Мастер-класс на тему "Организация исследовательской деятельности в начальной школе"
статья

Федосеева Елена Михайловна

Знакомство участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами организации исследовательской деятельности учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс Федосеевой Е.М. , учителя начальных классов МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск» Республики Бурятия

Тема: «Организация исследовательской деятельности  учащихся  начальных классов».

Цель: Презентация опыта организации исследовательской деятельности

учащихся в рамках реализации ФГОС.

1. Знакомство участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Давайте поговорим!

- Поговорим?

- О чем?

- О важном и о прочем:

- О том, что хорошо и хорошо не очень.

- О чём-то знаете Вы,

- Про что-то мне известно.

- Давайте поговорим,

- Надеюсь, будет интересно.

Тема нашего разговора  сегодня звучит так «Организация исследовательской деятельности  учащихся  начальных классов» .

    В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать  и применять  знания,  тщательно  обдумывать  принимаемые  решения  и чётко планировать  действия,  эффективно  сотрудничать  в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.      Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели исследовательские методы обучения.

Что  обозначает  слово  « исследование» ?

Какие  синонимы  к нему  мы  можем  подобрать?

Предлагаю первой фокус -  группе выполнить следующее задание:  перед вами лежат карточки, подберите и запишите на них синонимы к  слову «исследование».

Пока группа работает, хочу спросить у Вас, коллеги:

- Организуете ли вы исследовательскую деятельность в своем классе, в своей школе?

- Доставляет ли вам эта работа удовольствие?  Что особенно нравится?

- С какими трудностями приходится сталкиваться?        

- Видите  ли вы положительные результаты своего труда? В чем?

Учителя пишут на карточках свои ассоциации, например: ОПЫТ, АНАЛИЗ, ЭКСПЕРИМЕНТ, НАБЛЮДЕНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ, ОБЗОР, ПОИСК и вывешивают на доску.

   Посмотрите, насколько по-разному и в то же время правильно  вы  дали определение слову «исследование».

     

  Что же такое исследовательская деятельность?

         

   Организация исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога не только высокого уровня знаний, но и  желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.

      1.2   Основные этапы исследования.

Обратимся к определению исследовательской деятельности. Это работа, осуществляемая в соответствии с требованиями к основным этапам исследования. 

Давайте вместе вспомним основные шаги, которые проходит исследователь. Для этого перечитаем рассказ Н.Носова «Живая шляпа». 

  1.      Итак, помните, с чего все начиналось?

Володя обернулся и увидел на полу возле комода шляпу. Он подошёл, нагнулся, хотел поднять шляпу и вдруг как закричит: — Ай-ай-ай! — и бегом в сторону. — Чего ты? — спрашивает Вадик. — Она жи-жи-живая! — Кто живая? — Шля-шля-шля-па.  

Итак, с чем столкнулись герои рассказа? (с проблемой)

   Проблема- это затруднение, неопределенность. Проблемная ситуация - такая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения,  и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься.

Это- первый этап исследовательской деятельности.

  1.      Идем дальше.

— Что ты! Разве шляпы бывают живые?

— По-по-посмотри сам. Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит: — Ай! — и прыг на диван. Володя — за ним. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану. — Аи! Ой! — закричали ребята. Соскочили с дивана — и бегом из комнаты.

Что делают мальчики? (задают вопросы, наблюдают)

Любое познание начинается с вопроса. Вопрос – форма выражения проблемы. Он направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании. А  самый популярный и доступный метод исследования – это наблюдение.

  1. Продолжаем читать.

Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли… — Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила. — А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?

Что выдвигают мальчики?( гипотезы)

   Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, предвидение событий. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Умение выдвигать гипотезы – одно из главных умений исследователя.

  1. — Ну, пойди посмотри. — Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну. — Постой, я тоже кочергу возьму. — Да у нас другой кочерги нет. — Ну, я возьму лыжную палку. Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату. — Где же она? — спрашивает Вадик. — Вон там, возле стола. — Сейчас я её как тресну кочергой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе. Но шляпа лежала возле стола и не двигалась. — Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам. — Сейчас я её спугну, — сказал Вадик. Он стал стучать по полу кочергой и кричать: — Эй ты, шляпа! Но шляпа не двигалась. — Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять, — предложил Володя. Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу.

Чем занимаются Володя и Вадик? (проводят эксперименты, опыты)

Эксперимент – важный метод исследования. Это метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

  1. Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху! — Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.

Чем заканчивается исследование? (решение проблемы, находят ответы на свои вопросы, совершают открытие)

   Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо.

