ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
статья
Данная работа неограничивается контингенотом начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_soprovozhdenie_rebenka_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 66.41 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 6
1.1.Характеристика и понятие педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе 6
1.2.Задачи педагогического сопровождения на разных уровнях образования………………………………………………………………………11
1.3.Основные этапы педагогического сопровождения 12
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 15
2.1. Обзор современных технологий педагогичсекого сопровождения 15
2.2. Разработка образовательных программ 38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов образовательные учреждения ставят для себя заботу о реализации прав ребенка на полноценное и свободное развитие. Само понятие качества образования в общественном сознании тесно связывается с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение. Педагогическая помощь представляет собой ответ науки и практики на требования общества гарантировать сопровождение и поддержку любому ребенку, в том числе, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью.
Таким образом, в современной социальной ситуации констатируется необходимость в педагогическом сопровождении учащихся, которое призвано гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.
Задачей педагогического сопровождения будет создание условий для максимального успешного обучения данного, конкретного школьника. Для того чтобы сохранить свои изначальные цели и ориентиры, образовательная среда вынуждена предъявлять некоторые требования к ребенку и в плане его умений, наличия определенных интеллектуальных предпосылок, и в плане учебной мотивации, целенаправленности в получении знаний и т.д. Если эти требования разумны, оправданы логикой самого образовательного процесса, задачей учителя будет приспособление ребенка к ним.[1]
То же самое можно сказать и в отношении социализирующей среды. Она также должна быть способной приспосабливаться к каждому конкретному ребенку, но не до бесконечности. Есть ряд требований, норм, жестких правил, которые ребенок должен усвоить, принять и реализовать в своем поведении и общении.[2]
Невозможно предложить один общий алгоритм решения таких конфликтов. В каждом индивидуальном случае он должен решаться с учетом приоритета внутреннего мира ребенка и значения некоторой необходимой и достаточной системы предъявляемых ему требований со стороны образовательной и нормативной среды. Гарантом справедливого и продуктивного решения является педагогическое сопровождение, в процессе которого педагоги, психологи, родители и другие взрослые, окружающие ребенка, находят наилучшее сочетание приспособления школьной среды к нему и его к школьной среде.[3]
Цель исследования: рассмотреть в теоретико-педагогическом контексте сопровождение детей в образовательном процессе.
Объект исследования: педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе.
Предмет исследования: теоретико-педагогический контекст сопровождения детей в образовательном процессе.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1.Раскрыть характеристику и понятие педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе;
2.Раскрыть задачи педагогического сопровождения на разных уровнях образования;
3.Ознакомиться с основными этапами педагогического сопровождения;
4.Рассмотреть современные технологии педагогического сопровождения;
5.Ознакомиться с разработкой образовательных программ.
Метод изучения: анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
- Характеристика и понятие педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе
Исследователи разных предметных областей конкретизируют понятие. так, например, психологи считают, что сопровождение – это «совместная деятельность специалистов образования, направленная на создание системы педагогических, социально-психологических условий, способствующих успешному обучению, социализации и развитию каждого ребенка в конкретной образовательной среде»
М.Р. Битянова пишет, что сопровождение выполняет функцию координации результатов воздействия на воспитанника, качественных и количественных изменений в процессе его развития среди других людей; оно способствует успешной адаптации ребенка к условиям его жизнедеятельности и предполагает: «следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза», опору на личностные достижения; создание условий для «самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой», для личностно значимого жизненного выбора; создание в рамках «объективно данной ребенку социально-педагогической среды» условий для его «максимального в данной ситуации личностного развития и обучения» [4]
Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова считают задачей сопровождения не ограждение ребенка от трудностей, а помощь в осознанном выборе и понимании ответственности за него.[5]
В педагогике проблема сопровождения нашла в исследованиях Е.И. Казаковой, Е.Б. Манузиной, Л.И. Понаморевой, Г.В. Самусевой, Т.Н. Сапожниковой, Т.В. Солодовниковой, Е.В. Стародубцевой, А.Р. Уразовой, Н.О. Яковлевой и др.). Ученые отмечают, что понятие основывается на идеях о связи обучения с жизнью и опытом ребенка, на педагогическую антропологию К.Д. Ушинского, принципы гуманистической педагогики В. А. Сухомлинского, на идее воспитания любовью Ш. А. Амонашвили, на гуманистической психологии К. Роджерса, на идеях свободного воспитания. Период появления термина — 1990-е гг., время нового этапа в развитии идеи личностно ориентированного образования[6]
Т. В. Солодовникова отмечает, что в 1997 г. Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына трактовали термин как помощь субъекту в ситуации жизненного выбора.
В 2003 г. педагогическое сопровождение в официальных документах было определено как «особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации»
Н. О. Яковлева считает, что педагогическое сопровождение «выкристаллизовалось» из комплексного, стало самостоятельным феноменом и на сегодняшний день является:
- органической частью учебно-воспитательного процесса;
- одним из важнейших принципов организации учебно-воспитательного процесса;
- видом педагогической деятельности.
Объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой. В. И. Волынкин под «сопровождением» понимает систему профессиональной деятельности, задача которой — «создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе».[7]
На уровне отдельного человека педагогическое сопровождение, по мнению Е. Б. Манузиной, Г. В. Самусевой, Е. В. Стародубцевой, предполагает «целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения, подготовки) в их институциональном (структурном) оформлении».[8]
Роль педагога в Е. А. Александрова видит в создании для обучающегося «чувства локтя», т. е. уверенности в том, что рядом всегда есть человек, на которого можно положиться в случае необходимости.[9]
Педагогическое сопровождение, убеждена А. Р. Уразова, есть «умение педагога быть рядом, следовать за ребенком, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в обучении, воспитании, следовательно, и развитии».[10]
Г. В. Пичугина уверена, что педагогическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей.[11]
Л. И. Пономарева уверена, что это — процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка в проблемной ситуации при минимальном участии педагога.[12]
Согласно определению Т. В. Солодовниковой, педагогическое сопровождение — это «целенаправленное педагогическое взаимодействие, при котором учитель создает для обучающегося условия для осмысления своей роли в жизни, развития внутренних сил и творческого потенциала, раскрытия способностей, саморазвития и самореализации, для принятия решения в ситуации выбора, учитывая его возрастные, психологические, индивидуальные особенности и способности, и формирует личность в соответствии с социокультурными требованиями общества».[13]
Задачи педагога: принимать воспитанника таким, какой он есть, помочь ему лучше понимать себя и развиваться, выявлять и активизировать движущие силы обучающегося, формировать у него положительную мотивацию.
Н. О. Яковлева считает педагогическое сопровождение самостоятельным педагогическим феноменом, оно:
- продолжительно во времени и непрерывно, в отличие от помощи и поддержки как разовых акций;
- ориентировано на конкретный процесс, является ему дополнением и сопровождает его (помощь и поддержка — временные воздействия, краткосрочные);
- основано на непосредственном контакте, взаимодействии субъектов — воспитанника и педагога (в отличие от помощи и поддержки, которые вполне могут оказаны без личного контакт, «на расстоянии»);
- предполагает конкретные действия педагога (помощь и поддержка могут — это, скорее, «рекомендательно-абстрактные» явления и рассчитаны на самостоятельное выполнение воспитанником рекомендуемых действий);
- для проектирования действий опирается на результаты диагностик (помощь и поддержка оказываются оперативно, с учетом интуиции и опыта);
- это масштабное педагогическое действие, которое может предполагать также в своем составе помощь и поддержку.
Т. Н. Сапожникова называет функции педагогического сопровождения: социально-ориентирующую,
- развивающую,
- обучающую,
- диагностическую,
- стимулирующую,
- организационно-деятельностную,
- рефлексивно-оценочную [14]
Они отражают содержание сопровождения, которое осуществляется на основе дидактических принципов: индивидуальный подход, возрастной, личностный подход, дифференцированный подход и на основе активной позиции обучающегося. Следует отметить отсутствие прямых критериев оценки эффективности педагогического сопровождения: результативность сопровождаемого процесса может отчасти являться показателем достижений, но, согласно позиции Н. О. Яковлевой, которая выглядит убедительной, во-первых, это показатель косвенный и, во-вторых, он не может быть единственным.[15]
Таким образом, педагогическое сопровождение требует дополнительного изучения и коррекции его содержания и структуры согласно динамике современной образовательного пространства.
1.2. Задачи педагогического сопровождения на разных уровнях образования
В начальной школе – обеспечение адаптации к школе первоклассников, развитие у них познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, определение готовности к среднему звену учеников 4 класса, повышение их адаптивных возможностей.
В основной школе – это адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения. Предпрофильная ориентация. Сопровождение учащихся и семей «группы риска», учащихся, находящихся под опекой, учащихся, прибывших из учреждений исправительного типа.[16]
В старшой школе – это адаптация к условиям старшего звена помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения. Сопровождение учащихся и семей «группы риска», учащихся, находящихся под опекой учащихся, прибывших из учреждений исправительного типа. Профилактика девиантного поведения, наркозависимости. Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи ЕГЭ.
1.3. Основные этапы педагогического сопровождения
Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний педагогом своих воспитанников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним. Эту задачу помогает решить всесторонняя диагностика, которая позволяет получить данные о характере и динамике психологического развития, о личностных особенностях ученика, о состоянии его здоровья и социального благополучия. Поэтому первый этап педагогического сопровождения формирования УУД называется диагностическим. Второй – организационный, на нем анализируется полученная информация, проектируется содержание и средства сопровождения. И третий этап – внедренческий. Рассмотрим этапы подробно.
1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП. Цель этапа: изучение особенностей интеллектуальной и личностной сфер обучающихя; получение данных об актуальном уровне их развития, уровне сформированности универсальных учебных действий. Деятельность учителя на данном этапе заключается в получении информации:
∙ о состоянии здоровья ученика, его социального благополучия (изучение личного дела, взаимодействие с классным руководителем);
∙ от педагога-психолога об особенностях интеллектуального и личностного развития учеников (авторская комплексная методика Л. А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников»);[17]
∙ об уровне знаний и умений по предмету (тестирование, личные наблюдения и анализ текущих работ);
∙ об уровне сформированности УУД (карта наблюдения).
