«Уроки письменноречевой деятельности»
рабочая программа
Основное назначение программы «Уроки письменноречевой деятельности» - это углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 995.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Нормативно – правовая база
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии:
- с приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-письмом Минобрнауки России от 12. 05. 20011. №3 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
-письмом Минобрнауки России от 1.12. 2006 №06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-постановлением Главного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4. 2. 2821- 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Концепцией духовно- нравственного воспитания российских школьников;
- Программой воспитания и социализации обучающихся.
Назначение программы
Основное назначение программы «Уроки письменноречевой деятельности»
- это углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения.
Актуальность и перспективность курса
Русский язык - один из самых сложных предметов школьной программы. И хотя на ВПР, как правило, учащиеся показывают неплохие результаты, это обусловлено зачастую дополнительными занятиями. В связи с введением ВПР все усилия школьных учителей направляются на подготовку к этому виду испытаний.
В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых единиц для коммуникативного совершенствования речевого высказывания.
От смысла — к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи — такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия
7-11 лет
Объём часов, отпущенных на занятия: 34 часа
Продолжительность одного занятия: 30 минут
2.Цели и задачи реализации программы
«Письменная речь является важнейшей глобальной способностью, открывающей перед Ребёнком широкие возможности для его многогранной духовной, культурной, познавательной жизни, для обогащения общения. Если не выращивать и не развивать её с помощью целенаправленного содержания и методики, то тем самым будет задержано раскрытие в Ребёнке других возможностей, которые могут проявиться с помощью письменной речи, и, кроме того, спонтанно возникшая письменная речь будет страдать от неполноты, несовершенства…
Самыми отличительными свойствами письменноречевой деятельности являются: отвлечённость от ситуации собеседника; лишение экспрессии и звучания; развёрнутость, логичность, полнота и завершённость; многократная замедленность оформления на бумаге мыслей и необходимость задерживания в голове возникших мыслей; отдалённость мотивов.
Письменноречевая деятельность есть форма проявления, развития, утверждения личности в Ребёнке».
Цель курса:
Выращивание письменноречевой деятельности как средства самовыражения и самовоспитания школьника путём выработки самостоятельного навыка письма как составного и подчинённого элемента глобального умения письменноречевой деятельности.
Задачи курса:
Развитие умений:
- Задерживать мысль в голове при её изложении на бумаге.
- Подбирать слова для точного, образного выражения мысли.
- Строить правильные конструкции предложений.
- Иметь в виду возможного читателя.
- Размышлять письменно.
- Править текст.
- Чувствовать необходимость стилистики.
Требования к содержанию:
- Доступность.
- Привлекательность.
- Наглядность. Посильность.
- Научность. Образность.
Ожидаемый результат работы:
- Объективация речевой действительности, слова и смысловых единиц.
- Овладение способом структурного анализа звукового состава слова и его графического изображения с помощью условных знаков.
- Овладение способом структурного анализа словесного состава смысловой единицы и её графическое изображение с помощью условных знаков.
- «Письмо» слов и предложений (квазиписьмо) с помощью условных графических знаков.
- «Письмо» предложений о собственных впечатлениях, переживаниях, интересах и т. д.
- «Письмо» с помощью букв и условных графических знаков.
- Формирование навыков скорого и разборчивого письма.
Традиционные рубрики занятий:
- Беседы о письменной речи.
- Составление предложений из разрозненных слов.
- Запись текста условными знаками.
- Словесный «снежный ком».
- Обогащение (пополнение) лексического запаса.
- Интонирование речи (предложения, текста).
- Беседы об особенностях русского рукописного шрифта.
- Подготовительные письменные упражнения (квазиписьмо).
- Составление графической схемы слова, словосочетания, предложения и письмо по ней.
- Письмо словосочетаний, предложений с последующей корректировкой написанного по графической схеме.
- Формирование умения контроля и самоконтроля в процессе выполнения письменных упражнений.
- Оценка письменных работ учителем.
- Работа детей над ошибками.
- Представление детьми воображаемых ситуаций и их речевое оформление.
- Прослушивание художественных текстов ( приобщение к красоте слова, к духовности, к доброте).
- Описание аналогичных прочитанным и услышанным в художественных текстах ситуаций в жизни детей.
- Составление детьми рассказов по сюжетным картинкам.
Содержание курса «Уроки письменноречевой деятельности»»(34 часа в год, 1,2,3,4 классы).
- Письмо рассказов по картинкам.
- Письмо сочинений на свободные темы, сочинение рассказов, сказок, стихотворений, басен.
