Обучение решению текстовых задач как ресурс формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы
план-конспект урока по математике (3 класс)

Конспекты уроков для 3 класса по темам:
1. Решение текстовыъ задач.

2. Решение задач. Закрепление.

3. Решение задач на движение.

4. Решение задач. Закрепление изученных видов.
Могут быть использованы для курсовых или дипломных работ по теме: "Обучение решению текстовых задач как ресурс формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы".
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Решение текстовых задач

Цель: закреплять умения решать текстовые задачи известных видов.

Задачи:

1. Учить составлять план решения задачи, решать текстовые задачи в три действия и выражением.

2. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.

3. Формировать навыки работы в группе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • решать текстовые задачи в три действия;
  • совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.

Метапредметные:

  • принимать план действий для решения учебных задач и следовать ему;
  • понимать и строить модели (в форме схематического чертежа) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказаться.

Личностные:

  • осваивать позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач;
  • иметь положительную мотивацию к творческому труду, к работе на результат.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Мотивация познавательной деятельности

Учитель предлагает найти значения выражений и расшифровать тему урока:

4*0; 9*1; 36:36; 21:1; 50*1; 73:1; 13*1; 44:1; 5*3; 9:3 (карточки на доске).

Определите, на какое правило эти выражения. Вспомним эти правила.

Если вы правильно найдёте значения выражений, то узнаете тему урока.

15

73

50

73

0

21

9

Р

Е

Ш

Е

Н

И

Е

1

44

13

44

3

З

А

Д

А

Ч

Объявляет, что на уроке будут решать задачи в три действия.

3. Актуализация знаний

  1. Разбор задачи

В музей на экскурсию пришли 2 группы ребят по 9 человек в каждой. Сколько было ребят из первого класса, если из второго класса было 8 человек?

- О чем говорится в задаче?

- Что нам известно?

- Какой вопрос ставится в задаче? Можем ли мы сразу на него ответить? Что нам для этого нужно найти?

- Из скольких простых задач состоит данная задача? С помощью какого действия мы решим первую простую задачу? С помощью какого действия мы решим вторую простую задачу?

- назовите условие задачи;

- назовите требование, которое ставится в задаче;

- какие слова указывают на выбор арифметического действия?

Учащиеся оформляют в тетради решение задачи.

  1. Постановка вопроса к условию задачи.

Даны условия задач:

1. В саду росло 3 яблони, 5 груш, а слив на 7 деревьев больше, чем яблонь и груш вместе;

2. В саду росло 25 деревьев, из них 7 были яблони и столько же груш;

3. В саду росло 2 ряда грушевых деревьев по 5 в каждом, и 1 ряд яблонь, состоящий из 6 деревьев. Из-за вредоносных насекомых пришлось срубить 8 деревьев.

Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа выполняет задание: подобрать к условию соответствующий вопрос.

  1. Составление условия задачи по данному вопросу.

Составь условие задачи к вопросу: «Сколько ведер воды в двух бочках?».

4. Организация познавательной деятельности

Учитель организует решение задачи №1 на странице 86:

Прочитайте задачу и рассмотрите рисунок к задаче.

У Лены было 3 монеты по 5 рублей и 4 монеты по 2 рубля. Сколько всего рублей было у Лены?

Рисунок6

Проверим, как вы поняли условие.

Что обозначает число 5? (достоинство монет). Что показывает число 3? (Количество монет достоинства 5 рублей)

Что обозначает число 2? (достоинство монет). Что показывает число 4? (Количество монет достоинства 2 рубля)

Зная, что обозначают числа 3 и 5, что можно найти? (сколько всего рублей в трёх монетах по пять рублей). Что можно найти, зная, что обозначают числа 2 и 4? (сколько всего рублей в четырёх монетах по два рубля).

Прочитайте вопрос задачи. Как ответим на него?

Запишем решение выражением (5*3+2*4).