     Таким образом, проанализировав рассказ, мы составили план работы над исследованием, вспомнили основные  этапы этой деятельности.

О методических «тонкостях» при организации исследовательской работы в школе

1.1. С чего начинаем? Шаг 1. Выбор  темы исследования и ее формулирование

Общеизвестно, что научно-исследовательская работа – это работа определенного жанра, поэтому при её написании необходимо придерживаться четкой логики: продвигаться от выбора и обоснования актуальности темы, её новизны к определению проблемы, формулированию цели и гипотезы, а затем и задач исследования к написанию или приведению основных положений по теме исследования, выводов и практической значимости работы.

Отправной точкой (запуском) для ученического исследования на уроках и во внеурочное время может стать какое-либо интересное явление, на которое обратил внимание ребенок.

Это может быть интересный проблемный вопрос, возникший  на уроке или же в процессе беседы с кем-либо; какой-то необычный случай,  а также предмет, старинное фото, интересный документ или схема; информация, увиденная или услышанная в рекламном ролике, на телевидении, в сети Интернет; прочитанная в газете, журнале, интересная заметка и др.

Иными словами, запустить научно-исследовательскую работу может заинтересовавшая, зацепившая мысль ребенка тема. Так выводится тема исследования.

Выбор темы исследования – один из важных моментов, поскольку именно тема предопределяет все последующие шаги в исследовании. Для начальной школы тема научно-исследовательской работы не должна быть слишком объемной и широкой. 

Так, к примеру, тема «Фразеологизмы русского языка» будет слишком объемной, а «Фразеологизмы с обозначением цвета в русском языке» - соответствовать требованиям к формулировке темы научно-исследовательской работы.

Определяемся, что тема - это основное содержание будущей работы, выраженное в одном предложении.

Приведем примеры некоторых шаблонных алгоритмов, которых, на наш взгляд,  целесообразно придерживаться  при формулировке темы научно-исследовательской работы в начальной школе:

№ п/п

Алгоритм (шаблон)

Пример формулирования темы

1

Изменение (__) у (_) в (__--то) условиях

«Изменение  поведения птиц в условиях зимней бескормицы»

2

Условия изменений (_____) у (кого-то)

«Условия изменения окраски шерсти животных»

3

Это как (______)

«Переселенческий билет как свидетель истории семьи Л____ых»

4.

«Что-то или кто-то» в «чем-то»

«Образ женщины в сказках Пушкина»

5.

Изучение «_____» через «_____»

«Изучение истории рудника «Холтосон» через статьи газеты «Знамя труда» (период).

6

Как получают (____)?

«Как  изготавливают бумагу»?

7

Почему (_____) может что-то делать?

«Почему стреляет попкорн»?

«Почему от лука люди плачут?

8

В чем опасность (_______)?

«Чем опасна бытовая пыль»?

9.

В чем польза (_______)

«Чем полезно мороженое?»

Данные таблицы указывают на то, что тема должна содержать ключевые слова, отражающие объект и точно указывающие на предмет научно-исследовательской работы.

1.2 Шаг 2. Обосновываем актуальность темы научно-исследовательской работы и формулируем ее цель

Значимым и ответственным шагом в организации научно-исследовательской  работы в начальной школе, является обоснование актуальности ее темы.

Обосновать актуальность темы – это значит объяснить, в чем выражается необходимость, нужность исследования данного вопроса (темы, проблемы), указать причины, по которым возникла данная необходимость. Актуальность может выводиться из потребности в получении новых данных,  в проверке уже известных или абсолютно  новых методов и приемов т.п.

Так, например, работая по теме «Попкорн: польза или вред»,  мой ученик Вадим А. объясняет актуальность своего исследования таким образом:

 «Считаю, что работа актуальна по нескольким причинам:

Во-первых, любителей попкорна довольно много и в нашей стране, и за рубежом,  и знания  о пользе или вреде  продукта просто необходимы людям. Потому что, то, что мы едим, влияет на состояние нашего здоровья. А здоровье, как известно, не купишь. Лучше позаботиться о его сохранении заранее, чем потом долго и упорно лечиться.

Во-вторых,  появляется возможность сделать «открытие» о вероятности получения нового вида попкорна: рисового, гречишного или пшеничного, создать свой рецепт и рассказать о нем людям. Созданное будет способно разнообразить питание людей. Это также имеет большое значение для сохранения организма здоровым».

