Формирование саморегуляции у младших школьников
учебно-методический материал

Максимова Елена Борисовна

Формирование саморегуляции у младших школьников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_samoregulyatsii_u_ml_shkolnikov.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование способности к саморегуляции у младших школьников.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями, как в парадигме всей системы образования, так и в системе образовательного учреждения. Существенным отличием в ней является удовлетворение потребности, как всего общества, так и отдельно взятой личности учащегося.

Вариативность образования призвана обеспечить качество образовательной системы через вариативность форм, средств, и способов предоставляемых образовательных услуг в соответствии с изменяющимися потребностями и возможностями учащихся. Одной из задач стоящей перед начальной школой является формирование саморегулируемой личности, из которой впоследствии разовьется способность к самоопределению.

Возникает вопрос: в чём потребность ребёнка? На память приходят слова Жан Жака Руссо: «Ребёнку нужно позволять делать всё, другое дело, что он должен хотеть делать то, что видится воспитателю.» И вот здесь нам видится необходимость формирования саморегулируемой личности, особенно в начальной школе. Процесс саморегуляции впоследствии перейдёт в процесс самовоспитания.

Таким образом, в образовательном процессе мы стремимся развить человека в человеке и заложить в него механизмы:

  •  Адаптации
  • Саморегуляции
  • Самовоспитания
  • Саморазвития
  • Самоопределения
  • Самозащиты
  • Самореализации

Они необходимы для становления самобытной личности, для диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Было отмечено, что важным элементом учебной деятельности, который необходимо выработать у школьника, является саморегуляция – это процесс внутреннего регулирования соотношения частей, образующих какое-либо единство (по С.А. Кузнецову). То есть это процесс регулирования взаимоотношений субъектов педагогического процесса (учитель, ученик, родитель).

С задачей формирования саморегуляции у младших школьников одному учителю справится трудно. Необходимо усилие трех сторон и их взаимодействие:

Учитель ↔ родители

Родители ↔ ученики

Ученики ↔ учитель

Вопрос саморегуляции – один из основополагающих. Если младший школьник не научится основам саморегулирования, он не сможет самоопределиться в дальнейшей своей деятельности, саморазвиваться, самореализоваться. Значит, процесс саморегуляции – фундамент развития личности. Отсюда начинается вариативность образования. Задача учителя обеспечить многообразие форм, методов, средств в процессе формирования саморегулируемой личности.

Сформировать в ребёнке самостоятельность нелегко. Нам видится полезной и эффективной программа «Скил-терапия», которую разработал Д. Мейкенбаум на основе общей теории деятельности. Она может легко применяться в учебном процессе, организованном на основе мысле-деятельностного подхода к обучению. И выглядит это так:

Развитие саморегуляции учащихся

Фаза скил-терапии

Коммуникация

1)Моделирования (учитель ставит задачу и решает её

Учитель ставит и решает задачу вслух в форме диалога, используя местоимения «мы» и «нам»

Функция анализа, простановки цели

2)Совместное выполнение задания

Вопросы и ответы по существу задачи, обсуждение способа решения: «твоё предложение ценно»

Функция планирования

3)Вербального самостоятельного решения задачи

Самоинструктирование: «я буду делать так…», побуждение к репликам-самоодобрениям: ты собой доволен?

Функция контроля и самоодобрения

4)Решение задачи во внутреннем плане

Помощь в случае затруднений в выборе цели (веер целей), развитие метапонимания

Функция матепонимания


Эту таблицу адаптировала на себя, для своей работы. И выглядит она так:

Фаза

коммуникация

Функции

Класс

Вид работы

1)Моделирование

Постановка задач вслух в форме диалога, используя местоимения «мы» и «нам»

Функция анализа, простановки цели

1-2

Игра

Объснение

Анализ

2)Совместное выполнение задания

Постановка вопросов и ответы по существу задачи, обсуждение способа решения: «твоё предложение ценно»

Функция планирования

2-3

Планирование

3)Вербального самостоятельного решения задачи

Процесс самоинструктирования ребёнком: «я буду делать так…», побуждение к репликам-самоодобрениям: ты собой доволен?