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. Цель этапа: выбор форм и методов сопровождения, построение индивидуальных (адресных) программ. На основе анализа результатов диагностического этапа педагог, вырабатывает необходимые пути помощи учащимся, нуждающимся в педагогической помощи, составляет индивидуальные образовательные программы формирования УУД. Педагог выделил следующие группы учеников:
∙ Учащиеся, не имеющие проблемы в развитии и обучении в данный момент. Такие дети, как правило, хорошо учатся, саморазвиваются, самосовершенствуются, проявляют интерес к процессу обучения. Им, однако, может быть присуща самоуверенность, тормозящая их развитие. Понадобится единовременное сопровождение для расширения зоны ближайшего развития (учащиеся уровня А).
∙ Учащиеся, имеющие средний уровень сформированности УУД (уровень В). Здесь преобладают дети со средней успеваемостью. Учащиеся привыкли работать с инструктажем, иногда могут прибегать к самостоятельной и даже творческой работе, вызванной ситуативным интересом. Составляется программа дискретного сопровождения.
∙ Учащиеся, имеющие низкий уровень сформированности УУД (уровень С). Дети, как правило, пассивны, требуют помощи учителя для организации и реализации учебной деятельности. Им требуется пролонгированное сопровождение.
Для составления программы сопровождения развития учащегося необходимо:
- определить основные цели, устанавливающие, чем учащийся должен овладеть;
- конкретизировать поставленные цели, определив, что учащийся должен уметь делать;
- спроектировать деятельность учителя и ученика для достижения целей.
Образовательные воздействия должны быть, с одной стороны, индивидуально оптимальными, я с другой – индивидуально допустимыми, то есть не превышать пределов индивидуальных возможностей и способностей ученика. В этом учителю-предметнику поможет информация о состоянии здоровья учащегося, его темпераменте, поведении в коллективе сверстников, а также социального благополучия.
3. ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ ЭТАП. Цель этапа: создание условий для формирования УУД у обучающихся, оказание помощи в преодолении психологических проблем, реализация адресных программ, мониторинг достижений учащихся. В процессе реализации адресных программ лежат технологии личностно-ориентированного обучения и среди них особое, главенствующее место отводится дифференцированному обучению. Педагог готовит дифференцированные задания для трёх групп обучающихся, в процессе работы оказывает педагогическую помощь по наблюдению и запросу.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Обзор современных технологий педагогического сопровождения
В данном пункте мы будем обозревать такие технологии как:
- технология педагогической поддержки;
- технология педагогической помощи;
- технология реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
- технология тьюторского сопровождения.
«Педагогическая поддержка» - этот термин был введен О.С. Газманом. Смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, что имеется в наличии, но нуждается в создании специальных условий для оптимального развития.
Под педагогической поддержкой понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самости последнего и ставящая целью поддержать его в процессах «само». Развитие индивидуальности, «самости», по мнению О.Газмана, и составляет в широком смысле содержание педагогики свободы. Цель этой педагогики можно определить как помощь детям в становлении их автономного внутреннего мира, предметом педагогической деятельности выступают средства, помогающие человеку в саморазвитии – самоопределении и самореализации.
О.С. Газман определял педагогическую поддержку как «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, творчестве, образе жизни».[18]
Для педагогической поддержки важно, чтобы ребенок научился владеть собой, учился становиться хозяином собственной жизни, то есть человеком, умеющим заботиться, устраивать, применять и использовать собственную жизнь по своему усмотрению.
Целью педагогической поддержки является «выращивание» субъектной позиции ученика, воспитанника, такой, которая предполагает: а) наличие развитого сознания, способного к самостоятельному выбору; б) наличие воли, механизма удержания концентрации внимания и усилий, направленных на практическую деятельность по осуществлению выбора; в) наличие деятельности, которую необходимо спланировать и реализовать, а значит, наличие умения проектировать.[19]
Наиболее значима поддержка в проблемной ситуации ребенка. Целью педагогической поддержки тогда является становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости, необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят (то есть занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме и на этой основе самостоятельно строить целостную деятельность по ее разрешению). Другими словами, чтобы он учился не просто спонтанно действовать в ситуации проблемы, а размышлял над тем:
- как и почему возникла эта проблема,
- что он хочет, чтобы появилось в результате его действий,
- насколько это реально,
- что он может сделать в осуществлении желаемого,
- что ему мешает,
- как справиться с этой помехой,
- как отразится то, что он задумал на других людях, которые так или иначе вовлечены в эту ситуацию,
- как поступить, чтобы, по возможности, не усугубить ее.
В результате этой длинной цепочки размышлений ребенку предстоит выбрать (то есть совместить свои «хочу» со своими «могу» и «не могу») то, что ему теперь предстоит делать.[20]
Конечно, деятельность по педагогической поддержке, безусловно, является формирующей деятельностью, определенным образом воздействующей на сознание ребенка, однако «способ формирования» в данном случае заключается в пробуждении, развитии реальных возможностей ребенка заниматься «самоформированием».