- Выпуск книг с собственными произведениями, запись дневников.
- Выпуск газет.
- Письмо отзывов, рецензий.
- Письменноречевые размышления о себе, о близких, о явлениях жизни.
- Письма к близким, к друзьям, знакомство по переписке.
- Написание докладов для школьных «научных» обсуждений и т. д.
Программа образовательного курса «Уроки письменноречевой деятельности» рассчитана на занятия с учащимися младшего школьного возраста, для проведения один раз в неделю в течение года.
В основу программы образовательного курса «Уроки письменноречевой деятельности» положены экспериментальные материалы уроков Валерии Ниорадзе «Пути выращивания письменноречевой деятельности», являющиеся частью учебно – методического комплекса обучения учащихся по системе «Школа Жизни», разработанной почётным академиком РАО Ш.А.Амонашвили.
Тематический план занятий по курсу
«Уроки письменноречевой деятельности».
№ заня тия | Тема занятия | Основное содержание |
1 класс | ||
Понятие устной и письменной речи. | Беседа об устной и письменной речи. Состав речи. Письмо по графической схеме. | |
Работа с текстом. Сила слова. | «Снежный ком». Знакомство с рассказом В.Беспалова «Сила слова». Песня В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». Графические упражнения. | |
Интонирование. | «Снежный ком». Работа с текстом С.Корепанова «Слово, которое принадлежит всем и не принадлежит никому одному». Интонирование. Сказка. Графические упражнения. | |
Соотношение словесного образа с художественным. | «Сюрприз» учителя Стихотворение «Дождь идёт» Д.Лукича. Прочтение сказки «Радуга» С.Корепанова. Интонирование, стихотворение «Письмо» О.Дриза. Работа в тетрадях. Графические упражнения. | |
Перенесение звуковой речи в графические знаки. | «Сюрпризы детей. «Снежный ком». Работа со стихами И.Демьянова. Графические упражнения. Рассказ в картинках. | |
Приобщение к художественным текстам о нравственности и доброте. | «Сюрприз» учителя, стихотворение Б. Успенского «Всё в порядке». Работа в тетрадях. Рассказ по сюжетным картинкам. | |
Приобщение к художественным текстам о нравственности и доброте. | «Сюрпризы детей». Работа в тетрадях, стихотворение Б. Успенского «Всё в порядке». Знакомство со стихотворением Э. Мошковской «Обида». Воображаемая ситуация. | |
Работа над деформированным текстом. | «Снежный ком». Яблоко упало. Рассказ по картинкам. Восстановление деформированного стихотворения. | |
Развитие воображения. | «Сюрпризы детей». «Сюрприз учителя», рассказ Д.Бисета «Под кровом». Воображаемые ситуации и суть этих ситуаций. Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Времена года», «Детский альбом». | |
Воображаемые действия как подготовка к письменноречевой деятельности. | «Сюрпризы детей», обсуждение картинок к стихотворению «Секрет». Стихотворение «Под ковром» Д.Биссета. Прочтение рассказа о мечте. | |
Не так просто быть всегда добрым. | Проба пера. Обогащение речи. Подарок учителя. Подарок учителя, сказка «Маленький тигр» Г. Цыферовой. Письмо предложения из сказки. | |
Знакомство с понятием «опорные слова». | Практическое использование опорных слов при составлении рассказа. | |
Развитие умений проникновенного видения окружающих явлений. | «Снежный ком». Рассказ В.Сухомлинского «Я хочу сказать слово…». Озаглавливание текста. Итог урока. | |
Знакомство с многозначностью слова. | «Ваши сюрпризы», рассказ В.Сухомлинского «Я хочу сказать слово…». Рассказ в картинках. Сюрприз учителя, стихотворение О.Дриза «Привет». | |
Работа над переносом интонационного рисунка устной речи на письмо с помощью знаков препинания. | Повторение пройденного. «Сюрприз учителя», стихотворение О.Григорьева «Конфеты». Поработаем над интонацией, Обогащение словаря. Оценка письменных работ. Письмо. | |
Составление рассказа с использованием опорных слов и предложений. | Повторение пройденного. Рассказ в картинках. «Сюрприз учителя». Рассказ В. Осеевой «Сыновья». Осознание и оценка поступков собственных и своих сверстников. Обогащение словаря. | |
Осознание и оценка поступков собственных и своих сверстников. | Интонирование речи на письме. Рассказ Я. Пинясова «Кем быть и кем не быть?». Чтение стихотворения К.Чуковского «Телефон». | |
Развитие способности наблюдать различные явления и уметь передавать свои наблюдения в речи. | Обогащение словаря. Упражнение в квазиписьме. Рассказ по картинкам. Оценка письменных работ. | |
