Система контроля и оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся в начальной школе.
статья (2 класс) по теме
Реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения привело к необходимости отслеживания процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.Что позволит учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС. В данном материале я подробно рассказала о том как провожу мониторинг УУД учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_kontrolya_i_otsenki_sformirovannosti_uud.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система контроля и оценки сформированности
универсальных учебных действий.»
Доклад подготовила учитель начальных классов МБОУ гимназия №1
Рыжова Е.М.
(Слайд1)
С 1 сентября 2011 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения в основе, которых лежит формирование универсальных учебных действий. В своем докладе я остановлюсь на системе контроля и оценки сфорированности УУД.
(Слайд 2.) «Новые образовательные результаты предполагают использование различных форм и способов достижения требований стандарта и адекватных им процедур и методов оценки»
(Слайд 3)
Понятие «универсальные учебные действия» - ключевой термин современных требований к результативности образовательного процесса, складывающейся из комплекса показателей.
(Слайд 4 - 5.) Владение учащимся основами умения учиться, оперировать тем или иным способом решения задач, сотрудничать; ценностное отношение к собственному здоровью; гражданская и этническая самоидентификация – все это становится объектом целенаправленной работы педагога по формированию личности ребенка и, как следствие, объектом измерения и оценки его достижений. (Слайд 6.)
Реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения привело к необходимости отслеживания процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
(Слайд 7). Что позволит учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС. Существует много методик, которые позволяют продиагностировать УУД. С 2011 года педагогами начальных классов были опробованы различные методики. На заседаниях кафедры общим решением было принято взять за основу учебно – методическую программу «Учимся учиться и действовать» (Слайд 8). Авторы комплекта:
Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой (Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова).
(Слайд 9.) Данная программа открывает уникальные возможности для индивидуализации процесса обучения и достижения каждым ребенком высокого образовательного результата на основании системного, комплексного изучения его продвижения по образовательной траектории.
( Слайд 10 - 12.) Количество УУД для мониторинга по классам
1класс-8 УУД, 2 класс – 13 УУД, 3 и 4 классы – 34 УУД. Важно отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг 1 или 2 классов, остаются в нем до 4 класса.
( Слайд 13)
Система работы по мониторингу УУД
Работа по формированию и отслеживанию развития метапредметных УУД ведётся с начала 1 класса. В этих целях в сентябре проводится стартовая диагностика на основе УМК «Школьный старт», позволяющая определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Полученные в результате диагностики данные входят в портфолио каждого ребенка.
(Слайд 14)
Далее в этом же учебном году в апреле проводится первый мониторинг метапредметных УУД на основе УМК «Учимся учиться и действовать» для 1 класса. Затем процесс формирования УУД отслеживается ежегодно, по этой же методике, (слайд 15) в это же время, но уже ориентированной на учащихся 2, 3 и 4 классов. В используемом нами мониторинге оценка уровня сформированности УУД осуществляется с помощью специально сконструированных заданий, представленных в рабочей тетради. Эти задания построены на содержании учебных предметов и направлены на применение определенного метапредметного УУД. Для оценки каждого УУД используются две предметные области и разные типы заданий .
В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированностиметапредметных УУД является уровень выполнения по образцу, в 3 и 4 классах – выполнение с помощью подводящих вопросов и для ряда универсальных способов –выполнение на основе прямого указания на название способа. Поэтому, в 1 классе учащиеся выполняют диагностические задания двух типов. Задания первого типа предполагают выполнение метапредметного действия по предложенному образцу, задания второго типа – ориентацию в способе действия (нахождение ошибок, восстановление последовательности шагов и т.д.). (Слайд 16)
В мониторинге со 2 класса, наряду с заданиями этих двух типов, присутствуют задания третьего типа – на описание способа действия при выполнении конкретного задания. Именно наличие данных заданий позволяет оценить приращение в сформированности тех универсальных учебных действий,которые диагностируются с 1 по 4 класс.
Сформированность таких УУД как контроль, оценивание, планирование и рефлексия предлагается начинать отслеживать с 3 класса, хотя в 1–2 классах в мониторинге уже появляются задания на контроль и оценивание: учащимся предлагается осуществить контроль результата и критериальное оценивание конкретного учебного действия.
(Слайд 17) Организация диагностической работы
Диагностические задания собраны в рабочих тетрадях «Учимся учиться и действовать». В мониторинге 1 класса оба варианта напечатаны в тетради-«перевертыше». В мониторинге 2 и 3 классов существуют две отдельные тетради: 1 вариант и 2 вариант.
(Слайд 18.) Каждый ребенок выполняет только один из двух вариантов. В исключительных случаях возможно последовательное выполнение ребенком двух вариантов.
Для повышения мотивации учащихся и целостного восприятия материала все задания мониторинга 1 класса объединены игровым сюжетом о лесной школе. Во 2 классе задания мониторинга объединяют рассказы про второклассников и их учительницу.