Таким образом, педагог в реальной практике создает условия для освоения ребенком механизма самоопределения как культурного способа овладения своей жизнедеятельностью.
Индивидуальная педагогическая помощь— это сознательная попытка помочь человеку приобрести знания, установки и навыки, необходимые для удовлетворения своих позитивных потребностей и интересов и удовлетворения аналогичных потребностей других людей; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим, к социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму.
Педагогическая помощь необходима детям в ситуациях, когда сами они не могут справиться с возникающей проблемой. При этом педагог должен быть готов помогать ребенку. Но это не значит, что он готов выполнить за ребенка какое-то конкретное действие, преодолеть его затруднение. Помочь – это в первую очередь стимулировать ребенка для решения возникшей проблемы, передать ему необходимую для решения затруднения информацию. Это помощь в самостоятельном преодолении ребенком возникающих трудностей.
Осуществляя педагогическую помощь, взрослый устраняет препятствия, мешающие деятельности, самореализации ребенка. Здесь не может быть единых, одинаковых для всех детей способов оказания такой помощи. Все дети разные, у них разные проблемы, разное отношение к ним. Поэтому и способы оказания такой помощи могут быть только индивидуализированными.
Помощь всегда связана с преодолением препятствий. Препятствие – это то, что отделяет или отдаляет ребенка от достижения желаемого результата. Источником препятствий выступает какая-либо недостаточность, имеющаяся в самом субъекте или в окружающей его среде. Т.В. Анохина дифференцирует препятствия на субъективные (личностные, «Я» - препятствия), социальные и материальные.
«Я» - препятствия могут быть связаны с отсутствием ориентировки, недостаточностью информации. Здесь помощь ребенку может оказываться через проявление внимание к ребенку, его информирование, ответы на вопросы.
«Я» - препятствия могут носить характер трудности: некоторые сложности в деятельности, отношениях, самосознании. При этом ребенок может самостоятельно справиться с трудностью, так как имеет для этого все необходимые задатки, способности, качества. Но для этого ему необходимо напряжение волевых, интеллектуальных, моральных сил. Трудность вызывает у ребенка не столько сама деятельность, сколько неуверенность в своих силах, боязнь сделать что-то не так. Поэтому помощь здесь может осуществляться как эмоциональная поддержка, стимулирование, создание ситуации успеха и как научение осуществлению каких-то практических действий. Для того, чтобы ребенок преодолел трудность, бывает достаточно сказать: «Ты можешь это сделать. Ты с этим справишься». При этом ребенок должен чувствовать, что рядом взрослый, который может защитить его в любой ситуации. Ребенок должен понимать, что его подстрахуют, но в тоже время он должен знать, то, что он делает, является его выбором, он за это несет ответственность. Нередко трудности возникают у детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Взрослые, реализуя помогающие отношения, демонстрируют образцы взаимоотношений, могут создавать ситуации эффективного взаимодействия и общения, проводить дела, в которых будут проявляться лучшие качества детей. Непосредственно общаясь с ребенком, испытывающим трудности, взрослый может демонстрировать успешность ребенка, его принятие и положительное к нему отношение.
Если препятствие превратилось для ребенка в проблему, которую он не может устранить имеющимися у него средствами, ему нужна непосредственная помощь взрослого связанная с использованием новых средств, способов, с привлечением других людей или полного отказа от решения данной проблемы.[21]
Препятствия, возникающие у ребенка, могут быть связаны со средой: отсутствием необходимых бытовых условий, с реализацией программы обучения, методами воспитания, которые использует педагогический коллектив, стилем отношений, который сложился вокруг ребенка. Помощь в этой ситуации может идти по двум направлениям: повышение адаптационных возможностей ребенка, либо изменение среды с учетом возможностей, потребностей ребенка. Для повышения адаптационных возможностей ребенка, преодоления ситуации трудности адаптации реальную помощь может оказать профессиональный психолог.
У ребенка могут возникать и материальные препятствия, связанные с недостаточностью или отсутствием каких-либо средств. Часто ребенок, особенно младшего школьного возраста не решает эти проблемы и не обращается за помощью. Поэтому взрослым необходимо быть внимательным к нуждам детей. Существенная материальная проблема для ребенка часто решается взрослым за несколько минут.
Индивидуальная помощь может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий.
Во-первых, наличия у педагогов установки на необходимость оказания индивидуальной помощи, а также определенного уровня психолого-педагогической подготовки.
Во-вторых, наличия у ребенка готовности принять помощь от педагога, установки на добровольный контакт с ним по поводу своих проблем, желания найти у него понимание, получить информацию, совет, порой даже инструктаж.[22]
В-третьих, наличия у педагога необходимых для оказания индивидуальной помощи свойств: здорового самовосприятия, то есть удовлетворяющей его позитивной концепции; последовательности в установках по отношению к воспитанникам, справедливости, симпатии, понимания их нужд и проблем, уважительного отношения к ним; стремления и умения культивировать теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с воспитанниками; умения пробуждать у воспитанников чувство свободы в общении; умения разрядить обстановку во время беседы, чувства юмора.