Развитие способности наблюдать различные явления и уметь передавать свои наблюдения в речи. | Обогащение словаря. Комментирование каждого слова при письме. Загадки. Инсценировка рассказа Р.Баумволя «Невежа». Составление рассказа по картинкам. | |
Развитие сообразительности и смекалки. | Обогащение словаря. Формирование умения самоконтроля при письме. Загадки. Инсценировка воображаемой ситуации. «Сюрприз» учителя, рассказ «Капризная кошка» В.Сутеева. Письмо загадки. Самопроверка написанного. | |
Определение значение термина «интонирование». Способы интонирования. | Краткие сведения о способах интонирования на письме. Знакомство со стихотворением С.Маршака «Знаки препинания». Инсценировка стихотворения с ярким интонированием. | |
Углублённое осмысление слов нравственного плана. | Сопоставление действий героя рассказа с действиями детей с целью усиления воспитательного воздействия на них художественного слова. Стихотворение Р.Стефа «»Необычный пешеход» Чтение рассказа Е.Пермяка «Как Миша хотел маму обмануть». Письмо с пропущенными буквами. | |
Работа над воспитательной значимостью слов. | Обогащение речи. Объективация трудностей в письме. Чтение рассказа «Как Маша стала большой» Е.Пермяка. «Сюрприз» учителя, стихотворение А.Прокофьева «Хороши мои дела». | |
Продолжение работы над циклом художественных текстов. | Развитие у детей умения самоконтроля и самооценки при письме. Загадки. Сюрприз учителя. Рассказ В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». Обогащение словаря. Самопроверка. | |
Подведение детей к самостоятельному чтению. | Повторение пройденного. Загадки. Инсценирование конца рассказа В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». Чтение сказки Г. Андерсена «Соловей». Письмо под диктовку с комментариями. Самопроверка. | |
Обогащение словарного запаса. | Наступление весны. Весна как время пробуждения природы. Развитие умения объектировать слова при письме. Чтение учителем стихотворений. Загадки. Обогащение словаря. Письмо. Самопроверка. | |
Беседа о зиме и весне, о борьбе между ними. | Создание воображаемых словесных образов зимы и весны. Развитие умения объективировать каждое слово при письме. Стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…» Письмо. Самопроверка. | |
Урок посвящается улыбке, хорошему настроению, песне. | Обогащение речи детей добрыми, светлыми словами, умению осмысленно оформлять в письменных знаках. Образцы устной речи. Песня «Улыбка» В.Шаинскго, загадки. Рассказ в картинках, Письмо с комментированием отрывка из стихотворения А.С.Пушкина. | |
Обогащение речи. | Постепенное увеличение объёма разнообразных письменных работ на уроке. Простое списывание является развитием умения самостоятельного письменного оформления высказывания. Стихотворение А. Кондратьева «Здравствуйте!». | |
Обсуждение человеческих поступков по рифмованным текстам о добре, чуткости, отзывчивости. | Развитие умения самоконтроля при письме. Попытка самостоятельного написания части текста. Стихотворения А.Кондратьева «Добрый день», «Доброго пути!», «Простите!». Работа над пунктуацией по отрывку из рассказа по выбору учителя. | |
Повторение текстов с добрыми словами и добрыми поступками. | Осознание понятий «вежливость» и «воспитанность» по художественному произведению. Обогащение речи. Письмо с комментированием. Стихи А Кондратьева, В Овсеева «Волшебное слово». | |
Обогащение речи путём обрастания «снежного кома». | Осознание расхождений между внешней (показной) и внутренней воспитанностью. Иллюстрирование этого расхождения на художественном произведении. Письмо с комментированием. | |
Воображаемые ситуации как средство развития фантазии и творчества. | Осознание смысла слова «хорошее» в нравственном аспекте. Обогащение речи детей с помощью опорных слов и сюжетных рисунков. Анализ трудностей в письме. Стихотворение «У Петьки у Егорова…», рассказ А. Кузнецова «Самая настоящая помощь». | |
Подведение итогов. | Осмысление загадки, связанной с книгой и чтением. Письмо текста загадки с выделением ожидаемых трудностей, предотвращение ошибок. Приобщение детей е образности и красоте художественного слова. Чтение учителем рассказа Н.Носова «Мишкина каша». |
Тематический план занятий по курсу
«Уроки письменноречевой деятельности».
