индивидуальная образовательная программа по математике одаренного ученика
элективный курс по математике (4 класс) по теме

Володина Татьяна Валентиновна

Перечислены цель, задачи, актуальность, формы работы, формы контроля, работа с родителями,показатели эффективности, планирование, литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ip.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15»

Индивидуальная образовательная программа

ФИО ребёнка      ( _____ класс)

                                                                  Автор: Володина Т.В.

                                                                учитель начальных классов

                                              2013г.

Пояснительная записка

Актуальность разработки программы.

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.

Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуальной программы работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал

Одарённые дети:

  1. имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
  2. имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
  3. испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.

Индивидуальные особенности и личные достижения

Мальчик за 3 года обучения в школе показал  более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления. На уроках активен, с удовольствием принимается за решение нестандартных задач, заданий на смекалку. В 3 классе посещал спецкурс «Развитие познаватеотных способностей» «Умники и умницы», на занятиях которого проявлял интерес к заданиям, в большинстве случаев первым находил верный путь решения.

Иван закончил 2 класс на отлично, в 3 классе имел одну «4» по русскому языку. Он является победителем школьного тура олимпиад по математике и русскому языку в 2012-2013 году, победителем конкурсов  «Русский медвежонок» , «Кенгуру», «ЧИП»  в 2012-2013 году

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
  3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
  4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Цель программы:         

выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.

Задачи:

  1. выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;
  2. проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.
  3. произвести отбор  среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  4. предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
  5. воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
  6. поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).

Формы работы:

  1. Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.
  2. Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, консультации по возникшим проблемам.
  3. Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.).

Формы занятий.

Урок- игра, урок- обсуждение, практическое занятие.

Принципы педагогической деятельности:

  1. принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  2. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  3. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  4. принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

  1. Формирование интереса к творческому процессу
  2. Умение логически рассуждать при решении задач
  3. Умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач
  4. Успешное выступление на олимпиадах

Показатели эффективности реализации программы работы.

  1. Удовлетворенность  своей деятельностью.
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым есть способности.
  3. Адаптация  к социуму в настоящем времени и в будущем.
  4. Повышение уровня владения  обще предметными и социальными компетенциями.

Формы контроля.

Индивидуальное домашнее задание, консультация, мини-олимпиада

Форма проведения итоговой аттестации.

Игра

Цель: проверить знание материала, изученного на занятиях по дополнительной программе, умение применять его в новой ситуации.

Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процессу обучения одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент не проявилась, а также просто способных детей.

Работа с родителями.

Родители, семья в системе реализации программы:

  1. учитывать одаренность как сложное явление;
  2. учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;
  3. создать условия для формирования у ребенка положительной
    «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
  4. оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
  5. формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);

Содержание дополнительной образовательной программы

34 часа

Нестандартные задачи «Распиливание , разрезание».

Нестандартные задачи на соответствие и порядок.

Нестандартные задачи на соответствие и порядок.

Задачи ловушки , шутки.

Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты»

Задачи связанные с величинами

Арифметические задачи ,требующие особых приёмов решения

Решение логических задач

Комбинаторные задачи

Олимпиадные задачи

Календарно-тематическое планирование  занятий по математике

Тема

Количество часов

Дата проведения

Нестандартные задачи «Распиливание , разрезание».

2

сентябрь

Нестандартные задачи на соответствие и порядок.

2

сентябрь

Задачи ловушки , шутки.

1

октябрь

Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты»

2

октябрь

Задачи связанные с величинами

4

ноябрь

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения

4

декабрь

Решение логических задач

7

январь

февраль

Комбинаторные задачи

4

март

Олимпиадные задачи

4

апрель

Решение заданий международного конкурса «Кенгуру»

4

май

Техническое сопровождение: компьютер, интерактивная доска

Дидактический материал подбирается на основе рекомендуемой ниже литературы

Используемая литература :

  1.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике:1-4 классы. – М.:ВАКО,2010.-233с.

2.Тонких А.П., Кравцова Т.П.Логические игры и задачи на уроках математики:-Ярославль « Академия развития»1997.-239с.

3.Узорова О.В. 3000 задач и примеров по математике:1 класс. –М .: АСТ:Астрель,2000.-223с.

 4.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников – Просвещение 1990.-75с.

 5.Тихомирова Л.Ф.Математика в начальной школе .Развивающие игры ,задания , упражнения.

  1. Карточки «Математические олимпиады младших школьников»
  2. Бурменская Г.В. Одаренные дети.
  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа для работы с одаренными, слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Думать легко, а превращать мыслив действие – самая трудная вещь на свете.И.В.ГетеРаннее выявление креативных способностей детей, не всегда позволяет развиваться ребенку всесторонне, что создает ...

Индивидуальный образовательный маршрут: Волейбол - форма жизни, ученика 3 класса Маркина Сергея.

Название спортивной секции: Волейбол – форма жизниКраткое описание:Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообра...

Индивидуальная образовательная программа по математике для одарённых детей

Данная программа позволяет глубже изучать математические возможности и способности детей  и развивать эти способности у одаренных детей в ходе обучения их в начальной школе....

Индивидуальная образовательная программа по математике

Индивидуальная образовательная  программа по математике на ученика 4А класса...

Индивидуальная образовательная программа ученика 2 класса, получающего образование в форме интегрированного обучения.

   Характеристика классного руководителя для интегрированных детей  В данной  характеристике представлены целевые ориентиры школьного образования как социальные и психологич...

Рабочая программа по математике для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО

РРабочая программа по математике для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО...

Индивидуальный образовательный маршрут с риском неуспешности ученика 3 класса

Индивидуальный образовательный маршрут с риском неуспешности ученика 3 класса...