В-четвертых, умения педагога вести индивидуальные беседы с ребенком в качестве «эксперта», «советчика», «опекуна»: использовать свое влияние для того, чтобы прояснить ситуацию, сложившуюся у воспитанника, осмыслить ее; произвести переориентацию его установок и точек зрения; помочь определить ему свои позиции и взгляды. Для этого он должен уметь выдвигать перед школьником ряд альтернатив, вести диалог с ним о достоинствах и недостатках каждой, помочь осознать возможности для достижения той или иной альтернативы, выбрать наиболее реальный и подходящий для решения проблемы вариант.
В-пятых, использование личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов. Можно выделить общие принципы оказания педагогической помощи детям:
- помощь должна строиться с учетом индивидуально-психологических особенностей детей, в первую очередь тех, которые влияют на деятельность ребенка, на возникновение затруднений в этой деятельности, то есть она должна быть индивидуально ориентирована;
- она должна опираться на сильные стороны личности ребенка;
- помощь возможна при понимании глубинных чувств и мотивов его поведения;
- помощь должна быть искренней;
- помощь должна быть достаточной для того, чтобы формировать у ребенка веру в собственные силы и потребность к дальнейшему самостоятельному продвижению вперед;
- педагогу важно видеть ситуацию, в которой ребенок действительно нуждается в помощи, и отличать ее от ситуации самостоятельного поиска решения проблемы, то есть не предлагать готовые решения, а помочь разобраться в ситуации.[23]
При соблюдении этих принципов педагогическая помощь может принимать различные формы: изменение среды, ситуации взаимодействия со взрослыми и сверстниками, переформулировка, стоящей перед ребенком задачи, совместное с ним решение. Выбор форм помощи будет зависеть от особенностей ребенка, его проблемы, от позиции взрослого и особенностей взаимоотношений между взрослым и ребенком. Взрослому важно не только найти приемлемые варианты помощи, но и сделать так, чтобы ребенок эту помощь принял. Для этого важно доброжелательно и безоценочно подходить к ребенку, соблюдать при необходимости конфиденциальность, руководствоваться принципом: «Не навреди».[24]
«Технология индивидуального образовательно траектории (маршрута)»
Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.
Индивидуальный образовательный маршрут – это временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных потребностей и задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, перечень видов работы.
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой последовательность дополнительных образовательных предметов (элективных курсов), свободной работы, внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования, выстроенная рядом (параллельно) с блоком обязательных образовательных предметов, в которой освоение учебной информации обучаемыми проходит в тесном контакте с педагогами.
Основные характеристики индивидуальной образовательной траектории:
Индивидуальная – не означает только «один на один» с учителем. Важно найти такой учебный материал, организовать такие формы взаимодействия, которые будут способствовать личной инициативе, проявлению, становлению индивидуальности.
Образовательная – значит способствующая формированию знаний, умений, пониманию мира и себя в этом мире.
Траектория – след от движения, накопление различного учебного, социального и образовательного опыта.
В наиболее общем виде выделяют три типа траекторий, отражающие ведущую направленность обучающегося:
- траектория адаптивного типа требует использования образования для подготовки школьника к современной социоэкономической и культурной ситуации;
- траектория развивающей направленности характеризуется широким развитием возможностей, способностей и всего творческого потенциала человека, получающего образование;
- траектория созидательной направленности включает в себя не только развитие особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, «построения» себя, собственного образования, карьеры, жизни.
Основная задача педагога – создать вариативную образовательную среду, предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.
Образовательная среда чаще всего характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации).
При движении вперед учащийся может выбрать содержание знаний, умений, уровень их освоения, форму учебной работы, темп продвижения.
Образовательная траектория ребенка обусловлена ранее полученными знаниями и умениями в первую очередь на уроке.
Основные элементы создания траектории:
- Ориентиры - определение предполагаемого конечного результата деятельности учащихся и педагогов в качестве ориентиров для осуществления образования. Формулировка целей.
- Программа - инновационная (творческая) сущность индивидуальной образовательной деятельности, основные компоненты которой: смысл, цели, задачи, темп, формы и методы обучения, личностное содержание образования, система контроля и оценки результатов.
- Образовательная среда - естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность.
- Импульс - запуск механизма «самодвижения» ученика и учителя (мотивация), связанного с осмыслением деятельности, самопознанием, ценностными ориентациями и самоуправлением.
- Рефлексивное осмысление - становление «индивидуальной образовательной истории» как сумма значимых «внутренних приращений», необходимых для непрерывного образовательного движения.
- Портфолио - сумма «образовательных продуктов» ученика, создание которых возможно через выявление и развитие индивидуальных потенциалов и способностей.
Первоначально описываются варианты индивидуального продвижения учащихся, включающие:
- Обязательные учебные занятия ученика.
- Занятия по выбору(элективные курсы) ориентированные на расширение, углубление знаний, отработку умений, приобретение практического опыта.
