Индивидуальная образовательная программа
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
По мере того как общество, опирающееся на информационные и интеллектуальные технологии, обретает черты реальности, в роли завершающего фактора его становления выступает «человеческий капитал» - высокообразованные и высококвалифицированные люди. Особое внимание в таком обществе уделяется одаренности, талантливости на разных этапах человеческой жизни.
Актуальность многосторонней работы с одаренными детьми определяется рядом обстоятельств. Во-первых, осознание обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса исторического развития. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Однако, несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве, как правило, им не удается «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.
Во-вторых, ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузок на человека ставит перед ним и социальными институтами множество проблем, решение которых невозможно откладывать. Воспитание сегодня должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны.
В-третьих, учитывая, что одна из задач федеральной программы развития образования - регионализация образовательного пространства и развитие региональных систем образования, решение различных проблем обучения и воспитания, в том числе обеспечение системной работы с одаренными детьми в условиях конкретных территорий, приобретает особый смысл и значимость.
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.
3. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы".
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы».
5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
Научно-методологическое и методическое обоснование
Наибольший эффект вышеперечисленные действия могут иметь, если они будут подкреплены соответствующим научным базисом. Определенные достижения психолого-педагогической науки в этом направлении уже имеются. Так, к настоящему времени в зарубежной и отечественной литературе рассмотрены понятие одаренности и специфические особенности личности одаренного ребенка (К.Абромс, Ю.З.Гильбух, Э.А.Голубева, Е.Н.Задорина, А.Карне, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, Ф.Монкс, В.Панов, К.Перлет, А.Савенков, В.Сиервальд, К.Тэкэс, К.А.Хеллер, Л.Холлингоуорт, Е.И.Щебланова, В.С.Юркевичи др.), выявлены общие закономерности развития одаренности (А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.Н.Дружинин, Н.С.Лейтес, Р.Стенберг, Дж.Фримэн и др.), предложены способы исследования одаренности (А.Бине, Дж.Гилфорд, Л.Термен, П.Торренс и др.), предприняты попытки создания моделей одаренности (Ф.Монкс, Дж.Рензулли, К.Хеллер и др.)
В то же время многие проблемы обучения одаренных детей в системе общего образования остаются неисследованными. Так, слабо изученным до сих пор остается вопрос о том, какие особенности когнитивной и мотивационно-личностной сфер умственно одаренного ребенка требуют дополнительных педагогических усилий, какие проблемы обучения и воспитания одаренных детей могут быть решены за счет организации дополнительного общего образования, какие при этом могут использоваться способы диагностики, какие формы и виды образовательных услуг в региональной системе образования могут обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми и подростками и др.
Основания для составления индивидуальной программы развития
ребёнка.
В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере, составить индивидуальный образовательный маршрут, который определяет программу конкретных действий обучающегося по реализации индивидуального учебного плана и индивидуальной образовательной программы.
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого воспитанника и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагогического коллектива;
- возможностями УДОД удовлетворить образовательные потребности учащихся;
- возможностями материально-технической базы школы, УДОД;
- содержанием конкурсной программы.
Принципы построения программы:
1. Индивидуальность.
2. Учет возрастных особенностей ребенка.
3. Последовательность.
4. Преемственность.
5. Сотрудничество.
6. Успешность.
Направления программы:
1. Познавательная деятельность учащихся.
2. Эмоционально-личностная сфера.
3. Межличностные отношения.
4. Психологическое и физическое здоровье.
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
Этап 1. Диагностика уровня развития способностей ребёнка и его индивидуальных особенностей.
№ п/п | Основные мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Методика «Школьный тест умственного развития» | Сентябрь | Классный руководитель |
2 | Тест на математические способности Г. Айзенк. | Сентябрь | Классный руководитель |
3 | Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой); | Октябрь | Классный руководитель |
4 | Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника). | Октябрь | Классный руководитель |
Таблица 1
На основе тестов Бенеда Ирина относится к интеллектуальному типу одаренности. Именно таких детей называют “светлыми головами”. Они, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют самостоятельно их получать – сами читают литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Обладает математическим складом ума, способен решать любые логические задачи.
Этап 2. Определение цели и постановка задач,
которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения
индивидуального образовательного маршрута.
Цель предлагаемой программы - создание условий для построения воспитательно – образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Результаты по формированию УУД
Личностные УУД.Сформированные УУД:
- Основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России. - Осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.