Сколько действий? (три) Что находили первым действием? (сколько всего рублей в трёх монетах по пять рублей). Что находили вторым действием? (сколько всего рублей в четырёх монетах по два рубля). Что находили третьим действием? (сколько всего рублей было у Лены).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Организует самостоятельное решение задачи №2 на странице 86. Рассмотрите краткую запись к задаче, составьте по ней выражение и решите её. Обращает внимание на то, что эта задача и предыдущая подобны, значит, и решения подобны.

Прочитайте задачу.

В детский сад привезли 4 коробки конфет по 9 кг в каждой и 3 коробки печенья по 8 кг в каждой. Сколько всего килограммов конфет и печенья привезли в детский сад?

Составим краткую запись к задаче.

http://static.interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/170931/6136ce60_61a1_0132_ac67_12313c0dade2.jpg

Посмотрите на условие. Про что задача? (про конфеты и печенье). Что известно про конфеты? (конфет было 4 коробки по 9 килограммов). Что известно про печенье? (печенья было 3 коробки по 8 килограммов). Прочитайте вопрос задачи. Сможем сразу ответить на него? (нет)

Мы знаем разные формы записи решения: по действиям и выражение. Поднимите руку, кто считает, что сможет сам решить задачу по действиям. Поднимите руку те, кто считаем, что сам сможет решить задачу выражением.

(два ученика идут записывать решение с обратной стороны доски: один –по действиям, другой – выражением).

1)9*4=32

2)8*3=24

3)32+24=56 (кг)

Ответ: 56 килограммов.

9*4+8*3=36+24=60 (кг)

Ответ: 60 кг конфет и печенья.

Организует проверку решения задачи. Спрашивает, кто решал по действиям, а кто выражением.

Что находили первым действием? Вторым действием? Третьим?

5. Подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель предлагает учащимся оценить работу на уроке.

Посмотрите на экран. Нарисуйте карандашом на полях смайлик.

12108_html_m3bfcdb4f - копия (2)

12108_html_m3bfcdb4f - копия

12108_html_m3bfcdb4f

Всё понял. Было легко

Понял, но не всё. Сомневался

Ничего не понял. Было трудно


Тема урока: Решение задач. Закрепление.

Цель: закреплять умения решать текстовые задачи известных видов.

Задачи: 1) закрепить навыки решения задач на деление и умножение, решение примеров;

2) развивать умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать;

3) воспитывать доброжелательность, взаимопомощь.

Планируемые результаты:

  • Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке;
  • Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • Познавательные: осознанно строить устное высказывание в устной форме; строить логическое рассуждение; произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задачи; ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;
  • Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация и актуализация опорных знаний.

Давайте, ребята, учиться считать,

          Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

          Запомните все, что без устного счёта.

          Не сдвинете с места любая работа.

Устный счёт.  

- Назовите тир числа, которые в сумме дают число, записанное в скобках.

35, 18, 21, 17, 19  (73) (35+21+17=73)

44, 10, 12, 36, 40 (86) (10+36+40=86)

35,27,28, 26, 30 (90)  (35+27+28=90)

- Следующее задание. Вычислите устно, записывая только ответы

  • Из числа 65 вычесть 17    (48)
  • Разность чисел 47 и 34 увеличить на 8  (21)
  • На сколько нужно увеличить 43, чтобы получилось 80?   (на 37)
  • Найдите произведение чисел 7 и 8   (56)
  • Во сколько раз 42 больше 7?   (в 6 раз)

- Задание на внимательность. На парте у каждого есть  листочек, в нём много чисел.

Эти числа  являются результатами таблицы умножения, но есть и лишние. Ваша задача зачеркнуть лишние числа.

28

31

83

26

54

45

42

59

49

32

18

36

11

21

15

72

14

62

30

27

На что похожа получившаяся фигура? (буква Т)

Почему?  (таблица умножения)

3 Определение темы урока.

Готовясь к встрече с вами и к сегодняшнему уроку математики, я натолкнулась на такое стихотворение:

Хоть ты смейся, хоть ты плачь,

Не люблю решать задач.

Потому что нет удачи

На проклятые задачи.

Может быть, учебник скверный,

Может быть, таланта нет,

Не могу открыть секрет:

Как задаче дать ответ…

- Итак, в какую область математики мы отправляемся?

