Дипломная работа на тему: «Индивидуальная образовательная программа, на базе утвержденной примерной программы дошкольного образования»
рабочая программа

Комарова Людмила Васильевна

Авторская рабочая программа для руководителей  групп эстетического развития и подготовки к школе.

Назначение: информационный  материал данной дипломной работы можно практически использовать  при составлении планирования занятий для групп «Подготовка к школе»  (учить только тому, что действительно важно: основам грамоты, чтения, математики, окружающего мира, художественного труда)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая общеобразовательная организация «Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино»Дипломная работа

Дипломная работа

на тему:

 

«Индивидуальная образовательная программа, на базе утвержденной примерной программы дошкольного образования»

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для руководителей  группы эстетического развития и подготовки к школе.

Составила Комарова Л.В.

                            Квалификационная категория:   высшая

                                                           Общий педагогический стаж:  36 лет

               

        

г. Москва, 2017-2018 уч. г.

Оглавление

Введение        4

1.  Целевой компонент Рабочей программы        7

1.1. Пояснительная записка        7

Планируемые результаты освоения Рабочей программы        13

Содержательный раздел РП        17

Особенности организации образовательного процесса в старшей группе        17

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)        18

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»        19

Образовательная область «Познавательное развитие»        19

Образовательная область «Речевое развитие»        20

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»        20

Образовательная область «Физическое развитие»        21

Комплексно-тематическое планирование        22

Вариативная часть (часть, формируемая участниками образовательного процесса)        24

Инновационная деятельность        24

Использование парциальных программ        24

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ        25

Режим пребывания детей в группе        25

Оздоровительный режим на холодный период в старшей группе        25

Оздоровительный режим на теплый период в старшей группе        26

Психолого - педагогические условия реализации Рабочей программы        27

Создание и обновление развивающей предметно - пространственной среды (РППС)        27

Работа с родителями        28

Планирование и организация НОД (непосредственной образовательной деятельности)        29

Методическое обеспечение рабочей программы        31

Заключение (выводы и предложения)        31

Список литературы        31

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Целевой раздел Рабочей программы (РП)……………………………………………………………………………

3

    1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………….

3

          1.1.1. Цели и задачи реализации Рабочей программы……………………………………………………..

3

          1.1.2. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы

4

          1.1.3. Отличительные особенности Рабочей программы .

          1.1.4. Возрастные особенности детей ……………………………………………………………....

    1.2. Целевые ориентиры…………………………..

    1.3. Планируемые результаты освоения Рабочей программы……………………………………………………

2. Содержательный раздел Рабочей программы………………………………………………………

Обязательная часть 

     2.1. Особенности организации образовательного процесса

     2.2. Содержание образовательной деятельности в соответствии направлениями развития ребенка

         (в пяти образовательных областях)

          2.2.1. Социально-коммуникативное развитие

          2.2.2. Познавательное развитие

          2.2.3. Речевое развитие

          2.2.4. Художественно-эстетическое развитие

          2.2.5. Физическое развитие

   2.3. Комплексно-тематическое планирование…………………………………………………………..

Вариативная часть (часть, формируемая участниками образовательного процесса)

  2.4. Инновационная деятельность………………………………………………………………………… 

  2.5.Использование парциальных программ

3. Организационный раздел Рабочей программы………………………………………………………….

  3.1.  Режим пребывания детей в группе

     3.1.1. Оздоровительный режим на холодный период в старшей группе

      3.1.2. Оздоровительный режим на теплый период в старшей группе

      3.1.3.Особенности организации режимных моментов

   3.2. Психолого- педагогические условия реализации РП

      3.2.1. . Создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды………………………..

 

     3.2.2. Работа с родителями………………………………………………………………………………

  3.2. Планирование и организация НОД (непосредственной образовательной деятельности) ……………………

  3.3. Методическое обеспечение Рабочей программы ……………………………………………………………

Заключение (выводы и предложения)

4. Список литературы (для воспитателей, для родителей; нормативно-правовые документы;

Интернет-ресурсы)…………………………………………………………………………………………

5. Приложения 

Введение

      Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка. В этом возрасте дети получают базовый комплекс знаний, которые им будут необходимы во взрослой жизни. И во многом от того, как проживут они свои семь лет до школы, зависит в будущем их способность быть успешными и мобильными в любых социально-экономических условия.

     Школьные годы – важный этап в жизни каждого человека. Школа даёт базовые знания, которые каждый человек всё время совершенствует. В отличие от садика, вопроса о посещении школы у родителей возникнуть не может. Подготовка к школе позволит не беспокоиться о дальнейшей адаптации ребёнка – школьные  образовательные программы станут увлекательным занятием для будущего первоклассника. Школу нужно посещать и все это знают. Однако, сейчас просто прийти в школу без базовых навыков нельзя. Поэтому необходима  подготовка к школе: обучение письму, чтению, счету.  Информационный  материал данной дипломной работы можно практически использовать  при составлении планирования занятий в группе эстетического развития и подготовки к школе  (учить только тому, что действительно важно: основам грамоты, чтения, математики, окружающего мира, художественного труда.)