Другой учащийся из моего  класса - Кирилл К. актуальность  исследовательской работы по теме «Как изготавливают бумагу?» обосновал так:

«Считаю, что моя работа  об изготовлении  бумаги важна, потому что бумага играет очень важную роль в жизни человека. Из бумаги изготавливают газеты, книги, деньги, тетради, туалетную бумагу, салфетки и многое другое. В бумагу  упаковывают разные товары. Из более толстой бумаги – картона делают коробки, ящики. Бумагой стали украшать дома, оклеивать стены. Думаю, что знания о том, как и из чего делается бумага, заставят людей задуматься, стоит ли разбрасываться ею, или  все-таки надо быть разумнее, беречь то, что нас окружает, постараться жить в чистом мире, не нанося вреда себе и окружающим». 

Несомненно, ярким показателем актуальности исследования является наличие какого-либо  противоречия или проблемы, которые необходимо разрешить в результате исследования.

Вывели тему и описали ее актуальность. Что дальше?

Любая исследовательская работа всегда проводится с определенной целью,  которую принято формулировать во введении.

Цель исследования - это тот планируемый  результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Цель формулируется согласно теме  научно-исследовательской работы. 

Целью любой научно-исследовательской работы является изучение воздействия /влияния предмета исследования на объект исследования, которое осуществляется с помощью  определенных средств достижения цели (методов).

Условная структура цели научно-исследовательской работы приведена в таблице: 

Действие

Предмет

Объект

Изучить …

причины изменения  поведения.…

птиц в условиях зимовки

Определить..

факторы, позволяющие свести к минимуму наличие.…

бытовой пыли в доме

Выявить …

полезные или вредные  свойства …

попкорна

Проанализировать .. .

возможности изготовления …

бумаги в домашних условиях

Раскрыть  …

новые возможности …

компьютерных технологий для публичных выступлений

Исследовать …

значение

пластиковых бутылок в жизни человека и природы

Доказать …

горожанам необходимость решения  проблемы существования

 бездомных животных в городе

Узнать  …

почему именно орел

изображен на гербе России

Следует обратить внимание на выделенные в таблице слова: в последней колонке – объект исследования, а  в средней – предмет исследования. Объект всегда шире, чем предмет. Предмет исследования – что-то конкретное, четкое, выделенное из объекта.

1.3 Шаг 3. Выводим гипотезу исследования и формулируем его задачи,  определяем этапы исследования

Что следует за формулированием цели исследования? Исследователь приступает к выдвижению гипотезы. С древнегреческого языка понятие ‘гипотеза’ переводится как «основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений».

Гипотеза должна отвечать ряду требований:

 быть проверяемой;

 содержать предположение;

 соответствовать фактам.

Гипотеза формулируется в виде сложноподчинѐнного предложения: «Если..., то...»;

«Так..., как ...»; «При условии, что...», т.е. строится таким образом, что направляет внимание исследователя на раскрытие сути исследуемого явления, установление причинно-следственных связей.

 К примеру,  гипотеза исследования по теме «Попкорн: польза или вред» в работе Вадима А. была сформулирована так:

«Если мы подробнее изучим зерна кукурузы, выясним, из чего они состоят и какими свойствами обладают, то эти знания помогут нам оценить пользу или вред попкорна, который мы употребляем в пищу и, возможно, изменят привычки  питания».

Гипотеза ученика – Кирилла К., исследовавшего процесс изготовления бумаги,  представлена более лаконично, однако это не повлияло на условность формулировки: «Если я узнаю,  как изготавливается бумага, я сумею сделать её дома самостоятельно».

Гипотеза Ирины М. к исследовательской работе на тему «Чем опасна бытовая пыль»? имеет следующий вид: «Существуют  эффективные меры борьбы с пылью, благодаря которым её можно победить».

В ходе исследовательской работы гипотеза либо развивается, находит свое подтверждение,  либо отвергается – делается вывод о ложности выдвинутой гипотезы. Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап организации научно-исследовательской работы в начальной школе – определение ее задач.

Задачи исследования рекомендую  формулировать так, чтобы описание их решения в дальнейшем стало содержанием параграфов (этапов).

Задачами любой научно- исследовательской работы являются:

  • Анализ информации (литературных  источников  по проблеме исследования);
  • Теоретическое обоснование выбора методов исследования и экспериментальное подтверждение  или опровержение выдвинутой гипотезы;
  • Обобщение полученных результатов, оценка их практического значения.

Иными словами, задачи исследовательской работы – это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося от её  начала и  до конца, это выбор путей и средств, необходимых для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Таким образом, чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно (пошагово) отвечать себе на вопрос: «Что нужно  сделать, чтобы достичь цели исследования и разрешить ее гипотезу?», при этом ответы лучше всего формулировать в виде утверждений (из которых можно легко вывести этапы исследования).