4. Работа по теме урока.

  1. Наращивание задачи.

У Саши было 50 руб. Он купил машинку, которая стоит 18 руб. Сколько денег у него осталось?

- Реши задачу в одно действие, а затем измени ее условие или вопрос, чтобы она решалась двумя действиями

  1. Сокращение задачи.

В магазин привезли 10 кукол и 15 машинок. Семь игрушек продали. Сколько игрушек осталось в магазине?

- Реши задачу, а затем измени ее условие или вопрос, чтобы она решалась одним действием.

  1. Сопоставление задач.
  1. Мальчик успел решить на уроке 3 столбика примеров, по 4 примера в каждом столбике, а его сосед на 3 примера меньше. Сколько примеров решил второй мальчик?
  2. В одном доме 3 этажа и в каждом этаже по 6 окон, а в другом доме на 2 окна больше. Сколько окон во втором доме?

- Изменить первую задачу, чтобы она решалась как вторая и вторую, чтобы она решалась как первая.

4. Самостоятельное преобразование задачи.

В двух салонах автобуса находилось по 9 пассажиров в каждом. Сколько пассажиров оказалось в автобусе после остановки, если 4 человека вышли, а 7 вошли?

- Измените условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.

- Измени задачу так, чтобы она решалась большим количеством действий.

Решение задач

1. На озере плавало 36 уток, а гусей на 27 меньше. Во сколько раз уток больше, чем гусей?
Уток _
Гусей _
Во сколько р
аз больше?
1) 36 – 27 = 9 (шт.) гусей н
а озере
2) 36 : 9 = 4 (р
аза) уток больше, чем гусей
Ответ: в 4 р
аза.

2. Составьте задачу по таблице.

На один костюм

Количество костюмов

Всего ткани

?

6 шт.

30 м

одинаковый

8 шт.

?

Запишите решение и ответ.

5. Физкультминутка.

6. Работа по учебнику.

Самостоятельное выполнение

С. 78 № 23

Во сколько действий эта задача? (2)

Фронтальная проверка

Назовите ответ первого действия. (27) Каким знаком  действия решали? (умножение)

Назовите ответ второго действия.(40) Как получили такой ответ. (сложением или 27+ 13)

С.78 № 20

Решите задачу по чертежу. Запишите решение и ответ.

7. Подведение итогов урока.


Тема: Решение задач на движение.

Цель: формировать умения и навыки решения текстовых задач на движение.

Задачи урока:

1) деятельностные:  формирование способности осуществлять анализ и синтез;  формирование у школьников способностей к выявлению причин затруднений в собственных действиях и их последующей коррекции;

2) предметные: формирование умения понимания и объяснения решение задач, которые связаны с движением двух объектов;  формирование умения читать и строить вспомогательные модели к задачам на движение;

3) метапредметные:  формирование умения выявлять проблему, определять цель;  формирование умения контролировать и оценивать свою деятельность и полученный результат;  формирование умения сравнивать, обобщать и делать выводы;  формирование умения вести диалог и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;  формирование умения работать в группе;

4) личностные: формирование интереса к изучению математики;  формирование мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.

Методы:  словесный;  наглядный; самостоятельная работа;  проблемно-поисковый;  деятельностный метод.

Ход урока

1. Мотивация к деятельности

Цель: организация позитивной мотивации к учебной деятельности, создание условий для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Учитель: Ребята, здравствуйте! Все готовы к уроку?

Дети: Да

Учитель: Сегодня у нас несколько необычный урок, я приглашаю вас совершить путешествие в одну удивительную страну, где живут умные, ловкие, трудолюбивые и смелые жители. Работа сегодня будет вестись в группах.

Итак, давайте отправимся в путешествие. Маршрут его вы видите на доске (открывается доска с надписью «Маршрут пути»).

Учитель: При передвижении от одной станции к другой вы будете оценивать каждый этап пройденного пути на специальном листе самоконтроля, и получать в качестве вознаграждения баллы. К концу этого путешествия все полученные баллы вы сможете перевести в отметку.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: выявление умения решать задачи, используя знания взаимосвязи между величинами: скоростью, временем и расстоянием.