       Цель таких занятий – подготовка дошкольников к обучению в школе, развитие положительного самоопределения к учебной деятельности.

Актуальность работы 

Современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Модернизация дошкольного образования – это комплекс мер, направленных на обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Исходя из этого, составлена индивидуальная образовательная программа в условиях модернизации и требований ФГОС.

        Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности.

Ведущим методом является метод практических действий, который позволяет дошкольникам усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, действия с предметами, моделями, зарисовывая, раскрашивая.

Назначение: представленная Авторская Рабочая программа предназначена для организации воспитательно-образовательного процесса;  рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ, студентам педагогических учебных заведений, руководителям групп подготовки детей к школе ( при составлении планирования занятий).

Принципы построения: доступность, стимулирование познавательных процессов, последовательность и системность.

Объект дипломной работы: воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования: проектирование и реализация Рабочей программы

Условия реализации: дошкольные образовательные учреждения.

Проблема: востребовано обновление образовательного ФГОС ДОУ с учетом введения ФГОС ДО и реализация ФГОС ДОУ в практике по модернизации в работе ДОУ.

Степень разработанности проблемы 

В последние годы в системе образования наметился позитивный поворот к дошкольному детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Для того чтобы успешно реализовывать образовательно-воспитательную функцию современного поколения в РФ, еще в 2003 году на государственном уровне стали обсуждать необходимость создания единых обобщенных требований к знаниям и умениям воспитанников учебных заведений различных уровней.

Таким образом, уже в 2004 году был создан образовательный стандарт первого поколения. Его ввели в практическую деятельность различных образовательных учреждений, в том числе были распространены нормативы ФГОС в ДОУ. После этого документ регулярно обновляется. При этом учитываются развитие современного технологического прогресса и требования общества. ФГОС составлен в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией прав ребенка.

Цель дипломной работы: составить индивидуальную образовательную программу как механизм «устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства». Сноска: Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2016 года) Основные направления модернизации образования.

Приоритетные задачи: постичь результативность использования данной РП: использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога; обеспечить условия реализации РП, отвечающие современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья  воспитанников.

Обзор источников. 

Настоящая Рабочая программа разработана для старшей группы детского сада на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и ООП ДОО в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Были использованы следующие нормативные документы:

-Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2016 года)

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;

- Конституция РФ, ст. 43, 72;

- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14ноября 2013 г. № 30384);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564).

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

Интернет-ресурсы: сайт УЦДО «ВсеВебинары.ру» www.vsewebinari.ru Учебно-методический комплекс к курсу «Воспитатель ДОУ»

Характеристика дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами разработки РП. Работа состоит из введения, трех основных разделов (структура Рабочей программы (РП)): целевой, содержательный, организационный раздел, заключения (резюме);списка литературы для педагога, родителей; Интернет-ресурсы; приложения. Введение раскрывает актуальность проблемы, обозначает объект, предмет, цель, задачи и методы исследования; раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

 В РП отражена обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку (цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию Программы, значимые для разработки и реализации; характеристики особенностей развития детей старшей группы); планируемые результаты освоения программы с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальная траектория развития) детей.

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей и включает в себя: описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях; вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; парциальные программы (описание особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик); описание способов и направлений поддержки детской инициативы; описание особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

Организационный раздел содержит: описание материально-технического обеспечение Программы; обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; режим дня; описание организации развивающей предметно-пространственной среды.

Структура и содержание Программы определены сроком на 1 год и корректируется педагогами в соответствии с реальными условиями, дополняется комплексно-тематическим, перспективным и календарным планированием работы

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому.

В заключении подводятся итоги исследования, сформулированы окончательные выводы, практические рекомендации по рассматриваемой теме. В конце работы приводится список основных источников и специальной литературы, информационные ресурсы.

Методическая и практическая значимость работы: данная Рабочая программа открывает возможности для самоопределения детей и педагогов, передачи и накопления опыта творческой деятельности, овладения ими навыками социального творчества, удовлетворения интереса, развития творческого потенциала.

1.  Целевой компонент Рабочей программы

1.1. Пояснительная записка

      Нормативно-правовая база

Содержание Рабочей программы определяется возможностями образовательного учреждения и образовательными запросами основных социальных заказчиков – родителей воспитанников (или их законных представителей), с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители (лица их заменяющие), педагоги ДОУ. В РП учтены концептуальные положения реализуемой в ДОУ примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева).