Классификация задач и примерный перечень глаголов, применяемых для их формулирования даны таблицей: 

Вид задачи и её отличительные особенности

Глаголы, с  которых целесообразно  начинать формулирование задачи

Примеры задач из научно-исследовательских работ учеников

Задачи, связанные с изучением теории вопроса

Изучить (литературные источники, основные теоретические подходы по теме исследования), дать обоснование (подхода), раскрыть (сущность, основные черты), обобщить, проанализировать,

выявить, описать и т. п.

Узнать, кто такие переселенцы.

Изучить историю происхождения термина «вторсырьё».

Задачи, связанные с изучением предмета исследования

Изучить (методы), установить, ознакомиться, выделить,

вскрыть (состояние, проблему),

оценить, проследить, охарактеризовать, описать (опыт, характерные черты. свойства), определить (роль, вид, структуру) и т.п.

Установить,  что такое переселенческий билет, кому и при каких обстоятельствах он выдавался;

Определить состав и источники пыли.

Задачи, связанные с

формулировкой новых

идей, преобразованием предмета исследования

Классифицировать, выдвинуть сформулировать,  обобщить, систематизировать, разработать,  выявить,  подготовить, создать,

  предложить, выработать и т.п.

Разработать новые рецепты приготовления попкорна.

Задачи, связанные с

проведением эксперимента и доказательством гипотезы

Проверить (в условиях эксперимента),

установить (закономерности, условия, причины), выполнить

(проверку), проверить (опытно-

экспериментальным путем), изучить (экспериментально)

Опытным путем проверить возможность получения  попкорна из других зерновых культур (риса, пшеницы, гречки).

 Задачи, связанные с

разработкой рекомендательных материалов на основе результатов исследования

Разработать (план, программу), составить (памятку, алгоритм, рекомендации), описать, сформулировать, раскрыть, наметить и т. п.

Сформулировать правила борьбы с бытовой пылью.

Составить памятку по изготовлению бумаги в домашних условиях.

Приведем пример фрагмента исследовательской работы ученика 3 класса Алексея Л. (секция «История семьи» по теме «О чем рассказывает переселенческий билет?»)

Актуальность работы.

Размышляя над историей документа из семейного архива, я задавал себе вопросы: Что я знаю о своей семье? Что же интересного было в жизни моих предков?

Оказалось, что мне об этом документе известно очень мало. Захотелось узнать больше. Считаю, стыдно не знать историю своей семьи, своего народа, своей страны, в которой ты живёшь.

Цель моего исследования: Узнать историю происхождения  переселенческого билета в моей семье и выявить его роль для моих предков.

Объект исследования: История переселения моих предков  в Бурятию.

Предмет исследования:  История и роль переселенческого билета № 2……..3 от 10 марта 1941года, выданного переселенческим отделом при СНК Татарской АССР.

Гипотеза исследования: полученный переселенческий билет имел  в жизни моих предков очень весомое значение, а значит, и в  моей жизни будет иметь большое значение.

Задачи:

1. Узнать, кто такие переселенцы.

2. Выяснить,  что такое переселенческий билет, кому и при каких обстоятельствах он выдавался.

3. Уточнить, откуда, куда и почему переселились мои предки.

4. Выявить, какую  роль этот билет сыграл для моих предков, моей семьи.

Методы  исследования: Сбор  сведений о жизни предков; беседа с живыми свидетелями истории; анализ фотографий и документов семейного архива; поиск информации в архивном отделе МО «Закаменский район»; обобщение.

Практическая значимость: Работа будет интересна не только мне и  моим близким, но и краеведам, историкам, учащимся –  всем тем, кто интересуется историей родного края, потому как история целой страны складывается из истории каждой семьи.

Исходя из цели и задач исследования, план основной части научно-исследовательской работы был представлен следующим образом:

2.1 Кто такие переселенцы?

2.2  Что такое переселенческий билет?

2.3        Переселение  моих предков из Татарии в Сибирь

2.4    Книги – хранители истории

2.5   Новая жизнь переселенцев

2.6   Не переселенцы -  закаменцы.

Основными этапами ученической научно-исследовательской работы явились:

  • Выбор темы.
  • Постановка цели, формулирование объекта, предмета, гипотезы исследования и задач.
  • Сбор материала.
  • Обработка и систематизация материала.
  • Написание работы.
  • Выводы учащегося.
  1. Шаг 4. Что такое методы исследования? Как их отобрать? 

