Презентация на тему"Организация исследовательской деятельности в начальной школе как одно из условий развития личности школьника"
материал по теме
Учитель раскрывает понятие исследовательской деятельности, её этапов и показывает, как это реализуется на практике в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская деятельность в начальной школе | 2.84 МБ |
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н.Колмогоров
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которой у учащихся: формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; значительно расширяется кругозор в предметных областях; происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения; наилучшим образом развиваются творческие задатки.
Исследовательская деятельность позволяет нам развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске!
Исследовательская деятельность в начальной школе Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Этапы исследовательской деятельности Постановка проблемы; Формулирование темы исследования; Постановка цели; Выдвижение гипотезы; Проверка гипотезы (эксперимент); Формулирование вывода; Определение практического применения результатов исследования.
Проект «Витамины на окне» 2 класс, учитель Стрижова Е.А.
Внеклассная и внеурочная деятельность
Юные исследователи
Исследование происхождения фамилий Фамилия Трухин произошло от имени Трифон или от прозвища Труха, которым называли бедняков, не имеющих своего имущества Фамилия Фурсач -очень редкая в России, происходит от слова «фурса», так называли людей маленького роста Волком на Руси называли человека нелюдимого, недружелюбного, настороженно относящегося к окружающим. Отсюда пошла фамилия Волков Для фамилии Ананьев основой послужило церковное имя Ананий или диалектное слово «ананья»-ласковый, льстивый человек
Фамилия ИСАЕВЫ произошла от имени древнееврейского пророка ИСАЙЯ, родившегося и жившего в Иерусалиме.
Генеалогическое древо семьи Исаевых
Районный конкурс «Моя семья в истории страны» «Тайна старой лампы» Участник Новиков Дима «Вязаное чудо» Фурсач Никита, 2 место в номинации «Семейная реликвия»
Достопримечательности города Ворсма
У памятника императору Александру II Камень-памятник, год основания Ворсмы 1588
Комплекс мер по модернизации системы общего образования
Презентация нового оборудования
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону и дать детям насладиться радостью своего открытия. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете по теме «Организация исследовательской деятельности в
начальной школе
как одно из условий развития личности младшего школьника»
Слайд1
"Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…”. Очень часто учителя слышат такие слова от своих учеников на уроках. И мало кто из нас, взрослых, осознает важность и значимость подобных ситуаций. А ведь для ребенка этого возраста важно не погасить в нем стремление и желание совершить свое открытие, не оттолкнуть равнодушием, не погасить любознательность.
Слайд 2
Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, поэтому сейчас в школе много уделяется внимания исследовательской деятельности.
Слайд 3
Исследовательская деятельность -
это один из методов обучения, в ходе которой у учащихся:
- формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
- значительно расширяется
кругозор в предметных областях;
- происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;
- наилучшим образом развиваются творческие задатки
слайд 4
Исследовательская деятельность позволяет нам развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске!
Слайд 5
Конечно, специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Слайд 6
Этапы исследовательской деятельности (7 этапов)
- Постановка проблемы;
- Формулирование темы исследования;
- Постановка цели;
- Выдвижение гипотезы;
- Проверка гипотезы (эксперимент);
- Формулирование вывода;
- Определение практического применения результатов исследования.
Слайд 7.
Большую помощь в ходе работы оказывают родители ребят. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.
Они вместе с детьми делали фотографии при участии в проекте
«Поведение человека и окружающая среда»,
• выполняли несложные исследования по наблюдению за выращиванием зеленого лука в проекте «Витамины на окне»,
• наблюдали за погодными явлениями,
• помогали подбирать информацию для исследовательской работы «Моя родословная», помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
Слайд 8
Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает. Необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала «тоски» по интеллектуальной загрузке.
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?
Слайд 9.
В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования.
В 4 классе дети увлечены компьютером, поэтому учатся выполнять презентацию своей работы и достойно её представлять на уроках.
Слайд 10.
На уроках окружающий мир при изучении темы «Наши имена» ученики заинтересовались о происхождении не только своего имени, но и своей фамилии. Я предложила спросить у родителей и родственников о своих предках, поискать в энциклопедии, словаре фамилий, интернете, что означали и от чего произошли их фамилии. К следующему уроку каждый ученик красочно оформил свое исследование. Несколько вариантов я привожу в пример.
Слайд 11.
Исаев Илья в своём исследовании пошел дальше и решил изучить всю родословную. На помощь пришли родители, которые помогали подбирать информацию для исследовательской работы. Они откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились своим опытом и знаниями. Илья занял 3 место в городском конкурсе «Моя родословная»
Слайд 12
(Зачитывается начало сочинения)
Слайд 13.
Мы являемся постоянными участниками районного конкурса «Моя семья в истории страны»
Слайд 14.
Дети интересуются историей Ворсмы. Например, при изучении темы по истории «Основание Москвы», «Основание Нижнего Новгорода» ученики отвечают на дополнительные вопрос:
-А когда был основан город, в котором ты живешь? Какие достопримечательности есть в твоем городе?
Слайд 15
Они рассказывают о памятнике Родине-матери, что на этом месте был православный храм,о доске почета,гордятся , что там находятся портреты уважаемых людей нашего города, учителя нашей школы, о памятнике российскому императору Александру II,что этот царь проездом побывал в нашем городе, интересовался выставкой кустарных изделий, останавливался у Островоезерского монастыря, удивлялся, что в этом маленьком селе действует 7 церквей. С большим сожалением дети рассказывают о том, что в 30-е годы церкви были разрушены или закрыты, снесён с лица земли монастырь. Прошли долгие годы, прежде чем люди вновь стали восстанавливать разрушенное.
К празднику Победы дети берут интервью у своих дедов и прадедов, бабушек и прабабушек – участников войны, тружеников тыла, узнают о героизме и мужестве простых русских людей, много собрано материала о ворсменских женщинах-труженицах тыла для издания книги «У войны не женское лицо». Проводимая исследовательская работа учит чуткости, доброте, отзывчивости, служит сплочению детей, развивает их активность, творческие способности.
Слайд 16.Чтобы исследовательская работа в начальных классах на уроках была более эффективной и результативной, закуплено новое оборудование, например,
- Набор химической посуды для проведения лабораторных работ
- Набор «Юный физик» для поведения опытов
- Макет внутренних органов человека
- Раздаточный материал «Геометрические тела»
- Игры-опыты «Механика Галилео»
- Теллурий
- Наборы макетов овощей и фруктов
- Коллекция полезных ископаемых и минералов
- Разные виды конструкторов и настольных игр
- Документ-камера
- Интерактивная доска
Слайд 17.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...
Презентация на тему"Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"
В своей презентациии я отразила все главные аспекты ,которые я лично использую на уроках о во внеурочное время с ребятами начальной школы."Потомучто проектно-исследовательская деятельность -это ...
Презентация на тему "Организация внеурочной деятельности в начальной школе".
В данном презентации даны главные напрвления, принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе. Даются основные направления, формы и методы работы....
Статья "Исследовательская деятельность в начальной школе как одно из условий внедрения ФГОС"
Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мо...
Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников
В презентации раскрываются понятия: формирование умений учиться, формирование умений для исследовательской деятельности и для развития навыка исследовательского поведения в период с 1 по 4 классы....
Мастер-класс на тему "Организация исследовательской деятельности в начальной школе"
Знакомство участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами организации исследовательской деятельности учащихся....
Исследовательская деятельность в начальной школе как одно из условий внедрения ФГОС
Исследовательская деятельность в начальной школе как одно из условий внедрения ФГОС «Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи Сего...