РП разработана в соответствии:

С международными правовыми актами:

-Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990);

-Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1286 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959)

Законами РФ и документами Правительства РФ:

-Конституция РФ ст.7, 14, 17, 26, 38, 43, 68

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

-«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (с изм. и доп.);

-«Национальная доктрина образования» (одобрена постановлением Правительства РФ от 30.06.2000 г.);

Документами Федеральных служб:

-«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26);

-Нормативно-правовыми документами Минобразования России:

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

-Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Цель Рабочей программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи Рабочей программы: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;  вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; уважительное отношение к результатам детского творчества; единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи; соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Направления программы: Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Программа построена с учетом следующих принципов:

• развивающего образования, целью которого является развитие ребенка 5-6 лет    (старшая группа);

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей старшего дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей 5-6 лет, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности старших дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

• предполагает построение образовательного процесса в старшей группе на адекватных возрасту формах работы с детьми;

• допускает варьирование образовательного процесса в старшей группе в зависимости от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между детским садом и начальной школой, сотрудничество с семьей.

Отличительные особенности РП: направленность на развитие

личности ребенка; патриотическая направленность; направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей, на дальнейшее образование, на сохранение и укрепление здоровья детей, на учет индивидуальных особенностей ребенка; особенности структуры Рабочей программы: гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка; охват всех возрастных периодов (от рождения до школы); простота введения вариативной части; наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности; технологичность РП; наличие приложения с подробными перечнями.

Возрастные особенности детей (5-6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в


этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно - логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.


Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Рабочая программа предполагает достичь положительной динамики развития каждого ребёнка на основе социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений в виде следующих целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования:

-ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Он способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности (прежде всего в игре), владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для выражения своих чувств. Он строит речевые высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах. У ребёнка складываются предпосылки грамотности;

-у ребёнка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Он может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

-проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Он склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории;

 -склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. 

Планируемые результаты освоения Рабочей программы

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Умеют быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдают порядок в своём шкафу.
  • Умеют правильно пользоваться столовыми приборами, едят аккуратно, бесшумно
  • Ходят и бегают легко, ритмично.
  • Умеют лазать по гимнастической стенке с изменением темпа.
  • Выполняют различные виды прыжков.
  • Владеют школой мяча.
  • Перестраиваются в колонну по трое, четверо, равняются, размыкаются, выполняют повороты.
  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • Соблюдают правила дорожного движения(переходить улицу в указанных местах в соответствии со светофором)
  • Знают, где работают родители, как важен их труд для общества.
  • В повседневной жизни, в играх выражают формы вежливости
  • Делятся с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями, уточняют источник полученной информации.
  • Дети решают спорные вопросы и улаживают конфликты с помощью речи: убеждают, доказывают, объясняют.
  • Участвуют в беседе, аргументировано и доброжелательно оценивают ответ, высказывание сверстника.
  • Умеют поддержать беседу, высказывают свою точку зрения, согласие или несогласие с кем-то.
  • Умеют работают коллективно.
  • Умеют договариваться с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняются правилам.
  • Умеют разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.
  • Используют различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии…)
  • Создают творческую предметно- игровую среду, используя полифункциональный материал, предметы- заместители.

Образовательная область «Познавательно развитие»