Умения:
- Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
- Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
- Стремление к самосовершенствованию;
- Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Регулятивные УУД.Сформированные УУД:
- Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.
- Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты).
- Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
- Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.
- Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.
- Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи.
- Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.
- Понимать значение работы над устранением ошибок.
- Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.
- Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях.
- Различать способ и результат действия.
- Познавательные УУД. Сформированные УУД:
- Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
- Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).
- Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.
- Грамотное построение устной и письменной речи.
- Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.
- Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.
- Самостоятельно создавать алгоритм действий.
- Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.
- Устанавливать аналогии.
- Владеть общим рядом приемом решения задач.
- Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.
- Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.
- Использовать разные географические средства.
- Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.
Коммуникативные УУД.Сформированные УУД:
- Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе.
- Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Уметь формулировать свое мнение и позицию
- Высказываться, убеждать, доказывать, уступать.
- С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.
- Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.
- Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы
деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.
- Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
- Составлять внутренний план действий.
Понимать:
- Возможность оснований оценки одного и того же предмета;
- Относительность оценок или выборов других людей;
- Мысли, чувства, стремления и желания окружающих.
Главные принципы реализации программы.
- Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегрированность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные, артистические, художественные, спортивные или иные способности.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута.
№ п/п | Задачи | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка. | октябрь | учитель-предметник |
2 | Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, литературе, математике,истории английскому языку | октябрь | учителя-предметники |
3 | Выбор темы исследовательской работы по математики. | октябрь | руководитель |
4 | Составление плана учеником для учета желаний ребенка. | октябрь | психолог |
5 | Работа кружков. | октябрь | классный руководитель |
6 | Беседа с родителями. | октябрь | классный руководитель |
Таблица 2
Этап 3. Определение роли родителей в реализации маршрута.
На основании специфики сопровождения одаренных детей выстраиваются основные направления работы с родителями:
- подлинное сотрудничество на основе реальных дел;
- просветительская работа (встречи с психологами, библиотечка для родителей на сайте);
- доминантный проект как основа для работы с Родительским проектом. Школа должна расширять и развивать воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролируя и направляя семейное воспитание через следующие формы работы:
*Информирование родителей об особенностях,проблемах,интересах ребенка путем проведения лекций,показа фильмов.
*Обучение родителей способами взаимодействия путем проведения тренингов.
*Индивидуальные беседы,консультации.
Этап 4.Определение форм занятий, методов и приемов,
технологий и т.д.
Планирование | Мероприятия | Результат |
Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературе, английскому языку, математике | 1. Индивидуальная консультация. 2. Индивидуальная работа. | Всероссийская онлайн-олимпиады на платформе Учи.ру |
Подготовка к участию в научно-исследовательской конференции. | Разработка исследовательской работы. Поэтапная работа над ней. | Участие в проектно - исследовательской деятельности |
Таблица 2
Этап 5. Определение содержания плана работы с одарёнными детьми.
Предмет | Причина выбора | Форма работы | Ожидаемые результаты |
Русский язык | Участие во Всероссийских и международных онлайн-олимпиадах, конкурсах сочинений | Индивидуальные и дистанционные консультации. | Результативное участие на Всероссийской онлайн-олимпиаде на платформе Учи.ру.,на различных конкурсах |
Литература | Участие во Всероссийских и международных онлайн-олимпиадах, конкурсах чтецов | Индивидуальные консультации. Посещение кружка «Юный корреспондент» | Напечатаны заметки в республиканской детской газете «Ямде лий» . |
Математика | Участие во Всероссийских и международных олимпиадах. | Индивидуальные консультации. Посещение кружка «Занимательная математика» | Результативное участие на Всероссийской онлайн-олимпиаде на платформе Учи.ру. |
Окружающий мир | Участие во Всероссийских и международных олимпиадах. | Индивидуальные консультации | Результативное участие на Всероссийской онлайн-олимпиаде на платформе Учи.ру., на различных конкурсах исследовательской работы |
Таблица 3
Этап 6. Интеграция с другими специалистами.
Проанализировав результаты диагностики, и исходя из содержания учебно-тематического плана, при необходимости можно привлечь к работе с данным ребенком других специалистов.
Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем и учителями - предметниками. | сентябрь | Карта познавательной деятельности ребенка. |
Разработка индивидуального образовательного маршрута учителями – предметниками. | октябрь | Индивидуальный образовательный маршрут |
Прохождение тестов, предметных олимпиад | октябрь | Расписание посещений занятий |
Диагностирование, рефлексия учителями – предметниками. | ежемесячно | Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками. |
Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии- классный руководитель | ежемесячно | Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка. |
Таблица 4
Этап 7. Определение способов оценки и самооценки успехов обучающегося.
Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с ребенком. Лучше проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.
Формы подведения итогов образовательного маршрута: концерт, открытое занятие, демонстрация достижений, зачетная работа, тесты, персональная выставка и другие.
Критерии оценивания:
-победы на олимпиадах, конкурсах;
-активная жизненная позиция;
-желание участвовать в гуманитарных проектах и побеждать;
-ведение дневника и портфолио;
-успешная реализация индивидуальной программы развития;
-высокая мотивация на достижение поставленной цели сформирована (проверить с помощью тестов, мониторингов, бесед).
Самооценку воспитанник может провести по одному из опросников самоанализа:
Портфолио
_______________ ученицы 3 класса
за 2019-2020, 2020-2021 уч. года
Участие в школьных делах | Участие в муниципальных конкурсах | Участие в Республиканских конкурсах и делах | Участие в онлайн-олимпиадах |
Игра по станциям, посвященной 99-летию Героя советского союза М.В.Лебедева -2 место,2020г. | Онлайн-викторина «Сто тысяч почему»- 1 место,2021г. | 10 НПК «Корифеи» -диплом 3 степени,2021г. | «Безопасные дороги» 2020г., 2021г. |
Конкурс рисунков к 8 марта- 2 место,2019г. | Конкурс книжек - малышек «Рождественские колядки»- сертификат,2022г. | 1 НПК «Мой род- мой народ»- диплом 3 степени,2020г. | Олимпиада по русскому языку-2020г.,2022г. |
Конкурс рисунков «Огонь- не забава»- 1 место,2019г. | Конкурс детского творчества к Дню матери-сертификат,2021г. | Заметка в газете «Ямде лий»,2021г. | Олимпиада по математике-2021г..2022г. |
Конкурс чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне- 1 место,2019г. |
Анкета самоанализа ребенка, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту
1.Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (чего я хотел
добиться)
2.Какие действия я спланировал для достижения поставленной цели? (что
я должен сделать)
3.Удалось ли мне реализовать задуманное? (что я сделал для достижения
цели)
4. Какова эффективность моих действий? (чему научился и что еще необходимо сделать).
Показатели эффективности реализации программы :
1. Удовлетворенность ребенком своей деятельностью.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных областях, к которым у него есть способности.
3. Адаптация ребенка к социуму в настоящем времени и в будущем.
4. Повышения уровня владения ребенком общепредметными и социальными компетенциями.
Учитель начальных классов: Домрачева Э.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная образовательная программа для работы с одаренными, слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Думать легко, а превращать мыслив действие – самая трудная вещь на свете.И.В.ГетеРаннее выявление креативных способностей детей, не всегда позволяет развиваться ребенку всесторонне, что создает ...
Индивидуальная образовательная программа.
Индивидуальная образовательная программа для учащегося 2 класса с ОВЗ....
Индивидуальная образовательная программа обучения на дому 2 класс
Индивидуальная образовательная программа создана для учащегося 2 класса, имеющей отклонения здоровья, ребенок - инвалид.Учебный план составлен на основе Письма Министерства народного образования РСФСР...
индивидуальная образовательная программа по математике одаренного ученика
Перечислены цель, задачи, актуальность, формы работы, формы контроля, работа с родителями,показатели эффективности, планирование, литература...
«Разработка индивидуальной образовательной программы на учащегося 1 класса с гиперактивностью, обучающегося по программе СКОУ VIII вида»
Данная программа помогает адаптироваться к школьным требованиям детям с гиперактивностью...
«Разработка индивидуальной образовательной программы на учащегося 1 класса с гиперактивностью, обучающегося по программе СКОУ VIII вида»
В даной работе вы найдете игры и методики для адаптации гиперактивных детей с нарушением интеллекта к школьному обучению...
Дипломная работа на тему: «Индивидуальная образовательная программа, на базе утвержденной примерной программы дошкольного образования»
Авторская рабочая программа для руководителей групп эстетического развития и подготовки к школе.Назначение: информационный материал данной дипломной работы можно практически использовать...