Учитель: Итак, вот наша первая станция. Откройте тетради, аккуратно запишите число и «классная работа». А теперь посмотрите на слайд. Прочитайте поговорки и скажите, что их объединяет.

  • Заблудился в трех соснах;
  • Наговорил с три короба;
  • Обещанного три года ждут;
  • Плакать в три ручья;
  • Хвастуну цена - три копейки;
  • Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.

(В каждой поговорке есть цифра 3).

Учитель: Запишите у себя в тетрадях цифру 3, затем пропустите клеточку и образуйте с помощью числа 3 двузначное число (33). Теперь пропустите ещё одну клетку и образуйте уже трёхзначное число (333). Затем добавьте ещё одну цифру, образовав следующее число и так до конца строчки. Заполните строчку до конца. Какое у вас получилось самое большое число? Сверьте свою запись с числами на доске: 3 33 333 3333 33333 333333.

Учитель: Перед каждым соревнованием все спортсмены делают разминку. Сейчас и мы сейчас выполним математическую разминку. Задания для вас будут в форме теста с выбором правильного ответа.

1) Туристы передвигались на моторной лодке в течение 5 часов. Скорость движения была 16 км/ч. Какое расстояние они преодолели?

Используется прием мысленного составления плана.

2) Поезд преодолел за 9 часов расстояние между двумя городами, равное 720 км. Какова была его средняя скорость?

Используется прием мысленного составления плана.

3) Наездник проскакал на лошади 36 км со скоростью 12 км/ч. Сколько времени наездник находился в пути?

Используется прием мысленного составления плана.

4) Самолет преодолел расстояние в 4800 км. Какое расстояние за то же самое время преодолеет вертолет, если его скорость в 2 раза ниже?

Используется прием мысленного составления плана.

Подводятся итоги математической разминки.

Учитель: Кто уверенно, легко и без ошибок выполнил работу? У кого были трудности при решении задачи?

Физкульминутка для глаз под музыку

Цель: снятие и предупреждение утомляемости глаз, способствование повышению активности и работоспособности учащихся.

Учитель: Ребята, давайте немного отдохнем и проведем физминутку.

3. Выявление причин затруднения

Цель: развитие умения самостоятельно формулировать тему урока; умения ставить себе цель, выполнять действия для ее достижения, развитие самоконтроля.

Учитель: А сейчас мы прикоснемся к удивительной тайне, а чтобы понять, что это за тайна, вам придется отгадать загадку:

Раньше счёта и письма,

Рисованья, чтенья,

Всем ребятам нужно знать

Азбуку ... (Движенья)

Сегодня мы продолжим изучать процесс движения, а также закрепим умения решать задачи на движение, а помощь нам в этом окажет небольшое математическое путешествие по стране под названием «Движение».

Учитель: Где в жизни вы встречались с понятием движения? (Движутся люди, машины, небесные тела и т.п.)

Учитель: А как можно сформулировать, что такое движение? (Движение – это перемещение в пространстве).

Учитель: С какими величинами связан процесс движения? (Скорость, расстояние, время).

Учитель: Где в математике мы встречаемся с этими величинами? (В задачах на движение)

Учитель: А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Дети: Решение задач на движение.

Учитель: Для чего нам может пригодиться умение решать задачи на движение?

Дети: Это может пригодиться в жизни, например, чтобы не опаздывать в школу, куда-либо еще, вообще уметь рассчитать время, которое требуется на дорогу.

Учитель: Чтобы достичь к концу урока хорошего результата я предлагаю вам поставить перед собой конкретные цели, для чего нужно понять, на какие вопросы вам хотелось бы найти ответ сегодня, чему научиться?

Дети: Виды задач на движение, что у них общего и в чем их различие, научиться решать задачи на движение самостоятельно по алгоритму.