  • Создают множество (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного размера, цвета, формы,назначения).
  • Считают (отсчитывают) в пределах 10.
  • Правильно пользуются количественным и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечают на вопросы: «Сколько? Который, по счету?»
  • Уравнивают неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).
  • Сравнивают предметы на глаз (по длине, ширине, высоте; толщине).
  • Проверяют точность определений путем наложения или приложения.
  • Размещают предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
  • Выражают словами местонахождения предмета по отношению к себе, другим предметам.
  • Ориентируются на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в середине, в углу)
  • Знают некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон равенство, неравенство сторон).
  • Называют утро, вечер, ночь, смену частей суток.
  • Называют текущий день недели.
  • Устанавливают последовательность различных событий: что было раньше, что позже.
  • Знают о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающие комфорт.
  • Умеют сравнивать предметы: по назначению, цвету, форме, материалу.
  • Умеют предметы классифицировать (посуда - фарфоровая, стеклянная, керамическая…)
  • Могут рассказать о достопримечательности родного края, о замечательных людях, прославивших свой край.
  • Могут рассказать о том, в какой стране живут, какой город столица, могут узнать флаг России, гимн.
  • Знают название родной станицы.
  • Классифицируют предметы, определяют материалы, из которых они сделаны.
  • Могут рассказать о Российской армии, о том кто защищает.
  • Имеют представления о людях разных профессий: строители, земледельцы, работники транспорта, связи..)
  • Имеют представления о понятиях: лес, луг, сад, могут различить некоторые деревья, кустарники и травянистых растения.
  • Рассказывают о домашних животных и их повадках, зависимости от человека.
  • Рассказывают о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к сезонным изменениям.
  • Узнают и называют птиц: ласточка, скворец.
  • Узнают и называют представителей класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) и насекомых (пчела, комар, муха).
  • Называют времена года, отмечают их особенности.
  • Знают о взаимодействии человека с природой в разное время года.
  • Знают о значении солнца, воды и воздуха для человека, животных, растений.
  • Знают чередование частей суток и их некоторых характеристиках.
  • Создают постройки по рисунку, самостоятельно подбирают необходимый строительный материал.
  • Планируют этапы создания собственной постройки, находят конструктивные решения.
  • Анализируют образец постройки.
  • Называют и различают новые детали: разнообразные по форме и величине пластины, бруски, цилиндры, конусы и др.
  • Выделяют основные части и характерные детали конструкций.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Употребляют в речи существительные, обозначающие предметы бытового окружения, прилагательные, характеризующими свойства и качества предметов, наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношения к труду.
  • Подбирают к существительному несколько прилагательные; заменяют слово другим словом со сходным значением.
  • Употребляют слова в точном соответствии со смыслом.
  • Определяют место звука в слове.
  • Различают на слух и отчетливо произносят сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки.
  • Умеют согласовывать слова в предложениях: сущ. с числительными, прилагательные с существительными
  • Замечают и исправляют ошибку в ударении в слове.
  • Умеют образовывать однокоренные слова.
  • Составляют по образцу простые и сложные предложения.
  • Составляют по образцу рассказы по сюжетной картинке, по набору картинок.
  • Последовательно, без существенных пропусков пересказывают небольшие литер. произ.
  • Знают 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
  • Называют жанр произведения.
  • Драматизируют небольшие сказки, читают по ролям стихотворения
  • Называют любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Умеют различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
  • Выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
  • Знают особенности изобразительных материалов.
  • Создают изображения предметов (с натуры, по представлению), сюжетные изображения.
  • Используют разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
  • Используют различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
  • Выполняют узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
  • Владеют различными способами и приемами рисования различными материалами (карандашами, гуашь, мелки, фломастеры, разнообразные кисти и т.д.)
  • Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.
  • Создают небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
  • Создают изображения по мотивам народных игрушек.
  • Изображают предметы и создают несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезывания, обрывания бумаги.
  • Различают жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня).
  • Различают жанры музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
  • Различают высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
  • Поют без напряжения, плавно, легким звуком, отчетливо произносят слова, своевременно начинают и заканчивают песню.
  • Ритмично двигаются в соответствии с характером и динамикой музыки, выполняют танцевальные движения.
  • Самостоятельно инсценируют содержание песен, хороводом; действуют не подражая друг другу.

Обобщение 1. Проектирование воспитательно-образовательного процесса строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей в единстве воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом продемонстрировано, что решать поставленные цели и задачи, следует, избегая перегрузки детей. Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Содержательный раздел РП

Обязательная часть

Особенности организации образовательного процесса

В структуру образовательного процесса старшей группы включены такие компоненты как:

- непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН);

- образовательная деятельность в режимных моментах;

-  самостоятельная деятельность детей;

- образовательная деятельность в семье.

         Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка 5-6 лет в ходе различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию.

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Основные формы:                                -игра,                                                 -занятие,                                                  -наблюдение,                                          -экспериментирование,                          -разговор,                                          -решение проблемных ситуаций,                                   - проектная деятельность и др.

Решение образовательных задач в ходе режимных моментов

Деятельность ребенка в разнообразной, гибко меняющейся предметно-развивающей и игровой среде

Решение образовательных задач в семье

Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка 5-6 лет, самостоятельной деятельности детей.

        Двигательная деятельность организуется при проведении организованной образовательной физкультурной деятельности, режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка.

Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка старшей группы в детском саду; способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.

Трудовая деятельность организуется с целью формирования у детей 5-6 лет положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Основными задачами при организации труда являются воспитание у детей потребности трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, стремления быть полезным окружающим людям, радоваться результатам коллективного труда; формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Данный вид деятельности включает такие направления работы с детьми как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей старшего дошкольного возраста познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности – формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Во всех группах детского сада оборудованы уголки для проведения экспериментов.

Продуктивная деятельность направлена на воспитание у детей 5-6 лет интереса к эстетике окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию.

Музыкально-художественная деятельность организуется с детьми 5-6 лет ежедневно, в определенное время и направлена на развитие у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Данный вид деятельности включает такие направления работы, как слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество. Игра на музыкальных инструментах.

Чтение детям художественной литературы направлено на формирование у них интереса к чтению (восприятия) книг. При этом решаются следующие задачи: создание целостной картины мира, формирование литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Дети 5-6 лет учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами.

Ежедневный объём непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности. Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.

Проектирование образовательного процесса в старшей группе выстраивается  на основе комплексно-тематической модели.

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательного и образовательного процесса в подготовительной к школе группе детского сада, она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей 5 - 6 лет, формирование у них предпосылок учебной деятельности, обеспечение их дальнейшей социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья.

Рабочая программа строится с учетом принципа интеграции, что позволяет гармонизировать воспитательно-образовательный процесс и гибко его планировать в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Рабочая программа построена с учётом использования следующих образовательных областей:

  • Социально - коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно - эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Рабочая программа предусматривает решение программных образовательных задач не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но ив ходе режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе.