№ заня тия | Тема занятия | Основное содержание |
2 класс | ||
1. | Беседа о ПРД в её частях. | Учебный предмет - письменноречевая деятельность и её компоненты. Стихотворение С.Маршака «Багаж». |
2. | Работа над интонированием. | Попытка чтения наизусть стихотворения С.Маршака «Багаж». Сюрприз учителя. Чтение рассказа Н.Носова «Фантазёры». |
3. | Обогащение речи. | Сюрприз учителя. Чтение стихотворения Р.Стефа «Добрый человек». Обогащение речи. |
4. | Знакомство с озорными буквами. | Озорные буквы. Немного об интонации. Сюрприз учителя. Чтение и пересказ сказки В.Катаева «Цветик – семицветик». Запись присказки из стихотворения. Самоконтроль и взаимоконтроль написанного. |
5. | Озорные буквы и слова. | Оценка и самооценка письменных работ детей. Чтение художественного текста, рассказ Н.Носова «Телефон». Самостоятельное письмо. |
6. | Коллективная письменная работа. | Сюрпризы детей. Сюрпризы учителя. Коллективная письменная работа. Составление рассказа, каждое слово которого начинается на одну и ту же букву. |
7. | Работа над пунктуационными знаками. | Сюрпризы детей. Сюрпризы учителя. Чтение художественного текста. Рассказ А. Шилова «Про одну девчонку». Работа над пунктуационными знаками. |
8. | Обогащение словаря. Художественный текст. | Беседа о письменноречевой деятельности. Сюрпризы детей. Сюрприз учителя. Обсуждение образа. Обогащение словаря. Рассказ А.Кузнецова «Силач». |
9. | Обогащение речи. Рассказ в картинках. Художественный текст. | Сюрприз детей. Обогащение речи на основе рассказа А.Гайдара «Совесть». Рассказ в картинках. Художественный текст. Сказка С.Козлова «Падал мелкий снежок. Была оттепель». |
10. | Образование новых слов. Работа над орфографией. | Письмо. Беседа о ПРД и её частях. Образцы письменного творчества детей. Сюрприз учителя. Стихотворение В.Солоухина «Солнце». |
11. | Размышления и рассуждения детей о разных источниках света. | Знакомство и толкование фразеологизмов со словом «свет». Рассказ в картинках. Чтение текста Ю. Куранова «Свет». Запись фразеологизмов. |
12. | Фразеологизмы со словом «огонь». | Миф о Прометее. Коллективная творческая письменная работа на тему «Пылай, костёр!». Сюрпризы детей. Приобщение к информативной и справочной литературе. |
13. | Беседа о свете, солнце, человеческом сердце. | Подбор слов для рассказа. Оценка письменных работ. Стихотворение В.Солоухина «Солнце». Беседа о свете, солнце, человеческом сердце. Письмо. |
14. | Доброта. Помощь. | Художественный текст. Рассказ В.Осеевой «Злая мама и добрая тётя». Прямое и переносное значение слова. Фразеологизмы со словом «рука». Письмо с предварительной оценкой работ. |
15. | Подводим итоги. | Подготовка материалов к «Пакетам достижений». |
16. | Обогащение речи и письмо. | Сюрпризы детей. Беседа о новой теме. Сюрприз учителя. Чтение и обсуждение стихотворения В.Лифшица «Разговор». |
17. | Рассказ в картинках. | Сюрпризы детей. Рассказ Бидструпа «Пора спать». Письмо. |
18. | Выразительное чтение сказки. | Подготовка к восприятию художественного текста и выразительное чтение сказки Г.Х.Андерсена «Ель». |
19. | Рассказ в картинках. Дерево родственных слов. | Беседа о письменноречевой деятельности. Работы детей как образцы их письменной речи. |
20. | Чтение художественного текста. | «Накладывание» текста на схему построения рассказа. Повторение темы «Добро. Помощь». |
21. | Письмо. Работа над пунктуацией и орфографией. | Игра со словами (образование множества из одного). Случаи из жизни детей. Игра со словами: «Из одного – множество». |
22. | Беседа о разных жанрах художественных произведений. | Беседа о разных жанрах художественных произведений. Чтение художественного текста. Рассказ «Что натворила пуговица».Письмо по образам. |
23. | Особенности басни – краткие сведения, пояснения. | Подготовка юмористического сборника. Особенности басни – краткие сведения, пояснения. Чтение басни Эзопа «Волк и белка». Письмо предложений из басни. |
24. | Подготовка классного сборника. | Подготовка классного сборника «От улыбки хмурый день светлей…». Повторение темы «Добро. Помощь».Чтение стихотворения А. Барто «Колыбельная». |
25. | Обозначение прямой и авторской речи на письме. | Построение графической схемы. Письмо отрывка из басни Эзопа «Лягушка – врач» с прямой и авторской речью. Завершение работы со сборником детей. |