Учитель: Я надеюсь, что мы сегодня сможем дать ответ на ваши вопросы. Мы с вами откроем для себя сегодня что-то новое и закрепим уже пройденное. Полученные знания станут для вас стартом для последующего обучения математике по теме «Движение».

4. Нахождение способа выхода из затруднения.

Цель: уточнение цели (вспомнить формулы нахождения единиц длины), организовать в коммуникативной форме построение детьми проекта будущих учебных действий, создание плана достижения цели.

Учитель: Дети, сейчас мы будем работать в группах по следующему плану:

1. Сначала нужно вспомнить, связь между какими величинами имеет место при решении задач на движение?

2. Далее нужно написать единицы длины данных величин.

3. Теперь необходимо вспомнить и записать формулы

(У каждой группы на доске таблица).

  • Но перед тем, как приступать к работе, нужно повторить правила групповой работы.

5. Реализация построенного проекта.

Цель: организация коммуникативного взаимодействия для реализации построенного проекта, который направлен на приобретение недостающих знаний; формирование способности к его практическому использованию.

Учитель: Сейчас вы будете работать в группах. Вам нужно взять конверт номер 1 и заполнить маркером таблицу. Работайте дружно, помогайте друг другу.

Величины

Единицы измерения

Формула

Скорость

км/ч

Время

ч

Расстояние

км

Используется прием выделения смысловых опорных пунктов.

Учитель: Когда группа готова, поднимайте руки вместе руки. Командир группы, которая первой выполнила задание, вывешивает таблицу на доску, и по ней мы проверим работу.

Используется прием обобщения.

Проверка: Группы сверяют свои таблицы с таблицей на доске.

Учитель: Теперь оцените вашу работу на листе самоконтроля.

7. Решение задач на движение.

Цель: формирование осознанного умения применять необходимые схемы и формулы для решения задач на одновременное движение.

Учитель: Сейчас нам предстоит решение задач на движение. Однако чтобы вы могли успешно справиться с ними нужно вспомнить алгоритм работы над задачей.

Дети: (по одному)

  • Прочитать внимательно задачу.
  • Составить краткую запись (схему).
  • Вспомнить формулу.
  • Подставить числовые значения.

На доске делается запись алгоритма работы над задачей.

Учитель: Алгоритм вспомнили, теперь можем приступать к задачам.

Задача № 1. От старта до финиша 150 метров. Заяц эту дистанцию пробежал за 10 сек, а щенок такое же расстояние – за 15 сек. Кто из них бежал быстрее?

Используется прием мысленного составления плана.

Учитель: Посоветуйтесь в своих группах и решите, кто бежал первым? Ответьте, почему было нетрудно определить скорость?

Дети: Можно легко определить, кто из них бежал быстрее, даже не делая никаких вычислений, ведь расстояние было одинаковым, а время разное. Поэтому очевидно, что поскольку заяц затратил меньше времени, значит именно он и прибежал первым.

Используются приемы исследования задачи, прием обобщения.

Задача № 2.

Условия задачи: Увидев утку, одновременно выбежали щенок и заяц. Щенок бежал 12 сек. со скоростью 10м/сек, а заяц - 10 сек со скоростью 18 м/сек. Кто пробежал большее расстояние и на сколько? В чем отличие этой задача от предыдущей?

Используется прием сравнения.

Дети: В этой задаче разная скорость и разное время.

Учитель: Теперь посоветуйтесь в своих группах и определите, кто больше пробежал и насколько больше? Как только группа будет готова, вместе поднимайте руки.

Учитель: Сейчас мы будем решать эту задачу в тетрадях, а также у доски.

1) Расстояние щенка - 10 х 12 = 120 (м);

2) Расстояние зайца - 18 х 10 = 180 (м);

3) Разница - 180 – 120 = 60 (м).

Ответ: на 60 метров больше.

Используется прием обобщения.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: проверка ЗУН правильно выбирать способы действий для решения определенного вида задач.

Учитель: Теперь вы знаете, как определить скорость, расстояние и время. А знаете ли вы, какие виды движения существуют?

Дети: Движение в одном направлении и движение в разных направлениях, движение из одного пункта и движение из разных пунктов.