Функция контроля и самоодобрения

3-4

Самостоятельная работа

4)Решение задачи во внутреннем плане

Оказание помощи в случае затруднений в выборе цели (веер целей), развитие метапонимания

Функция матепонимания

4

Проектная деятельность

 

Помочь ребенку с первых дней обучения овладеть саморегуляцией (самооценкой и самоконтролем), показать, что это такое, как она осуществляется и постепенно приучить его самого регулировать свои действия. Вот задача, которая встает перед взрослыми. Если идёт  работа над формированием саморегуляции, то оно идет на всех предметах. То есть осуществляется межпредметная связь. Это гармоничный целостный подход к формированию самореголяции.

Фаза

коммуникация

Функции

Класс

Вид работы

1)Моделирование

Учитель ставит и решает задачу вслух в форме диалога, используя местоимения «мы» и «нам»

Функция анализа, простановки цели

1-2

Игра

Объснение

Анализ

В 1 класс, в курсе «Введение в школьную жизнь» дети знакомятся с навыками самоконтроля. Это те 3 дела, которые должен школьник делать сам, без помощи взрослых. Это самому утром встать, сделать зарядку, заправить постель, умыться. Это отличает школьника от дошкольника. Перед ребенком ставиться задача: «мы школьники учимся делать сами 4 дела, придя из школы, домой – повесить форму, сделать уроки, собрать портфель, помочь родителям»

Младший школьник учится анализировать свою деятельность (то есть делать отметку в табеле-календаре).

На уроках курса происходит знакомство со знаками, помогающими контролировать себя на уроке: знак поднятой руки «Хочу сказать» и знак «Говорим вместе, хором».

       🖑            

                 «Хочу сказать»                          «Говорим вместе, хором».

Эти знаки помогают корректировать ребенку свое поведение на уроке, ребёнок осуществляет самоконтроль и саморегуляцию.

Анализ особенностей действия контроля у первоклассников показал, что первоклассники приносят в учебную задачу элементы игры. Это использует учитель при оценивании деятельности детей. «Собери листочки на дерево», «Укрась елочку к новому году», «укрась кораблик флажками и подари его папе» и тому подобное. Процесс решения учебной задачи представляет сложные переплетения элементов игровой и учебной деятельности.


Фаза

коммуникация

Функции

Класс

Вид работы

2)Совместное выполнение задания

Вопросы и ответы по существу задачи, обсуждение способа решения: «твоё предложение ценно»

Функция планирования

2-3

Планирование

Учащиеся вторых и третьих классов отличаются уже более свёрнутыми формами контроля. Элементы игры у них исчезают. На первый план выходит планирование своей деятельности.

Необходимо научить детей не только планировать свою деятельность, но и проговаривать план действий, тогда ученики контролируют решение учебных задач и могут одобрить или не одобрить свои действия.

Важно на этом этапе формировать у детей учебно-познавательные мотивы, интересы не только к внешней стороне учебного процесса, но и к самому содержанию учения. Так на уроках математики при обучении младших школьников решению задач на нахождение третьего слагаемого после прочтения задачи и составления  схемы к ней, идёт анализ условия и планирование решения задачи. Например:

Задача №9 (с. 35 уч-к Л.Г.Петерсон)

В трёх автобусах ехали 68 детей. В первом автобусе ехали 25 детей, а во втором автобусе – на 3 человека больше, чем в первом. Сколько человек ехали в третьем автобусе?

Схема:

План решения задачи:

Можем сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)

Необходимо найти значение второй части. После этого найти сумму двух частей. Затем найти значение третьей части, т.е. ответить на вопрос задачи.

На уроках русского языка (3 класс, Т.Г.Рамзаева) при изучении темы «Правописание безударных гласных в слове» дети планируют свою работу на уроке:

  • Ставим ударение
  • Определяем часть слова, в которой находится безударная гласная
  • Вспоминаем правило, которое можно применить (написание корня, приставки, окончания, суффикса)
  • Применяем правило

Например:

Заморозок

  1. мороз - проверяем вторую безударную гласную о.
  2. мороз –первую безударную гласную запоминаем по написанию сочетания – оро- ,встречающееся в словах.

заморозок – написание суффикса – ок (суффикса –ак нет)

 

Знание индивидуальных особенностей детей даёт возможность правильно выстроить урок, а от этого зависит успешность урока.

На уроке необходима организация самостоятельной работы. Эта работа показывает, на сколько ученик сам  может организовать свою работу, проанализировать её, распределить время для её выполнения, сделать предварительную оценку  своей деятельности.


Фаза

коммуникация

Функции

Класс

Вид работы

3)Вербального самостоятельного решения задачи

Самоинструктирование: «я буду делать так…», побуждение к репликам-самоодобрениям: ты собой доволен?