26. | Готовим сборник басен. Пофантазируем. | Готовим сборник басен. Пофантазируем. Построение басни. Чтение басен Эзопа. Письмо. Взаимопроверка. |
27. | Урок, посвящённый празднику мам. | Сюрпризы детей. Чтение басен Эзопа. Пофантазируем. Письмо. Самопроверка, взаимопроверка. |
28. | Авторская и прямая речь на письме. | Повторение темы «Добро. Помощь» по прослушанным текстам. |
29. | Рассказ в картинках. | Обсуждение сборников детей «От улыбки…» и сборника басен. Как строить содержание рассказа. |
30. | Обогащение речи и чувств. | О сборнике басен. Чтение рассказа В.А. Сухомлинского «Именинный обед» - без заглавия и конца. Обогащение чувств. |
31. | Письмо рассказа по картинкам. | Чтение рассказа В.А. Сухомлинского «Красивое и уродливое». Письмо рассказа по картинкам. |
32. | Письмо на тему: «Что бы мне такое красивое, хорошее сделать?». | Оценка письменных работ по рассказу в картинках. Тема «Добро. Помощь. Красота». Чтение притчи о мечтах мальчика. Самопроверка детьми письменных работ. Письмо. |
33. | Подводим итоги. | Подбор материалов для пакетов родителям. |
34. | Коллективное письмо рассказа в картинках. | Беседа о взрослении детей. Рассказ в картинках «Весёлая игра». Коллективное письмо рассказа в картинках. |
Тематический план занятий по курсу
«Уроки письменноречевой деятельности».
№ заня тия | Тема занятия | Основное содержание |
3 класс | ||
1. | Развитие умения в письменной форме выражать свои впечатления о лете. | Обмен впечатлениями о летних каникулах. Чтение стихотворения В. Лифшица «В школу». |
2. | Развитие воображения детей. | Работа над творчеством детей, умением письменно излагать воображаемые ситуации. |
3. | Развитие умения видеть Прекрасное. | Раскрытие смысла понятий, связанных с красотой. |
4. | Рассуждения о значении героических поступков в жизни человека. | Развитие умения из разрозненных слов строить предложения в письменной форме. Обсуждение подвигов Геракла. |
5. | Мы – сказочники. | Развитие умения домысливать, дописывать рассказ по началу и последнему предложению, оформлять его в виде книжки – малышки. |
6. | Наблюдение за печатным текстом. | Развитие умения подбирать разнообразные авторские комментарии к реплике, выраженной в форме прямой речи. |
7. | Рассказ по картинке «Помогите!». | Осознание различий между живым общением, представленным в форме диалогической речи, и авторскими комментариями, раскрывающими смысл, нюансы, тонкости реплики. Развитие умения, отталкиваясь от содержания сюжетных картинок, направлять своё повествование на добро. |
8. | Обозрение художественных текстов. | Сопоставление основных понятий, связанных с миром и войной. Обогащение речи, создание газеты: «Мир и война». |
9. | Как и для чего пишутся письма. | Овладение умение писать письма, заполнять конверты и отправлять по почте: обсуждение особенностей написания письма, наблюдение над художественными образцами- письмами. |
10. | Человек и его поступки. | Эмоциональное восприятие рассказа В. Сухомлинского «Потому что я – человек»; постепенное вхождение в проблему воспитания человека в человеке. |
11. | «Потому что я – человек». | О человеческих поступках в реальных жизненных ситуациях детей: наблюдения и обобщения; личностное осмысления понятия «человечность в человеке». |
12. | Беседа о человечности. | Углубление в тему о воспитании человечности в человеке. Развитие умения вникать в смысл мудрых изречений и извлекать из них пользу для себя. |
13. | К. Брюллов «Всадница». | Развитие умения «читать» картину художника, от описания внешнего облика переходить к пониманию и раскрытию внутреннего мира героев картины, их характеров, взаимоотношений. |
14. | Что такое человечность? | Развитие в детях умения строить план своего сочинения, по которому можно будет последовательно раскрывать содержание темы. |
15. | Мудрые изречения, слова, мысли в рассказах В.Солоухина. | Развитие способности представлять воображаемые события, оформлять их в устной и письменной форме; развитие умения проникать во внутренний мир героев читаемых произведений. |
16. | Обсуждение поступка. | Подготовка работ для пакетов. Развитие умения «читать» мысли героев читаемых произведений. Осознание значений смысловых знаков в письменной речи. |
17. | Случаи из жизни. | Развитие умения чувствовать юмор и самим уметь шутить; понимание важности смысловых знаков и практическое использование ими в письменной речи. |