Методы исследования – это способы достижения цели, реализации гипотезы и решения задач научно-исследовательской работы. В начальной школе допустимо привести  простое перечисление методов исследовательской работы.

При организации научно-исследовательской работы в начальной школе  необходимо указать:

- на методы исследования, которые использовались в данной научно-исследовательской работе;

- обосновать выбор методов исследования, т.е. указать, почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

Как правило, ученые выделяют некоторые условные группы методов научно-исследовательской работы. К первой группе можно отнести общие  методы исследования, их еще называют практическими методами. К ним относят: наблюдение; интервью; анкетирование; опрос; собеседование; тестирование; фотографирование; подсчет; измерение; сравнение.

С помощью приведенных методов исследования изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Существуют методы экспериментального уровня. Это: эксперимент; лабораторный опыт;  анализ; моделирование.

Указанные методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

И наконец, определяются методы теоретического уровня исследований, как: изучение и обобщение; анализ и синтез; индукция и дедукция.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

В приведенном выше примере исследовательской работы на  тему «О чем рассказывает переселенческий билет»? были использованы такие методы: сбор  сведений о жизни предков через общение с живыми свидетелями истории, изучение и анализ фотографий и документов семейного архива, поиск информации в архивном отделе МО «Закаменский район», интервью, обобщение.

Глава II. Как организовать и защитить научно-исследовательскую работу

в начальной школе?

 2.1. Какие особенности следует учесть при организации научно-исследовательской работы в начальной школе? 

Педагогу, планирующему организовать исследовательскую деятельность учащихся, прежде всего, необходимо понять, что такого рода деятельность  посильна не всем ученикам. Необходимо обнаружить у ученика склонность и способности к творческой, научно-исследовательской работе. Весомыми аргументами могут стать желание ученика и интуиция педагога.

В качестве рекомендаций для педагогов предлагаются задания, направленные на определение у учеников способностей к творческой или поисковой деятельности:

  • В течение 1-2 минут составить рассказ - повествование о каком - либо живом существе (не обязательно существующем в реальном мире) и рассказать о нем за 5 минут.
  •  Предложить ребенку описать событийный момент или пейзаж за окном с помощью 3-5 предложений без предварительной подготовки  и дополнительного времени.
  • Предложить поиграть в ассоциации, связанные с самым обыденным словом/предметом (скрепка, ложка, карандаш), попросить придумать необычное применение самым привычным вещам.

При анализе результатов выполнения заданий, следует учесть скорость мыслительных операций, оригинальность ответов, их глубину.

Необходимо отметить, что ученику - будущему исследователю должны быть присущи такие  личные качества, как любознательность, трудолюбие, ответственность, желание что-то сделать или открыть и рассказать об этом другим.

Стоит указать, что результат зависит и от самого руководителя научно-исследовательской работы. Крайне необходимо, чтобы руководитель смог увлечь, «заразить» ученика, т. к. не всегда школьники проявляют желание заняться исследованием, особенно в самом его начале.

Заинтересовать, увлечь учащегося можно с помощью следующих приемов:

Упор (акцент)  на дальнейшее перспективное развитие ребенка: например, тем, что навыки, полученные в результате выполнения исследовательской работы, будут востребованы в дальнейшем, например, во время учебы в ВУЗе.

Воспитание чувства собственной значимости, повышение самооценки.

Возможность одержать победу, получить опыт, удивить/ порадовать одноклассников, родителей, учителей школы..

Приступая к организации научно-исследовательской работы в начальной школе, педагог-руководитель должен помнить, что  интерес ученика необходимо поддерживать на протяжении всей работы, тема должна быть выбрана с учетом возрастных особенностей, интереса самого учащегося, на каждом этапе выполнения работы учитель должен четко руководить самоконтролем учащегося о последовательности решения цели и реализации задач,  давать учащемуся возможность постоянно оценивать свое продвижение вперед.

2.2. Как готовить публичную защиту результатов

научно-исследовательской работы в начальной школе? 

Этап защиты полученных результатов (публичное выступление) играет огромную  роль в научно-исследовательской работе, поэтому подготовке выступления следует уделить особое внимание.

Здесь приведены несколько практических рекомендаций, которые следует учитывать при подготовке публичных выступлений школьников.

1. Внешний облик. Прежде всего,  следует обратить внимание на  внешний вид ученика на защите. Стоит отдать предпочтение деловому стилю одежды, соответствующему научной обстановке мероприятия. Опрятность и аккуратность не только придают  ученику уверенность в собственных силах, но и  располагают слушателей к выступающему.