Основные цели и задачи:

1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

2. Формирование гендерной и семейной принадлежности.

3. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

4. Формирование основ безопасности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.инаправлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов.

Основные цели и задачи:

  1. Формирование элементарных математических представлений.
  2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
  3. Ознакомление с предметным окружением.
  4. Ознакомление с социальным миром.
  5. Ознакомление с миром природы.

Методическое оснащение:

  • Программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой;

Образовательная область «Речевое развитие»

Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные цели и задачи:

  1. Развитие речи детей.
  2. Знакомство с художественной литературой.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Основные цели и задачи:

  1. Приобщение к искусству:

• Учить выделять, называть и группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).

• Познакомить детей с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Учить выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных

видов искусства, знать и называть материалы для разных видов художественной деятельности.

• Познакомить с произведениями живописи И. Шишкина, И. Левитана,

В. Серова, И. Грабаря, П. Кончаловского и др., с изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников- иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).

• Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.

• Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т.д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т.д.

• Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.

• При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.

• Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству. Формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.

• Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.

• Формировать бережное отношение к произведениям искусства.

• Привлекать детей к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам; использовать при этом созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т.п.). Развивать умение замечать изменения в оформлении помещения детского сада (в соответствии с сезоном, праздниками, досуговой деятельностью); объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по их поводу, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления.

  1. Изобразительная деятельность.
  2. Конструктивно-модельная деятельность.

Образовательная область «Физическое развитие»

Включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Основные цели и задачи:

  1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
  2. Физическая культура.

НОД по физической культуре проводится 3 раза в неделю. Два из них проводятся в физкультурном зале, одно - на прогулке. При температуре ниже 20 градусов занятие на прогулке проводится в физкультурном или музыкальном зале, в облегчённой одежде, в хорошо проветренном помещении.

Неотъемлемой частью образовательной области «Физическое развитие» также являются:

  1. Физминутки (двигательно-речевые, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения), это - необходимая составляющая каждой НОД статического плана.
  2. Бодрящая гимнастика, ежедневно проводимая после дневного сна.
  3. Утренняя гимнастика, проводимая ежедневно в утреннее время.
  4. Точечный массаж.
  5. Дыхательная гимнастика.
  6. Проведение подвижных игр, спортивных мероприятий, досугов и праздников.
  7. Система закаливающих мероприятий (Приложение 3)

Методическое оснащение

  • Программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой;


Комплексно-тематическое планирование

Темы придают системность образовательному процессу. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) призывает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя. Тема реализуется в течение одной-двух недель.

Календарь тематических недель (праздников, событий, проектов)

2.1.1. Комплексно-тематическое планирование


Время года

Тема недели

Осень

1 неделя: Вот и лето прошло

2 неделя: Мы теперь в старшей группе

3 неделя: Наступила осень

4 неделя: Мой родной город

1 неделя: Как живут люди в селах и деревнях

2 неделя: Транспорт

3 неделя: Береги свое здоровье!

4 неделя: Главный город России

1 неделя: Москва — столица России

2 неделя: Какая бывает осень

3 неделя: Скоро зима

4 неделя: Моя семья

Зима

1 неделя: Имена и фамилии

2 неделя: Вот пришли морозцы — и зима настала

3 неделя: Защита Родины

4 неделя: Новый год у ворот

1 неделя: Рождественские каникулы

2 неделя: Человек

3 неделя: Зима в лесу

4 неделя: Мы живем в России

1 неделя: Опасности вокруг нас

2 неделя: Воздух-невидимка

3 неделя: День защитника Отечества

4 неделя: Зима прошла

Весна

1 неделя: Мамин праздник

2 неделя: Знаменитые люди России

3 неделя: Животный мир

4 неделя: Вода-волшебница

1 неделя: Мы живем на Земле

2 неделя: Космос

3 неделя: Пришла настоящая весна

4 неделя: Россия – Родина моя

1 неделя: День Победы

2 неделя: Здоровье надо беречь!

3 неделя: Труд людей

4 неделя: Россия богата талантами

Лето

Июнь

Здравствуй, лето!

Июль

Безопасность ребенка

Август

Я и природа

Вариативная часть (часть, формируемая участниками образовательного процесса) 

Инновационная деятельность

Цель: создание условий для всестороннего развития ребёнка в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в социум. Обеспечение возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья воспитанников.

В ходе реализации Рабочей программы предполагается использование инновационных (современных образовательных) технологий: мнемотехника  (совокупность приемов для легкого запоминания); ИКТ-технология (создание презентаций в РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми; ТРИЗ-технология, методы развития творческого воображения дошкольников; проектная деятельность (выполнение творческих нестандартных заданий; сказкотерапия; технология музыкального воздействия; исследовательская технология (разрешение проблемных ситуаций путем опытов, экспериментов); технология развития речи, взаимодействия с семьей; личностно-ориентированная технология (направленная на разностороннее  и творческое развитие ребёнка); технология изобразительной деятельности; здоровьесберегающие технологии (сохранение здоровья; воспитание валеологической культуры); логоритмика (связывает воедино слово (звук), музыку и движения); пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз; релаксационные упражнения (элементы психогимнастики).

