индивидуальная образовательная программа по математике одаренного ученика
элективный курс по математике (4 класс) по теме
Перечислены цель, задачи, актуальность, формы работы, формы контроля, работа с родителями,показатели эффективности, планирование, литература
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ip.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15»
Индивидуальная образовательная программа
ФИО ребёнка ( _____ класс)
Автор: Володина Т.В.
учитель начальных классов
2013г.
Пояснительная записка
Актуальность разработки программы.
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.
Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуальной программы работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал
Одарённые дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
- имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Индивидуальные особенности и личные достижения
Мальчик за 3 года обучения в школе показал более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления. На уроках активен, с удовольствием принимается за решение нестандартных задач, заданий на смекалку. В 3 классе посещал спецкурс «Развитие познаватеотных способностей» «Умники и умницы», на занятиях которого проявлял интерес к заданиям, в большинстве случаев первым находил верный путь решения.
Иван закончил 2 класс на отлично, в 3 классе имел одну «4» по русскому языку. Он является победителем школьного тура олимпиад по математике и русскому языку в 2012-2013 году, победителем конкурсов «Русский медвежонок» , «Кенгуру», «ЧИП» в 2012-2013 году
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
- Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
- Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
- Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
- Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Цель программы:
выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.
Задачи:
- выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;
- проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.
- произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
- воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
- поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).
Формы работы:
- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.
- Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, консультации по возникшим проблемам.
- Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.).
Формы занятий.
Урок- игра, урок- обсуждение, практическое занятие.
Принципы педагогической деятельности:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
- Формирование интереса к творческому процессу
- Умение логически рассуждать при решении задач
- Умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач
- Успешное выступление на олимпиадах
Показатели эффективности реализации программы работы.
- Удовлетворенность своей деятельностью.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым есть способности.
- Адаптация к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышение уровня владения обще предметными и социальными компетенциями.
Формы контроля.
Индивидуальное домашнее задание, консультация, мини-олимпиада
Форма проведения итоговой аттестации.
Игра
Цель: проверить знание материала, изученного на занятиях по дополнительной программе, умение применять его в новой ситуации.
Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процессу обучения одаренных детей и детей, чья одаренность на данный момент не проявилась, а также просто способных детей.
Работа с родителями.
Родители, семья в системе реализации программы:
- учитывать одаренность как сложное явление;
- учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;
- создать условия для формирования у ребенка положительной
«Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей; - оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
- формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);
Содержание дополнительной образовательной программы
34 часа
Нестандартные задачи «Распиливание , разрезание». |
Нестандартные задачи на соответствие и порядок. |
Нестандартные задачи на соответствие и порядок. |
Задачи ловушки , шутки. |
Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты» |
Задачи связанные с величинами |
Арифметические задачи ,требующие особых приёмов решения |
Решение логических задач |
Комбинаторные задачи |
Олимпиадные задачи |
Календарно-тематическое планирование занятий по математике
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения |
Нестандартные задачи «Распиливание , разрезание». | 2 | сентябрь | |
Нестандартные задачи на соответствие и порядок. | 2 | сентябрь | |
Задачи ловушки , шутки. | 1 | октябрь | |
Нестандартные задачи «Взвешивание , время, монеты» | 2 | октябрь | |
Задачи связанные с величинами | 4 | ноябрь | |
Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения | 4 | декабрь | |
Решение логических задач | 7 | январь февраль | |
Комбинаторные задачи | 4 | март | |
Олимпиадные задачи | 4 | апрель | |
Решение заданий международного конкурса «Кенгуру» | 4 | май |
Техническое сопровождение: компьютер, интерактивная доска
Дидактический материал подбирается на основе рекомендуемой ниже литературы
Используемая литература :
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике:1-4 классы. – М.:ВАКО,2010.-233с.
2.Тонких А.П., Кравцова Т.П.Логические игры и задачи на уроках математики:-Ярославль « Академия развития»1997.-239с.
3.Узорова О.В. 3000 задач и примеров по математике:1 класс. –М .: АСТ:Астрель,2000.-223с.
4.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников – Просвещение 1990.-75с.
5.Тихомирова Л.Ф.Математика в начальной школе .Развивающие игры ,задания , упражнения.
- Карточки «Математические олимпиады младших школьников»
- Бурменская Г.В. Одаренные дети.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная образовательная программа для работы с одаренными, слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Думать легко, а превращать мыслив действие – самая трудная вещь на свете.И.В.ГетеРаннее выявление креативных способностей детей, не всегда позволяет развиваться ребенку всесторонне, что создает ...
Индивидуальный образовательный маршрут: Волейбол - форма жизни, ученика 3 класса Маркина Сергея.
Название спортивной секции: Волейбол – форма жизниКраткое описание:Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообра...
Индивидуальная образовательная программа по математике для одарённых детей
Данная программа позволяет глубже изучать математические возможности и способности детей и развивать эти способности у одаренных детей в ходе обучения их в начальной школе....
Индивидуальная образовательная программа по математике
Индивидуальная образовательная программа по математике на ученика 4А класса...
Индивидуальная образовательная программа ученика 2 класса, получающего образование в форме интегрированного обучения.
Характеристика классного руководителя для интегрированных детей В данной характеристике представлены целевые ориентиры школьного образования как социальные и психологич...
Рабочая программа по математике для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО
РРабочая программа по математике для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО...
Индивидуальный образовательный маршрут с риском неуспешности ученика 3 класса
Индивидуальный образовательный маршрут с риском неуспешности ученика 3 класса...