Выступление на педагогическом совете
методическая разработка

Прокопчук Людмила Владимировна

Основные направления работы с семьей, имеющей ребёнка с  девиантным поведением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_prokopchuk_l.v._1.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления работы с семьей, имеющей ребёнка с  девиантным поведением.

Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал:

«Все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство

произрастают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания детей в семьях».

Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Одним из таких факторов является влиянии семьи и взаимоотношения между членами семьи на детей.

  Итак, влияние семьи на детей трудно переоценить. По результатам исследований установлено, что безнадзорность дает в дальнейшем 80% преступлений, 60% детей приобщаются к алкоголю в семье. Около 25-30% девиантных детей выходят из семей, где родители постоянно конфликтуют между собой. Анализ семей и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим, на д/с и школы возложена большая работа по раннему выявлению семей. Ведь невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания, и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей.

В современной педагогике выделяют 3 технологии (направления) при работе с семьёй:

социально-педагогическая профилактика,

психолого-педагогическое сопровождение,

социально психологическая реабилитация.

 Опираясь на эти технологии, ставятся задачи работы с родителями:

  • осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;
  • осуществление профилактической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;
  • осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.                                                   

Технология социально – педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин или условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей. Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы.

Профилактическая работа с родителями младших школьников по профилактике девиантного поведения в школе выстраивается поэтапно.

I этап: Диагностический.

Диагностический этап подразумевает решение следующих задач:

1. Собрать необходимую информацию об учащихся и их родителях;

2. Исследовать состояние проблемы девиантного поведения в школе (психологическая диагностика учащихся, диагностика стиля семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье, составление социального паспорта семьи).

Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики осуществляется индивидуально.

Выделяют четыре группы методов, с помощью которых можно достаточно достоверно определить особенности отношений между детьми с девиантным поведением и их родителями.

1.Беседа – применяется с целью самораскрытия ребенка и родителей в процессе общения.

Беседа с родителями проводится по следующему плану:

Структура данной семьи (типология по количеству детей, по составу, по семейному укладу, по атмосфере).

Взаимоотношения различных поколений в семье.

Педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей (нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей в семье с учетом их возрастных особенностей). Родители не уделяют должного внимания этим вопросам, часто совершенно не владеют информацией.

Поощрения и наказания, применяемые в процессе воспитания в данной семье.

Организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье.

Выявление взаимосвязи девиантного поведения ребенка с асоциальными пристрастиями родителей.

2. Наблюдение – используется с целью выявления отклонений в поведении детей младшего школьного возраста, во взаимоотношениях между родителями и детьми с девиантным поведением.

3. Проективные методики. «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи», «Семья животных».

Тест «Рисунок семьи» предполагает выявление особенностей семейных взаимоотношений и восприятия ребенка.

Тест «Динамический рисунок семьи» позволяет получить более полную информацию о том, как обследуемый воспринимает распределение ролей в семье, какова основная, с его точки зрения, функция у каждого из ее членов.

Тест «Семья животных» часто оказывается показательнее предыдущих, так как его направленность менее очевидна. Его можно использовать в сочетании с предыдущими для получения дополнительных данных.

II. Информационный этап направлен на решение следующих задач:

1.Осуществить общественную пропаганду профилактики  данной проблемы (размещение публикаций о проблеме девиантного поведения детей на сайте, демонстрация документальных фильмов, посвященных данной проблеме)

2. Осуществить просветительно-деятельностную поддержку родителей: Данная работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей.

Что даёт такая работа? На основе анализа диагностических данных выявляются общие направления социально-педагогической деятельности, формулируются общие цели и конкретные задачи. Выявляются наиболее заинтересовавшие родителей темы, распределяются между узкими специалистами, классными руководителями и, по согласованию, со специалистами внешнего социума (врач-нарколог, секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалисты по работе с молодежью и семьей и т.д.). Составляется график проведения общешкольных собраний  т.к. основной формой работы с коллективом родителей - родительское собрание.

Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, спецслужб школы с семьей.

При организации педагогического просвещения необходимо умело сочетать теоретический материал с практикой семейного воспитания. Решению этой задачи способствуют памятки для родителей. - Как вести себя в конфликтных ситуациях?

- Что должен уметь первоклассник?

- Что должен уметь второклассник?

- Что должен уметь третьеклассник?

- Правила поведения в общественных местах, в школе и др.

Наиболее эффективным в педагогическом просвещении родителей выступают индивидуальные дифференцированные беседы теоретического и практического направления.

Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.

Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

III этап. Деятельностный.

Деятельностный этап решает следующую задачу:

1.Вовлечение детей и родителей в разнообразную общественно - полезную деятельность, отвечающую их интересам и личностным особенностям, по следующим направлениям:

Литературное направление:

1) посещение музеев города;

2)принятие участия в конкурсах и чтениях.

Художественно-эстетическое направление:

1)посещение центра детского творчества, знакомство с деятельностью кружков, посещение концертов.

2)принятие участия в мероприятиях, проводимых на уровне школы, города, участие в городских выставках, конкурсах.

Физкультурно-оздоровительное направление:

1) проведение соревнований; между командами детей и родителей; между семьями («Папа, мама, я - спортивная семья»).

2) принятие участия в городских и региональных спортивных мероприятиях.

IV этап. Оценочный.

По окончании работы проводится вторичная диагностика состояния ребенка теми же методами, что и при первичной диагностике, оценивается насколько эффективно решение проблемы ребенка.

Возможно 2 варианта:

положительно решается проблема ребенка (на этом этапе деятельность прекращается);

частично решается проблема ребенка. Тогда необходимо выяснить на каком этапе были допущены ошибки или возникли неопределенные препятствия и произвести корректировку деятельности. После этого необходимо повторное решение проблемы.

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

Школьники с девиантным поведением были, есть и конечно, будут. Трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность - такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенства общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взрослых людей.

Сила современного учителя в любви к детям, желании ими добра, признании и уважении личности воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...