- Самостоятельную работу.
- Проектную деятельность.
- Дополнительное образование.
- Участие во внеурочной деятельности.
На основе анализа имеющихся вариантов ученик совместно с учителем и родителями формирует индивидуальную учебную программу на четверть, полугодие, учебный год, включающую:
- Цель обучения (учитывает интересы, возможности, способности ребенка);
- Обязательный компонент (учебные предметы);
- Занятия по выбору школьника (элективные курсы);
- Направление свободной работы;
- Участие в проектной деятельности;
- Участие в исследовательской деятельности;
- Участие в объединениях дополнительного образования;
- Участие во внеурочной деятельности;
- Формы отчета;
Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика:
- определение смысла деятельности;
- постановка личной цели;
- формирование плана деятельности;
- реализация плана;
- рефлексия, оценка деятельности;
- корректировка или переоценка целей и соответственно маршрута движения.
Оформление замысла образовательной программы школьника:
- Цель моего образования в школе;
- Цель моего образования на данном этапе;
- Что я делаю, потому-что мне интересно (выбираю);
- Что бы я хотел делать (заказываю);
- Что я делаю, потому-что это необходимо (исполняю норму);
- Какие проблемы я вижу в достижении своей цели;
- Какие способы и формы обучения я буду использовать для решения проблем.
При формировании и реализации индивидуальных образовательных траекторий меняется роль педагогов. Самой актуальной сегодня является тьютор - педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся; индивидуальный научный руководитель; воспитатель.
«Технология тьюторского сопровождения»
Технология тьюторского сопровождения предполагает наличие тьютора основная деятельность, которого заключается в организации процесса становления личности школьника, обеспечении освоения «сопровождаемым» содержания, средств и способов деятельности.
Данная технология предполагает совместную деятельность сопровождающего (тьютора) и сопровождаемого по поводу разрешения проблемы практики и включает следующие основные этапы:
- Выявление проблемы и понимание ее оснований.
- Поиск путей решения данной проблемы.
- Разработка плана решения проблемы.
- Оказание первичной помощи в ходе реализации плана.
Если речь идет о сопровождении деятельности ближайшего периода, то этапы иные:
- Анализ настоящего состояния деятельности. Выявление достижений, проблем и трудностей.
- Проектирование деятельности ближайшего периода.
- Проектирование необходимого и достаточного образования педагога для осуществления данной деятельности.
- Проектирование и осуществление мероприятий по сопровождению образования и деятельности школьника.[25]
Тьюторское сопровождение – это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).[26]
Тьюторское сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки обучающимся при самостоятельной разработке и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (стратегии) (Теров А.А.)[27]
Множественность выборов технологий и адекватных моделей системы сопровождения базируется на исходных положениях адресности «помогающего воспитания». «Помогающее воспитание» как составная часть общественного воспитания, объективно необходимая для создания условий личностного развития школьника, есть специфическая профессиональная деятельность специалистов при решении социально-психологических задач в специально организованных для этого педагогических системах.[28]
При этом процесс сопровождения опирается на организационно-педагогические, технологические и социально-педагогические факторы, а отношения становятся системообразующим фактором всей системы педагогического сопровождения, служат основой целостности моделей, стабилизируя взаимодействия внутри различных компонентов социокультурного пространства.
2.2. Разработка образовательных программ
Конструирование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обеспечивается проектированием личностно-ориентированной образовательной программы, которая обладает свойствами системы. ИОМ можно определить как целенаправленно-проектируемую, индивидуальную образовательную программу, обеспечивающую учет и, частично, включение субъектности воспитанника в выбор содержания и способов ее реализации. Таким образом, в ИОМ ребенок включен в процесс проектирования способов детской деятельности.
Что касается проектировочной деятельности педагога в рамках разработки ИОМ, то исследователи фиксируют в ней следующие структурные компоненты – мотивационный, когнитивный, технологический и рефлексивный: они выступают как функции педагога при проектировании ИОМ.
ИОМ логично рассматривать, как следствие дифференциации образовательных программ, обязывающей ставить субъект выбора, проектирования, реализации, изменений и осуществления индивидуальной образовательной траектории в соответствие с его возможностями, интересами, потребностями. При построении ИОМ создаются условия для самовыражения личности при обязательном освоении стандартного содержания образования.
Важными категориями при построении, описывающими смысловое пространство ИОМ, являются: цель, условия ее достижения, ориентация на имеющийся уровень, выбор оптимального пути продвижения.[29]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшим аспектом сопровождения являются отношения. Позитивные отношения педагогов и учащегося влияют на реализацию интеллектуальных возможностей ребенка, поэтому необходимо формирование или восстановление особого типа отношений «взрослый ребенок», которые гарантируют ребенку доброжелательное принятие, поддержку и помощь. Это особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач его обучения и развития.