18. | Комментированное чтение и письмо. | Развитие умения чувствовать юмор, воспринимать шутки, осмысленно употреблять пунктуационные знаки. |
19. | Комментированное чтение и письмо. | Настраивание детей на необходимость оказания помощи тем, кто в этом нуждается; понимание большого значения юмора в жизни человека. |
20. | Оказывая помощь другому, ты сам испытываешь радость. | Развитие в детях умения восстанавливать рассказ по кульминации; умение при сопоставлении написанного детьми с оригинальным произведением автора оценивать достоинства писательской версии рассказа. |
21. | Восстановление басни. | Развитие умения чувствовать себя в роли соавтора писателя, баснописца; умение восстанавливать пропущенные места в художественном тексте, привлекать свою фантазию и воображение; умение быть объективным и оценивать достоинства произведения писателя при сравнении и сопоставлении своего рассказа (басни) с авторским. |
22. | Раскрытие, обогащение содержания текста. | Развитие в детях умения расширять, обогащать текст художественными образами, научит пользоваться разнообразными формами письменной речи, чувствовать себя соавторами рассказа, басни, притчи. |
23. | Письменное упражнение. | Развитие способности постижения духовного мира человека через внутреннюю речь; наблюдение за художественным текстом, за тем, как писатель справляется с этой нелёгкой задачей. Попытка детей включить в свои творческие письменные работы внутреннюю речь (наряду с прямой и авторской). |
24. | Беседа о тексте «Мыслитель». | Развитие умения готовить газету, подбирать нужный материал, организовывать группы детей в процессе работы; осмысление и прочувствование идеи: «За зло не платят злом» - по рассказу и по случаям из собственной жизни; умение пользоваться различными формами письменной речи. |
25. | Работа над интонированием и обогащением речи. | Чувствование красоты поэтического слога, особенностей стихосложения. Осмысление понятия «друг» и его значения в судьбе другого человека. |
26. | Чтение стихов В.Высоцкого, подбор пословиц. | Воспитание ответственности за качеством выполнения, оформления газеты, её демонстрирования. Обогащение речи и чувств детей пословицами о друге, дружбе, о добре во взаимоотношениях друг с другом. |
27. | Обсуждение смысла пословиц. | Развитие в детях умения осознавать и чувствовать глубинный смысл пословиц, уметь толковать их; воспитание в детях нравственных качеств через восприятие художественных текстов; обогащение речи и чувств возвышенными образами. |
28. | Обогащение речи и чувств. | Развитие в детях чувства ответственности за каждый прожитый день, понимание того, что добрые поступки влекут за собой ответные добрые действия; дальнейшее развитие в детях фантазии и воображения. |
29. | Дерево однокоренных слов. | Развитие в детях умения заглядывать во внутрь слова; обогащение речи и чувств с помощью слов и словосочетаний, ведущих к нравственному осмыслению и переживанию жизненных взаимоотношений между людьми в процессе общения. |
30. | Картина А.Рылова «В голубом просторе». | Развитие в детях умения передавать словесно настроение, навеянное картиной художника; обогащение речи и чувств образами, красками, формами произведения искусства. |
31. | Коллективная работа – создание сборника. | Развитие в детях умения коллективно и дружно трудиться над создание сборника (томика) по определённой теме и за один урок завершить основную работу; выработка ответственности за общее дело. |
32. | Беседа о празднике Победы. | Переживание детьми радости и чувства ответственности за успешное, качественное и своевременное создание сборника. |
33. | Беседа о празднике Победы. | Активизация способности сопереживать тем, кто прошёл сквозь ужасы войны, чувствовать боль и страдание участников войны. Развитие умения свободно пользоваться смысловыми знаками в процессе письма. |
34. | Сопоставление своих работ с художественным текстом писателя. | Внушение детям уверенности в том, что они уже могут свободно общаться с чистым листом бумаги и заполнять его увлекательным содержанием, что они с каждым разом будут улучшать качество, если в свой творческий труд активно вовлекут собственную фантазию и воображение. |
Тематический план занятий по курсу
«Уроки письменноречевой деятельности».