Использование парциальных программ

Включение парциальных программ в образовательную программу представляет более широкиевозможности для познавательного, социального, и личностного развития ребенка, эффективнодополняет основную образовательную программу дошкольного образования. Выбор представленныхпарциальных программ обусловлен запросами родителей, с учетом специфики условий осуществленияобразовательной деятельности; потребностей и интересов детей; возможностей педагогического коллектива.

Образовательная область (методическое обеспечение).

Социально-коммуникативное развитие: «Н.Н.Авдеева,О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина Основы безопасности детей дошкольного возраста, «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2002 . О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 1999.

Речевое развитие: О.С.Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду,М.: ТЦ, «Сфера» 2010

Познавательное развитие: Н.Н.  Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, ТА. Виноградова. Программа экологического образования детей «Мы», «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2006. Л.В. Куцакова. Программа «Конструирование   и художественный   труд   в   детском   саду», «ТЦ Сфера», 2005. В.П. Новикова. «Математика в детском саду», Мозаика-Синтез, 2012

Физическое развитие: Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка-М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Художественно-эстетическое развитие: Программа «Ладушки» И.Н. Каплунова, И.А. Новосельцева. Санкт –Петербург: Изд-во «Композитор», 2003. Программа «Изобразительная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет» Т. С. Комарова.

 Обобщение 2.  Приоритет содержания образовательной деятельности в РП— воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение

и умеющего отстаивать его.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 Режим пребывания детей

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Соблюдение режима дня - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При его соблюдении вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное значение, формируются культурно-гигиенические навыки, и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения. При четком выполнении режима дня у ребенка формируются качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе.

Особенности организации режимных моментов

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

Прием пищи. Важно помнить, что дети едят с разной скоростью, поэтому надо дать им возможность принимать пищу в своем темпе.

Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании еды или после ее приема — это способствует утомлению.

Прогулка. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья детей и профилактики утомления. На прогулке они могут удовлетворить свою потребность в двигательной активности (в самостоятельных и организованных подвижных, спортивных играх и упражнениях).

Недопустимо сокращать время прогулок; воспитатель должен обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в соответствии с режимом дня. Продолжительность прогулки во многом зависит от ее организации.

Процесс одевания и раздевания нередко затягивается, особенно в холодное время года. Правильно сформированные навыки самообслуживания, умение аккуратно складывать одежду в определенном порядке, ожидание интересной прогулки — все это помогает детям собираться быстрее и позволяет дольше находиться на свежем воздухе.

Ежедневное чтение. В режиме дня для целесообразно выделить постоянное время ежедневного чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. Чтение книг и обсуждение прочитанного помогает на примере литературных героев воспитывать в детях социально-нравственные качества, избегая нудных и бесполезных поучений и нотаций. При этом нельзя превращать чтение в занятие — у ребенка всегда должен быть выбор: слушать или заниматься своими делами. Задача педагога — сделать процесс чтения увлекательным и интересным для всех детей.

Психолого - педагогические условия реализации Рабочей программы

Важнейшим условием реализации Рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Для выполнения этих условий необходимо выполнение определённых требований к реализации Рабочей программы:

  • Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка.
  • Формирование у детей доброжелательных, внимательных отношений.
  • Развитие у детей самостоятельности.
  • Создание условий для развития свободной игровой деятельности.
  • Создание условий для развития познавательной деятельности.
  • Создание условий для развития проектной деятельности.
  • Создание условий для самовыражения средствами искусства.
  • Создание условий для физического развития.

Чтобы выполнить все перечисленные требования к реализации Рабочей программы, необходимы создание и обновление предметно-развивающей среды, инновационная деятельность, сотрудничество с семьей.

 Создание и обновление развивающей предметно - пространственной среды (РППС)

РППС группы содержательно-насыщенная, трансформируемая, вариативная, доступная и безопасная для детей. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию рабочей программы. Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям, что обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя игры, чередовать их в течение дня, а воспитателям дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Особенности организации непосредственно-образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связаны со стилем поведения воспитателя. Освоение программ детьми происходит в индивидуальном темпе (исходя из принципа минимакса: материал даётся по возможному максимуму, а требования по усвоению предъявляются по минимуму, необходимому для прохождения следующего этапа обучения).

Партнерская форма непосредственно-образовательной деятельности предполагает определенную организацию пространства деятельности: максимальное приближение к ситуации круглого стола, приглашающего к равному участию в работе, обсуждения, исследовании.

