Выступление на педагогическом совете
методическая разработка
Основные направления работы с семьей, имеющей ребёнка с девиантным поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления работы с семьей, имеющей ребёнка с девиантным поведением.
Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал:
«Все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство
произрастают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания детей в семьях».
Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Одним из таких факторов является влиянии семьи и взаимоотношения между членами семьи на детей.
Итак, влияние семьи на детей трудно переоценить. По результатам исследований установлено, что безнадзорность дает в дальнейшем 80% преступлений, 60% детей приобщаются к алкоголю в семье. Около 25-30% девиантных детей выходят из семей, где родители постоянно конфликтуют между собой. Анализ семей и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим, на д/с и школы возложена большая работа по раннему выявлению семей. Ведь невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания, и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей.
В современной педагогике выделяют 3 технологии (направления) при работе с семьёй:
социально-педагогическая профилактика,
психолого-педагогическое сопровождение,
социально психологическая реабилитация.
Опираясь на эти технологии, ставятся задачи работы с родителями:
- осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;
- осуществление профилактической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;
- осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.
Технология социально – педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин или условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей. Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы.
Профилактическая работа с родителями младших школьников по профилактике девиантного поведения в школе выстраивается поэтапно.
I этап: Диагностический.
Диагностический этап подразумевает решение следующих задач:
1. Собрать необходимую информацию об учащихся и их родителях;
2. Исследовать состояние проблемы девиантного поведения в школе (психологическая диагностика учащихся, диагностика стиля семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье, составление социального паспорта семьи).
Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики осуществляется индивидуально.
Выделяют четыре группы методов, с помощью которых можно достаточно достоверно определить особенности отношений между детьми с девиантным поведением и их родителями.
1.Беседа – применяется с целью самораскрытия ребенка и родителей в процессе общения.
Беседа с родителями проводится по следующему плану:
Структура данной семьи (типология по количеству детей, по составу, по семейному укладу, по атмосфере).
Взаимоотношения различных поколений в семье.
Педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей (нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей в семье с учетом их возрастных особенностей). Родители не уделяют должного внимания этим вопросам, часто совершенно не владеют информацией.
Поощрения и наказания, применяемые в процессе воспитания в данной семье.
Организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье.
Выявление взаимосвязи девиантного поведения ребенка с асоциальными пристрастиями родителей.
2. Наблюдение – используется с целью выявления отклонений в поведении детей младшего школьного возраста, во взаимоотношениях между родителями и детьми с девиантным поведением.
3. Проективные методики. «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи», «Семья животных».
Тест «Рисунок семьи» предполагает выявление особенностей семейных взаимоотношений и восприятия ребенка.
Тест «Динамический рисунок семьи» позволяет получить более полную информацию о том, как обследуемый воспринимает распределение ролей в семье, какова основная, с его точки зрения, функция у каждого из ее членов.
Тест «Семья животных» часто оказывается показательнее предыдущих, так как его направленность менее очевидна. Его можно использовать в сочетании с предыдущими для получения дополнительных данных.
II. Информационный этап направлен на решение следующих задач:
1.Осуществить общественную пропаганду профилактики данной проблемы (размещение публикаций о проблеме девиантного поведения детей на сайте, демонстрация документальных фильмов, посвященных данной проблеме)
2. Осуществить просветительно-деятельностную поддержку родителей: Данная работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей.
Что даёт такая работа? На основе анализа диагностических данных выявляются общие направления социально-педагогической деятельности, формулируются общие цели и конкретные задачи. Выявляются наиболее заинтересовавшие родителей темы, распределяются между узкими специалистами, классными руководителями и, по согласованию, со специалистами внешнего социума (врач-нарколог, секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалисты по работе с молодежью и семьей и т.д.). Составляется график проведения общешкольных собраний т.к. основной формой работы с коллективом родителей - родительское собрание.
Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, спецслужб школы с семьей.
При организации педагогического просвещения необходимо умело сочетать теоретический материал с практикой семейного воспитания. Решению этой задачи способствуют памятки для родителей. - Как вести себя в конфликтных ситуациях?
- Что должен уметь первоклассник?
- Что должен уметь второклассник?
- Что должен уметь третьеклассник?
- Правила поведения в общественных местах, в школе и др.
Наиболее эффективным в педагогическом просвещении родителей выступают индивидуальные дифференцированные беседы теоретического и практического направления.
Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.
Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.
III этап. Деятельностный.
Деятельностный этап решает следующую задачу:
1.Вовлечение детей и родителей в разнообразную общественно - полезную деятельность, отвечающую их интересам и личностным особенностям, по следующим направлениям:
Литературное направление:
1) посещение музеев города;
2)принятие участия в конкурсах и чтениях.
Художественно-эстетическое направление:
1)посещение центра детского творчества, знакомство с деятельностью кружков, посещение концертов.
2)принятие участия в мероприятиях, проводимых на уровне школы, города, участие в городских выставках, конкурсах.
Физкультурно-оздоровительное направление:
1) проведение соревнований; между командами детей и родителей; между семьями («Папа, мама, я - спортивная семья»).
2) принятие участия в городских и региональных спортивных мероприятиях.
IV этап. Оценочный.
По окончании работы проводится вторичная диагностика состояния ребенка теми же методами, что и при первичной диагностике, оценивается насколько эффективно решение проблемы ребенка.
Возможно 2 варианта:
положительно решается проблема ребенка (на этом этапе деятельность прекращается);
частично решается проблема ребенка. Тогда необходимо выяснить на каком этапе были допущены ошибки или возникли неопределенные препятствия и произвести корректировку деятельности. После этого необходимо повторное решение проблемы.
Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.
Школьники с девиантным поведением были, есть и конечно, будут. Трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность - такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенства общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взрослых людей.
Сила современного учителя в любви к детям, желании ими добра, признании и уважении личности воспитанника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/08/picture-76086.jpg)
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
выступление на педагогическом совете. Деятельность педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.
В данном высуплении говорится о том, какой должна быть наша новая школа....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/30/picture-466514-1406701174.jpg)
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-340507-1415045242.jpg)
Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/25/picture-83947-1579967881.jpg)
Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"
Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-140120-1352985963.jpg)
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...