(Слайд 19).Рабочая тетрадь включает:
- вводную часть, которая содержит обращение к учащимся, описание условных обозначений. В тетради для 2 класса содержатся также тренировочные задания;
- диагностические модули для изучения уровня развития метапредметных УУД (для каждого умения разработано по два модуля на разном предметном материале);
- бланк первичной обработки результатов, который необходимо извлечь из тетради до выполнения ребенком мониторинговых заданий (с этим бланком работает только учитель).
(Слайд 20).
Все диагностические модули имеют одинаковую структуру: введение, образец, три диагностических задания (А, Б, В) и дополнительное задание. Каждый элемент диагностического модуля имеет свою специфику и назначение.
(Слайд 21).
Во введении к каждому модулю приводится сюжетно-игровая ситуация, далее следует краткое описание образца и условий выполнения заданий. Каждый диагностический модуль занимает один разворот рабочей тетради.
Обработка результатов (слайд 22) Авторы постарались максимально упростить процедуру обработки результатов диагностики. Все данные заносятся в сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа
I этап Составление мини-таблицы для каждого из восьми умений, вошедших в мониторинг по каждому ученику.
Составление сводной таблицы мониторинга всего класса. (Слайд 23)
Составление рейтинга сформированности восьми УУД для каждого ребенка. (Слайд 24)
Составление рейтинга сформированности восьми умений по классу в целом. (Слайд 25)
Выявление групп учащихся по результатам выполнения задание «на выполнение» и на «ориентацию» для каждого умения. (Слайд 26)
Анализ полученных данных
В 1 классе полученные результаты анализируются только с качественной точки зренияи по отношению к каждому учащемуся отдельно. Определяются рейтинги умений как индивидуальные, так и по классу в целом. Все учащиеся распределяются по группам:
Группа | 1 | справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию" |
Группа | 2 | справились с заданиями "на выполнение" и не справились "на ориентацию" |
Группа | 3 | не справились с заданиями "на выполнение" и справились "на ориентацию" |
Группа | 4 | не справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию" |
Со 2 класса полученным результатам уже присваивается оценочнаяхарактеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. На основе сравнения результатов полученных в 1 классе и 2 классе по некоторым УУД делается вывод о динамике развития УУД ( есть прогресс, нет прогресса).
По итогам диагностик проводится анализ полученных результатов, который отражается в характеристике обучающегося,(Слайд 27) и дает возможность педагогу, родителям и самому ученику видеть уровень его индивидуального развития и степень соответствия на данный период обучения портрету выпускника, который чётко определён новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания.
На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.
(Слайд 28 - 43 ) Оценка сформированности УУД проходит и на предметных уроках.
На представленных слайдах вы видите анализ результатов сформированности УУД на уроке математике.
Электронная программа позволяет насколько успешно ребенок осваивает учебный материал в течении года по каждому навыку, выявление сильных и слабых сторон каждого ученика в классе, отслеживание динамики его развития. На основе этой информации учитель может корректировать процесс обучения, обеспечивая при этом индивидуальный подход к каждому ученику в классе. На приведенных диаграммах вы видите, что цвет столбцов изменяется от ярко- красного до ярко – зеленого в зависимости от величины коэффициента успеха. При внимательном изучении всех видов отчетов можно выявить отрицательные и положительные тенденции ученика.
Вывод (слайд 45): Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.
Результаты диагностических работ заносятся в Карты индивидуального развития обучающихся, которые вкладываются в Портфолио учащихся.
Внедрение ФГОС второго поколения – новый этап в развитии общего начального образования. Это обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе.
(Слайд 46)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система контроля и оценки сформированности универсальных учебных действий.»
С 1 сентября 2011 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения в основе, которых лежит формирование универсальных учебных действий. В своем докладе я ос...
Презентация на тему: "Основные виды, методы и формы контроля и оценки знаний учащихся в начальной школе"
Данная презентация содержит практические рекомендации для учителя, работающего в начальной школе в 1 классе. Раскрыты 4 основные формы контроля, этапы формирования оценочного суждения....
Диагностические карты уровня сформированности универсальных учебных действий учащегося (ейся) начальной школы ( разработка)
Диагностические карты уровня сформированности универсальных учебных действий( личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) учащегося (ейся) начальной школы...
Контроль и оценка учебной деятельности учащихся в начальной школе в соответствии с ФГОС
В презентации представлены методические рекомендации по осуществлению контроля и оценки учебной деятельности учащихся в начальной школе на основании нормативных документов....
Контроль и оценка результатов обучения по математике в начальной школе.
Методическая разработка "Контроль и оценка результатов обучения по математике в начальной школе" содержит рекомендации по оцениванию основных видов контрольных и проверочных работ на о...
«Особенности контроля и оценивания устной речевой деятельности учащегося в начальной школе»
Обсудим вопрос, что такое формирующее оценивание и какие техники можно применять для его обеспечения.Данный материал подойдёт для выступления на педсовете или для обсуждения с коллегами на кафедре нач...
Диагностика и формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в начальной школе (на уроках окружающего мира)
В статье раскрывается понятие коммуникативных универсальных действий и способов их диагностики. Даются способы развития коммуникативных универсальных учебных действий. Делается вывод, что сформированн...