Учитель: Как вы думаете, какие вообще существуют виды движения по прямой?

Дети: Движение из одного пункта в одном направлении, движение из разных пунктов в одном направлении, движение из одного пункта в разные стороны и движение из разных пунктов в разные стороны.

Учитель: Правильно! Переходим к следующему заданию. Перед каждым из вас лежат разноцветные карточки с задачами. Вам нужно выбрать карточку такого цвета, с заданиями которой вы можете справиться самостоятельно, без затруднений.

Зелёную карточку могут выбрать ученики, отлично усвоившие тему «Решение задач на движение», которые хотят испытать себя на более сложных заданиях.

Жёлтую карточку могут выбрать те, кто довольно хорошо разобрался в особенностях нахождения скорости движения.

Красная карточка подойдет тем, кто не совсем уверен, что достаточно хорошо разобрался в сегодняшней теме.

Учитель: Для тех, кто правильно и быстро справился с заданием, всегда есть дополнительная работа. Вот пример на доске, который нужно решить, чтобы не сидеть без дела в ожидании остальных.

Первый вариант. Два мальчика одновременно поплыли навстречу друг другу с разных концов бассейна. Скорость первого составляла 20 м/мин, а второго - 30 м/мин. Через какое время они встретятся, если длина бассейна составляет 100 м.

Используются прием выделения смысловых опорных пунктов, приемы исследования задачи, прием обобщения.

Второй вариант. От двух разных причалов одновременно навстречу друг другу вышли 2 катера, которые встретились через 5 часов. Один из них двигался со скоростью 29 км/ч, а второй - 35 км/ч. Каково было расстояние между причалами.

Используются прием выделения смысловых опорных пунктов, приемы исследования задачи, прием обобщения.

Третий вариант. Из двух разных городов одновременно навстречу друг другу вышли два автобуса, которые встретились через 4 часа. Скорость первого из них составляла 60 км/ч, а второго на 5 км больше. Определите расстояние между городами.

Используются прием выделения смысловых опорных пунктов, приемы исследования задачи, прием обобщения.

Проверка и самопроверка задач.

Проверка работы по эталону.

9. Включение в систему знаний и повторений.

Цель: закрепление изученных способов действий.

Игра «Построй самолет».

Учитель: Сейчас мы сыграем в игру «Построй самолёт». У вас в конверте лежит листок с примерами, а ответы на данные примеры записаны на геометрических фигурах. Если вы правильно решите эти примеры, то сможете построить самолет.

Учитель: Та группа, которая построит самолет, поднимает вместе руки.

Проверка: У кого получился самолет? Молодцы! Вы правильно справились с заданием.

10. Рефлексия деятельности на уроке.

Учитель: Подведем итоги. Удалось ли нам совместными усилиями решить поставленную задачу?

Дети проводят самооценку своей учебной деятельности, соотносят поставленную цель с полученными результатами, которые были достигнуты на уроке.

Учитель: Что вам понравилось делать сегодня на уроке?

11. Домашнее задание.

Учащимся предлагается придумать по две задачи на движение.

Тема: Решение задач

Цель: закреплять умение решать задачи изученных видов

Задачи:

  1. Закрепление вычислительных навыков в процессе решения задач.
  2. Развивать умение работать самостоятельно и в парах.
  3. Воспитывать аккуратность.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи изученных видов; соотносить объекты с понятиями; слушать других и принимать иную точку зрения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

есколько учеников получают карточку с заданием.)

—  Сравни. Поставь знаки >, < или = (х — любое число).

   1 . х  О  х .0        х : 1  О  0 : х                 7 . х  О  х . 7

 Х . 1  О х + 0      0 . х   О  х -  0               6 .  х   О   8 . x

2. Работа над задачами

—  Найдите неизвестное в каждой строке и объясните, как вы вычисляли.

Цена

Количество

Стоимость

?

8 шт.

48 руб.

5 руб.

?

35 руб.

6 руб.

9 шт.

?

3. Устный счет

—  Вычислите.