№ заня тия | Тема занятия | Основное содержание |
4 класс | ||
1. | Беседа о Розе. Чтение и слушание текста «Сказочный куст Розы». | Приобщение детей к прекрасному в Природе. Развитее у них способности удивляться и восхищаться красотой цветов, форм, красок, уметь сочинять тексты, аналогичные прочитанным. |
2. | Чтение и анализ текста. | Привитие детям вкуса к прекрасному, к высокой поэзии; развитие умений рисовать словами воображаемые картины. Анализ текста стихотворения через развитие творческих замыслов поэта. |
3. | Мы – стихотворцы. | Развитие в детях способности создавать воображаемую картину осени и уметь оформлять её с помощью слов. Попытки перенесения образов, данных в красках и формах, в образы, рисуемые словами. |
4. | Мы – стихотворцы. | Развитие способности стихотворства по опорным рифмованным словам. |
5. | Выразительное чтение стихов А.Блока и собственных стихов. | Попытки поиска детьми творческих путей самовыражения в процессе работы над рубрикой _ «Мы – баснописцы»; развитие умения самоанализа и самооценки при использовании на письме смысловых знаков. |
6. | Выразительное чтение. Письмо. | Умение различать жанры литературных произведений( басня, притча, рассказ). Побуждение детей быть соавторами, сочинителями притчи, Развитие в детях способности по смыслу текста расставлять пунктуационные знаки. |
7. | Чтение произведений А.С.Пушкина. | Развитие способности создавать сборники любимых произведений, редактировать и оформлять их. Упражнения детей в выразительном чтении лучших образцов русской поэзии. Расширение рамок восприятия поэтических произведений и раскрытие его педагогических произведений и раскрытие его педагогических и психологических граней. |
8. | Проявление великодушия. | Осознание и конкретизация понятия «великодушие». Активизация творческих поисков детей в нахождении путей проявления мощи сердца. |
9. | Беседа – как писать рассказ. Творческое письмо. | Предоставление детям возможности работать над авторским оригиналом, расширяя и дополняя его. Тем самым дети убеждаются в совершенстве найденных писателем способов передачи своего замысла в художественной форме. |
10. | Мы - стихотворцы. | Развитие в детях умения по рифмующимся конечным словам каждой строчки сочинять стихотворение, подбирать к басне нравоучение и обосновывать свой выбор. |
11. | Мы – стихотворцы. | Развитие способности воображать (борьба моря с небом), сочинять стихотворение по опорным словам; умение контролировать, проверять, оценивать работу, написанную самим учеником. |
12. | Чтение своих стихов. | Развитие способности понимать и объяснять поступки других людей, сопереживать им; упражнение детейв развитии умения возвращаться к написанному и глазами стороннего читателя исправлять и оценивать свою работу. |
13. | Выразительное чтение и обсуждение притчи «Два сердца». | Развитие творческих способностей детей в процессе сочинения басни по пословице; знакомство и обсуждение текста, связанного с понятием «великодушие»: осознание и практическое раскрытие значения языка в жизни человека. |
14. | Повторение и комментирование пословиц о языке. | Дальнейшее раскрытие значения языка в жизни человека; работа над пунктуацией как отражением смысла и интонационного рисунка устной речи в письменной; умение строить рассказ от лица его героя. |
15. | Выразительное чтение басни. | Дальнейшее наблюдение за человеческими недостатками, представленными в басне в образах животных; умение выводить мораль из содержания басни; работа со смысловыми знаками, отображающими на письме интонационный рисунок устной речи. |
16. | Мы – стихотворцы. | Развитие у детей способности сочинять стихи по опорным рифмующимся словам, придумывать пословицы по антонимам. Соприкосновение детей с Высокой поэзией. |
17. | Беседа по теме «Великодушие». | Творческая работа над темой «Великодушие», над рассказом по картинкам. Напутствие на зимние каникулы. |
18. | Беседа по теме «Великодушие». Мощь сердца. | Упражнение детей в понимании сути проявления мощи сердца. Умение вести авторскую работу над текстом, разумно использовать смысловые знаки. |
19. | Чтение и обсуждение притчи «Мудрец и два ларца». | Умение ставить вопросы к тексту и обсуждать характеры героев. Развитие в детях способности заканчивать текст, чувствовать себя соавтором художественных произведений. |
20. | Чтение рассказа. Мы – стихотворцы. | Развитие умений осознанно расставлять смысловые знаки, пользоваться разными формами речи для обогащения текста, обыгрывать одинаковые по звучанию, но разные по значению слова. |
21. | Слово в жизни человека. | Дальнейшее углубление понимания значения Слова в жизни человека. Умение вникать в философский смысл стихотворения И.Бунина «Слово» и слышать его подтекст. |
22. | Беседа о древнем городе Вавилоне. | Осознание детьми по легенде той истины, что мир, счастье и благополучие на свете зависят от способности людей, народов понимать друг друга. Развитие умения ставить узловые вопросы к тексту. |