2. Практика (репетиция) выступлений. Речь ученика на защите необходимо заранее подготовить и отрепетировать несколько раз. Учащийся будет чувствовать  себя уверенно, если будет иметь четкое представление о том что, как и когда он скажет. Большое значение имеет опыт выступления перед аудиторией. Чем чаще школьник будет выступать публично, тем быстрее он сможет избавиться от неуверенности в себе и страха перед выступлением.

3. Регламент выступления. Для  публичной защиты выступающему будет отведено 5-7 минут, поэтому имеет смысл ввести для учащегося самозамер (хронометраж).

4. Текст выступления, доклада. Текст выступающего должен быть основательно  продуман, логичен и состоять из нескольких частей:

Вступление. Начало доклада имеет большое значение и его стоит тщательно продумать. Оно должно быть кратким. Доклад можно начать словами: («Моѐ выступление будет посвящено...», «Мой доклад раскрывает тему...», «Проблема, обозначенная в..., имеет актуальное значение...»).

Проблема. После вступления необходимо перейти к проблеме, которой посвящен доклад. Ее необходимо изложить кратко и понятно.

Основная мысль. После изложения проблемы следует перейти к способам и путям ее решения. Здесь нужно отразить пути исследования, трудности этого пути, результаты проделанной работы.

Завершение. Доклад должен иметь логическое завершение. Лучше всего в заключении описать выводы, к которым пришел учащийся-исследователь.

5. Презентация. Презентация может состоять из 10-15 слайдов. Слайды не следует перегружать информацией. По возможности максимально используется верхняя часть слайда.

Для смыслового выделения текста можно использовать цвет или полужирную интенсивность. Не следует использовать более 2-3 цветов на слайде.

При выборе фона важно соблюсти контраст с текстом. Преимущество отдается темному тексту на светлом фоне.

Учащийся во время доклада не должен зачитывать информацию со слайда, а излагать его содержание своими словами.

Для смены слайдов лучше использовать один и тот же анимационный эффект. Презентация может включать фрагменты медиапродуктов (фильм, аудиозапись и т. д.).

Помните, что выступающий должен быть уверен в себе, а также в  актуальности и значимости своей научно-исследовательской работы. Уверенность и хорошая подготовка – залог успеха.

Итог  Л.Н.Толстой говорил так и именно его словами хочу закончить нашу беседу: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться

Не бойтесь трудностей! Пробуйте,  открывайте и исследуйте!

- Ну вот и поговорили!

- О важном и о прочем:

- О том, что хорошо и хорошо не очень.

- О чём-то Вы узнали,

- Про что-то мне стало известно.

- Надеюсь, было интересно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в школе Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №5 г.Закаменск» Е.М.Федосеева

Слайд 2

Что такое исследовательская деятельность? Разновидность учебной работы, связанная с решением учащимися творческих, исследовательских задач, осуществляемая в соответствии с требованиями к основным этапам исследования и сопровождающаяся овладением необходимыми для их разрешения знаниями, универсальными учебными действиями по добыванию, переработке и применению информации.

Слайд 3

Для развития умственных способностей обучающихся в качестве «интеллектуальной гимнастики» Для обучения умению исследовать и решать проблемы Актуально, т. к. наше время – время стремительных перемен, динамического развития. Что значит динамичность ? Это быстрота внедрения технических новинок, изобретений… Для чего нужна исследовательская деятельность?

Слайд 4

Предметы, которые нас окружают, 50 лет назад ещё не были задуманы

Слайд 5

Вектор образования в эпоху перемен другой не «Знайка», а « Умейка» Главная цель образования: научить добывать знания и пользоваться ими

Слайд 6

Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели исследовательские методы обучения.

Слайд 7

Основные шаги, которые проходит исследователь. Рассказ Н.Носова «Живая шляпа».

Слайд 8

1. Володя обернулся и увидел на полу возле комода шляпу. Он подошёл, нагнулся, хотел поднять шляпу и вдруг как закричит: — Ай-ай-ай! — и бегом в сторону. — Чего ты? — спрашивает Вадик. — Она жи-жи-живая! — Кто живая? — Шля-шля-шля-па. ( Проблема- это затруднение, неопределенность. Проблемная ситуация - такая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения, и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься. Это- первый этап исследовательской деятельности.)

Слайд 9

— Что ты! Разве шляпы бывают живые? — По-по-посмотри сам. Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит: — Ай! — и прыг на диван. Володя — за ним. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану. — Аи! Ой! — закричали ребята. Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. (Любое познание начинается с вопроса. Вопрос – форма выражения проблемы)

Слайд 10

Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли… — Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила. — А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает? ( Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, предвидение событий) .