При конструировании образовательного процесса использованы положительные стороны комплексно-тематической и предметно - средовой моделей построения образовательного процесса: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

-зона умеренной активности: «Центр познания»; «Центр книги»; «Центр природы»; «Центр занимательной математики»;

-зона средней активности: «Центр конструирования»; «центр безопасности»; «Центр ИЗО-деятельности»

-зона повышенной активности: «Центр двигательной активности»; «Центр музыки»; «Центр театра»; «Центр игры»; «Центр дежурства».

При организации РППС группы соблюдаются требования безопасности, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

В группе созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки). Пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. В группе организуется рациональный двигательный режим путем чередования разнообразной активной деятельности и отдыха.

Развивающая среда соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает все направления развития детей.

Работа с родителями

Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями)

Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Содержание работы с семьями воспитанников по направлениям:

«Физическое развитие»:

- информирование родителей (законных представителей) о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение);

- стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными играми, прогулками.

«Социально-коммуникативное развитие»:

- знакомство родителей (законных представителей) с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;

- привлекать родителей (законных представителей) к активному отдыху с детьми;

- заинтересовать родителей (законных представителей) в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;

- сопровождать и поддерживать семей воспитанников в реализации воспитательных воздействий;

- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;

- проводить совместные с родителями (законных представителей) конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.

«Познавательное развитие»:

- ориентировать родителей (законных представителей) на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;

«Речевое развитие»:

- развивать у родителей (законных представителей) навыки общения с ребенком;

- показывать значение доброго, теплого общения с ребенком;

- показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

«Художественно-эстетическое развитие»:

- поддержать стремление родителей (законных представителей) развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;

- привлекать родителей (законных представителей) к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения;

- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.

Планирование и организация НОД (непосредственной образовательной деятельности)

Виды организованной деятельности

Количество

_(по программе)

Примерная интеграция видов организованной деятельности

Познавательное развитие

Формирование элементарных математических представлений

2

1

Игровая деятельность. Конструирование из различных материалов.

Развитие речи

Элементарная трудовая деятельность.

Развитие речи

2

Музыкальная деятельность. Познавательное развитие Изобразительная деятельность.

Игровая деятельность.

Развитие речи

Изобразительная деятельность:

  • рисование
  • лепка
  • аппликация

1

1

1

Развитие речи

Конструирование из различных материалов.

Музыкальная деятельность.

Элементарная трудовая деятельность.

Физическая культура

3

Развитие речи

Игровая деятельность.

Познавательное развитие

Музыкальная деятельность

деятельность.

Музыка

2

Познавательное развитие

Развитие речи

Игровая деятельность.

Общее количество НОД:

13

Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, продолжительность НОД для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе детского сада 45 минут. В середине НОД статического характера проводятся физкультурные минутки.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день.

Методическое обеспечение рабочей программы

Всё содержание воспитательного и образовательного процесса в рабочей программе выстроено в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М. «Мозаика-Синтез», 2014 (соответствует ФГОС) и с учётом парциальных Программ: «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина; «Изобразительная деятельность И.А.Лыкова, М. «Карапуз», 2009; «Физическая культура дошкольникам», Л.Д. Глазырина, М. «Владос», 2011.

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.

Рабочая программа предназначена для детей 5 - 6 лет (подготовительная к школе группа детского сада) и рассчитана на 40 недель.

Заключение (выводы и предложения)

В связи с введением нового Закона об образовании и федерального государственного образовательного стандарта необходимы изменения в профессиональной компетенции педагога в обучении новым технологиям. В соответствии с этим разработана индивидуальная программа с учетом изменений воспитательно-образовательных нововведений. Творческий подход, мастерство и желание осуществить комплексную систему воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста помогают реализовать программные цели и задачи таким образом, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познавать многогранность мира, что позволит с дошкольного детства заложить основы мотивированного обучения.

        Полноценная  интеграция ребенка в образовательную среду современной начальной школы возможна только при условии комплексного воздействия на его интеллектуальное развитие, коммуникативные навыки и психологическую готовность.

        Рекомендую применить следующую программу занятий для руководителей  групп эстетического развития и подготовки к школе: 1. Развивающие и психологические игры 2. Обучение грамоте, подготовка руки к письму 3. Математика и развитие логического мышления 5.Ознакомление с окружающим миром 7. Музыкальные занятия, танец 8. Рисование, художественный труд.  Тем более, считаю, что данная программа интенсивной подготовки к школе детей от 5,5 до 7 лет станет безболезненной. Пребыванию ребенка в образовательном учреждении, позволит обеспечить мягкую адаптацию к режиму школы, насыщенной образовательной интенсивной  программе.