23. | Работа с картиной П.М. Третьякова. | Умение видеть и рисовать словами внешнюю и внутреннюю красоту человека в устной и письменной форме. Развитие умения возвращаться к написанному с целью самоконтроля и самопроверки. |
24. | Мы – учителя. Исправления ошибок. | Настраивание детей на исправление собственных ошибок в письменных работах. Понимание значения воображения в творческом письме. Упражнения в возникновении воображаемых ситуаций и умение записывать картины, увиденные внутренним взором. |
25. | Соревнование на доске. | Настраивание детей на более глубокое осмысление значения и случаев употребления разделительного твёрдого знака. Развитие в них сосредоточенности и внимания для выработки умения безошибочного написания стихотворного текста. |
26. | Беседа о Родине. | Развитие в детях способности делать объектом наблюдения каждое слово, особенно такие значения как Россия, Русь. Настраивание детей на работу с толковым словарём, на поиск разных значений слов и своё отношение к ним. |
27. | Стихи о весне. | Эмоциональное восприятие весенних мотивов высокой поэзии. Развитие в детях способности чувствовать себя соавторами и авторами художественных произведений, переносить интонационный рисунок из устного плана в письменный. |
28. | «Сорочка счастливого человека». Творческое письмо. | Дальнейшее углубление на тему «Великодушие», развитие умения домысливать, завершать рассказ, притчу, легенду. |
29. | Мы - учителя. | Научить детей во время творческого письма чувствовать прекрасное, работать над образами, стройным содержанием, подтекстами, разными формами речи и смысловыми знаками. |
30. | Звучит детское творчество – стихи, рассказы о весне. | Работа над развитием способностей стихотворчества детей. Размышления о том, каким должен быть человек, чтобы он излучал добро, свет, улыбку. |
31. | Рассказ в картинках «Родительские переживания». | Осознание детьми простой истины: помогая другим, делая добро, ты обретаешь счастье, смысл жизни. Развитие способности находить оправдание в поступках персонажей сюжетных рассказов, вникать в причины, побуждающие их действовать именно так, а не иначе. |
32. | Беседа о духовных ценностях. | Осознание определяющего значения книги в жизни человека. Сосредоточение внимания детей на книгах, которые они сами читают. Развитие их поэтического вкуса, чтобы они умели выбирать из нескольких стихотворений наиболее понравившиеся. |
33. | Беседа о слове. | Понимание детьми значения Слова в их жизни, ответственности за свои слова. Расширение возможностей использования образной речи в письменном творчестве, внутренней, прямой речи и авторских комментариев. |
34. | Жемчужины мысли народной. | Попытка детей заглянуть в такое важное понятие как «Счастье». Проявление способностей продолжать и завершать художественный текст в письменной форме. Развитие умения обобщать накопленные знания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение.Сказка как литературный жанр. Урок - проектная деятельность.
Анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, владеть элементарными способами получения и обработки информации, работать со справочной и художественной литерат...

Письменноречевая деятельность Урок – подарок в 1 классе « МЫ У ВОРОТ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
На примере литературных произведений объяснено детям. какой смысл люди вкладывают в понятие "неписанные правила".На уроке дети развивают речь. учатся рассуждать, обосновывать ответы, формируют нравств...

ГБОУ школа №371 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА к уроку "Проектная деятельность учащихся на уроке обобщения по теме «Мое тело»"
Данная МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА создана для учащихся 2 класса на основе УМК "Звездный Английский 2" В.Эванс, Д.Дули.К.Барановой. Цель данной методической разработки - возможность провести интересный, з...

Технологическая карта урока внеурочной деятельности Н.Ф. Виноградовой «Я – пешеход и пассажир» Урок 7. Светофор и его сигналы.
Технологическая карта урока внеурочной деятельности Н.Ф. Виноградовой «Я – пешеход и пассажир» Урок 7. Светофор и его сигналы....

Игровые технологии как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительной деятельности
В современной коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недос...

Сборник методических разработок уроков "Проектная деятельность на уроках"
В сборнике размещена Проектная задача "В гостях у трех братьев" - продукт работы районной ПТГ (проблемно-творческой группы) в 2018 году...

Сборник методических разработок уроков "Проектная деятельность на уроках"
В сборнике размещена Проектная задача "Незнайка на Марсе" - продукт работы районной ПТГ (проблемно-творческой группы) в 2019 году...