Слайд 11

— Ну, пойди посмотри. — Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну. — Постой, я тоже кочергу возьму. — Да у нас другой кочерги нет. — Ну, я возьму лыжную палку. Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату. — Где же она? — спрашивает Вадик. — Вон там, возле стола. — Сейчас я её как тресну кочергой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе. Но шляпа лежала возле стола и не двигалась. — Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам. — Сейчас я её спугну, — сказал Вадик. Он стал стучать по полу кочергой и кричать: — Эй ты, шляпа! Но шляпа не двигалась. — Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять, — предложил Володя. Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу

Слайд 12

Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху! — Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил. Решение проблемы. Суждение - высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо).

Слайд 13

С чего начинаем? Шаг 1. Выбор темы исследования и ее формулирование Отправной точкой (запуском) для ученического исследования может стать какое-либо интересное явление , на которое обратил внимание ребенок (интересный проблемный вопрос , возникший на уроке или же в процессе беседы с кем-либо; какой-то необычный случай , а также предмет, старинное фото, интересный документ или схема; информация , увиденная или услышанная в рекламном ролике, на телевидении, в сети Интернет; прочитанная в газете, журнале, интересная заметка и др.

Слайд 15

Выбор темы исследования – один из важных моментов, поскольку именно тема предопределяет все последующие шаги в исследовании . Для начальной школы тема научно-исследовательской работы не должна быть слишком объемной и широкой. Сравним: «Фразеологизмы русского языка» «Фразеологизмы с обозначением цвета в русском языке»

Слайд 16

Алгоритмы – шаблоны, используемые при формулировке темы Шаблон Пример формулирования темы 1 Изменение (__) у (_) в (__--то) условиях «Изменение поведения птиц в условиях зимней бескормицы» 2 Условия изменений (_____) у (кого-то) «Условия изменения окраски шерсти животных» 3 Это как (______) «Переселенческий билет как свидетель истории семьи Л____ых» 4. «Что-то или кто-то» в «чем-то» «Образ женщины в сказках Пушкина» Изучение «_____» через «_____» «Изучение истории рудника «Холтосон» через статьи газеты «Знамя труда» (период).

Слайд 17

Шаг 2. Обосновываем актуальность темы научно-исследовательской работы и формулируем ее цель Обосновать актуальность темы – это значит объяснить, в чем выражается необходимость, нужность исследования данного вопроса (темы, проблемы), указать причины, по которым возникла данная необходимость .

Слайд 18

Цель исследования - это тот планируемый результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Цель формулируется согласно теме научно-исследовательской работы. Целью любой научно-исследовательской работы является изучение воздействия /влияния предмета исследования на объект исследования ,

Слайд 19

Условная структура цели работы Действие Предмет Объект Изучить … причины изменения поведения.… птиц в условиях зимовки Определить.. факторы, позволяющие свести к минимуму наличие .… бытовой пыли в доме Выявить … полезные или вредные свойства попкорна Проанализировать .. . возможности изготовления … бумаги в домашних условиях Раскрыть … новые возможности … компьютерных технологий для публичных выступлений Исследовать … значение … пластиковых бутылок в жизни человека и природы Доказать … горожанам необходимость решения проблемы существования … бездомных животных в городе

Слайд 20

Шаг 3. Выводим гипотезу исследования и формулируем его задачи, определяем этапы исследования ‘ гипотеза’ с греческого языка переводится как «основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений». «Если..., то...»; «Так..., как ...»; «При условии, что...», направляет внимание на раскрытие сути явления, установление причинно-следственных связей.

Слайд 21

Вслед за выработкой гипотезы – определение задач исследования. все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося от её начала и до конца Пошагово отвечать себе на вопрос: « Что нужно сделать, чтобы достичь цели исследования и разрешить ее гипотезу?»

Слайд 22

Классификация задач и примерный перечень глаголов Вид задачи и её отличительные особенности Глаголы, с которых целесообразно начинать формулирование задачи Примеры задач из научно-исследовательских работ учеников Задачи, связанные с изучением теории вопроса Изучить (литературные источники, основные теоретические подходы по теме исследования), дать обоснование (подхода), раскрыть (сущность, основные черты), обобщить, проанализировать, выявить, описать и т. п. Узнать, кто такие переселенцы. Изучить историю происхождения термина «вторсырьё».