Список литературы

  1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3 - 7 лет). М. Мозаика-синтез, 2013
  2. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3 - 7 лет. М. Мозаика-синтез, 2013
  3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3 - 7 лет). М. Мозаика-синтез, 2013
  4. Варенцова, Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3–7 лет : пособие для педагогов / Н. С. Варенцова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М. Мозаика-синтез, 2013
  6. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4 - 7 лет). М. Мозаика-синтез, 2013
  7. Гербова В.В. Развитие речи (5 - 6 лет). М. Мозаика-синтез, 2013
  8. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи. Планы занятий / В. В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  9. Глазырина Л.Д. Программа «Физическая культура – дошкольникам. М. Владос, 2004г.
  10. Детские народные подвижные игры ./ сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. – 224 с.
  11. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа (5 - 6 лет). М. Мозаика-синтез, 2013
  12. Евдокимова, Е. С. . Методика работы с родителями : пособие для педагогов и родителей / Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
  13. Загик, Л. В. О работе с семьей. / Л. В. Загик [и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
  14. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5–7 лет / М. Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  15. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) : пособие для воспитателя дет. сада / Т. Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985.
  16. Князева О. Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.   - СПб: Детство – пресс, 2008.
  17. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность (5 - 6 лет). М. Мозаика-синтез, 2013
  18. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. М. Мозаика-синтез, 2013
  19. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М. Мозаика-синтез, 2013
  20. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. Конспекты занятий / Т. С. Комарова. – 2-е изд., испр. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  21. Комплексное перспективное планирование. / под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
  22. Кравченко, И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы : метод. пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова ; под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – М. : ТЦ «Сфера», 2011. – 176 с.
  23. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5 - 7 лет). М. Мозаика-синтез, 2014
  24. Кулик, Г. И. Школа здорового человека. Программа для ДОУ / Г. И. Кулик, Н. И. Сергиенко. – М. : ТЦ «Сфера», 2010. – 112 с.
  25. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. (5 - 6 лет). М. Мозаика-синтез, 2013
  26. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание. Для занятий с детьми 3 - 7 лет. М. Мозаика-синтез, 2013
  27. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала. Конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  28. Лиштван, З. В.Конструирование. / З. В. Лиштван. – М.: Просвещение, 1981.
  29. Лыкова И.А Изобразительная. М.: Карапуз. 2009
  30. Максаков, А. И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим. / А. И. Максаков. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1983.
  31. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. М. Мозаика-Синтез, 2014.
  32. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3 - 7 лет). М. Мозаика-синтез, 2013
  33. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3 - 7 лет. М. Мозаика-синтез, 2013
  34. Пензулаева Л.И. Физическая культура. (5 - 6 лет). М. Мозаика-синтез, 2013
  35. Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми / Л. И. Пензулаева. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 112 с.
  36. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. / С. В. Петерина. – М. : Просвещение, 1986.
  37. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4 - 7 лет. М. Мозаика-синтез, 2013
  38. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Планы занятий / И. А. Помораева, В. А. Позина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
  39. Помораева. И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. (5 - 6 лет). М. Мозаика-синтез, 2013
  40. Развернутое перспективное планирование по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. / авт.-сот. Т. И. Кандала [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011. – 111 с.
  41. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3 - 7 лет). М. Мозаика-синтез, 2013
  42. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет. М. Мозаика-синтез, 2013.
  43. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова. – 3-е изд., стер. – М. : Изд. центр «Академия», 2006.

Приложение

Нормативно-правовые документы

  1. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26
  2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам— образовательным программам дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от30.08.2013 No 1014);
  3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 No544н и др.) ) Индивидуальная образовательная программа воспитателя)
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России От 17.10.2013 No1155);
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Интернет-ресурсы: 

Сайт УЦДО «ВсеВебинары.ру» www.vsewebinari.ru Учебно-методический комплекс к курсу «Воспитатель ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа тема " Формирование русского речевого этикета у младших школьников"

Дипломная работа Формирование русского речевого этикета у младших школьников...

Программа опытно-экспериментальной работы школы №18 по теме: «Индивидуальный образовательный маршрут как составляющая часть системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ»

Современная система образования, ориентированная на поиск путей реализации вариативности, индивидуализации и персонализации, остро нуждается в действенных моделях и способах достижения поставленных це...

Мастер – класс "Организация работы по индивидуальным образовательным маршрутам"

Мастер – класс "Организация работы по индивидуальным образовательным маршрутам" поможет учителю построить индивидуальную работу не только с одарёнными детьми, но и со слабоуспевающими ребятами....

Итоговая работа на тему: "Индивидуальная образовательная программа."

Примерная индивидуальная образовательная программа по русскому языку для ребенка с ОВЗ. 4 класс....

Дипломная работа: "Создание условий в группе для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста"

Младший дошкольный  возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание является важным усло...

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Внедрение Примерной программы внеклассных занятий «Дорожная азбука»

Дорожное движение стало одним из неотъемлемых частей современной цивилизации. Автомобильный транспорт изменил облик земли, воплотив в себе мощное проявление научно-технического прогресса и в значитель...

Из опыта работы Перспективный индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя

Перспективный индивидуальный образовательный маршрутповышения профессиональной компетентности учителяна 2018 – 2023 годы...