Педагогическая поддержка - это процесс совместной работы обучаемого с преподавателем для определения собственных интересов, целей, возможностей и путей решения проблем (преодоления препятствий), мешающих обучаемому на пути его развития при сохранении человеческого достоинства и при самостоятельном достижении желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Главная цель педагогического сопровождения - дать возможность педагогу помочь каждому учащемуся быть успешным. Педагог должен сам владеть ситуацией в классе, сам определять перспективы своего развития и тактику взаимодействия с каждым учащимся.
Педагог, умудренный и профессионально компетентный, помогает растущему человеку с меньшими потерями преодолеть кризисный период развития и обрести свое «Я». Но смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь осознать причины трудностей и найти способ решения своих проблем. Помощь в данном случае рассматривается как взаимодействие учащегося и учителя. Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий: согласие ребенка на помощь и поддержку, приоритет самого ребенка в решении собственных проблем - «Ребенок - главное» - правило педагогической поддержки, совместность, сотрудничество, содействие, соблюдение принципа конфиденциальности, доброжелательность и безоценочность, защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни.[30]
Реализация данных условий предполагает иной взгляд на ряд школьных проблем, таких, как неуспевающие ученики, трудные дети, трудные родители и др. Этот новый взгляд приводит к изменению позиции учителя, которая из позиции «борьбы с…» переходит в позицию «я позабочусь о тебе». Данные установки предполагают, что учитель уделяет внимание не только детям, испытывающим трудности в обучении, поведении, но и психологически благополучным ученикам, которые, как правило, остаются в тени, а их проблемы обычно воспринимаются как незначительные.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Александрова Е.А. - Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников, Москва, ЭКСМО,2015г. – 28 с.
- Александровская Э.М. – Психологическое сопровождение школьников, Нижний Новгород, ЛитРес,2017г. – 89 с.
- Битянов М.Р. – Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития, Воронеж, Дрофа, 2013г. – 120 с.
- Волков Б.С. – Акцентуации характера школьников и учителей, Киров, Лабиринт, 2014 г. – 208 с.
- Волынкин Н.И. - Педагогика в схемах и таблицах, Москва, Русское слово 2018 г. – 123с.
- Гальперин П.Я. – Методы обучения и умственное развитие ребенка, Санкт – Петербург, АСТ,2012 г. – 110с.
- Газман О.С. – Неклассическое воспитание, Ярославль, Альфа книга, 2017 г. – 231с.
- Давыдов В.В. – Проблемы развивающего обучения, Москва, РосМэн, 2018 г. – 200с.
- Дивненко О.В. – Основы педагогики и психологии, Владимир, Вита Нова, 2014 г.- 100с.
- Зак А.З. – Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников, Брюссель, Дэ Агостини,2016 г. – 123 с.
- Казакова Е.И.– Концепция внутреннего контроля эффективности организации, Калининград, ЭКСМО, 2018 г. – 231 с.
- Касицина Н.В. – Педагогическая поддержка в школе и система работы индивидуальных кураторов, Тверь, АСТ, 2014 г. - 302 с.
- Корчак Я. В. – Как любить ребенка, Москва, Просвещение, 2019 г. - 222 с.
- Крашенников Т.М. – Любовь к педагогике, Липецк, ЛитРес,2016 г. – 39 с.
- Кривцова С.В. – Жизненные навыки, Екатеринбург, АлтаПресс, 2018 г. – 130 с.
- Пичугина Г.В.- Дошкольная педагогика : учебное пособие для учащихся педагогических училищ и студентов институтов, Калуга, ОЛМА, 2020 г. – 197 с.
- Понаморёва Л.И. – Парадигма педагогической поддержки в теории и практике, Псков, Планета, 2018 г. – 309 с.
- Рубцов В. В. – Проектирование развивающей образовательной среды школы, Киров, Текст, 2017 г. – 217 с.
- Сапожникова Т. Н. - Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников, диссертация, Москва, Весь мир, 2014 г. – 112с.
- Семенова Е.М. – Тренинг эмоциональной устойчивости, Смоленск, Мир,2016 г. – 213 с.
- Сергеев И.С. – Основы педагогической деятельности. Учебное пособие, Волгоград, Мнемозина, 2017 г. – 301 с.
- Солодовникова Т.В.- Генезис понятия «Педагогическое сопровождение» - науч.статья, Москва, Планета, 2012 г. – 90 с.
- Стародубцева Е.В. –Педагогическое сопровождение обучающихся в системе постдипломного образования— Челябинск: Два комсомольца, 2011. — 123 с.
- Столяренко Л.Д. – Основы педагогики и психологии, Владимир, Яуза, 2012 г. – 110 с.
- Суханова Е.А., Чернявская А.Г. – Иновационные процессы в образовании. Тьюторство, Москва, Колос,2019 г - 213 с.
- Телегин М.В.- Воспитательный диалог, Санкт-Петербург, Академический проект, 2017 г. – 132с.
- Теров А.А. – Профессия тьютор, Псков, ЭКСМО, 2018 г. – 154 с.
- Уразова А.Р. – Педагогическое сопровождение социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Челябинск, Русское Слово, 2018 г. – 200 с.
- Фридман Л.В. – Изучение процесса личностного развития ученика, Лабиринт, Москва, 2019 г. – 239 с.