91- (15- 9)                              42 : (3• 2)

54: (53 - 44)                           3 • (15- 8)+ 49

(6 • 6) : 4                                2 • (46 - 4) + 36 : 4

—  Поставьте знаки действий и скобки там, где это необходимо, чтобы получились верные равенства.

7  О  6   О   3 = 10    (7 + 6 - 3  = 10)

7 О  6  О  3 = 45       (7 •   6 + 3 = 45)

7  О  6 О  3=14         (7  • (6 : 3)=14)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель читает текст, учащиеся говорят, задача это или нет.)

•   У Лены 5 тетрадей, а у Коли 3 тетради. ет.)

•   В корзине 5 рыжиков и 4 груздя. На сколько груздей меньше, чем рыжиков? (Да.)

•   Папа принес два арбуза. Один из них весит 3 кг. Сколько весит второй арбуз? ет.)

•   Во сколько раз Вова старше Пети, если Вове 10 лет, а Пете 5? (Да.)

—  Назовите общие признаки задачи.

—  Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? ешать задачи.)

—  Какие виды задач вы уже умеете решать?

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

№1(с.47).

—  Прочитайте задачу 1.

—  Запишите условие задачи кратко.

Больших — 40 с.        

Маленьких — ?, в 8 раз <          ?

—  Составьте план решения задачи.

1) Сколько маленьких столов изготовили?

2) Сколько всего столов изготовили?

—  Каким действием вы ответите на первый вопрос? (Делением.)

—  Каким действием вы ответите на второй вопрос? (Сложением.)

—  Запишите решение задачи и ответ. Решение:

1) 40 : 8 = 5 (с.) - маленьких;

2) 40 + 5 = 45 (с).

Ответ: всего изготовили 45 столов.

—  Как записать решение одним выражением? (40 + 40: 8 = = 45 (с.).)

—  Почитайте вторую задачу. Решите ее самостоятельно. (Проверка по образцу.)

Больших — 40 с.            

Маленьких — ?, на 8 с. <           ?

Решение:

1) 40 — 8 = 32 (с.) — маленьких;

2) 40 + 32 = 72 (с).

Ответ: всего изготовили 72 стола.

-  Как записать решение одним выражением? (40 + (40— 8) = -72(c).)

-  Чем похожи задачи? Чем отличаются? (Самооценка.)

№2 (с. 46). (Устное выполнение. Необходимо обратить внимание учащихся на слова «в 8 раз» и «на 8 штук».)

№3(с. 46). (Самостоятельное выполнение. Ученик, решивший задачу первым, записывает решение на доске. Проверка. Самооценка.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Работа по карточкам с разноуровневыми задачами

Задача первого уровня.  В книге 95 страниц. Миша прочитал 35 страниц. Сколько страниц ему осталось прочитать?

Задача второго уровня.  В книге 95 страниц. Миша прочитал 35 страниц. Сколько дней ему потребуется, чтобы дочитать книгу, если оставшуюся часть книги он будет читать по 15 страниц ежедневно?

Задача третьего уровня.  В книге 95 страниц, а во второй 90 страниц. Миша прочитал 35 страниц первой книги. Сколько дней ему потребуется, чтобы дочитать первую и прочитать вторую книгу, если он будет читать по 15 страниц ежедневно?

VII. Подведение итогов урока

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология как метод развития универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы

Обобщение опыта работы по формированию универсальных учебных действий через проектную технологию в начальных классах....

Система формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Данная статья поможет в реализации ФГОС НОО в начальной школе. В ней описаны условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе, продуктивные технологии для фор...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках музыки в процессе анализа музыкальных произведений

В настоящее время урок музыки в школе нуждается в такой организации, где процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истор...

Проектная задача как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Неотъемлемой частью  ядра нового стандарта являются  универсальные  учебные  действия  (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надп...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы в процессе обучения

В статье представлены приёмы и методы по формиованию УУД на уроках в начальной школе. Задания разработаны с учётом требований страндартов....

Проектная задача как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные стратегии ее решения. Через опыт решения серии задач младшие школьники осваивают основы проектной деятел...