Слайд 23

Классификация задач и примерный перечень глаголов Вид задачи и её отличительные особенности Глаголы, с которых целесообразно начинать формулирование задачи Примеры задач из научно-исследовательских работ учеников Задачи, связанные с изучением предмета исследования Изучить (методы), установить, ознакомиться, выделить, вскрыть (состояние, проблему), оценить, проследить, охарактеризовать, описать (опыт, характерные черты. свойства), определить (роль, вид, структуру) и т.п. Установить, что такое переселенческий билет, кому и при каких обстоятельствах он выдавался; Определить состав и источники пыли.

Слайд 24

Классификация задач и примерный перечень глаголов Вид задачи и её отличительные особенности Глаголы, с которых целесообразно начинать формулирование задачи Примеры задач из научно-исследовательских работ учеников Задачи, связанные с формулировкой новых идей , преобразованием предмета исследования Классифицировать, выдвинуть сформулировать, обобщить, систематизировать, разработать, выявить, подготовить, создать, предложить, выработать и т.п. Разработать новые рецепты приготовления попкорна. Задачи, связанные с проведением эксперимента и доказательством гипотезы Проверить (в условиях эксперимента), установить (закономерности, условия, причины), выполнить (проверку), проверить (опытно- экспериментальным путем), изучить (экспериментально) Опытным путем проверить возможность получения попкорна из других зерновых культур (риса, пшеницы, гречки). Задачи, связанные с разработкой рекомендательных материалов на основе результатов исследования Разработать (план, программу), составить (памятку, алгоритм, рекомендации), описать, сформулировать, раскрыть, наметить и т. п. Сформулировать правила борьбы с бытовой пылью. Составить памятку по изготовлению бумаги в домашних условиях.

Слайд 25

Шаг 4. Что такое методы исследования? Как их отобрать? обосновать выбор методов исследования , т.е. указать, почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели. практические методы. К ним относят: наблюдение; интервью; анкетирование; опрос; собеседование; тестирование; фотографирование; подсчет; измерение; сравнение. методы экспериментального уровня. Это: эксперимент; лабораторный опыт; анализ; моделирование методы теоретического уровня исследований, как: изучение и обобщение; анализ и синтез; индукция и дедукция

Слайд 26

Какие особенности следует учесть при организации научно-исследовательской работы в начальной школе? такого рода деятельность посильна не всем ученикам задания, направленные на определение у учеников способностей к творческой или поисковой деятельности : В течение 1-2 минут составить рассказ - повествование о каком - либо живом существе (не обязательно существующем в реальном мире) и рассказать о нем за 5 минут. Предложить ребенку описать событийный момент или пейзаж за окном с помощью 3-5 предложений без предварительной подготовки и дополнительного времени. Предложить поиграть в ассоциации, связанные с самым обыденным словом/предметом (скрепка, ложка, карандаш), попросить придумать необычное применение самым привычным вещам.

Слайд 27

Заинтересовать, увлечь учащегося можно с помощью следующих приемов: Упор (акцент) на дальнейшее перспективное развитие ребенка : например, тем, что навыки, полученные в результате выполнения исследовательской работы, будут востребованы в дальнейшем, например, во время учебы в ВУЗе. Воспитание чувства собственной значимости, повышение самооценки . Возможность одержать победу, получить опыт, удивить/ порадовать одноклассников, родителей, учителей школы. .

Слайд 28

Как готовить публичную защиту результатов научно-исследовательской работы в начальной школе? Внешний облик Практика (репетиция) выступлений Регламент выступления Текст выступления, доклада Презентация. 10-15 слайдов не более 2-3 цветов на слайде. выступающий должен быть уверен в себе, а также в актуальности и значимости своей научно-исследовательской работы. Уверенность и хорошая подготовка – залог успеха.

Слайд 29

Благодарю за внимание! Успехов в дальнейшей работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Мастер-класс "Исследовательская деятельность в начальной школе"

Обучение школьников специальным знаниям,а также развитие у них общих умений и навыков,...

МАСТЕР-КЛАСС ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Исследовательская деятельность учащихся начальных классов»

1-ый шаг. Презентация педагогического опыта: краткое обоснование основных идей опыта.   2-ой шаг. Определение основных приёмов работы, которые учитель будет демонстрировать слушателям 3...

Мастер-класс по теме: "Проектно-исследовательская деятельность с учащимися начальной школы на уроках и во внеурочное время"

Обмен опытом работы по данной теме. Участники мастер-класса получат знания об организация исследовательской работы в учебном процессе, смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей р...

Мастер-класс«Внедрение метода научно-исследовательской деятельности в работе с учащимися в начальных классах».

В этом материале описывается мой опыт работы во внеурочной деятельности по внедрению метода научно-исследовательской деятельности...

Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы

            Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно   по настоящему увлечь предметом исследования, показ...

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...