- Ясюкова Л.А. – Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников, ЭКСМО, Ярославль. – 2017 г. – 172 с.
[1] Сергеев И.С. – Основы педагогической деятельности. Учебное пособие, Волгоград, Мнемозина, 2017 г. – 301 с.
[2] Крашенников Т.М. – Любовь к педагогике, Липецк, ЛитРес,2016 г. – 39 с.
[3] Столяренко Л.Д. – Основы педагогики и психологии, Владимир, Яуза, 2012 г. – 110 с.
[4] Битянов М.Р. – Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития, Воронеж, Дрофа, 2013г. – 120 с.
[5] Александровская Э.М. – Психологическое сопровождение школьников, Нижний Новгород, ЛитРес,2017г. – 89 с.
[6] Казакова Е.И.– Концепция внутреннего контроля эффективности организации, Калининград, ЭКСМО, 2018 г. – 231 с
[7] Волынкин Н.И. - Педагогика в схемах и таблицах, Москва, Русское слово 2018 г. – 123с.
[8] Стародубцева Е.В. –Педагогическое сопровождение обучающихся в системе постдипломного образования— Челябинск: Два комсомольца, 2011. — 123 с.
[9] Александрова Е.А. - Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников, Москва, ЭКСМО,2015г. – 28 с.
[10] Уразова А.Р. – Педагогическое сопровождение социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. Челябинск, Русское Слово, 2018 г. – 200 с.
[11] Пичугина Г.В.- Дошкольная педагогика : учебное пособие для учащихся педагогических училищ и студентов институтов, Калуга, ОЛМА, 2020 г. – 197 с.
[12] Понаморёва Л.И. – Парадигма педагогической поддержки в теории и практике, Псков, Планета, 2018 г. – 309 с.
[13] Солодовникова Т.В.- Генезис понятия «Педагогическое сопровождение» - науч.статья, Москва, Планета, 2012 г. – 90 с.
[14] Сапожникова Т. Н. - Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников, диссертация, Москва, Весь мир, 2014 г. – 112с.
[15] Корчак Я. В. – Как любить ребенка, Москва, Просвещение, 2019 г. - 222 с.
[16] Телегин М.В.- Воспитательный диалог, Санкт-Петербург, Академический проект, 2017 г. – 132с.
[17] Ясюкова Л.А. – Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников, ЭКСМО, Ярославль. – 2017 г. – 172 с.
[18] Газман О.С. – Неклассическое воспитание, Ярославль, Альфа книга, 2017 г. – 231с.
[19] Дивненко О.В. – Основы педагогики и психологии, Владимир, Вита Нова, 2014 г.- 100с.
[20] Зак А.З. – Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников, Брюссель, Дэ Агостини,2016 г. – 123 с.
[21] Гальперин П.Я. – Методы обучения и умственное развитие ребенка, Санкт – Петербург, АСТ,2012 г. – 110с.
[22] Семенова Е.М. – Тренинг эмоциональной устойчивости, Смоленск, Мир,2016 г. – 213 с.
[23] Волков Б.С. – Акцентуации характера школьников и учителей, Киров, Лабиринт, 2014 г. – 208 с.
[24] Кривцова С.В. – Жизненные навыки, Екатеринбург, АлтаПресс, 2018 г. – 130 с.
[25] Касицина Н.В. – Педагогическая поддержка в школе и система работы индивидуальных кураторов, Тверь, АСТ, 2014 г. - 302 с.
[26] Суханова Е.А., Чернявская А.Г. – Иновационные процессы в образовании. Тьюторство, Москва, Колос,2019 г - 213 с.
[27] Теров А.А. – Профессия тьютор, Псков, ЭКСМО, 2018 г. – 154 с.
[28] Фридман Л.В. – Изучение процесса личностного развития ученика, Лабиринт, Москва, 2019 г. – 239 с.
[29] Рубцов В. В. – Проектирование развивающей образовательной среды школы, Киров, Текст, 2017 г. – 217 с.
[30] Давыдов В.В. – Проблемы развивающего обучения, Москва, РосМэн, 2018 г. – 200с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в учебно-воспитательном процессе
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка в учебно-воспитательном процессе представляет собой целостную, системно о...
«Взаимодействие между психологом и педагогами в процессе сопровождения ребенка в образовательном учреждении»
Материал содержит информацию опроцессе взаимодействия между психологом и педагогом в образовательном процессе....
Доклад на тему: «Индивидуальные образовательные маршруты в системе психолого – педагогического сопровождения ребенка с нарушением чтения и письма»
Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможност...
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ОДНА ИЗ ТАКТИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ОДНА ИЗ ТАКТИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
"Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в образовательном процессе начальной школы"
«На основе анализа литературных источников определить основные педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одаренного ребенка в образовательной среде»....
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в образовательной организации
В последние два десятилетия отмечается устойчивая тенденция к увеличению количества детей с признаками двигательной расторможенности в различных ее формах и проявлениях. Современная ситуация такова, ч...
Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе
Личностно-ориентированная технология педагогического сопровождения учащихся предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование с...