- обеспечение соответствия учебных аудиторий нормам СанПиН;

- укомплектованность библиотеки учебниками, периодическими изданиями, методической, научной и художественной литературой;

- наличие качественного высокоскоростного Интернета;

- обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, материалами.

6. Взаимодействие с организациями, социальными партнерами:

государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Региональный институт развития образования», региональными и федеральными вузами, научными организациями и учреждениями;

- муниципальной методической службой;

- библиотеками, в том числе детскими, научными, фундаментальными;

- образовательными учреждениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут слабоуспевающего обучающегося

Индивидуальное обучение, устранение пробелов в знаниях...

Индивидуальный образовательный маршрут слабоуспевающего обучающегося

Индивидуальный образовательный маршрут слабоуспевающего обучающегося...

Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося

Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося...

Индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся с низкой учебной мотивацией и трудностями в обучении.

Данный образовательный маршрут реализовывает личностно – ориентированный подход в обучении, учитывает индивидуальные  и интеллектуальные особенности обучающегося, определяет личную траектор...

Индивидуальный образовательный маршрут на обучающегося

Индивидуальный образовательный маршрут на обучающегося...

Индивидуальный образовательный маршрут неуспевающего обучающегося

индивидуальный образовательный маршрут  неуспевающего обучающегося...