Функция контроля и самоодобрения

3-4

Самостоятельная работа

Нужен постоянный анализ самостоятельной работы:

  • Что получилось
  • Что не удалось? Почему?
  • Что нужно сделать, чтобы не повторить этих ошибок в дальнейшем? (система упражнений по ликвидации ошибок)

Важно довести до сознания ребёнка, что эта работа  поможет достичь поставленной цели, успеха.

Анализ работы должен быть как коллективным, так и индивидуальным. Это позволяет учителю и  ученику скорректировать  свою работу.

Например:

При проверке прочности знаний по русскому языку во 2 классе было отмечено, что дети допустили много ошибок на  пропуск и замену букв.

При анализе работы внимание детей было обращено на эту ошибку. В последствии работа на уроке была построена  так, чтобы дети вспомнили  начертание букв (за лето забыли, поэтому у них был перед глазами алфавит). При  работе с текстом дети пользовались памяткой «Как правильно списывать текст». И уже в контрольной работе за 1 четверть ошибок  на пропуск и замену букв было допущено меньше.

Исходя из задач, которые решает самостоятельная работа, видим, что она готовит ребёнка к самообразованию. Готовность к самообучению – показатель готовности учащегося к освоению им проектной технологии.


Фаза

коммуникация

Функции

Класс

Вид работы

4)Решение задачи во внутреннем плане

Помощь в случае затруднений в выборе цели (веер целей), развитие метапонимания

Функция матепонимания

4

Проектная деятельность

В 1 – 2 классах к освоению этой технологии привлекаются родители. С их помощью дети учатся оформлять работу, выстраивать защиту,защищать свой проект. Увидеть  такую совместную деятельность можно на примерах проектов учеников:

  • Щадилова Сергея проект «супер оборудование для бычка»;
  • Волошина Сергея проект «Наблюдение за птицами в зимний период»;
  • Говоровской Полины медиопроект «Кошки» и т. д.

В 3 – 4 классах идёт осмысление проектной технологии. Во время работы над проектом распределяются  усилия  в  группе детей при подготовке проекта без помощи родителей. Учитель направляет деятельность учащихся и их усилия на достижение поставленной цели, инструктирует учеников.

Так при  подготовке проектов «Лисья гора», «Ушковская канава», «Спортивные комплексы  города «дети получили подробный инструктаж  работы в группе, распределили обязанности и подготовили защиту своего проекта. Прежде чем показать свою работу товарищам, ребята прорепетировали защиту и скорректировали  её с помощью учителя. Защита прошла успешно.


Таким образом для формирования способности к саморегуляции необходимо предоставить спектр приемов, методов, подходов, которые используются на каждом предмете. Их многообразие дает возможность реализовать принципы:

- целостности,

- право выбора,

- межпредметности,

          - субъектности учебно – воспитательного процесса

          - сознательности и самостоятельности учащихся

Они органично сочетаются с дидактической стороной обеспечения условий для формирования саморегуляции.

Этот сложный процесс становления «позиции школьника», вхождения в учебную деятельность как ведущую все психическое развитие предопределяет уровень проявления и изменения интеллектуальных и личностных качеств младшего школьника, которые возможно наблюдать в динамике от начала обучения к концу начальной школы.

Одновременно в этот период жизни происходит переход от наглядно-образного к понятийному, теоретическому мышлению. Формируются такие важнейшие мыслительные новообразования, как:

- способность к анализу,

- внутреннему мыслительному планированию,

- рефлексии (способности оценивать собственные действия).

Таким образом, уже 9-10-летние дети становятся способны достаточно адекватно оценивать учебную ситуацию. В этом возрасте складывается «личностный портрет» человека:

- оформляется самооценка,

- уровень притязаний,

- система ценностных ориентации,

- черты характера.

Особенно важно, что происходит становление морально-мировоззренческой и эмоциональной направленности личности, нравственной позиции ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию навыков саморегуляции у младших школьников.

ггАктуальность проблемы саморегуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей.Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоционал...

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников.

Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как услови...

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников.

Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как услови...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Программа по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников

Программа состоит из комплекса занятий. Предлагаемый комплекс занятий предназначен для работы с учащимися младшего школьного возраста и направлен на обучение детей способам эмоциональной саморегуляции...

Формирование навыков саморегуляции у младших школьников

Одна из наиболее сложных задач современного обучения – формирование у учащихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения ими учебной (или иной другой) деятельности. В психол...