Выступление на педагогическом совете
методическая разработка
Основные направления работы с семьей, имеющей ребёнка с девиантным поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_prokopchuk_l.v._1.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления работы с семьей, имеющей ребёнка с девиантным поведением.
Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал:
«Все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство
произрастают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания детей в семьях».
Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Одним из таких факторов является влиянии семьи и взаимоотношения между членами семьи на детей.
Итак, влияние семьи на детей трудно переоценить. По результатам исследований установлено, что безнадзорность дает в дальнейшем 80% преступлений, 60% детей приобщаются к алкоголю в семье. Около 25-30% девиантных детей выходят из семей, где родители постоянно конфликтуют между собой. Анализ семей и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим, на д/с и школы возложена большая работа по раннему выявлению семей. Ведь невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания, и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей.
В современной педагогике выделяют 3 технологии (направления) при работе с семьёй:
социально-педагогическая профилактика,
психолого-педагогическое сопровождение,
социально психологическая реабилитация.
Опираясь на эти технологии, ставятся задачи работы с родителями:
- осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;
- осуществление профилактической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;
- осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.
Технология социально – педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин или условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей. Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы.
Профилактическая работа с родителями младших школьников по профилактике девиантного поведения в школе выстраивается поэтапно.
I этап: Диагностический.
Диагностический этап подразумевает решение следующих задач:
1. Собрать необходимую информацию об учащихся и их родителях;
2. Исследовать состояние проблемы девиантного поведения в школе (психологическая диагностика учащихся, диагностика стиля семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье, составление социального паспорта семьи).
Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики осуществляется индивидуально.
Выделяют четыре группы методов, с помощью которых можно достаточно достоверно определить особенности отношений между детьми с девиантным поведением и их родителями.
1.Беседа – применяется с целью самораскрытия ребенка и родителей в процессе общения.
Беседа с родителями проводится по следующему плану:
Структура данной семьи (типология по количеству детей, по составу, по семейному укладу, по атмосфере).
Взаимоотношения различных поколений в семье.
Педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей (нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей в семье с учетом их возрастных особенностей). Родители не уделяют должного внимания этим вопросам, часто совершенно не владеют информацией.
Поощрения и наказания, применяемые в процессе воспитания в данной семье.
Организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье.
Выявление взаимосвязи девиантного поведения ребенка с асоциальными пристрастиями родителей.
2. Наблюдение – используется с целью выявления отклонений в поведении детей младшего школьного возраста, во взаимоотношениях между родителями и детьми с девиантным поведением.
3. Проективные методики. «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи», «Семья животных».
Тест «Рисунок семьи» предполагает выявление особенностей семейных взаимоотношений и восприятия ребенка.
Тест «Динамический рисунок семьи» позволяет получить более полную информацию о том, как обследуемый воспринимает распределение ролей в семье, какова основная, с его точки зрения, функция у каждого из ее членов.
Тест «Семья животных» часто оказывается показательнее предыдущих, так как его направленность менее очевидна. Его можно использовать в сочетании с предыдущими для получения дополнительных данных.
II. Информационный этап направлен на решение следующих задач:
1.Осуществить общественную пропаганду профилактики данной проблемы (размещение публикаций о проблеме девиантного поведения детей на сайте, демонстрация документальных фильмов, посвященных данной проблеме)
2. Осуществить просветительно-деятельностную поддержку родителей: Данная работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей.
Что даёт такая работа? На основе анализа диагностических данных выявляются общие направления социально-педагогической деятельности, формулируются общие цели и конкретные задачи. Выявляются наиболее заинтересовавшие родителей темы, распределяются между узкими специалистами, классными руководителями и, по согласованию, со специалистами внешнего социума (врач-нарколог, секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалисты по работе с молодежью и семьей и т.д.). Составляется график проведения общешкольных собраний т.к. основной формой работы с коллективом родителей - родительское собрание.
Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, спецслужб школы с семьей.
При организации педагогического просвещения необходимо умело сочетать теоретический материал с практикой семейного воспитания. Решению этой задачи способствуют памятки для родителей. - Как вести себя в конфликтных ситуациях?
- Что должен уметь первоклассник?
- Что должен уметь второклассник?
- Что должен уметь третьеклассник?
- Правила поведения в общественных местах, в школе и др.
Наиболее эффективным в педагогическом просвещении родителей выступают индивидуальные дифференцированные беседы теоретического и практического направления.
Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.
Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.
III этап. Деятельностный.
Деятельностный этап решает следующую задачу:
1.Вовлечение детей и родителей в разнообразную общественно - полезную деятельность, отвечающую их интересам и личностным особенностям, по следующим направлениям:
Литературное направление:
1) посещение музеев города;
2)принятие участия в конкурсах и чтениях.
Художественно-эстетическое направление:
1)посещение центра детского творчества, знакомство с деятельностью кружков, посещение концертов.
2)принятие участия в мероприятиях, проводимых на уровне школы, города, участие в городских выставках, конкурсах.
Физкультурно-оздоровительное направление:
1) проведение соревнований; между командами детей и родителей; между семьями («Папа, мама, я - спортивная семья»).
2) принятие участия в городских и региональных спортивных мероприятиях.
IV этап. Оценочный.
По окончании работы проводится вторичная диагностика состояния ребенка теми же методами, что и при первичной диагностике, оценивается насколько эффективно решение проблемы ребенка.
Возможно 2 варианта:
положительно решается проблема ребенка (на этом этапе деятельность прекращается);
частично решается проблема ребенка. Тогда необходимо выяснить на каком этапе были допущены ошибки или возникли неопределенные препятствия и произвести корректировку деятельности. После этого необходимо повторное решение проблемы.
Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.
Школьники с девиантным поведением были, есть и конечно, будут. Трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность - такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенства общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взрослых людей.
Сила современного учителя в любви к детям, желании ими добра, признании и уважении личности воспитанника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
выступление на педагогическом совете. Деятельность педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.
В данном высуплении говорится о том, какой должна быть наша новая школа....
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....
Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"
Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...